ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЕЁ ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье освещены общепризнанные международные нормы, конституционные гарантии, законы, нормативные акты, направленные на защиту прав несовершеннолетних и молодежи, задачи органов, обеспечивающих их исполнение, а также предложения по их совершенствованию.

Ключевые слова:
международные нормы, Конституция, законы и нормативные акты, несовершеннолетние и молодежь, гарантия их правовой защиты, практические материалы и их совершенствование
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Республика Узбекистан – край молодых. Государство уделяет особое внимание вопросам воспитания молодёжи и несовершеннолетних, в частности, в стране гарантированы права ребёнка, защита их законных интересов, а самое главное, воспитания гармонично развитого поколения является приоритетней задачей государственной политики.

Следует отметить, что после обретения независимости одним из первых в Республике Узбекистан был принят Закон «Об основах государственной молодежной политики Республики Узбекистан» от 20 ноября 1991 г. и «Об образовании» от 29 августа 1997 г., а также уже в 1992 г. в нашей стране была ратифицирована Конвенция ООН «О правах ребёнка», в которой закреплены гуманистические нормы международного законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних.

Для привлечения всеобщего внимания к проблемам молодёжи, которая является большой частью нашего населения, а также, с целью преобразования их в решающий фактор развития нашей жизни, – 2008 год был объявлен Годом молодёжи, 2010 год − Годом гармонично развитого поколения, а 2014 год – Год здорового ребенка. В рамках специальных государственных программ, принятых по каждому конкретному году, были последовательно осуществлены комплексные меры по всесторонней правовой защите интересов несовершеннолетних.

В Узбекистане сложно найти организацию или личность, так или иначе, не связанную с проблемами несовершеннолетних. Конвенция ООН «О правах ребёнка», международные общепризнанные нормы и национальное законодательство закрепляют верховенство интересов и благополучия детей в каждый сфере деятельности государства и общества, обеспечение неуклонного исполнения требований данных документов по защите детства, подростков и прав несовершеннолетних, а также гарантий их осуществления со стороны всех предприятий, организаций, учреждений, чиновников и граждан является важнейшей задачей.

В соответствии с действующим законодательством, граждане обязаны заботиться о воспитании детей, воспитывать в них полезные навыки для осуществления социально полезного труда (готовить к социально полезному труду) и растить их как достойных членов общества. Обеспечение и воспитание детей до их совершеннолетия является конституционной обязанностью родителей. Государство и общество обеспечивает содержание, воспитание и образование сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, а также поощряет благотворительную деятельность в данной сфере [1]. Судебно-правовые реформы, проводимые в стране, также предусматривают совершенствование трудового, политического и нравственного воспитания молодёжи.

Ряд законов, принятых на основе Конституции, обеспечивают решение проблем, связанных с воспитанием молодёжи на самом высочайшем уровне. Сегодня, такая важная социальная проблема, как воспитание молодёжи требует от родителей всех государственных, негосударственных организаций, соответствующих учреждений и общественности громадной ответственности и самоотверженности.

В Законе Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребёнка» от
7 января 2008 г. закреплены
основные направления государственной политики по защите прав ребенка, которыми являются: обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка; охрана жизни и здоровья ребенка; недопущение дискриминации ребенка; защита чести и достоинства ребенка; обеспечение равенства прав и возможностей детей; совершенствование правовых основ гарантий прав ребенка; обеспечение соблюдения законодательства о гарантиях прав ребенка; обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов и их должностных лиц по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей; подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав ребенка; воспитание у детей чувств патриотизма, гражданственности, толерантности и миролюбия; приобщение ребенка к историческим и национальным традициям, духовным ценностям народа Узбекистана и достижениям мировой культуры; развитие личности ребенка, его научного, технического и художественного творчества; поддержка детских инициатив; формирование у ребенка правосознания и правовой культуры; сотрудничество между государственными органами и негосударственными некоммерческими организациями в целях обеспечения прав ребенка; развитие сотрудничества с международными организациями, осуществляющими деятельность в сфере защиты прав ребенка; содействие социальной адаптации детей, снижению правонарушений среди несовершеннолетних.

В соответствии с данным законом, государство обеспечивает неприкосновенность личности, жилища, тайну корреспонденции ребенка и осуществляет защиту ребенка от всех форм эксплуатации и насилия, включая физическое, психическое и сексуальное насилие, пыток или других форм жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, сексуальных домогательств, вовлечения в совершение правонарушений и антисоциальных действий.

