РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Страхование является важным элементом функционирования инфраструктуры рыночных отношений любой индустриально развитой страны. За рубежом деятельность страховых компаний позволяет аккумулировать огромными финансовыми ресурсами. Это способствует тому, что страховой сектор начинает жестко конкурировать с банковской сферой, инвестиционными и паевыми фондами, а также оказывать значительное влияние на экономику государства, выступая в качестве крупного инвестора в национальную экономику. В настоящее время сфера страхования в России получило активное развитие. Поэтому на современном этапе развития экономики немало важную роль в деятельности компаний играют вопросы организации и контроля, в особенности внутреннего контроля.

Ключевые слова:
внутренний контроль, страхование, комплаенс-контроль, косорсинг, оценка риска
Текст

Вопросы экономической безопасности в современных условиях рыночной экономики очень актуальны. Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. [7]

Понятие «экономической безопасности» в современной научной литературе встречается в различной интерпретации. Так, под экономической безопасностью понимается достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны, баланс и защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.

Экономическая безопасность – состояние национального хозяйства, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую, социально-политическую стабильность, высокую обороноспособность в условиях воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов, эффективное управление, защиту экономических  интересов на национальном и международном уровнях.

В последние годы сфера страхования в экономике страны получила широкое развитие. Поэтому одним из важнейших фактов экономической безопасности страхования в целом является безопасность страхового бизнеса, как и любого друга вида предпринимательства.

Термин «контроль» произошел от французского «controle», что в переводе значит список, который ведется в двух экземплярах. Контроль в экономическом смысле представляет собой проверку соответствия выполненных хозяйственных операций, принятых хозяйственных решений их законности и экономической целесообразности. Создание службы внутреннего контроля страховщика также будет способствовать повышению прозрачности страховых операций – это способствует появлению новых возможностей развития бизнеса в связи с наличием налаженной и контролируемой системы финансового подразделения хозяйствующего субъекта.

Таким образом, контроль способствуют выявлению выгодных направлений, и сосредоточению усилия на перспективных бизнес-проектах.

Среди положительных моментов наличия системы внутреннего контроля можно также выделить повышение эффективности работы филиалов страховых компаний в связи с надзором за их деятельностью собственниками компании и топ-менеджерами.

Организация системы внутреннего контроля страховых компаний и ее функционирование создаются, прежде всего, для устранения каких-либо рисков в хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой поставленной цели.

Политика внутреннего контроля определяет обязательные к соблюдению основные принципы, соблюдение которых является непременным условием успешного функционирования системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля строиться на следующих принципах:

  1. Принцип интегрированности. Система внутреннего контроля как функция управления страховой компанией не может существовать обособленно. Система внутреннего контроля призвана информировать руководство соответствующего уровня управления о любых существенных нарушениях финансово-хозяйственной деятельности, недостатках и слабых местах контроля, деталях корректирующих мероприятий, которые были предприняты или которые следует предпринять.
  2. Принцип непрерывности (постоянства). Осуществление контроля в страховых организациях происходит на постоянной основе, что позволяет своевременно выявить отклонения в системе внутреннего контроля и предупреждать их возникновение в будущем.
  3. Принцип комплексности внутреннего контроля всех сфер деятельности страховых компаний. Система внутреннего контроля действует на всех уровнях и во всех подразделениях страховой компании, охватывает все субъекты внутреннего контроля и направления деятельности и, соответственно, все риски:
  • обязанность по построению и поддержанию надежной и эффективной системы внутреннего контроля лежит на руководителях всех уровней управления страховой организацией;
  • контрольные процедуры существуют во всех бизнес-процессах и на всех уровнях управления;
  • каждый работник знает, понимает и выполняет свою роль в системе внутреннего контроля.
  1. Принцип ответственности всех субъектов внутреннего контроля за надлежащее выполнение контрольных функций. Каждый субъект внутреннего контроля должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность за ненадлежащее выполнение контрольных функций. В противном случае, контроль не будет осуществляться на должном уровне.
  2. Принцип ущемления интересов гласит: необходимо создавать специальные условия, при которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение организации в невыгодное положение и побуждают их к урегулированию проблем.
  3. Принцип своевременности информирования об отклонениях. Вся информация о каких-либо возникших отклонениях должна быть представлена руководству, уполномоченному по принятию решений по выявленным отклонениям, в максимально кратчайшие сроки. Если сообщение запаздывает, нежелательные последствия отклонений усугубляются; объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль.
  4.  Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности системы внутреннего контроля должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы.
  5. Принцип законности является одним из основополагающих принципов организации внутреннего контроля. Страховая компания, как и любая иная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации, и субъекты внутреннего контроля должны неукоснительно соблюдать нормы и правила, установленные нормативными правовыми актами.
  6. Принцип распределения функциональных обязанностей подразделений страховой компании при осуществлении внутреннего контроля основан на разделении прав и обязанностей субъектов внутреннего контроля в зависимости от их отношения к процессам разработки, утверждения, применения и мониторинга системы внутреннего контроля.
  7. Принцип постоянства развития и совершенствования. Применение данного принципа в деятельности страховой организации имеет важное значение. Система внутреннего контроля должна постоянно работать над совершенствованием методов осуществления внутреннего контроля, так как даже самые современные методики постепенно устаревают. [4]

