ИНСТИТУТЫ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В ДАГЕСТАНЕ В КОНЦЕ XVIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья посвящена институтам конфессиональной публичной власти Дагестана в конце XVIII – первой половине XIX вв. На примере Дагестана автор показывает, что публичная власть может иметь разный характер и воплощаться в жизнь посредством институтов религиозного права.

Ключевые слова:
публичная власть, имамат Шамиля, кадий, эфендий, мусульманское судопроизводство
Текст

Исследование институтов конфессиональной публичной власти на территории Дагестана в конце XVIII – первой половине XIX вв. позволит проанализировать различные факторы, повлиявшие на  генезис и эволюцию учреждений управления, судебных органов, выявить изменения в социальном составе и правовой культуре народов Дагестана.

Исторически Северный Кавказ в целом и Дагестан в частности оказались под  сильным влиянием исламской  цивилизации и культуры, которое шло от Ирана, Османской империи. В конце XVIII – первой  половине ХIX вв. Кавказ оказался в центре геополитической борьбы Османской империи, Персии и России, пересечении древневосточной, византийско-славянской и исламской цивилизаций.

Хронологические рамки настоящей статьи охватывают конец XVIII – первую половину XIX вв. – период, представляющий интерес, поскольку он насыщен важнейшими событиями, наложившими отпечаток на дальнейший ход политико-правового развития Дагестана. Именно тогда начался процесс присоединения дагестанских владений к Российской империи, постепенного включения дагестанских территорий в административную систему российского государства, который оказал влияние на  организацию власти у народов Дагестана, на развитие социальных отношений, экономики, на административно-политическое устройство и правовую культуру  дагестанского общества. Завершился этот процесс образованием Дагестанской области в 1860 году. 

          Прежде чем переходить к характеристике институтов религиозной публичной власти в Дагестане в рассматриваемый период, не отождествляя ее с государственной властью, необходимо рассмотреть существующие в научной литературе понятия публичной власти.

По мнению Немытиной М. В. «Институты публичной власти – это социальные институты, в рамках которых идет институционализация властных полномочий».

            Для целей настоящего исследования можно воспользоваться понятием «публичная власть», сформулированным в статье Л. Е. Лаптевой, М.В. Немытиной и Ц.Ц. Михеевой. Авторы статьи  отмечают, что  «публичная власть – это производная от общества и стоящая над ним организация, имеющая институциональный характер, обеспечивающая упорядоченность отношений в обществе, управление социальными группами и процессами».  

Поскольку в науке нет  обоснованных и конкретных фактов констатирования момента возникновения государственности у народов Дагестана в исследуемый период, автором используется понятие публичная власть в Дагестане, которая не отождествляется с государственной властью.

Религиозная публичная власть дагестанского общества была представлена в лице духовных должностных лиц - кадиев, эфендиев и мулл.

В качестве верховных правителей Табасарана выступали майсум и кадий, власть которых передавались по наследству старшему в роде. Будучи неограниченными правителями во владениях, майсум и кадий обладали той компетенцией, которая свойственна многим правителям.

В Табасаране и Акушах были созданы владения кадиев. Широкой компетенцией обладал Акушинский кадий. Так, например, он мог собирать войско как для защиты владений от врагов, так и для нападения на соседние владения. Акушинский кадий также мог собирать сход для решения  значимых для Акуша вопросов. Кадий возглавлял высший совет, являвшийся органом управления Акуша.  Акушинскому кадию придавалась настолько значимая роль, что без его участия не проходила процедура избрания шамхала Тарковского. В полномочия кадия, эфендия и муллы входило также разбирательство судебных дел по шариату и сельское делопроизводство. По шариату кадии, эфендии и мулы рассматривали религиозные, семейные, наследственные споры.

Мусульманское судопроизводство выделяет 3 вида доказательств, такие как: признание, свидетельство, присяга. Собственное признание ответчика считается лучшим и окончательным доказательством. Свидетели, которых допускали к показаниям, представляли без присяги. При неимении свидетелей ответчику предоставлялось право дачи присяги. С учетом качества, способностей, обязанностей и ответственности судей, в Коране предписывается судебные дела и споры разрешать строго по справедливости, даже против близких родственников и друзей (Сура IV, статья 61 и Сура VII, статья 153).

Срок давности не был присущ для мусульманского права. Если документы не были подтверждены показаниями свидетелей, то в качестве доказательств кадий не принимал данные документы.

В случае, если спор возникал между сторонами, которые являлись представителями суннитского и шиитского мусульманского направления, то кадий, являвшийся, представителем суннитского направления и кадий- представитель шиитского направления проводили сравнения между предписаниями, указанными в шариатских книгах. Если различия между ними отсутствовали, то кадий разрешал дело. В ином случае кадии обращались  к доверенному им духовному лицу, представляли ему свои доказательства и с учетом его мнения выносили свое решение.

На должность кадия мог быть назначен только свободный и справедливый мусульманин, у которого не было значительных физических недостатков.

В соответствии с шариатской установкой, любому разбирательству тяжбы предшествовало частное соглашение и желание кадия помирить стороны. Если было невозможно мирным путем закончить спор, дело передавалось в суд, и каждая из сторон подкрепляла с помощью доказательств справедливость претензий.

Свидетельствовать могли лица благочестивые, выполняющие религиозные обряды и имеющие хорошее непорочное имя − справедливые и порядочные. Иначе кадий устранял свидетелей. Свидетельские показания или, при их отсутствии, – присяга ответчика или истца – в этом состояла суть судопроизводства. На их основании кадий решал дело. Если ответчик не являлся при разбирательстве дела, то кадий предоставлял ему срок для явки на разбирательство дела. Если же ответчик умышлено не являлся при разбирательстве дела  кадием, то кадий разрешал дело в отсутствие ответчика.

