ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У КИПРИОТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье авторы отмечают проблемы социализации и проблемы физической культуры и спорта на мировом уровне. Развитие физкультуры и спорта становится стратегической задачей многих государств и входит в национальные интересы, в которых раньше не отражалось из-за сложившегося менталитета жителей страны. Выявлены особенности менталитета киприотов, которые оказали влияние на формирование интереса к физкультуре и спорту жителей страны. Изучая предмет «Биомеханика двигательной деятельности», студенты проводят исследования по развитию двигательной активности человека в различных периодах жизни с учетом факторов проживания человека, его физиологических особенностей и социальных приоритетов.

Ключевые слова:
водные виды спорта, спорт на Кипре, образование киприотов, школьное образование, общественный транспорт, международные соревнования, тренировочная база, физическая культура в кипрских школах, социальный проект
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Социализация и пропаганда физической культуры и спорта являются одновременно проблемой и задачей международного масштаба и находятся в поле зрения многих государств [3, 6, 9, 17, 18, 19]. В России культивируются различные виды спорта и пропагандируются на мировом уровне [8, 12, 15].

В Кубанском государственном университете физической культуры спорта и туризма обучаются спортсмены из разных стран мира и каждый из них проводит научно-педагогические исследования о развитии спорта в своей стране [1, 13, 14, 16]. Одним из центральных научно-исследовательских направлений в Вузе является направление − здоровьесберегающее образование в современных факторах его развития [7]. Студенты проводят научно-педагогические и научно-прикладные исследования и представляют в учебном процессе в разных формах, способствуя тем самым развитию и формированию педагогических и профессиональных компетенций [10]. Изучая предмет «Биомеханика двигательной деятельности», студенты проводят исследования по развитию двигательной активности человека в различные периоды жизни с учетом среды обитания [11].

На факультете Спорта, специализация «Дзюдо», было проведено научное исследование, направленное на выяснение отношения киприотов на формирование спортивного образа жизни киприотов, начиная со школьного периода жизни. Именно как будущий специалист по развитию физической культуры и спорта ей важно знать возможности развития спорта на Кипре. Ибо представленная проблема недостаточно изучена и мало представлена в научной литературе [4].

Государство Кипр − небольшой остров с населением в 800 тыс. чел. Из-за своего населения и размеров имеет скромные международные спортивные достижения. Рассмотрим несколько причин.

В сознании потребителей Кипр ассоциируется как страна для спокойного отдыха. На Кипре царит атмосфера легкости и беззаботности, дружественной атмосферы и спокойствия.

Социологические исследования показывают отношения жителей к спорту:

 − на вопрос «Как часто вы делаете упражнения (для поддержания хорошей физической формы) или занимаетесь спортом?» 54% с обезоруживающей откровенностью ответили: «Никогда!». В итоге остров Афродиты вошел в Топ-7 самых ленивых стран Евросоюза.

Одна из особенностей киприотов, которая чужда и непонятна многим – состояние «сига-сига». Так называется их состояние неспешности и размеренности, нежелание куда-либо торопиться и неопределенность в сроках. Смысл такого поведения: зачем бежать, ведь нужно наслаждаться жизнью, таков менталитет киприотов.

У киприотов выявлено особое отношение к детям. Например, детей холят и лелеют, позволяют всё и потакают любым капризам. Из занятий у них только, в основном, умеренная учеба, никаких домашних обязанностей и физической активности. Киприоты стремятся ограждать своих детей от труда как можно дольше.

В школу дети идут с 5 лет 6 мес. Государственное образование бесплатное. Начальная школа – 6 лет. Гимназия – 3 года, лицей − 3 года. При этом место учебы всегда по району, где живешь и все 3 школы будут находиться в разных местах и в отдельных строениях, за исключением частных (платных) школ. После гимназии можно уходить в профессиональное обучение. Оставшиеся в лицее, в течение последних 3-х лет готовятся к поступлению в высшие учебные заведения, следует заметить, что 90% выпускников поступают в страны Европы. В этот период школьники сдают ежегодно экзамены по своим профильным предметам, набирают определенные баллы для прохождения в Университет.

Здесь хотелось бы рассмотреть причины не спортивности киприотов, за исключением тех, кого с раннего детства отдали в спорт, и кто хочет посвятить себя спортивной карьере, следует отметить, что таковых единицы.

