Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проявление агрессии на почве ксенофобии, которая определяется как специфическая форма поведения, проявляющаяся в потребности оскорбления и причинения вреда человеку, принадлежащего к другой национальной культуре. Обосновано деструктивное влияние проявлений ксенофобии на сферу конструктивного межкультурного и межнационального взаимодействия в образовательной среде. Дана характеристика воспитательного со-бытийного пространства как средства профилактики проявления агрессии на почве ксенофобии. Дано авторское определение со-бытийной межнациональной и межкультурной детско-взрослой общности, которая определяется как особая система связей и отношений, направленных на конструктивное взаимодействие и освоение норм и ценностей разных национальных культур на условиях взаимопонимания, согласия и сотрудничества. Определены условия и показатели успешной профилактики проявления агрессии на почве ксенофобии.

Ключевые слова:
проявление агрессии на почве ксенофобии, профилактика агрессии на почве ксенофобии, потенциал свободного времени, воспитательное пространство межнациональной и межкультурной со-бытийной общности, интегрирующая и консолидирующая функции межнационального и межкультурного взаимодействия
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В настоящее время в Российской Федерации проживают представители 194 народов. Недостаток опыта межнациональных коммуникаций, информации о национально-культурных особенностях, нормах и ценностях, традициях и обычаях могут стать межкультурным барьером и препятствием конструктивного взаимодействия между представителями разных национальных культур [1]. Специфическую форму поведения, которая проявляется в потребности оскорбления и причинения вреда человеку, принадлежащего к другой национальной культуре, мы определяем, как проявление агрессии на почве ксенофобии. Агрессивное преследование по национальному признаку является особым маркером экстремистских групп. Идеология экстремизма представляет собой оправдание и стимулирование насилия и проявления агрессии по отношению к представителям других народов [12].

Существенным фактором, стимулирующим проявление агрессии на почве ксенофобии, является враждебность, которая проявляется как особая установка по отношению к представителю другой национальной культуры и выражается крайне негативной оценкой, демонстрацией отвращения, высокой готовностью к выражению открытого противостоянию «чужому».

Социально опасное влияние ксенофобии на сферу межнационального взаимодействия в образовательной среде заключается в том, что может сформироваться группа единомышленников, в которой объединяющим фактором становится целенаправленное противостояние и проявление агрессии по отношению к представителям других национальных культур.

В докладе Международной организации по миграции отмечается, что по количеству инокультурных мигрантов Российская Федерация занимает третье место в мире [8].  Значительная часть несовершеннолетних мигрантов состоит на миграционном учёте в крупных российских городах. Известно, что семьи мигрантов с детьми в поисках работы приезжают в Россию из сельской местности. Очевидно, что адаптация и интеграция в социум крупного мегаполиса для сельских жителей проходит значительно сложнее и поддержку инокультурные мигранты с детьми, как правило, получают среди своих земляков. При такой изоляции от социума принимающей стороны в группу риска попадают не только первое, но и последующие поколения семей мигрантов [2].

Опыт противодействия терроризму в европейских странах показал, что в экстремистские и террористические организации втягиваются дети и внуки из семей мигрантов, которые родились и выросли уже в европейских странах. Европейский опыт показывает, что необходимо особое сопровождение и следующих поколений из семей мигрантов, предупреждение и преодоление их изоляции, образования анклавов инокультурных мигрантов. Отсутствие позитивных взаимодействий мигрантов с представителями коренного населения являются существенными рисками проявления агрессии на почве ксенофобии. Очевидно, дети из семей мигрантов находятся в группе риска втягивания в социально опасные организации и необходимо осознание новых вызовов и угроз, связанных с миграционными процессами в российском обществе [2].

