В статье рассмотрена система образования в республике Туркменистан, этапы ее реформирования, осуществляемые в последние десятилетия. Выявлены проблемы, возникшие в результате преобразований в первые годы независимости республики. Особое внимание уделено таким проблемам системы образования, как сокращение сроков обучения и объемов изучаемых предметов, как следствие увольнение педагогов, перевод с пятилетнего на двухгодичное обучение в высших учебных заведениях, привлечение к сбору урожая хлопка учащихся во время учебного года, слабая материально-техническая база учебных заведений, нехватка оборудования, отсутствие полных комплектов учебников и т. д. В статье приведены основные показатели состояния и развития системы образования в настоящее время. Подробно рассмотрены системы начального, среднего и высшего профессионального образования, их специфические особенности. Особое внимание уделено значению создания в стране частных университетов как необходимому элементу конкуренции на рынке образовательных услуг и привлечения высококвалифицированных преподавателей из Туркменистана и из-за рубежа. Выявлена необходимость проведения анализа структуры спроса на трудовые ресурсы с целью планирования количества выпускников учреждений профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда. Автором освещены основные направления проводимых реформ сферы образования в республике на современном этапе. В статье обозначена необходимость дальнейшей модернизации современной системы образования Туркменистана с целью обеспечения всех сегментов экономики специалистами высокой квалификации и как следствие успешной интеграции страны в систему международных экономических отношений.
образование, государственная политика, реформа, приоритет
Роль образования в современном мире нельзя недооценивать, поскольку этот процесс необходим в равной степени значимости как для самого человека, так и для развития страны.
Туркменистан — независимое нейтральное, динамично развивающееся государство в Центральноазиатском регионе, имеющее выгодное географическое положение, обладающее значительными минерально-сырьевыми ресурсами, производственным, экономическим, кадровым потенциалом и развитой инфраструктурой. Население Туркменистана составляет более 6,2 млн человек. Туркменистан — многонациональное государство. В стране проживают представители более 100 наций и народностей [6].
Туркменистан обрел независимость 27 октября 1991 г. В первые годы независимости в Туркменистане была принята экономическая программа «10 лет стабильности», которая включала такие целевые национальные программы, как «Зерно», «Здоровье», «Образование», «Новое село» и т.д.
Реформа системы образования в Туркменистане началась 3 мая 1993 г. под предлогом необходимости избавления от коммунистической идеологии с объявления программы «Билим» (Образование). В соответствии с ней средние школы были переведены с десяти на девятилетнюю программу обучения, и начался перевод туркменского алфавита с кириллицы на латинскую графику. Отдельные предметы (физкультура, обществоведение)
1. Первые шаги реформы Туркменского образования // Международный журнал «Туркменистан». 2007.. № 9-10 (30-31).
2. С. Горак. Реформы образования в Туркменистане: благие намерения, слабое содержание? URL: http:// www.fergananews.com/articles/7907 (дата обращения: 25.03.2014).
3. Электронная газета «Туркменистан: золотой век». URL: http://wwwturkmenistan.gov.tm/?id=5941 (дата обращения: 01.04.2014).
4. Коррадини М., Дергунова И. Туркменистан. Обзор профессионального образования и обучения и рынка труда. Европейский фонд образования /ЕФО/ Май 2012 г.
5. Радио Озоди [Radio Ozodi]. URL: http://ras.ozodi.org/content/article/24922321.html (дата обращения: 25.01.2014).
6. Официальный сайт Министерства Иностранных Дел Туркменистана [The official website of the Ministry of Foreign Affairs of Turkmenistan]. URL: http://mfa.gov.tm/ra/turkmenistan-ra/genral (дата обращения: 25.01.2014).
7. Амманиязова Л. Человеческий капитал в Туркменистане: состояние и прогнозы. Совместный проект фонда «Наследие Евразии», Департамента информации и печати МИД России и Третьего Департамента стран СНГ МИД России, http://www.fundeh.org/files/projects/elements/80/amanniyazova.pdf (дата обращения: 27.01.2014).
8. Коррадини М., Дергунова И. Туркменистан - обзор системы профессионального образования и обучения и рынка труда, ЕФО, май 2012 г. http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/FD47BD45ED215CF3 C1257A720056B93B/$file/Turkmenistan%20VET%20&%201abour%20market_RU.pdf (дата обращения: 27.01.2014).