Главная из причин – отсутствие мотивации. В каждой из кипрских школ есть стадион на открытом воздухе и крытый спортзал. Уроки в начальной школе 2-3 раза в неделю, гимназия и лицей – 1 или 2 раза. Дети обязаны посещать эти занятия и выполнять все задания учителя. Но что же там происходит – в силу того, что Кипр южная страна, температура всегда высокая, осадков практически нет и поэтому растительности тоже, учителя по возможности сокращают нахождение детей на улице, чтоб не было теплового удара, переходят в зал, там чуть прохладнее, кондиционеры в государственных школах запрещены. На занятиях физкультурой предпочтение отдаётся подвижным играм, мини-футболу, баскетболу и волейболу. Все играют, как могут и как знают, никто придираться к мелочам за неправильный пас или нарушения правил не будет. В кипрских школах работает правило − детей нельзя ругать! Они должны получать удовольствие от процесса обучения. Если в начальной школе дети стараются посещать все уроки, то в старшей эти уроки всеми способами стараются пропускать, ведь это пустая трата времени. Этому есть объяснение: помните, что цель у ребёнка – поступить в вуз. Зачем посещать не интересный и не нужный урок, если в это время можно сделать задание по профильному предмету. Если ребёнок с детства спортивный, у него есть достижения в спорте, то школа закрывает глаза на непосещение уроков. Но, парадокс, оценка по физической культуре очень влияет на итоговую оценку аттестата. Дети, даже те, кто занимался спортом, к 13-14 годам перестают посещать спортивные секции и углубляются в учёбу. Чтобы хоть как-то заинтересовать детей, Министерство образования Кипра организует ежегодные окружные соревнования по лёгкой атлетике среди учеников старших классов школ, лицеев и гимназий. Школьники соревнуются в беге, прыжках, метании и других дисциплинах лёгкой атлетики. Участие в подобных спортивных праздниках приобщает кипрскую молодёжь к активному и здоровому образу жизни. Еще одна возможность, предоставляемая государством, – программа «Спорт для всех», в рамках которых все желающие жители Кипра старше 4 лет 6 мес. за весьма умеренную цену (15-50 евро за триместр) могут посещать различные спортивные секции [5]. Наибольшее количество секций предусмотрено для детей 6-12 лет, поэтому, как правило, занятия организовываются на базе начальных школ и государственных спортивных центров. При наличии свободных мест в секции можно записаться в любой момент в течение учебного года.

На Кипре во всех его городах не развита система общественного транспорта. В каждой семье каждый совершеннолетний имеет машину и люди не ходят по улицам. В школу, из школы, на работу, на дополнительные занятия, на спортивные секции, в магазин, в ближайший киоск (метров 150 от дома) и т.д. – передвижения только на машине. При этом подъехать и припарковаться надо исключительно поближе к входу, чтоб максимально избавить ребёнка от ходьбы. Развозкой детей занимаются родители, иногда бабушки-дедушки. Родители работают и не могут целый день посвятить развозке детей. Транспорта нет, пешком не дойти из-за жары, возможности добраться в любую спортивную секцию сложно, только, если ты не живешь напротив, вот и получается, что дети не хотят заниматься физкультурой и спортом.

Но с годами ситуация на острове стала меняться. Спорт занимает все более важную роль в жизни людей кипрского общества, нежели, как это было раньше, много лет назад. Молодые люди принимают более активное участие и придают большее значение спорту в жизни, чем их родители и бабушки и дедушки, когда они были в таком же возрасте. На Кипре проводится популяризация спорта разными способами и на разных уровнях, чтобы привлечь как можно больше людей [2].

На острове существует 34 профессиональных спортивных федераций и союзов. Кипрский олимпийский комитет был основан в 1974 г., а в 1979 он стал членом Международного олимпийского комитета. Спортсмены занимаются футболом, легкой атлетикой, волейболом, большим теннисом, баскетболом, регби, классической борьбой, дзюдо. Кстати, уже несколько лет ежегодный Лимассольский марафон собирает большое количество любителей бега со всего света. Девиз марафона − «Пусть занятия спортом станут повседневной частью вашей жизни». Важной частью является серия благотворительных забегов. Все вырученные во время проведения марафона средства передаются в социальные службы и малоимущим семьям.

Лучше всего на острове Кипр развиты такие командные игровые виды спорта, как футбол и баскетбол. Футбол является самым популярным видом спорта для зрителей и участников на острове. В разгар сезона на Кипре любители активного отдыха могут заняться водными видами спорта, не требующими никакой специальной подготовки. Благодаря числу городов на воде на Кипре и любви людей к морю, водные виды спорта пользуются наибольшей популярностью в стране. Водные виды спорта являются частью туристического бизнеса страны в международном пространстве.

Остров Кипр спортсмены считают местом, где можно восстановить форму, подготовиться к новым стартам. На острове проводятся спортивные сборы по многим видам спорта − легкой атлетике, футболу, плаванию, водному поло, волейболу, велоспорту, теннису, гольфу, спортивным танцам и мн. др. Здесь есть отличные условия для совершенствования любого уровня спортивного мастерства. На спортивных площадках Кипра тренируются как спортсмены национальных и олимпийских сборных команд многих европейских стран, так и команды детских спортивных школ, а также поддерживают спортивную форму спортсмены-любители.