На наш взгляд, одно из важнейших условий успешной адаптации и интеграции несовершеннолетних мигрантов, обучающихся в российских образовательных организациях, – непрерывное социально-педагогическое сопровождение семей мигрантов. При этом под непрерывным социально-педагогическим сопровождением нами понимается оказание комплексной поддержки семьям мигрантов, индивидуальная и групповая превентивная деятельность не только с ними, но и ближайшим социальным окружением, содействие адаптации и интеграции в социум принимающей стороны. В целях искоренения иждивенческой позиции важно относиться к мигрантам не как к объектам социально-педагогического воздействия, а как к активным субъектам конструктивного межкультурного взаимодействия.

Следующей особой группой риска проявления агрессии на почве ксенофобии являются объединения спортивных болельщиков.

Эксперты отмечают, что спортивные объединения фанатов являются структурами, способными к формированию и реализации экстремистской активности на почве ксенофобии. По данным правоохранительных органов фанаты футбольных команд стоят первыми в списке деструктивных неформальных группировок, состоящих из подростков и молодых людей. Так называемые «hooligans» или футбольные хулиганы – самые активные и агрессивные представители фан-движения. Каждый участник фан-клуба имеет именную номерную символику, в случае потери которой к нему предъявляются показательные жёсткие санкции. Особенностью во взаимоотношениях среди представителей «hooligans» являются агрессивные поведенческие нормы, целенаправленные групповые выезды в различные регионы для участия в драках, погромах, акциях вандализма.

Безусловно, необходимо отличать футбольных болельщиков от футбольных фанатов хулиганов. Футбольного болельщика интересует сама игра, содержание и результат. До матча его будут интересовать исход игры, шансы команды на победу, после матча он будет обсуждать качество игры любимой команды и результат. Футбольному фанату «hooligans» будут интересны участие в драках и погромах. Очевидно, деструктивный потенциал футбольных фанатов представляет интерес для организаций радикального плана, которые, по мнению А.В. Ростокинского стараются привлечь футбольных фанатов, предоставив им площадку для занятий спортом, совместных тренировок, встреч для объединения и сплочения группы под девизом «Русский – это значит мощный и сильный!» [13, 14].

Вовлечение спортивных организаций, взаимодействие и сотрудничество с различными национальными объединениями для снижения деструктивного потенциала субкультур – это ресурс превентивной деятельности по предупреждению проявлений агрессии на почве ксенофобии.

Известно, что значительное количество социально опасных поступков подростки совершают во внеучебное время, которое именуется свободным временем и, как правило, остаётся за пределами педагогического влияния.  При этом способность направлять свободное время на достижение значимых целей, реализующие конструктивные жизненные стратегии, определяет социальное и психологическое самочувствие.

Очевидно, важнейшим условием предупреждения и преодоления проявления агрессии на почве ксенофобии является использование воспитательного потенциала свободного времени субъектов образования, развитие позитивной социальной активности, расширение инфраструктуры конструктивного взаимодействия представителей разных национальных культур.

       Рассмотрим различные виды досуговой деятельности, которые обладают превентивным ресурсом предупреждения агрессии на почве ксенофобии и развития межкультурного взаимодействия:

– по содержанию взаимодействия представителей разных национальных культур – познавательные или развлекательные;

– по времени взаимодействия – кратковременные, периодические, систематические;

– по характеру взаимодействия – пассивные или активные;

– по направленности межкультурного взаимодействия – прямые контакты с представителями других национальных групп или косвенные контакты.

Известно, что потребность в приобретении и поддержании социального статуса – это одна из важных потребностей подростка. Неуспешный в учебной деятельности субъект образования может получить во внеучебной деятельности дополнительный ресурс для реализации своего творческого потенциала и повышения социального статуса. Очевидно, что конструктивная направленность межнационального взаимодействия в сфере свободного времени должна быть в зоне педагогического влияния.

Технологии реализации воспитательного потенциала свободного времени, основанные на принципах системности и целенаправленности, преемственности и доступности, индивидуального подхода:

– коммуникативно-игровая форма досуга – массовые или групповые мероприятия, тематические конкурсные программы или национальные фестивали, спортивные соревнования или игры и другие виды досуговой деятельности;

– прикладная творческая деятельность – концерты, творческие фестивали, участие в работе национальных творческих мастерских.