С учетом указанных принципов разрабатываются требования к эффективности контроля страховщика, обуславливающих эффективное функционирования внутреннего контроля страховой компании.

Требования, предъявляемые к страховщику в целях повышения эффективности контроля:

1. Соответствие стратегии страховой организации – изучение и использование стратегических приоритетов, заложенных в стратегических планах, бизнес-планах.

2. Необходимость результативности – система контроля должна обеспечить решения поставленных задач; подбор стандартов, методов к решаемым задачам.

3. Системность – контрольные функции должны интегрировать с функциями планирования, распределения полномочий и ответственности.

4. Адаптивность – реакция на изменения внешней и внутренней среды; изменение содержания контроля в соответствии с изменениями в требованиях (сроки, частота, методы, стандарты).

5. Оптимальность – объем должен быть достаточным для решения поставленных задач; не допускать излишний контроль, что связано с дополнительными затратами (сбор, обработка информации); излишний контроль ухудшает психологический климат в коллективе.

6. Экономичность – затраты должны соответствовать эффекту контроля; контрольные мероприятия должны давать дополнительную прибыль и предотвращать потери в страховом бизнесе.

Все перечисленные принципы организации и требования, предъявляемые к организации системы внутреннего контроля, тесно взаимосвязаны между собой и обязательны к соблюдению и исполнению. Совокупность указанных принципов и требований составляют важную составляющую механизма внутреннего контроля, позволяющего регулировать деятельность страховой компании. [6]

Контроль – один из наиболее важных инструментов выработки и принятия решения, обеспечивающее нормальное функционирование страховой фирмы. Контроль необходим при осуществлении поставленных целей, выполнении задач и достижении намеченных результатов.

Осуществление контрольных функций позволяет собственникам страховых организаций своевременно принимать меры по успешному развитию страхового бизнеса, а менеджерам компании своевременно выявлять зоны повышенного предпринимательского риска и управлять им.

Успешность и динамика развития системы внутреннего контроля страховых организаций во многом зависит от правильности выбора формы организации внутреннего контроля. Выделяют следующие формы:

  1. Служба внутреннего аудита (СВА);
  2. Структурно-функциональная форма контроля;
  3. Ревизионная комиссия (РК);
  4. Аутсорсинг и косорсинг.

Внутренний аудит страховой компании – это установленная внутренними документами деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов его функционирования, осуществляемая службой внутреннего аудита в рамках помощи органам управления компанией.

Служба внутреннего аудита организуется, в основном, экономическими субъектами крупного и среднего бизнеса, при наличии следующих условий:

  • стремления собственников и высшего руководства получить достоверную информацию и оценку действий руководителей всех уровней управления;
  • усложненной структуры;
  • наличия филиалов и дочерних компаний;
  • разнообразия видов деятельности.

Служба внутреннего аудита создается в целях проведения оценки надежности и повышения эффективности деятельности страховой организации. Создание службы внутреннего аудита имеет свои преимущества:

  1. Сотрудники службы внутреннего аудита хорошо знакомы с внутренней средой страховой компании и ее особенностями;
  2. Навыки и опыт сотрудников данной службы остаются внутри фирмы.

Среди недостатков можно выделить достаточно высокий уровень затрат на создание и обеспечение дальнейшего функционирования службы внутреннего аудита.