Благодаря уникальным климатическим условиям на Кипре можно тренироваться практически круглый год. Целебный морской и горный воздух, свежие овощи и фрукты позволяют спортсменам полностью восстановиться и подготовиться к следующему спортивному сезону. К услугам спортсменов современные спортивные сооружения − легкоатлетические стадионы, плавательные бассейны, волейбольные площадки, теннисные корты, поля для гольфа, а также сотни километров шоссейных дорог и горных троп.

Многие российские футбольные команды и команды по велоспорту регулярно проводят на Кипре сборы. Организацией и проведением всех спортивных мероприятий, проходящих на острове, управляет Кипрская организация спорта (КОС), в функции которой входят развитие спорта в стране, популяризация физической культуры, использование спортивных сооружений, взаимосвязь с международными спортивными организациями.

Список литературы

1. Афанасьева В.М., Зотова Ф.Р. Спортивная карьера или высшее образование? К вопросу об интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки// Наука и спорт: современные тенденции. − 2014. − Т. 4. − № 3 (4). − С. 115−119.

2. Ахмадов К.М. О основных формах спортивного туризма // Инновационная экономика и современный менеджмент. − 2016. − № 1. − С. 9−13.

3. Барчуков И.С. Концепция спортивного сотрудничества в рамках новых государственных объединений // Экономика образования. − 2015. − № 5 (90). − С. 71−75.

4. Даджани Д. Влияние занятий оздоровительным плаванием на физическое развитие младших школьников республики Кипр // Физическое воспитание студентов. − 2010. − № 2. − С. 43−47.

5. Жуков А.Д., Васин В.А., Вавилов Ю.Н. Международная программа «Спорт для всех» // Лечебная физкультура и спортивная медицина. − 2015. − № 1 (127). − С. 4-9.

6. Иванько Н.А. Спорт в системе внутри внешнеполитической деятельности государства в мире и России // Дискурс-Пи. − 2019. − № 4 (37). − С. 97−107.

7. Колесников В.Ю. Формирование потребности личности в занятиях физической культурой и спортом // ЦИТИСЭ. − 2016. −№ 3 (7). − С. 25.

8. Кондыков А.В., Маркин Э.В. Развитие спорта и физической культуры в Российской Федерации // Образование и общество. − 2018. − № 6 (113). − С. 46−50.

9. Митра РухиДехкорди Традиционная педагогическая система физического воспитания иранцев // Историческая и социально-образовательная мысль. − 2014. − № 4. −С. 127−130.

10. Овчинников Ю.Д., Сиденко А.С. Педагогическая биомеханика глазами студента // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. − 2016. − № 4. − С. 47−52

11. Овчинников Ю.Д. Логико-компетентностный подход: общекультурные и профессиональные компетенции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. − 2013. −№ 5. − С. 142−144.

12. Перова Г.М. О мотивации старших школьников к занятиям физической культурой // Физическая культура в школе. − 2011. − № 2. − С. 50−51.

13. Развитие современного высшего образования в России и зарубежных странах / Нагорнова А.Ю., Сафонова Т.В., Широкорад И.И., Лялькина С.И., Артемова Т.В., Шилова В.С., Кармазина Н.В., Федоров А.М., Абдуллина А.Ш., Лысова О.В., Гайсина К.А., Бадретдинова А.К., Алексеева И.А., Арпентьева М.Р., Гасанова Р.Р., Борисова Л.Г., Петухова Л.П., Елисеева Е.В., Малинников С.Г., Серая Г.В. и др. коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2020.

14. Расторгуев С.В. Обучение иностранных студентов в России: политические, экономические, социальные факторы // Власть. − 2019. − Т. 27. − № 4. − С. 32−39.

15. Савосина М.Н. Исследование технологий управления ресурсами в физкультурно-спортивных организациях // Глобальный научный потенциал. − 2018. −№ 12 (93). − С. 194-197.

16. Смышляев К.А. Образовательный потенциал физического воспитания в контексте социокультурной адаптации иностранных обучающихся российского Вуза // Научно-педагогическое обозрение. − 2019. − № 4 (26). − С. 106−116.

17. Хенри И. Спортивная политика в Европе и спорт для всех как ее цель // Вестник Российского Международного Олимпийского Университета. − 2012. − № 1 (2). − С. 50−69.

18. Чернов Е.С. Особенности развития услуг физической культуры и спорта за рубежом // Экономика и предпринимательство. − 2016. − № 11-1 (76). − С. 760−763.

19. Якубов Ю.Д. Модели государственной политики в области спорта // Вестник экономики, права и социологии. − 2012. − № 4. − С. 211−213.

Войти или Создать
* Забыли пароль?