СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОСОБЕННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассмотрена проблема создания системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях преемственности требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ посредством педагогического проектирования. Описан первоначальный этап – моделирование процесса социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС, результатом которого является модель. Модель системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ младшего школьного возраста в условиях ФГОС основана на целостности структурных компонентов (целевого, организационно-содержательного, результативно-критериального).

Ключевые слова:
модель, социально-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья, младший школьный возраст, федеральный государственный образовательный стандарт
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Распространение в нашей стране процесса инклюзии (включения детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками) является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инклюзия в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая, в то же время, качества жизни других участников образовательного процесса, и создания необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всем без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, языка, культуры, их психических и физических возможностей [1]. 

Н.Н. Суртаева выделяет следующие принципы педагогической поддержки: демократичность в оказании помощи (недерективный характер, представление выбора субъектам сопровождения собственного варианта взаимодействия); связь с социализацией ребенка, соответствие требованиям социальной среды при сохранении самостоятельности и противостоянии негативным влияниям (среды); выстраивание в логике возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; равноправный характер взаимодействия поддерживающего и поддерживаемого [2]. С.А. Расчетина прямо указывает, что социально-педагогическое сопровождение является частью процесса педагогической поддержки, связано с усилением внимания к тем сторонам жизни поддерживаемого, которые являются потенциально проблемными [3].

В настоящее время ученые схожи во мнении, что сопровождение – это форма реализации пролонгированной социально-психологической и педагогической помощи, которая не предполагает исправления недостатков, а направлена на активизацию скрытых ресурсов развития сопровождаемого, опору на его собственные возможности и создание на этой основе условий для адаптации и вхождения в социум. Е.И. Казакова в своей теории сопровождения детей дошкольного возраста сформулировала основные принципы процесса сопровождения: рекомендательный характер, приоритет интересов ребенка, непрерывность, мультидисциплинарность и др. [4].

Анализируя в исследованиях сущность социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, можно выделить такие характеристики: системность, процессуальность, интегративность, непрерывность, комплексность, недерективность, личностно-ориентированный характер, поэтапное решение задач, взаимосвязанность всех структурных звеньев, преемственность содержания на всех уровнях образования. Целью социально-педагогического сопровождения на каждом возрастном этапе является активизация внутреннего потенциала организма ребенка с ОВЗ для вхождения его «в зону ближайшего развития», создание, по образному выражению А.А. Майера, «условий для перехода, сопровождаемого от помощи к самопомощи» [5].

Несмотря на большое количество исследований в области сопровождения детей с ОВЗ (социального, психологического, медицинского, педагогического), следует отметить, что в условиях модернизации системы отечественного образования на всех уровнях и нестабильной социально-экономической ситуации в стране достаточно сложно выстроить устойчивую и эффективную систему сопровождения лиц с ОВЗ, особенно в инклюзивном образовании. Решению данной задачи призвана содействовать стандартизация в системе отечественного образования. В условиях ФГОС система социально-педагогического сопровождения направлена на оказание каждому ребенку с ОВЗ индивидуальной комплексной помощи и поддержки в достижении им максимально возможных результатов освоения адаптированных основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Процесс социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ младшего школьного возраста имеет специфику, обусловленную как возрастными закономерностями психического и социального развития детей с ОВЗ, так и содержанием требований ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Используемые в образовательной практике технологии социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ являются интегративными и включают комплекс мероприятий (медицинских, психологических, педагогических, социальных), содержание которых проектируется исходя из специфики нарушения в развитии ребенка с ОВЗ, его особых образовательных потребностей, анализа социальной ситуации развития и других факторов [6].