Условия эффективной реализации превентивного потенциала свободного времени:

– воспитание культуры созидательного взаимодействия у всех субъектов образования вне зависимости от национальной принадлежности;

– разнообразие предлагаемых форм досуга, направленных на удовлетворение потребностей каждого субъекта образования, освоения новых социальных ролей в процессе взаимодействия представителей разных национальных культур;

– совместное проектирование досуговой деятельности, стимулирование созидательного межнационального сотрудничества;

– организация совместного отдыха детей и родителей, укрепляющего не только внутрисемейные связи, но и приносящее со-радование, со-творчество, сотрудничество детей и взрослых – представителей разных национальных культур.

Конструктивное межнациональное взаимодействие в воспитательном пространстве свободного времени представляет собой систему связей и отношений, которые проявляются в процессе совместной деятельности, направленной на освоение норм и правил совместного бытия на условиях равноправия, взаимопонимания и сотрудничества. 

Анализ научных трудов С.Н. Артановского, Г.А. Аванесова, Н.В. Кокшарова показал, что категория «взаимодействие» применительно к национальным культурам, является родовым по отношению к «взаимовлияние», «взаимообогащение». Конструктивное взаимодействие представителей разных национальных культур предполагает осознание значимости межнационального согласия, неприятия проявления ксенофобии [3, 4, 7]. 

Нами определены интегрирующая и консолидирующая функции   созидательного межнационального взаимодействия субъектов образования в образовательной среде, которые предупреждают риски проявления агрессии на почве ксенофобии. Интеграционная функция в пространстве межкультурной и межнациональной со-бытийной общности способствует сохранению собственной культуры и принятию чужой культуры. Консолидирующая функция превентивной деятельности способствуют объединению, сотрудничеству, взаимному согласию, взаимопониманию представителей разных национальных культур.

Показателем успешной профилактики агрессии на почве ксенофобии становится межкультурная компетенция субъектов образования: способность и готовность к позитивному восприятию национального многообразия; способность правильно интерпретировать поведение другого человека с позиций норм и ценностей его культуры, знание традиций, обычаев различных национальных групп; способность к позитивному  восприятию  национального многообразия, ответственное поведение в процессе взаимодействия с представителями другой национальной культуры; неприятие и устойчивость к проявлению  агрессии на почве ксенофобии.

Важнейшее направление профилактики агрессии на почве ксенофобии – это воспитание  представителей разных национальных культур в со-бытиной межкультурной и межнациональной детско-взрослой общности, которую мы определяем как особую систему связей и отношений, направленных на конструктивное взаимодействие и освоение норм и ценностей разных национальных культур на условиях взаимопонимания, согласия  и сотрудничества.

Основы теории и практики воспитания в детском коллективе были разработаны в 20-е годы прошлого столетия Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким и другими учёными и практиками и внесли бесценный вклад в развитие педагогической науки и практики.

 А.С. Макаренко разработал вопросы становления и развития уникальных воспитывающих традиций, которые способствовали воспитанию ответственного поведения и становлению сознательной, ответственной дисциплины. В дальнейшем идеи А.С. Макаренко легли в основу научных концепций и педагогической практики авторских школ Ф.Ф. Брюховецкого, С.А. Калабина, Э.Г. Костяшкина, А.А. Католикова, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова и др.