Оценка эффективности системы внутреннего контроля не является аудиторской услугой, а изучение данной системы в ходе аудита необходимо для оценки риска существенного искажения отчетности в результате недобросовестных действий или ошибок.

Служба внутреннего аудита представляет отчет о своей деятельности Совету директоров и высшему исполнительному руководству, представляющему интересы собственника организации. Но следует помнить, что внутренний аудит ориентирован на перспективу, т.е. на анализ бизнес-процессов и выявление рисков.

Наиболее эффективно служба внутреннего аудита взаимодействует с такой формой организации внутреннего контроля как структурно-функциональная форма. Эта форма активно характерна для хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса, но практике известны случаи формирования данной службы в крупных страховых компаниях. Суть данной формы заключается в разработке специалистами комплекса нормативных документов, регламентирующих порядок взаимодействия его структурных единиц и руководителей в части проведения проверок, оформления их результатов, а также подготовки рекомендаций по устранению выявленных недостатков и осуществление последующего контроля над их устранением.

Недостаток этой формы – это недостаточная эффективность на стадии формирования планов проверок и последующего контроля над устранением выявленных недостатков.

В случае включения в ее состав СВА последняя выполняет следующие организационные функции:

1.      Выбор объектов проверки и их предварительное изучение;

2.      Разработка общих планов и программ проведения проверки;

3.      Формирование команды проверяющих из внутренних аудиторов и внутренних контролеров;

4.      Согласование направления и цели проверки с ее заказчиком;

5.      Подготовка заключительных материалов по результатам проверки;

6.      Составление плана последующего контроля над устранением выявленных недостатков и проверка хода его выполнения, информирования об этом заказчика.

Большинство российских страховых компаний являются акционерными обществами. В соответствии со статьей 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 года № 208-ФЗ [2] акционерные общества избирают ревизионные комиссии. Основная задача данной комиссии состоит в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, его филиалов и представительств, а также подготовке соответствующего отчета для общего собрания акционеров. Данным законом не установлены ограничения по компетенции, поэтому общество имеет право определить другие ее функции. Так, ревизионная комиссия может потребовать проведения внеочередного собрания акционеров либо потребовать документы о финансово-хозяйственной деятельности общества. Таким образом, комиссия является важным инструментом контроля за деятельностью общества со стороны акционеров.

Ревизионные комиссии существуют в таких страховых компаниях как ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Росгосстрах», Группа «АльфаСтрахование», СК «Югория» и т.д.

Деятельность комиссии регламентируется действующим законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными документами, такими как Устав акционерного общества и Положением о ревизионной комиссии.

В большинстве случаев ревизионная комиссия взаимодействует со службой внутреннего аудита, что способствует эффективной деятельности службы внутреннего контроля.

Все чаще страховые компании прибегают к такому способу организации внутреннего контроля как аутсорсинг и косорсинг. Суть аутсорсинга заключается в полной передаче специализированному учреждению или внешнему консультанту функций контроля. При косорсинге в страховой компании имеется собственная служба внутреннего контроля, но при этом иногда к проведению контроля привлекаются иные внешние специалисты и эксперты специализированных учреждений.

Преимущества аутсорсинга и косорсинга состоят в том, что есть возможность использования услуг экспертов в различных областях, имеется доступ к высокопрофессиональным аудиторским кадрам и передовым технологиям и методикам проведения внутреннего аудита, обеспечивается гибкость в вопросе использования привлеченных аудиторских ресурсов. Основным недостатком данной формы организации внутреннего контроля является то, что сторонним экспертам и консультантам очень сложно прочувствовать изнутри экономическую ситуацию в страховой компании.

Выбор той или иной формы организации внутреннего контроля, как показывает практика, продиктована самой жизнью. Крупные страховые компании с разветвленной сетью филиалов давно имеют подобные службы. Поэтому поправки, внесенные в Федеральный Закон РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации стразового дела в Российской Федерации» [3], не являются для данных компаний неожиданностью. В отведенный законом срок в 3 месяца крупным страховым фирмам потребуется лишь обновление документации. Руководство многих страховых организаций отмечает, что неукоснительное соблюдение финансовой дисциплины внутри компании позволяет противостоять негативным внешним факторам и укрепить свои позиции на рынке страхования в условия жесткой конкуренции.