Государство принимает меры по предупреждению всех форм эксплуатации и насилия в отношении ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших их совершению, а также оказанию необходимой педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи детям, подвергшимся эксплуатации и насилию.

Лица, виновные в нарушении законодательства о гарантиях прав ребенка, несут ответственность в установленном порядке. Так, Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан за нарушение требований о недопустимости использования труда несовершеннолетних (ст. 491) или административное принуждение их к труду (ст. 51) предусматривает административную ответственность.

Законом Республики Узбекистан от 22 января 2020 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» за №ЗРУ-603 Уголовный кодекс дополнен ст. 1481 и 1482, которые предусматривают уже уголовную ответственность за нарушение требований о недопустимости использования труда несовершеннолетних либо административное принуждение их к труду, совершенные после применения административных взысканий за такие же деяния.

Так же, в Концепции, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 «Об утверждении концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года» за №УП-5712, одной из приоритетных задач является внедрение в общеобразовательных учреждениях программы по предотвращению насилия (буллинг) среди учащихся на основе изучения передового опыта развитых стран.

Вместе с тем, в стране осуществляется масштабная работа по предотвращению социального сиротства, пропаганде среди населения и молодежи ответственного отношения к созданию здоровой семьи, формированию духовно-нравственного отношения к семейным ценностям.

Согласно ст. 64 Конституции Республики Узбекистан, государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, поощряют благотворительную деятельность по отношению к ним.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 11 февраля 2019 г. «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за №4185 установлено, что с 1 марта 2019 г. размер пособия, выплачиваемого каждому ребенку, принятому на воспитание в семью (патронат), увеличивается в 1,33 раза, с последующим повышением не ниже размера инфляции.

Органы опеки и попечительства, дома «Мехрибонлик», детские городки, дома ребенка и другие воспитательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, освобождены от уплаты государственной пошлины и сборов при оформлении документов, связанных с устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через государственные нотариальные конторы, Центры государственных услуг, органы записи актов гражданского состояния, внутренних дел, государственные медицинские и другие учреждения, обращения в суды с заявлениями в целях защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно постановлению Кабинета министров Республики Узбекистан от 30 сентября 2019 г. «О мерах по совершенствованию управления системой и выбора альтернативных форм по предотвращению социального сиротства оставшихся детей без попечения родителей, укрепления института семьи размещения детей-сирот» за №824, с 1 ноября 2019 г. для кандидатов, принимающих ребенка в семью (патронат), созданы курсы подготовки для приемных родителей.

Кроме того, в целях всестороннего внедрения в жизнь требований Конвенции о правах ребенка, обеспечения реальных гарантий прав детей, предусмотренных в Конституции и законах Республики Узбекистан, воспитания физического, интеллектуального, нравственно и духовно развитого поколения принято постановление Президента Республики Узбекистан от 22 апреля 2019 «О дополнительных мерах по дальнейшему усилению гарантий прав ребенка» за №ПП-4296.

Данным постановлением предусмотрено, что детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения ими возраста восемнадцати лет предоставляется право бронирования жилого помещения в муниципальном и коммунальном жилищных фондах целевого назначения, в котором они проживали, на весь период нахождения в домах «Мехрибонлик» либо проживания с согласия органа опеки и попечительства с опекуном или попечителем (за последние 10 лет свыше 900 выпускников домов «Мехрибонлик» обеспечены жильём).

Начиная с 2019 / 2020 учебного года, введен порядок выделения дополнительной квоты приема до одного процента от общего количества абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения на основе государственного гранта, для выпускников домов «Мехрибонлик» и Детских городков, являющихся круглыми сиротами.

Одним из важных совершенствований институциональных и правовых основ обеспечения деятельности по защите прав и законных интересов детей является введение должности заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) − Уполномоченного по правам ребенка [2].