В педагогической науке понятие детско-взрослой общности, как воспитательного пространства и системы эмоционально-психологических связей и отношений, впервые было представлено в научных работах Л.И. Новиковой [10]. А.В. Шувалов рассматривает детско-взрослую общность как организованную образовательную среду, которая способствует развитию всех субъектов взаимодействия. При этом А.В. Шувалов отмечает, что духовная близость ребёнка и взрослого, взаимопонимание, принятие друг друга, взаимное доверие обеспечивают конструктивное безопасное развитие ребёнка, а разобщение и отчуждение искажают и нарушают его реальность [15]. А.А. Остапенко отмечает разницу между воспитанием событиями, которые наполняются смыслом, и воспитанием мероприятиями, воспринимаемые субъектами образования навязанными. Цели события прозрачны, понятны и поэтому принимаются ребёнком, а смысл и цели мероприятий, как правило, понятны только взрослым, дети их вынужденно «отбывают», а не проживают.  Очевидно, действие, прожитое ребёнком как особый жизненный артефакт, всегда становится значимым событием [11]. Д.В. Григорьевым был разработан в педагогике событийный подход и определена особая воспитательная роль не только событий в общности, но со-бытию, как процессу совместного бытия в одном воспитательном пространстве [5]. Ю.С. Мануйлов рассматривает со-бытие как особый способ бытия, как канал связи человека с социальной средой, имеющего сложную внутреннюю структуру, как родовое понятие такой группы феноменов, объединённых морфемой «со» – как со-трудничество, со-гласие, со-существование, со-действие, со-переживание, со-чувствие [8].

Многие исследователи отмечают, что понятия «детско-взрослая общность» и «воспитание в детском коллективе» имеют много общих позиций.  Понятие общности как особого созидательного единения, которое достигается общими усилиями, ввёл в 1881 г. немецкий социолог Фердинанд Теннис. По концепции Ф. Тенниса общность достигается согласием, доверием, которые являются центральными категориями и основополагающими для этических норм поведения человека в общности [6].

Анализ научной литературы показал, что общность, как и воспитательный коллектив, отражает систему связей и отношений, но при этом общность может проявиться как кратковременное состояние, субъекты взаимодействия могут быть в общности в течение нескольких дней или длительное время. Нормы поведения привносятся всеми участниками в процессе взаимодействия, которые имеют равное положение и влияние в общности. Коллектив же в отличие от общности – это всегда организованная и устойчивая во времени группа, постоянное и непосредственное взаимодействие происходит с образованием иерархической структуры, подчинением лидеру и взаимоотношения в коллективе опосредуются степенью вклада каждого участника в совместную деятельность.

Очевидно, особая роль педагога в развитии и становлении межкультурной и межнациональной со-бытийной общности – определение воспитательных ресурсов преодоления межкультурных барьеров, различных стратегий поведения представителей разных национальностей в процессе взаимодействия и нейтрализация рисков проявления агрессии на почве ксенофобии. Задачами социально-педагогического сопровождения профилактики агрессии на почве ксенофобии являются: проектирование условий для развития и поддержки конструктивной со-бытийной общности; формирование единого воспитательного пространства внутри общности.

Превентивная деятельность, которая направлена на предупреждение проявлений агрессии на почве ксенофобии, включает следующие этапы:

– эмоциональное включение субъектов образования в конструктивные бесконфликтные межкультурные взаимодействия с представителями других национальностей;

– определение общих интересов в процессе взаимодействия с установкой на развитие сотрудничества и взаимопонимания;

– включение всех субъектов в конструктивную совместно-распределённую деятельность, которая способствует их самореализации вне зависимости от национальной принадлежности.

Педагог является не только организатором, но и активным участником становления и развития межкультурной и межнациональной со-бытийной общности, при этом дети и взрослые – представители разных национальных групп − совместно выращивают воспитательное пространство со-бытийной общности с целью объединения, сотрудничества, взаимопонимания при которой  проявляется чувство «мы».

Профилактика агрессии на почве ксенофобии в образовательной среде не имеет окончательного завершения и не может проводиться в форме призывов к дружбе народов и разовых формальных мероприятий. Превентивная социально-педагогическая деятельность должна проводиться систематически и целенаправленно для обеспечения условий для конструктивного взаимодействия представителей разных национальностей на условиях сотрудничества и взаимопонимания.

