В статье расматриваются вопросы становления и развития института освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением в Республике Узбекистан, его современное состояние, место и значение древних ценностей как толерантность и помилования в реформировании судебно-правовой системы, работы, проводимые в области совершенствования института примирения в последние годы, а также опыт зарубежных стран в этой сфере. Вместе с тем автор в данной статье изложил сущность обязательных условий, присущих примирению, это совершение преступления, предусмотренной данной статьей, возмещение причиненного ущерба потерпевшему со стороны виновного и прощение потерпевшего, при наличии которых возможно освобождение лица от уголовной ответственности.
институт примирения, правосудие, верховенства закона, толерантность, помилования, права и свободы лица, возмещение причиненного ущерба, прощение потерпевшего, принцип гуманизма, освобождение от уголовной ответственности
Современный Узбекистан стремительными шагами идет по пути построения демократического, правового государства и гражданского общества. Проводимые реформы в стране во всех сферах социальной, экономической и политической жизни, либерализации судебно-правовой системы, укрепление верховенства закона в обществе, требует надлежащего правового обеспечения, создания более эффективной системы законодательства, в том числе и уголовного. За годы независимости в стране были восстановлены многие национальные традиции и обычаи, основанные на принципах гуманизма, которые широко отражены в национальном законодательстве. Одним из институтов, выражающих эти ценности, является институт примирения. Именно этот институт воплощает в себе такие ценности, присущие нашему народу, как толерантность, прощение, гуманизм.
Институт примирения в нашей стране был введен в действующее уголовное законодательство Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Административный кодексы Республики Узбекистан в связи с либерализацией уголовных наказаний» 29 августа 2001 г.
На сегодняшний день институт примирения нашел свое отражение во многих законодательствах развитых зарубежных стран и полностью испытан судебной практикой, который соответствует принципам гуманизма правового демократического государства и гражданского общества. Как уже отмечалось, институт примирения воплощает в себе такие ценности, как толерантность, прощение, гуманизм. На основании этих ценностей взаимное согласие между правонарушителем и потерпевшим широко использовались в истории нашего государства. Например, в мусульманском праве лицо, совершившее преступление, при уплате соответствующей суммы (товон тўлаш) жертве, потерпевшая сторона имела право требовать от истца (суда) освобождения виновного от наказания [1, с. 74-78] и, таким образом, решались примирительные вопросы.
Следует отметить, что институт примирения играет важную и особую роль в сохранении места и положения лица в обществе, не оказывает негативного влияния на семейную среду, а также предотвращает правовые последствия уголовной ответственности. В обратном случае не трудно представить, что это несколько негативно может повлиять на семью, на будущее детей и близких. Институт примирения в уголовном законе служит важным инструментом для согласительного урегулирования негативных отношений между людьми, особенно родственниками, близкими и знакомыми. Институт примирения, являясь одним из форм и методом достижения правосудия, становится позитивным фактором укрепления правопорядка в обществе. Это яркий пример верховенства закона и принципов гуманизма в наших законодательствах.
Институт примирения, основанный на древних обычаях и традициях народа, представлен в законодательстве как один из наиболее эффективных на сегодняшний день институтов. Эффективность этого института привела к его постепенному, поэтапному расширению статей в законодательствах, по которым возможно освобождение от уголовной ответственности.
В этом отношении анализ национального законодательства показывает, что законом Республики Узбекистан от 29 августа 2001 г. в Уголовный Кодекс был введен институт примирения (ст.661. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением), согласно которому по 26 статьям возможно освобождение от ответственности. Дальнейшее развитие данного института связано с расширением статей Уголовного кодекса, по которым возможно применение данной нормы. В частности, законом от 27 августа 2004 г. количество возможности примирения достигло 30 статей. Согласно закону от 31 декабря 2005 г. 31 статья, законом от 3 апреля 2009 г. их количество составляет 40 статей, законом от 29 декабря 2012 г. 44 статьи, законом от 23 сентября 2016 г. 45 статей и законом от 9 июля 2019 г. круг уголовно-правовых норм, допускающих примирение, составил 46 статей Уголовного Кодекса Республики Узбекистан.
На сегодняшний день, согласно ст. 661 (Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением) Уголовного кодекса применение института примирения сторон возможно по 46 статьям и 61 составу преступлений. По нашему мнению, количество составов преступлений, предусматривающих возможность примирения, будет расширяться. В результате применения института примирения, число людей, освобожденных от уголовной ответственности, год за годом увеличивается. В результате проведённых работ институт примирения не только сократит число осужденных в обществе, но и предотвратит последствия, которые негативно могут отразиться на жизни людей и судьбе поколений. Это эффективный юридический институт, который защищает добровольные признания сторон от обширных судебных процессов, открывает широкие возможности для ускорения и упрощения этого процесса, устраняя издержки.