Первоначальным этапом проектирования системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС является этап педагогического моделирования, а результат – создание модели социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на основе преемственности требований ФГОС к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Анализ содержания и требований ФГОС ДО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ позволил выявить преемственность основных теоретических положений:

– основу обоих ФГОС составляет системно-деятельностный подход, предполагающий формирование ключевых компетенций у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста в процессе активной деятельности (познавательной, исследовательской, учебной, игровой, художественной и др.);

– проектирование образовательного процесса на основе возрастных закономерностей и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ с учетом «зоны ближайшего развития» каждого ребенка и с опорой на ведущую деятельность;

– проектирование образовательной коррекционно-развивающей работы в образовательных организациях на основе результатов комплексной диагностики, проводимой психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК);

– разработка для каждого ребенка с ОВЗ индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) и выбор адаптированной образовательной программы (АООП) на основе рекомендаций специалистов ПМПК;

– преемственность требований ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ к структуре, условиям и результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования [7; 8].

Теоретический анализ нормативно-правовой, медицинской, психолого-педагогической и методической литературы в области проблемы сопровождения лиц с ОВЗ позволил спроектировать модель социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

В сложившейся современной отечественной системе сопровождения лиц с ОВЗ основными структурными единицами системы являются ресурсные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС центры), а также общеобразовательные организации дошкольного и начального общего образования, в которых обучается ребенок. В модели отражены основные содержательные направления социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, реализуемого на базе региональных (муниципальных) ППМС центров и в образовательных организациях, где дети с ОВЗ учатся по адаптированным программам дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

В соответствии с Федеральным законом «Об  образовании в РФ» (№  273-ФЗ  РФ)  социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, реализуемое на базе ресурсных ППМС центров, включает: психолого-педагогическое консультирование обучающихся и их членов семьи, педагогических работников, проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с детьми; организацию логопедической помощи, комплекс реабилитационных и других мероприятий; определение порядка взаимодействия различных учреждений, осуществляющих психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ [9].

В региональных и муниципальных ППМС центрах сосредоточены: программно-методические ресурсы (учебно-методические комплекты, адаптированные к потребностям различных групп детей с ОВЗ; наглядные пособия, дидактические материалы, технические средства обучения; материально-технические ресурсы (специальное оборудование и аппаратура, приспособления и др.); кадровые ресурсы (психологи, педагоги-дефектологи для работы с малочисленными категориями детей: сурдопедагоги, тифлопедагоги).

На базе окружных ресурсных центров функционируют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), специалисты которых проводят комплексное обследование детей с последующим составлением рекомендаций для разработки индивидуальных образовательных маршрутов и рекомендаций по созданию необходимых для каждого конкретного ребенка специальных образовательных условий для освоения основной образовательной программы [10].

Организация и содержание социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на уровне образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, имеют свои особенности, зависящие от реализуемого уровня образования и требований ФГОС.

Общими направлениями социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на уровнях дошкольного и начального общего образования являются:

– выявление специалистами психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк) детей с ОВЗ и коллегиальное решение о направлении ребенка в ресурсный центр для обследования специалистами психолого-медико-педагоги-ческой комиссии (ПМПК);

– разработка специалистами ПМПк ДОО или школы индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) ребенка на основе рекомендаций ПМПК; определение варианта адаптированной образовательной программы;

– мониторинг результатов освоения ребенком с ОВЗ адаптированной образовательной программы, диагностика его развития.

Предлагаемая модель спроектирована на основе интеграции системного и процессного подходов к управлению, она позволяет встроить содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в общую структуру управления образовательными организациями на региональном и муниципальном уровнях. Структура модели социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ включает компоненты: целевой, организационно-содержательный и результативно-критериальный.

Целевой компонент является системообразующим компонентом модели и обеспечивает направленность процесса социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на планируемый результат: создание условий для оказания комплексной помощи и поддержки разным категориям детей с ОВЗ в освоении ими адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Целевой компонент определяет: цель (создание условий для оказания комплексной помощи детям с ОВЗ в условиях ФГОС); принципы (приоритет интересов ребенка с ОВЗ, мультидисциплинарность, системность, непрерывность, преемственность, рекомендательный характер); функции системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (диагностическая, прогностическая, консультационная, координационная, просветительская, коррекционно-педагогическая, рефлексивная).