Очевидно, что межкультурная и межнациональная со-бытийная общность выступают как условие воспитания в едином воспитательном пространстве и вместе тем и как средство развития каждого субъекта образования вне зависимости от национальной принадлежности, а идеи многонационального единства и согласия, ценности мира, дружбы, добра, справедливости, милосердия и сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки  является эффективным средством профилактики проявлений агрессии на почве ксенофобии.

Список литературы

1. Андрианова Р.А. Межкультурное обучение в контексте профилактики ксенофобии в образовательной среде [Текст] /Р.А. Андрианова// в сборнике научных трудов «Научные основы развития и воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения. Том 2. – Москва: ФГБНУ ИИДСВ РАО», 2019. С. 5-12.

2. Андрианова Р.А. Социально-педагогические условия профилактики ксенофобии в образовательной среде [Текст] /Р.А. Андрианова//: научный доклад. – М. ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитанная Российской академии образования», 2020. – 42 с.

3. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур: философско-методологический анализ современных зарубежных концепций [Текст] /С.Н.Артановский//– Ленинград. –1967. – С.43

4. Аванесова Г.А. Теория локальных цивилизаций и практика глобальных межкультурных взаимодействий [Текст]/Г.А. Аванесова// Социально-гуманитарные знания.– 2015 – №1. – С. 236 - 246

5. Григорьев Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие Научный журнал «Право и образование» [Электронный ресурс]. http://naukarus.com/sobytie-vospitaniya-i-vospitanie-kak-sobytie (дата обращения 12.03.2019)

6. Ионин Л.Г. Социологическая концепция Фердинанда Тённиса. – [Текст] /Л.Г. Ионин// – Москва: Наука. – 1979. – С.164-179

7. Кокшаров Н. В. Взаимодействие культур: диалог культур [Электронный ресурс] http://credonew.ru/content/view/352/55/ (дата обращения: 20.05.2020).

8. Мануйлов Ю.С. «Язык «Со-»». Центр научных инвестиций. 2013. [Электронный ресурс] http://www.ni-centr.ru/bez-rubriki/manujlov-yu-s-yazyk-so/ (дата обращения 10.03. 2020).

9. Маколифф М. Р. Обзор доклада: панорама миграции и мобильности в период растущей неопрелённости [Электронный ресурс] https://publications.iom.int/system/files/pdf/wmr_2020_ru_ch_1.pdf (дата обращения 20. 06. 2020)

10. Новикова Л.И. Педагогика воспитания [Текст] /Л. И. Новикова// избранные педагогические труды/ под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. – Москва, 2009. – 351 с.

11. Остапенко А.А. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. [Текст] /А.А. Остапенко// – Научно-методическая серия «Новые ценности образования» под редакцией Н.Б.Крыловой и М.Ю.Жилиной. Выпуск 1 (43) 2010. – С. 14-22

12. Профилактика проявлений экстремизма и терроризма как фактор обеспечения социальной безопасности в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 19 апреля 2017 г. [Текст] / Под общей редакцией Р.Ф. Идрисова, Т.В. Волосовец, А.П. Андреева, Р. А. Андриановой, А.П. Вихряна. – Москва: РУДН, 2017. – 400 с.

13. Ростокинский А.В. Преступления экстремистской направленности как проявления субкультурных конфликтов молодёжных объединений: уголовно и криминологические проблемы [Текст] /А.В. Ростокинский//: дисс. докт. юридич. Наука. Москва, 2011. – 470 с.

14. Спиридонова Т. Самые крупные фанатские беспорядки в истории российского футбола [Электронный ресурс] https://yandex.ru/turbo/s/argumenti.ru/sport/football/2020/03/653805 (дата обращения 20 июня 2020).

15. Шувалов А.В. Образование в поиске симфонии. Образование в поиске симфонии [Электронный ресурс]: http://www.values-edu.ru/wp-content/uploads/2011/05/co-existence.pdf (дата обращения 12.03.2019).

Войти или Создать
* Забыли пароль?