ТУРИЗМ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается туризм как явление культуры в ее морфологическом аспекте. Анализируются проявления туризма в материальной и духовной формах культуры. При освещении вклада туризма в материальную культуру внимание обращается на все основные ее направления производственно-технологической деятельности: сельское хозяйство, здания и сооружения, оборудование, транспорт, связь и технологии. В качестве мультипримера приводится агротуризм. Духовная форма культуры в рамках туристской проблематики раскрывается в основном через категорию «знание». На конкретных примерах исследуется, как туризм влияет на его приобретение и аккумулирование. При этом учтены все существенные направления знания: практическое, научное, религиозное, игровое и мифологическое. Показано, как туризм находит реализацию в основных задачах культуры, к которым относятся: создание искусственной среды обитания и ретрансляция культурной наследственности. Доказано, что туризм является стимулом для разработки и создания многих новшеств, конструирующих искусственную (культурную) среду обитания человека. Передача же социальной наследственности осуществляется наиболее наглядно в культурно-познавательном и религиозном туризме. Большое внимание уделяется функциям культуры, которые находят свое преломление в туризме: гносеологической, регулятивной, адаптивной, семиотической и аксиологической. Но наиболее полное раскрытие в работе находит коммуникативная функция. На ее примере анализируется роль туризма в процессах кросскультурной коммуникации. Раскрывая виды культуры, соотносящиеся с основными сферами общественной жизни, указывается, как турист, сталкиваясь с проявлениями ино-культуры, может изменить свои ментальные и поведенческие парадигмы. При анализе уровней культуры (витального; специализированной и полноценной культуры) выявляется, что туризм специализированного, но в основном эмпатического уровней культуры выступает как мощный фактор гуманизации культуры. Дается значение туризма как феномена культуры.

Ключевые слова:
туризм, морфология, формы, задачи, функции, виды и уровни культуры.
Текст

Туризм представляет собой весьма сложное и многообразное явление культуры. Необходимо отметить, что он находит отражение во всех формах, задачах, функциях, видах, уровнях культуры, проявляя себя также в культурогенезе, типологии, динамике и глобализации культуры, кросскультурных коммуникациях, онтологических и гносеологических культурных аспектах. Но даже подробный обзор, не говоря о серьезном научном исследовании, означенных выше позиций, может быть осуществлен лишь в рамках монографии. Поэтому в данной работе будет предпринята попытка раскрыть специфику туризма лишь через морфологические составляющие культуры.

Список литературы

1. http://iptur.ru/agrotourism/ (дата обращения: 07.10.2014).

2. http://www.mcx.ru/documents/document/ show/27012.htm (дата обращения: 09.10.2014).

3. Электронное периодическое издание Ведомости http://www.vedomosti.ru/ companies/news/21575291/oon-turisty-sovershili-rekordnoe-chislo-poezdok-v-mire-v (дата обращения: 14.10.2014).

4. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 416 с.

5. Книга о вкусной и здоровой пище. - М.: Пищепромиздат, 1953. - 405 с.

6. Кант И. Приложение к “Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного”. //Кант И. Соч.: В 6 т. - М.: Мысль, 1964. Т. 2. С. 185 - 224.

7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. - М.: Мысль, 1986. - 380 с.

8. Швейцер А. Культура и этика. Философия культуры. Часть II. - М.: «Прогресс», 1992. - 227 с.

9. http://www.vashdosug.ru/spb/wellness/ article/71077/ (дата обращения: 09.10.2014).

10. http://www.proza.ru/2013/07/18/1727 (дата обращения: 09.10.2014).

Войти или Создать
* Забыли пароль?