В более мелких страховых компаниях система внутреннего контроля отсутствует либо создана формально. Но поскольку закон требует обязательное наличие системы внутреннего контроля в страховых организациях, то у них могут возникнуть трудности и, прежде всего, с нехваткой на рынке квалифицированного персонала в данной области и опыта по налаживанию работы таких служб.

Страховая компания является субъектом рынка, и перед ней также стоит проблема обеспечения финансовой устойчивости. Однако по сравнению со многими другими хозяйствующими субъектами страховая компания имеет значительные особенности в источниках формирования финансовых ресурсов, их структуре и движении, что обусловлено местом страховой отрасли в общественном разделении труда.

В условиях рыночной экономики основной целью любой коммерческой организации, в том числе страховой компании, является сохранение и расширение своих позиций на рынке при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение финансовой устойчивости организации.

Статьей 25 Закона РФ от 27.11.1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлены условия обеспечения финансовой устойчивости страховщика, включающие в себя обоснованные страховые тарифы, страховые резервы, собственные средства, перестрахование. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности. Собственные средства страховщиков включают в себя уставный капитал, который должен быть не ниже минимального размера, установленного данным законом, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.

Поддержание способности каждого страховщика, действующего на рынке, своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства, т. е. его финансовой устойчивости, является отправной точкой для фактического проявления и реализации функций страхования.

Страховая фирма при осуществлении внутреннего контроля должна обязательно учитывать данную карту рисков, что позволит обеспечить повышение финансовой устойчивости страховой компании, а также:

  1. Осуществлять постоянный мониторинг деятельности страховой организации, направленный на предотвращение рисков и нарушений законодательства;
  2. Разработать индивидуальную карту рисков, сгруппированных не только по группам риска, но и по направлению деятельности страховщика;
  3. Выявить потенциальных субъектов страхования, подлежащих проверке;
  4. Обратить внимание страховой компании на проблемные области, оценить уровень риска и выработать меры по улучшения финансовой ситуации в данной области.

Страховые компании в целях повышения финансовой устойчивости своей организации все чаще обращаются и к мировой практике.

Обязательная организация внутреннего контроля в страховой компании позволит осуществлять постоянный контроль деятельности страховых фирм, поддержанию финансовой устойчивости и позволит повысить доверие к страховщикам со стороны потенциальных страхователей. Но при этом, система внутреннего контроля должна акцентировать внимание не только на внутренние факторы, оказывающие влияние на внутрифирменное состояние страховой фирмы, но обязательно учитывать и внешние (состояние страхового рынка в целом, уровень инфляции, политическую ситуацию в стране, природные катаклизмы и т.д.).

Контроль – это неотъемлемая часть механизма управления страховой организацией. В процессе контроля происходит сбор, обработка и анализ фактических показателей деятельности страховой компании. Контроль как управленческая функция носит двойственный характер, проявляющийся не только в контроле за осуществлением деятельности страховщиками, выявлении операций, проводимых с целью легализации преступных доходов и необычных сделок, но и в постоянном контроле за качеством деятельности системы внутреннего контроля.

Экономическая безопасность страховых организаций, прежде всего, предполагает выявление причин, предупреждение и пресечение противоправных деяний, таких как мошенничество, инсценировки страховых случаев клиентами компаний, выявление и пресечение хищений собственности и денежных средств, совершаемых сотрудниками страховой компании и т.д.

При эффективном осуществлении внутреннего контроля страховая фирма имеет больше шансов обнаружить данные преступные деяния и предотвратить их негативное влияние на деятельность компании. Сегодня система внутреннего контроля приобретает с каждым днем все большую актуальность. В разработке и внедрении различных форм организации внутреннего контроля заинтересованы как собственники, так и топ-менеджеры, ведь обычно нарушение обязательных требований приводит как к финансовым потерям организации, а иногда и к ликвидации организации, так и к уголовной ответственности руководителей. [5]

Для исследования состояния экономической безопасности страховой организации выделяется следующий набор индикаторов, которые непосредственно связаны и с организацией системы внутреннего контроля в страховых компаниях.

Индикаторы информационного обеспечения включают в себя получение сведений необходимых для решения задач, обеспечивающих эффективное функционирование системы. Специфика действия данного индикатора в рамках внутреннего контроля для сферы страхования состоит в том, что ущерб от некачественного осуществления внутреннего контроля имеет отсроченный характер.