Основными задачами Уполномоченного по правам ребенка определены:

– проведение среди детей и их законных представителей разъяснений
о правах, свободах и законных интересах ребенка, пропаганду положений международных и национальных норм о правах ребенка и деятельности Уполномоченного по правам ребенка;

– обеспечение гарантий защиты прав, свобод и законных интересов ребенка путем рассмотрения обращений физических и юридических лиц, в том числе детей и их законных представителей, о нарушении прав и законных интересов ребенка;

– проведение изучений исполнения норм и требований актов законодательства о гарантиях прав ребенка;

– регулярное информирование общественности о состоянии соблюдения прав, свобод и законных интересов ребенка и его защиты;

– оказание содействия в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания ими детских воспитательных учреждений;

– оказание содействия в обеспечении нуждающихся в жилье детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших воспитательные учреждения, жилыми помещениями в коммунальном жилищном фонде целевого назначения, отвечающими санитарным, техническим нормам и другим требованиям законодательства;

– развитие международного сотрудничества в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка [3].

В связи с тем, что при помещении несовершеннолетних в специализированные учебно-воспитательные учреждения полная и правильная оценка их социального положения и личностных качеств, степени опасности совершенных деяний считается актуальной задачей, постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2019 г. «О коренном совершенствовании деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений» за №ПП-4342 на базе специального колледжа для мальчиков в г. Бахт, специального колледжа легкой промышленности в г. Коканде, школы-интерната для мальчиков № 64 в г. Самарканде и школы-интерната для девочек № 5 в Чиназском районе, создано Республиканское учебно-воспитательное учреждение для мальчиков и Республиканское учебно-воспитательное учреждение для девочек.

Также, данным постановлением установлено, что министерстваи ведомства, имеющие в ведении общеобразовательные или специализированные образовательные учреждения, принимают несовершеннолетних, направляемых по рекомендации территориальных межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних, в порядке исключения на бесплатной основе, без проведения испытанийи дополнительных экзаменов.

За каждым несовершеннолетним, принятым по рекомендации территориальных межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних, закрепляют отдельного воспитателя и постоянно контролируют его образование и воспитание, оказывают ему содействие в трудоустройстве после окончания учреждения.

Согласно Закону Республики Узбекистан от 28 августа 2019 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» за №558 с 1 сентября 2019 г. брачный возраст для мужчин и женщин установлен в восемнадцать лет.

Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 9 марта 2020 г. «О мерах по дальнейшему развитию системы обязательной одногодичной подготовки детей к начальному образованию» за №132 дано согласие на введение системы годовой бесплатной обязательной подготовки детей к начальному образованию.

Принимая во внимание особый интерес к данной сфере в Узбекистане, следует отметить, что надзор за обеспечением прав молодежии несовершеннолетних является самостоятельной отраслью прокурорского надзора и признаётся одним из важнейших направлений прокурорской деятельности.

С годов независимости в целях обеспечения правовой защиты несовершеннолетних, предупреждения преступности среди них принимаются соответствующие приказы Генерального прокурора Республики Узбекистан, которые постепенно совершенствуются.

В настоящее время дела в данной области регулируются приказами от 31.08.2017 г. за №138 «Об утверждении Положения об управлении по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан» и от 11.09.2017 г. за №139 «О повышении эффективности деятельности по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних», согласно которым основными задачами органов прокуратуры в сфере надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних являются:

– укрепление законности, обеспечение верховенства закона, защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

– обеспечение неукоснительного соблюдения органами государственного управления, правоохранительными органами, органами исполнительной власти на местах, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами Конвенции о правах ребенка, общепризнанных норм международного права, а также требований национального законодательства в данной сфере;

– профилактику и предотвращение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и преступности среди несовершеннолетних, выявлениеи устранение причин и условий, им способствующих;

– выявление системных правонарушений на основе постоянного анализа состояния законности и правоприменительной практики;

– разработка предложений по совершенствованию законодательства, деятельности органов прокуратуры, а также формированию единой правоприменительной практики;

– совершенствование форм и методов надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних [4].

В стране реализуются комплексные меры, направленные на воспитание здорового и гармонично развитого поколения, формирование духовно-нравственной, физически зрелой, патриотической, преданной национальным традициям и ценностям молодежи, превращение ее в активного и самоотверженного участника проводимых широкомасштабных реформ. Реформы, осуществляемые в данной сфере, считаются важными факторами прогресса в деятельности государства и общества.

За последние годы в стране постепенно реформируется система обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и иных антисоциальных действий среди них, выявления и устранения причин и условий, им способствующих.

Кроме того, за годы независимости в республике реализованы комплексные меры по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, что позволило достичь положительных результатов в обеспечении правопорядка и значительного улучшения криминогенной ситуации в стране.