Кадию разрешалось не присутствовать в аксакальном суде, а разбирать дела дома. Однако присутствие эфенди было обязательным.

Наиболее полное воплощение институты конфессиональной публичной власти в Дагестане в рассматриваемый период нашли в Имамате Шамиля, поскольку Имамат был образован по религиозному принципу, так как одним из звеньев просветительской системы имамата Шамиля явилось обучение «мюрида по тарикату».

Необходимо подробно охарактеризовать, что представляли собой институты конфессиональной публичной власти в Имамате Шамиля в рассматриваемый период.

Шамиль искал закон, который был более жестоким для знати.  Таковым и был шариат. Период правления Имама Шамиля у дагестанцев получил название времени шариата. 

 Деятельность Шамиля была направлена на борьбу с ханами, которых поддерживали имперские генералы. Благодаря религиозному фанатизму Шамилю удалось привлечь на свою сторону бедных и простых людей. Кроме того, поддержку Шамилю оказывало мусульманское духовенство. В руках имама Шамиля были сосредоточены военные, политические и духовные функции. Высшим органом власти при имаме Шамиле были Диван-хана (Государственный совет) и Совет ученых (позже преобразованный в съезд наибов). В их компетенцию входило решение наиболее важных вопросов имамата. В состав Диван-хана входили доверенные имаму лица. Диван-хана работал каждый день, кроме пятницы. При Диван-хане функционировали отделы по судебным, военным делам и т.д. Кроме того в состав Диван-хана входили комиссии, в которых разрабатывались законопроекты. Таким образом, Диван-хана выполнял функции законодательного органа власти. Решения принимало простое большинство голосов. На Совете, имамом заслушивались доклады наибов.

На съездах народных представителей принимали участие наибы, старшины, муллы, которые решали важные вопросы Имамата.

Именно на съездах обсуждались вопросы, связанные с проведением реформ в имамате, вопросы организации и деятельности системы управления, вопросы войны и мира и т.д. На съезде избиралось высшее должностное лицо-имам.

Имамат включал в себя территорию Дагестана и нынешней Чечни. Имамат имел свой флаг, казну и столицу. Государственная казна пополнялась за счет постоянных и случайных доходов. К постоянным относились: закят, то есть сбор с хлеба, овец, который был узаконен шариатом и харадж-подать с горных пастбищ. Всю территорию имамата Шамиль разделил на наибства, которыми управляли наибы. Также наибы собирали налоги, организовывали военные походы, осуществляли набор рекрутов. Если наиб временно отсутствовал, то его обязанности осуществляли люди, которых он сам избирал из числа родственников, либо тех, кого он хорошо знал. Диван-хана выступал в качестве Высшей апелляционной инстанции, председателем которой также был Шамиль. При нем находился секретарь. Однако, если имам Шамиль не был согласен с решениями Диван-хана, то он сам мог их отменять. Муртазикаты обеспечивали охрану суда. Судопроизводство было гласным. Все решения и приговоры исполнялись наибами сразу после их вынесения. Незначительные дела рассматривали дебиры. Судопроизводство в имамате осуществлялось на основании шариата и низамов Шамиля.

Контроль за деятельностью наибов осуществляли муртазеки, которые являлись личной гвардией Шамиля. Территорию Имамата Шамиль делит на мудирства, в состав, которых вошли сельские общины, джамааты, аулы и т.д. В качестве начальников четырех наибств выступали мудиры. Должность мудиров в имамате была введена с целью осуществления полного контроля за наибами.

 В свою очередь наибства были разделены на участки, возглавляемые мазунами. В имамате вместо старейшин управление в селах осуществлял дебир, кадий или сотник, что означало внесение коренных изменений в сельское управление.

Шамилем активно проводились в жизнь законы Имамата. Низамы Шамиля регулировали деятельность должностных лиц, организацию и деятельность органов власти имамата, а также определяли размеры их содержания.

         Делая выводы, следует отметить, что конфессиональная публичная власть была сосредоточена в руках религиозных лидеров, осуществлявших не только судебные, но и военные и политические полномочия. Отсюда можно сделать вывод, что, учитывая особый этнический характер и самобытность населения в рассматриваемом периоде, а также в силу податливого принятия религиозных канонов горцами и стойкого характера адатного составляющего общества, управлять дагестанским обществом можно было и без государства, поскольку дагестанское общество могло само справляться со своими конфликтами с помощью традиционных и конфессиональных институтов. В некоторых частях Дагестана кадии осуществляли лишь разбирательство дел по шариату, в то время как в Акушах власть кадия была приравнена  к власти правителя традиционного общества Дагестана.

        Власть кадиев из выборной превращается  в наследственную и вместо того, чтобы представлять интересы дагестанского общества, кадии стали представителями интересов «верхушки» стоящей над обществом. При религиозной публичной власти суды осуществляли правосудие, руководствуясь, только нормами шариата.

Список литературы

1. Немытина М. В. Публичные интересы и производные от них юридические конструкции//Вестник РУДН. Москва, 2018. № 4. с. 425-454 .

2. Немытина М. В., Лаптева Л. Е., Михеева Ц. Ц. Zemstvo and Court of Peace in Russia: Public Authority at Local Level// Bylye Gody.2019.Vol.54.Is.4. с. 1679-1691.

3. Мисроков З. М. Адат и шариат в российской правовой системе. М., Изд-во МГУ. 2002. 256 с.

4. Торнау Н. Е. Изложение начал мусульманского законоведения, Спб.1850. 652 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?