К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВУЗАХ БЕЛАРУСИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведен анализ основных направлений в методике преподавания начертательной геометрии в системе инженерного образования Беларуси. Охарактеризована традиционная структура, на основании чего выявлена необходимость корректировки содержания раздела «Начертательная геометрия» дисциплины «Инженерная графика» в соответствии с тенденциями развития систем автоматизированного проектирования. Рассмотрены организационно-методические аспекты преподавания начертательной геометрии на факультетах машиностроительного профиля с учетом современного направления проектирования — геометрического компьютерного моделирования. Обоснованы вопросы изменения учебных планов, а также предложены мероприятия по совершенствованию методики преподавания раздела «Начертательная геометрия».

Ключевые слова:
начертательная геометрия; инженерная графика; графические дисциплины; методика преподавания; компьютеризация учебного процесса.
Текст

В настоящее время в системе высшего образования Республики Беларусь наблюдается тенденция перераспределения учебной нагрузки между специальными и общеобразовательными дисциплинами. Под сокращение в ряде случаев подпадают и графические дисциплины, являющиеся основополагающими в процессе подготовки инженера. Недостаток учебных часов является первопричиной многих проблем, возникающих в ходе графической подготовки студентов. Преподаватели начертательной геометрии и инженерной графики зачастую имеют серьезные методические разработки, которые в силу сокращения часов не всегда могут быть использованы на практике. Это обстоятельство приводит к снижению качества графической подготовки студентов [1].

Еще одной из причин снижения качества графической подготовки можно считать тот факт, что школьный предмет «Черчение» в Республике Беларусь изучается один год в девятом классе (один час в неделю). Такой объем часов не позволяет сформировать прочную базу знаний и умений для последующего изучения графических дисциплин в вузе.

Анализ процесса обучения графическим дисциплинам дает возможность выявить и другие причины снижения качества графической подготовки студентов. Например, раздел «Начертательная геометрия» из всей программы курса «Инженерная графика» является наиболее трудным для понимания студентами вследствие следующих факторов:

  • изучение раздела «Начертательная геометрия» приходится на первый семестр первого года обучения в университете — период адаптации студентов;
  • отсутствие предметов, аналогичных начертательной геометрии, в школе;
  • сложность курса начертательной геометрии в комплексе с дефицитом времени на изложение ее материала;
  • необходимость осуществления взаимосвязи разделов программы, требующей понимания и удержания в памяти содержания предыдущих разделов;
  • трудности, возникающие при мысленном воспроизведении в пространстве объектов, изображенных на плоскости, вследствие недостаточно развитых пространственных представлений у выпускников школ.

Кроме этого, увеличение количества студентов в учебных группах приводит к тому, что преподаватель не имеет возможности осуществить личностно-ориентированный подход к обучению, создавая предпосылки для несамостоятельного выполнения индивидуальных заданий и, как следствие, ухудшению качества графической подготовки студентов. Наличие указанных проблем требует пересмотра структуры и содержания раздела «Начертательная геометрия» в рамках изучения дисциплины «Инженерная графика».

Содержание начертательной геометрии как науки сводится к двум основным вопросам: разработке, обоснованию и исследованию способов построения чертежей пространственных форм на плоскости; изучению способов решения различных позиционных и метрических задач на плоскости при помощи чертежей [2].

Развитие информационных технологий, появление большого количества компьютерных средств выполнения проектных работ позволяет начинать создание объекта не с чертежа, а с виртуальной модели [3].

Следовательно, можно говорить о том, что изменились принципы создания чертежей объектов и чертеж как таковой является лишь следствием, а не первоначальным этапом создания объекта. В то же время учебные планы и программы дисциплины «Инженерная графика» в целом и раздела «Начертатель ная геометрия» в частности ориентированы именно на создание чертежа. Таким образом, возникает противоречие между традиционными подходами в преподавании начертательной геометрии и современными тенденциями проектирования и конструирования.

Список литературы

1. Малаховская В.В. Роль и место графических дисциплин в подготовке инженеров строительных специальностей // Инженерные проблемы строительства и эксплуатации сооружений: сб. науч. трудов. Вып. 3. - Новополоцк: УО «ПГУ», 2011. - С. 184-187.

2. Виноградов В.Н. Начертательная геометрия: учебник. - Минск: Амалфея, 2001.

3. Малашенков C.И., Скоков П.И. К вопросу о необходимости модернизации курса «Начертательная геометрия» // Вышэйшая школа. - 2010. - № 3. - С. 69, 70.

4. Рукавишников В.А. Инженерное геометрическое моделирование как методологическая основа графической подготовки в техническом вузе: дис. … д-ра пед. наук. - Казань, 2004.

5. Вольхин К.А., Головнин А.А. Уточнение задач графического образования в условиях автоматизации проектных работ // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО: материалы II Междунар. интернет-конф. февраль-март 2011 г. [Электронный ресурс] URL: http://dgng.pstu.ru/conf2011/papers/15/ (дата обращения 22.10.2012).

6. Базенков Т.Н., Винник Н.С. Роль и место графических пакетов в курсе «Начертательная геометрия и инженерная графика» // Образовательные технологии в преподавании графических дисциплин: материалы IV Республиканской научно-практической конференции. - Брест: УО «Брестский государственный технический университет», 2011. - С. 3-5.

7. Каманин Л.Н. О преподавании начертательной геометрии и инженерной графики в век информационных технологий. 2005 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article95.htm (дата обращения 2.09.2012).

8. Зеленый П.В., Франскевич И.В. Роль начертательной геометрии в графической подготовке инженера // Образовательные технологии в преподавании графических дисциплин: материалы II Респ. науч.-практ. конференции. - Брест: БРГТУ, 2007. - С. 26, 27.

9. Рукавишников В.А. Геометро-графическая подготовка инженера: время реформ // Высшее образование в России. - 2008. - № 5. - С. 132-136.

10. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Методическое пособие по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы». - М.: АСТ: Астрель, 2011.

11. Инженерная графика: типовая учебная программа для высших учебных заведений: утв. Министерством образования Республики Беларусь 26.02.2011. Регистрационный № ТД-1.710/тип. Минск, 2011.

Войти или Создать
* Забыли пароль?