Принятие постановления Кабинета министров Республики Узбекистан от 21 сентября 2000 г. «О совершенствовании деятельности комиссии по делам несовершеннолетних» создало правовую основу для усиления воспитательной работы среди несовершеннолетних, предупреждения совершения ими правонарушений, координации и дальнейшего совершенствования деятельности государственных органов, общественных организаций.

Следует отметить особую важность постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью» от 14 марта 2017 г., которым деятельность вышеуказанной комиссии усовершенствована и Комиссии по делам несовершеннолетних при Кабинете министров Республики Узбекистан и комиссии на местах преобразованы соответственно в Республиканскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и территориальные межведомственные комиссии по делам несовершеннолетних.

В целях создания действенной системы координации работ по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, внедрения современных организационно-правовых механизмов предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних данным постановлением утверждено положение «О межведомственных комиссиях по делам несовершеннолетних». Рабочим органом Республиканской комиссии является Генеральная прокуратура Республики Узбекистан.

Взаимодействие прокуратуры и межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних даёт возможность конструктивному решению проблем, связанных с защитой их здоровья, учёбой, обеспечением трудоустройства, рациональному использованию их свободного времени, а также оперативному выявлению фактов нарушения их прав и законных интересов.

Большое значение имеет защита прав и законных интересов несовершеннолетних, установление причин правонарушений и преступлений, совершенствование специальных учебных заведений при Министерстве народного образования, согласование комиссиями по делам несовершеннолетних деятельности всех взаимосвязанных министерств и ведомств, общественных организаций в сфере решения ответственных задач по повышению правовой грамотности.

Благодаря осуществлению программных мероприятий, расширился масштаб поддержки детей, нуждающихся в правовой и социальной помощи, улучшалась деятельность домов «Мехрибонлик» (дом милосердия) и специальных школ-интернатов, где воспитываются дети, нуждающиеся в социальной защите.

            Постановление Президента Республики Узбекистан «О Государственной общенациональной программе развития школьного образования на 2004-2009 годы» было направлено на совершенствование внешкольного и внеклассного обучения, которым были установлены требования к созданию условий для содержательного времяпрепровождения учеников, организации широкомасштабных духовных и просветительских работ, развития процессов внешкольного и внеклассного образования и  повышения эффективности деятельности внешкольных образовательных учреждений.

В целях определения приоритетных направлений системного реформирования общего среднего и внешкольного образования в Республике Узбекистан, поднятия на качественно новый уровень духовно-нравственного и интеллектуального развития подрастающего молодого поколения, внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных форм и методов обучения принят Указ Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 г. «Об утверждении концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года» за №УП-5712.

Кроме того, за последний год в стране было построено и реконструировано свыше 400 общеобразовательных школ и около 450 дошкольных образовательных учреждений, наибольшее их количество в сельских местностях. Это позволяет молодежи, в том числе и сельским детям, получать современное образование и осваивать современные профессии, а самое главное, создаёт достойные условия для поступления и получения квалифицированного образования в лучших вузах страны.

Столь высокое внимание, уделяемое правам несовершеннолетних, обусловлено Конституцией, а также Конвенцией «О правах ребёнка». Так, ст. 45 Конституции закрепляет государственную защиту прав несовершеннолетних, а ст. 41 указывает, что дела школы находятся под надзором государства.

Следует отметить, что почти во всех правоохранительных органах, органах государственного управления на местах и органах самоуправления осуществляется деятельность по оказанию всесторонней помощи и поддержки молодёжи, предотвращению попадания их под воздействие разных незаконных течений, защите прав и интересов детей, предотвращении преступлений несовершеннолетних.

С каждым днём возрастает возможность правового воздействия на воспитание молодёжи как достойного члена гражданского общества. Особая роль органов прокуратуры в решении данных задач в том, что она является важнейшим элементом правового защитного механизма страны и играет важную роль в строительстве гражданского общества и правового государства, а также в осуществлении правовых реформ.

В соответствии с Конституцией и Законом «О прокуратуре» Республики Узбекистан надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Узбекистан осуществляет  Генеральный прокурор Республики Узбекистан и подчиненные ему прокуроры.