В результате изучения и сопоставления зарубежного опыта показывает, что в соответствии с законодательствами таких стран, как Российская Федерация [2], Азербайджан [3], Украина [4], Беларусь [5], Туркменистан [6] институт примирения может применяться только к лицам, совершившим преступление впервые. На основании законодательств Республики Казахстан [7], Киргизии [8] и Армении [9] при применении института примирения совершения преступления впервые уголовно-правового значения не имеет.
В соответствии со ст. 661 Уголовного кодекса Республики Узбекистан предусмотрено, что лица, совершившие преступление не только впервые, но и осужденные ранее за совершение преступлений, не представляющие большой общественной опасности и за менее тяжкие преступления без погашения и снятия судимости, можно применить лицу институт освобождения от уголовной ответственности в связи примирением.
Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день в уголовном законодательстве Республики Узбекистан предусмотрено правило, которое гласит, что тот, кто осужден за тяжкие и особо тяжкие преступления и в установленном порядке погашена и снята судимость, может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с примирением, если они примирились с потерпевшей стороной. Это свидетельствует о том, насколько усовершенствуются наши законы в отношении либерализации.
Согласно Уголовному кодексу Республики Узбекистан, для освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением должны быть соблюдены следующие условия:
- совершенное преступление предусмотрено ст. 661 Уголовного кодекса;
- признание вины подозреваемого, виновного или подсудимого в совершении преступления;
- возмещение причиненного ущерба потерпевшему;
- примирение потерпевшего и обвиняемого, т.е. прощение потерпевшего.
Невыполнение одного из этих условий исключает применение института примирения по уголовному делу.
Исходя из законодательства, в случае примирения с подозреваемым, обвиняемым по преступлениям, предусмотренным ст. 661 Уголовного кодекса, уголовное дело может быть прекращено без урегулирования вопроса об обвинении судом в порядке, установленном гл. 62 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан. Поэтому необходимо учесть, что институт примирения − это не только прощение потерпевшего, но и отклонение первоначальных требований и претензий потерпевшего к преступнику.
Как выше указано, что в настоящее время в Республике Узбекистан проводятся широкомасштабные реформы, направленные на либерализацию судебно-правовой системы, укреплению верховенства закона в обществе.
В этом направлении в Указе Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, дальнейшему реформированию судебно-правовой системы» за № 4850 от 21 октября 2016 г. определено, что обеспечение настоящей независимости судебной власти, прав и свобод граждан, а также повышение степени достижения правосудия станут основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере дальнейшего реформирования судебно-правовой системы, в частности путём расширения статей применения института примирения [10].
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что вопрос расширения статей института примирения в законодательствах имеет важное значение в отношении системы уголовного правосудия в Республике Узбекистан. Стремление к добру, тратить каждый момент нашей жизни наилучшим образом, проявляя любовь и уважение друг к другу, также является проявлением большой смелости, терпимости и благородства.
1. Абдурасулова К.Р. Ярашилганлиги муносабати билан жиноий жавобгарликдан озод қилиш институти: кечиримлилик ва бағрикенгликнинг ёрқин ифодаси //Хусусий айблов ва ярашув институтларини такомиллаштириш чоралари (Материалы Республиканской научно-практической конференции) - Т.: Академия МВД РУз, 2015. С. 74−78.
2. Официальный правовой-информационный интернет портал Российской Федерации.[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения. 27.08.2020).
3. Единая электронная база Нормативно-правовых актов министерства Юстиции Республики Азербайжан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.e-qanun.az/ (дата обращения: 27.08.2020).
4. Официальный веб-портал Верховный Рады Украины. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.zakon0.rada.gov.ua (дата обращения: 27.08.2019).
5. Национальный правовой интенет портал Республики Беларусь.[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pravo.by/pravovaya-informatsiya. (дата обращения: 27.08.2020).
6. Сайт правового информационного центра Туркменистана. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.minjust.gov.tm/ru (дата обращения: 27.08.2019).
7. Правовой-информационный (законодательный) комплекс Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.online.zakon.kz. (дата обращения: 27.08.2020).
8. Централизованный правовой-информационный банк данных при министерстве Юстиции Республики Киргизии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg (дата обращения: 27.08.2020).
9. Уголовный кодекс Республики Армения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.parliament.am/(дата обращения: 27.08.2020).
10. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан » от 21 октября 2016 года // Сборник законодательных актов Республики Узбекистан. - 2016. - № 43. - Ст. 497. - С. 5-8.