Индикаторы кадрового обеспечения включают в себя: подбор кадров соответствующей квалификации, повышение квалификации персонала организации, обеспечение системы стимулирования менеджмента, эффективное использование персонала организации, а также повышение интеллектуального потенциала сотрудников страховой компании. Данный аспект экономической безопасности может рассматриваться как отдельный элемент экономической безопасности предприятий, в том числе как составная часть организации системы внутреннего контроля, требующей больших затрат и поиск высококвалифицированных специалистов. 

Индикаторы технического обеспечения, включает в себя широкое использование технических средств различного назначения, обеспечивающих реализацию мероприятий по обеспечению экономической безопасности и обеспечение контроля за их исполнением.

Немаловажными являются индикаторы правового обеспечения экономической безопасности и внутреннего контроля. К ним относятся: удельный вес судебных и арбитражных процессов в общем количестве договоров организации, доля выигрышных процессов в общем числе, количество сотрудников на одного работника юридической службы и др. Данные индикаторы показывают степень охвата всех сфер деятельности организации юридической поддержкой и качество правового обеспечения в изучении юридической стороны договорных обязательств организации, эффективного отстаивания интересов компании в конфликтных ситуациях и предотвращения возможного ущерба.

В совокупности данные индикаторы позволяют оценить не только текущий уровень состояния системы внутреннего контроля, но и всего состояния экономической безопасности в страховой фирме, а также осуществить планирование мер по поддержанию и повышению эффективности этих систем.

Для осуществления внутреннего контроля в сфере страхования, страховыми организациями должны быть разработаны и применяться более совершенные инструменты контроля: скоринговые системы и системы «комплаенс-контроль».

В зарубежных странах в отношении организации системы внутреннего контроля активно применяется система «Комплаенс». В ряде российских страховых организаций она успешно действует. Это касается, прежде всего, тех страховых организаций, которые имеют высокую долю участия иностранного капитала в структуре собственного капитала страховой организации.

Идея этой системы состоит в обеспечении соответствия деятельности компании требованиям законодательства и внутренних стандартов организации. Для эффективного противостояния различным рискам, в том числе и криминальным, с учетом специфики каждой страховой организации разрабатываются комплаенс-стратегия и комплаенс-план.

Наиболее известной в России страховой компанией, применяющую систему «комплаенс», является ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ». Данная система позволяет не только выявлять различного рода риски, но и контролировать внутреннюю среду страховой компании, взаимоотношения в коллективе. В данной организации действуют политика по противодействию коррупции внутри компании, политика об обязательных сообщениях о нарушениях требований законодательства и нормативных документов Компании, политика по антимонопольному регулированию, политика о персональных данных и т.д. Все сотрудники проходят обязательные тренинги, направленные на разъяснение норм законодательства, поддержанию корпоративной культуры компании, приверженной принципам поддержания репутации, недопущению нарушений.

С целью снижения рисков мошенничества и автоматизации процесса оценки страхователей в мировой практике широко применяются скоринговые системы. На Западе для этой цели существуют так называемые скоринговые системы – компьютерные программы и базы данных, позволяющие оценить степень надежности того или иного клиента.

Скоринговые системы позволяют не только снизить уровень ошибок при составлении договоров страхования, риски мошенничества, но и дают возможность сократить уровень затрат страховых организаций, а также повышают эффективность принятия решения при выдаче страхового полиса.

Таким образом, система внутреннего контроля – важный элемент в организации деятельности страховой компании. Особую роль внутренний контроль играет в повышении финансовой устойчивости страховой организации. Одним из направлений деятельности контроля является наиболее выгодное размещение собственных средств и привлеченных средств страховых резервов в соответствующие активы.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. Федеральный закон от 6 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп.) // Российская газета. - 29 декабря 1995 года. - № 248.

3. Федеральный Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Российская газета. - 12 января 1993 г. - № 6.

4. «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля» от 09.08.2013 № Р-44/2013-КпР, изданные Фондом «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр»/

5. Карпович О.Г., Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Финансовый менеджмент / Учебник для бакалавров по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент». - М.: Дашков и К, 2018. - 396 с.

6. Никулина Н.Н., Березина С.В., Малышева С.А., Аржадеева Е.О. Организационно-методические основы внутреннего контроля организации. Теория и практика // Страховое дело. - 2016. - № 10 (283). - С. 55-63.

7. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 4-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 815 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?