Прокуроры в рамках своей юрисдикции осуществляют защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Их защита осуществляется с помощью надзора за исполнением законов, выявления и устранения правонарушений средствами гражданско-правовых и уголовно-правовых мер воздействия.

Именно по этой причине, в приказах Генерального прокурора указывается, что с целью предотвращения преступлений и правонарушений несовершеннолетних, приоритетное внимание уделяется:

– организации деятельности на основе системного анализа, прогнозирования и планирования;

– обеспечению реального восстановления нарушенных прав, свобод
и законных интересов несовершеннолетних;

– обеспечению действенного надзора за реализацией единой государственной политики по обеспечению прав ребенка;

– эффективности и действенности мер по профилактике и предотвращению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и преступности среди несовершеннолетних;

– эффективности мер по устранению правонарушений и проблем, в том числе путем разработки предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства, правоприменительной практики и деятельности в данной сфере;

– установлению истинных причин правонарушений и условий, им способствующих, обоснованность и действенность примененных актов прокурорского надзора и иных правовых мер по их устранению;

– качеству медико-социальной помощи, оказываемой несовершеннолетним, в особенности детям-инвалидам и несовершеннолетним инвалидам с детства, их реабилитации, обеспечению на льготных условиях лекарствами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, организации в учреждениях здравоохранения медицинских осмотров детей, выявлению заболеваний на ранних стадиях, их профилактике и лечению;

– осуществлению мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни несовершеннолетних [5].

Принимая во внимания особый интерес к данной сфере в Узбекистане, следует отметить, что надзор за обеспечением прав молодежи и несовершеннолетних является самостоятельной отраслью прокурорского надзора и признаётся одним из важнейших направлений прокурорской деятельности.

Меры, осуществляемые в стране правоохранительными органами в сотрудничестве с другими государственными органами и общественными организациями, приносят положительные результаты. В частности, за последние годы наблюдается тенденция резкого сокращения преступности среди несовершеннолетних. Но мы не должны предаваться эйфории, так как даже одно преступление несовершеннолетнего это огромная проблема для всего общества.

А это, в свою очередь, подразумевает, что работа по совершенствованию законодательства и с проблемами молодёжи должна вестись регулярно, нельзя допускать нерасторопности, сотрудничество практических сотрудников и общественности в данной сфере должно быть активизировано.

Положительную роль в разрешении проблем и стабилизации правонарушений среди несовершеннолетних сыграл Закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», принятый 29 сентября 2010 г. по законодательной инициативе Генерального прокурора Республики Узбекистан.

Важность этого закона в том, что им определена система органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, коими являются: комиссии по делам несовершеннолетних; органы внутренних дел; органы управления образования и образовательные учреждения; органы опеки и попечительства; органы управления здравоохранения и учреждения здравоохранения; органы труда и социальной защиты населения. Основными принципами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних являются: законность; гуманность; системность; поддержка семьи и взаимодействие с ней; индивидуальный подход к воспитанию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. 

В целях регулирования отношений в области государственной молодежной политики по инициативе Президента 14 сентября 2016 г. принят Закон Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике», которым основными направлениями государственной молодежной политики определены: обеспечение прав, свобод и законных интересов молодежи; охрана жизни и здоровья молодежи; содействие духовному, интеллектуальному, физическому и нравственному развитию молодежи; обеспечение для молодежи доступного и качественного образования; создание условий для трудоустройства и занятости молодежи; воспитание молодежи в духе патриотизма, гражданственности, толерантности, уважительного отношения к законам, национальным и общечеловеческим ценностям, способной противостоять вредным влияниям и течениям, с твердыми убеждениями и взглядами на жизнь; защита молодежи от действий, приводящих к подрыву нравственных устоев, идей терроризма и религиозного экстремизма, сепаратизма, фундаментализма, культа насилия и жестокости; повышение уровня правового сознания и правовой культуры молодежи; поддержка и стимулирование одаренной и талантливой молодежи; создание условий для развития молодежного предпринимательства; формирование у молодежи стремления к здоровому образу жизни, а также создание условий для организации содержательного досуга молодежи и массового развития молодежного спорта; реализация комплексной системы мер по моральной и материальной поддержке молодых семей, созданию для них достойных жилищных и социально-бытовых условий; развитие сотрудничества с международными организациями, осуществляющими деятельность в сфере реализации прав и свобод молодежи.

