Исследованием шаманизма у народов Сибири автор статьи занимается свыше 20 лет, а преподаванием религиоведения в системе высшего образования — последние 5 лет. Когда автору весной 2010 года посчастливилось побывать на Окинаве в качестве исследователя-религиоведа, японские коллеги посоветовали ей сделать индивидуальный научно- исследовательский проект. Цель его состояла в сравнении сибирского шаманизм с окинавским, в выявлении сходств и различий между ними. Чтобы справится с поставленной задачей, в качестве объекта сравнения автор выбрала тувинский вариант сибирского шаманизма, с которым она знакома не только как исследователь, но и как носитель данной культуры. Поездку на Окинаву с полным правом можно отнести к научному виду туризма, поскольку во время путешествия автор активно вела наблюдения, проводила исследовательские работы, брала интервью у местных жителей и регулярно вела дневниковые записи. Целью поездки было собирание полевого материала, который впоследствии был обработан, осмыслен и использован автором в научных и образовательных целях. В статье автор делится своим личным опытом, в котором есть две ипостаси — научного туриста и преподавателя религиоведения. Рассматриваются сходства и различия между тувинским и окинавским шаманизмом. Основное внимание уделяется социальной роли шамана в тувинском и окинавском обществах, проявлению «шаманской болезни», обрядовой практике, гонениям на шаманов в Туве и на Окинаве в разные годы. Этот материал лег в основу цикла лекций автора по сравнительному религиоведению.
Тува, Окинава, научный туризм, шаманизм, культовая практика, сравнительный анализ, религиозные верования.
Исследованием шаманизма у народов Сибири я занимаюсь свыше 20 лет, апреподаванием религиоведения в системе высшего образования — последние 5 лет. Я одинаково увлечена темой научного исследованияи предметом, который преподаю студентам. Когда весной 2010 года посчастливилось побывать на Окинаве в качестве исследователя-религиоведа, я решила, что это хороший шанс для меня. Японские коллеги посоветовали сравнить сибирский шаманизм с окинавским, выявить сходства и различия между ними. Идея, несмотря на сложность ее воплощения, показалась весьма заманчивой. Чтобы справится с поставленной задачей, в качестве объекта сравнения я выбрала тувинский вариант сибирского шаманизма. Такой подход, на мой взгляд, не только значительно облегчал исследовательскую задачу, но и придавал ей вполне конкретный характер. Поездку на Окинаву с полным правом можно отнести к научному виду туризма, поскольку во время путешествия я активно вела наблюдения, проводила исследовательские работы, брала интервью у местных жителей и регулярно вела дневниковые записи.
1. Баженова Ж.М. Шаманство на Окинаве // URL: http://ru-jp.org/bazhenova01.htm (дата обращения: 28.12.2012).
2. Bazhenova Zh.M. Shamanstvo na Okinave // URL: http://ru-jp.org/bazhenova01.htm (data obrasheniya: 28.12.2012).
3. Бакшеев Е.С., Смирнов Ю.А. Двустадийная погребальная обрядность Окинавы как археологическая и культурно-историческая реальность // Краткие сообщения Института археологии РАН. - Вып. 224. - М., 2010. - С. 60-76.
4. BaksheevY.S., SmirnovY.A. Dvustadiynaya pogrebalnaya obryadnost Okinavy kak kulturno-istoricheskaya realnost // Kratkie soobsheniya Instituta arkheologii RAN. - Vyp.224. - M., 2010. - S. 60-76.
5. Громковская Л.Л., Кычанов Е.И. Николай Александрович Невский. - М. «Наука», 1978. - 96 c.
6. Gromkovskaya L.L., Kychanov Y.I. NikolaiAleksandrovichNevskiy. - M. Nauka, 1978. - 96 s.
7. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. 1-III. - СПб., 1926. - 560c.
8. Grumm-Grzhimaylo G. E. Zapadnaya Mongolia i Uryankhayskiy kray. T. 1-III. - Spb., 1926. - 560s.
9. Монгуш М.В. Тува век спустя после Карру-теса и Менхен-Хельфена. - Осака: Национальный музей этнологии, 2010. - 212 с.
10. Mongush M.V. Tuva vek spustya posle Karrutersa i Menkhen-Helfena. - Osaka: Natsionalnyi muzey etnologii, 2010. - 212 s.
11. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии // Урянхай. Тыва дептер. - Т. 2. - М., 2007.
12. Potanin G.N. Ocherki Severo-Zapadnoi Mongolii // Uriankhay. Tyva depter. - Т. 2. - М., 2007.
13. Яковлев Е.К. Этнографические заметки о сойотах-урянхайцах (поверья, легенды, пословицы). - СПб., 1909. - 56 c.
14. Yakovlev Y.K. Etnograf cheskie zametki o soyotakh-urianhkaytsah (poverya, legendy, poslovitsy) - Spb., 1909. - 56 s.
15. Ikegami Y.Local newspaper coverage of folk shamans in Aomori Prefecture // Folk Beliefs in Modern Japan. - Kokugakuin University. - Tokyo, 1994.
16. Lebra W. The Okinawan shaman // Ryukyuan culture and society. - University of Hawaii press. - Honolulu, 1964.
17. Sered S. Women of the sacred groves. Oxford University press. - New York, 1999.