Организационно-содержательный компонент модели раскрывает задачи и содержание основных направлений социально-педагогического сопровождения, осуществляемого на базе ресурсных психолого-медико-педагогических центров (ППМС центр) и в образовательных организациях, реализующих адаптивные программы начального общего образования в условиях ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Результативно-критериальный компонент позволяет соотнести результат с заданной целью и определяет критерии эффективности организации системы социально-педагогического сопровождения детей  младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях ФГОС.

При разработке критериев оценки качества системы социально-педагогического сопровождения в условиях ФГОС следует учитывать:

– требования каждого из ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

– требования ФГОС к условиям реализации адаптивных образовательных программ дошкольного и начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;

– динамику развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения адаптированных образовательных программ;

– степень удовлетворенности организацией комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ со стороны всех участников процесса сопровождения (обучающихся, родителей, педагогов, специалистов ПМПк образовательной организации).

В систему критериев оценки качества системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ как неотъемлемой части общей системы образования детей с ОВЗ входит оценка создания условий для реализации АООП, включающая оценку системы специального сопровождения (системы специальной поддержки). Структура системы специального сопровождения создается дифференцированно для каждой группы детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. Содержание и формы организации сопровождения оцениваются с учетом типологических и индивидуальных потребностей определенных групп детей с ОВЗ и могут быть различными в работе с детьми с нарушением речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др.

Таким образом, система социально-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ОВЗ направлена на оказание комплексной помощи и поддержки разным категориям обучающихся с ОВЗ в освоении ими адаптированной образовательной программы дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Основными характеристиками социально-педагогического сопровождения являются системность, процессуальность, интегративность, непрерывность, комплексность, недерективность, личностно-ориентированный характер, поэтапное решение задач, преемственность содержания на всех уровнях образования, доверительный характер отношений между сопровождаемым и сопровождающим.

Одним из ключевых направлений процесса социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ младшего школьного возраста является сотрудничество с родителями (членами семей) в форме педагогического партнерства.

Разработанная модель системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ младшего школьного возраста основана на целостности составляющих ее компонентов (целевого, организационно-содержательного, результативно-критериального).

В модели отражены основные направления социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, показана взаимосвязь в содержании деятельности сопровождения на уровнях дошкольного и начального общего образования.

Основными условиями реализации модели являются:

проектирование содержания направлений социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;

организация межведомственного взаимодействия специалистов образовательных организаций специального (коррекционного) образования, дошкольного и основного общего образования, ресурсных ППМС центров и других, участвующих в формировании системы комплексного социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на этапах дошкольного и начального общего образования;

разработка системы мониторинга и мониторинговых программ с целью выявления качества образования детей с ОВЗ в условиях ФГОС.

Список литературы

1. Сажина Н.М., Черенкова А.В., Ступенко Т.Н. Социально-педагогическое сопровождение развития подростка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образовательного пространства // научно-методический электронный журнал «концепт». - 2015. - Т. 37. - С. 141-145.

2. Суртаева Н.Н. Философия социально-педагогической поддержки // Социально-педагогическая поддержка и сопровождение. Санкт-Петербург. - Тюмень, 2002. - С. 8-16.

3. Расчетина С.А. Феномен социально-педагогической поддержки: исторические корни и современное состояние // Социально-педагогическая поддержка и сопровождение. Санкт-Петербург; - Тюмень, 2002. - С. 61-73.

4. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка. - Санкт-Петербург, 1998.

5. Майер А.А. Система сопровождения социализации ребенка в образовании // Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации личности в современном образовательном пространстве. - Петропавловск, 2011. - С. 235-240.

6. Образовательные инновации и психолого-педагогическое сопровождение обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ / под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. - Москва, 2013.

7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. URL: http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 11.11.2020).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598. URL: http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 11.11.2020).

9. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Гл. 4. ст 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. URL: http://ipipip.ru/zakon-ob-obrazovanii-2/42/(дата обращения: 09.11.2020).

10. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный образовательный стандарт / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. Москва, 2014.

Войти или Создать
* Забыли пароль?