В соответствии с данным законом органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о государственной молодежной политике, участвуют в законотворческой деятельности в области государственной молодежной политики, осуществляют профилактику правонарушений среди молодежи, в том числе выявляют, устраняют причины совершения правонарушений и условия, им способствующие, участвуют в деятельности по повышению правового сознания и правовой культуры молодежи, взаимодействуют с другими органами и учреждениями, участвующими в реализации государственной молодежной политики.

Изучение опыта передовых зарубежных стран показывает, что рассмотрение уголовных дел с участием специализированных судов, в свою очередь, позволит повысить эффективность деятельности прокуроров в сфере защиты прав несовершеннолетних, что обуславливает целесообразность изучения практики ряда зарубежных стран в сфере ювенальной юстиции. 

Известно, что в переводе с англ. «juvenile justiсe» означает «правосудие в отношении несовершеннолетних», и первый суд по делам несовершеннолетних был создан 2 июля 1899 г. в Чикаго на основании закона штата Иллинойс. Это новшество быстро распространилось по всей Америке (к 1924 г. такие суды имелись во всех штатах) и за ее пределами − в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Нидерландах (1921), Германии (1922) и Австрии (1923). К 1931 г. ювенальные суды существовали уже в 30 странах. В настояшее время ювенальная юстиция функционирует в правовой практике ряда стран Европы, Азии, Латинской Америки, Канады и США.

Преступления несовершеннолетних имеет такую особенность, как психология несовершеннолетних. Сколько бы ни говорилось о специализации судей судов общей юрисдикции, всё равно они не могут выявлять всю специфику преступлений, совершенных  лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста. Это в состоянии осуществить только ювенальная юстиция.

 Ювенальная юстиция это не только специализированные суды, но и  специальный государственный служащий в органах юстиции, осуществляющий надзор за воспитанием и поведением несовершеннолетних, совершивших правонарушения или состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел, специализированные учебно-воспитательные учреждения, колонии для несовершеннолетних, Центры при органах внутренних дел по оказанию социально-правовой помощи несовершеннолетним и т.п.

Кроме того, если рассматривать перспективы развития гарантирования прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, регламентированных Конвенцией «О правах ребёнка», Конституцией и Законом Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребёнка» и другими нормативно-правовыми актами, необходимо создание органа по мониторингу за  соблюдением данных прав и интересов со стороны всех физических и юридических лиц на территории страны.

Основным приоритетным  направлением обеспечения законных прав и интересов молодёжи в деятельности государственных органов и общественных организаций является  − защита прав и интересов молодёжи, освоение ими современных знаний и профессий, формирования осведомленности, проницательности и бдительности относительно любых опасностей, вредных воздействий и течений в столь трудное и опасное время, и обеспечение достойного места в жизни нашего общества.

Обеспечение этого во многом зависит от повышения правового сознания и правовой культуры населения. Поступательное движение общества по пути демократии и успех демократических реформ во многом зависят от уровня правосознания и правовой культуры людей. Высокая правовая культура – основа демократического общества и показатель зрелости правовой системы.

            Дорожной картой по реализации Республикой Узбекистан по правам человека, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан «Об утверждении национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека» от 22 июня 2020 г. за № УП-6012 разработка и реализация комплекса  мер, направленного на повышение правового воспитания, правовой культуры и культуры соблюдения прав человека в обществе признана приоритетным направлением по повышению правовой грамотности в области прав человека, в том числе по эффективной организации распространения информации и образовательной деятельности в данном направлении [6].

 

Список литературы

1. Конституция Республики Узбекистан, ст.64.,1992 г.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 22.04.2019 “О дополнительных мерах по дальнейшему усилению гарантий прав ребенка” за №ПП-4296.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 29.05.2020 “О дополнительных мерах по совершенствованию системы защиты прав ребенка” за №ПП-4736.

4. Приказ Генерального прокурора Республики Узбекистан от 11.09.2017 года за №139.

5. «О повышении эффективности деятельности по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних».

6. Приказы Генерального прокурора Республики Узбекистан от 31.08.2017 года за №138 «Об утверждении Положения об управлении по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан» и от 11.09.2017 года за №139 «О повышении эффективности деятельности по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних».

7. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека» от 22 июня 2020 года за № УП-6012 п. IV - Дорожной карты по реализации Республикой Узбекистан по правам человека.

Войти или Создать
* Забыли пароль?