с 01.01.2017 по 04.02.2017
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Современные реалии развития туризма и образования в России характеризуются высокими требованиями к будущим специалистам в области сервиса и туризма. Поэтому проблемы интеграции дистанционных форм обучения в процесс подготовки кадров в области туризма сегодня наиболее актуальны. В данной статье предлагается методика разработки дистанционного курса «Туристское краеведение», сочетающего элементы дистанционного и электронного (открытого) обучения для подготовки специалистов в сфере туризма. Охарактеризованы этапы создания курса, выявлены особенности факультативных дисциплин в дистанционном обучении, разработана общая схема программы дистанционного курса «Туристское краеведение». Определены и охарактеризованы основные структурные элементы и формы подачи материала: онлайн-лекции и вебинары, электронные лекции, тестовые и профессионально-ориентированные онлайн-задания, обсуждения на форуме и т. д. Специфическими формами работы для курса «Туристское краеведение» являются видео- и ЗБ-экскурсии, обеспечивающие наглядность и эффективность усвоения материала. Характерной особенностью дистанционного курса является возможность преобразования всех материалов, созданных слушателями во время изучения курса «Туристское краеведение» (с сохранением авторских прав), в образовательные средства, которые можно будет использовать в качестве иллюстраций, эталонных продуктов или источников информации. Подчеркнута важность внедрения в дистанционное обучение форм самостоятельной работы, а также мотивационных блоков, например «Метафора к курсу», «Интересно знать» и т. п. Рассмотрен опыт создания курса «Краеведение», апробированный в ходе обучения студентов специальности «Рекреационная география и туризм» и определены функции данного курса в подготовке специалистов в сфере туризма. Описан педагогический эксперимент по вовлечению в процесс подготовки специалистов в области туризма дистанционных форм обучения. Выявлено, что внедрение факультативного дистанционного курса «Туристское краеведение» в традиционное обучение повышает качество знаний будущих специалистов по туризму, а также формирует у них навыки самостоятельной научной работы и творческой инициативы.
дистанционное обучение, дистанционный курс, туристское краеведение
Создание дистанционных и открытых онлайн-курсов является актуальным и важным вопросом, потому что традиционные формы обучения постепенно вытесняются информационными ресурсами, обладающими большей доступностью и наглядностью, позволяющими применять средства обучения, недоступные на традиционных за-
1. Аршава Ι.Φ., Носенко Е.Л., Салюк М.А. Гуманізуючий потенціал новітніх інформаційних технологій в освіті. Д.: Акцент ПП, 2013. 172 с.
2. Васильев В.Н., Лямин А.В., Чежин М.С. Система дистанционного обучения второго поколения // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. 2007. № И (45). С. 148-157.
3. Васильев В.Н., Лисицына Л.С. Основные направления развития информационно-образовательной среды вуза в связи с переходом на ФГОС ВПО // Компьютерные инструменты в образовании. 2012. № 4. С. 62-68.
4. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: монография. СПб.: Астерион, 2004. 188 с.
5. Исаев Р.А. Перспективы внедрения дистанционного образования в Российской Федерации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 1 (28) С. 80-84.
6. Кузьмина И.А., Устинов В.А. Принципы и методы создания курсов дистанционного обучения // Информационно-коммуникационные технологии в образовании URL http://ict.edu.ru/ft/004082/kuzmina.pdf (дата обращения: 18.09.2014).
7. Малитиков Е.М. Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. 2000. № 1 (2). С. 42-54.
8. Образовательный портал онлайн-курсов Coursera. URL https://www.coursera.org/ (дата обращения 18.09.2014).
9. Официальный сайт MOODLE. URL https://moodle.org (дата обращения: 18.09.2014).
10. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Network Society- E-technologies for All National Commission of Ukraine for UNESCO, 2003.
11. Рулиене Л.Н. Дистанционное обучение: сущность, проблемы, перспективы. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. 272 с.
12. Сахарчук Е.С. Методика анализа зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 3. С. 78-85.
13. Трощенко А.В. Дистанционный курс «Краеведение», http://courses.dsu.dp.ua/course/viewphp?id=153 (дата обращения: 18.09.2014).
14. Berge Z. Characteristics of online teaching in post-secondary formal education. Educational Technology. 1997. №37 (3). P. 35-47.
15. Byrne R. Seven Free Platforms for Teaching Online Courses // Free technology of teaching. http://www freetech4teachers.com/201 l/02/seven-free-platforms-for-teaching.html#. (дата обращения: 18.09.2014).
16. Bielaczyc К, McLellan H. The Internet as a virtual learning community. Journal of Computing in Higher Education, 1999. №8 (12). P. 92-112.
17. Mclnnerney /., Roberts T. Online Learning: Social Interaction and the Creation of a Sense of Community Educational Technology Society. 2004. 7 (3). P. 73-81.
18. Shea P., Li C. S., and Pickett A. A study of teaching presence and student sense of learning community in fully online and web-enhanced college courses. Internet and Higher Education. 2006. №9 (3). P. 175-190.