Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья освящает проблему внедрения дистанционного образования в России в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Раскрываются достоинства и недостатки дистанционного обучения по сравнению с привычным, традиционным в системе высшего образования. В статье сделан вывод о том, что в условиях пандемии дистанционный режим обучения стал спасением для системы высшего образования, хотя в целом оно имеет ряд недостатков. В условиях пандемии переход с традиционной системы на дистанционный режим обучения был спасением для образования в целом. Однако его экстренное введение показало, что для привычной традиционной системы российского образования с использованием лишь незначительных цифровых технологий обучения это стало большим стрессом как для обучающихся, так и для самих педагогов.
дистанционное обучение, традиционное образование, пандемия, онлайн-обучение, цифровые технологии
1. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.10.2020 ).
2. Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н. Студенчество как социально-психологическая общность // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 2 (214). С. 66-69.
3. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 3-20.
4. Зотова Л.Э. Взаимосвязь терминальных ценностей студентов-психологов с характеристиками учебной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 2. С. 69-77.
5. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - № 1. - С. 8-10.
6. Как преподаватели комментируют переход на дистанционное обучение и что с этим делать. URL: http://novayagazeta.ru/articles/2020/04...
7. Ковпак Д.В. Кризис и пандемия - опасности и возможности // Психологическая газета. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/8211/ (дата обращения: 02.10.2020).
8. Первушина О.Н. Человек и неопределенность: на подступах к постановке проблемы // Вестник НГУ. Серия: Психология. 2007. Т. 1. № 1. С. 11-19.
9. Решетников М.М. Профессор Михаил Решетников об охранительной самоизоляции // Фрейдо-лакановский психоанализ. [Электронный ресурс]. URL: https:// psychoanalysis.by/2020/04/13/статья-профессор-михаилрешетников-о/ (дата обращения: 02.10.2020).
10. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. 416 с
11. Управление персоналом. // Словарь-справочник / Psyfactor. URL: https://psyfactor.org/personal/personal15-12.htm (Дата обращения: 02.10.2020)
12. Bianchi, Renzo & Schonfeld, Irvin & Laurent, Eric. (2014). Is burnout a depressive disorder? A reexamination with special focus on atypical depression. International Journal of Stress Management. 21. 307-324
13. Eric Garton. Employee Burnout Is a Problem with the Company, Not the Person // Harvard Business Review Home. URL: https://hbr.org/2017/04/employee-burnout-is-a-problem-with-the-company-not-the-person (Дата обращения: 02.10.2020)
14. Loneliness and Social Isolation as Risk Factors for Mortality: A Meta-Analytic Review / J. Holt-Lunstad, T. B. Smith, M. Baker, T. Harris, D. Stephenson // Perspectives on psychological science: a journal of the Association for Psychological Science. - 2015. -227- 37.
15. Schonfeld, I. S., & Bianchi, R. (2016). Burnout and Depression: Two Entities or One? Journal of Clinical Psychology, 72(1), 22-37.
16. Self-help for depression // ReachOut. URL: https://au.reachout.com/articles/self-help-for-depression (Дата обращения: 20.12.2019)
17. Worker attitudes towards mental health problems and disclosure // US National Library of Medicine National Institutes of Health. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25270007# (Дата обращения: 02.10.2020)