Современный этап развития образовательной миграции связывается с интернационализацией образования во второй половине XX в., когда на фоне набирающих силу масштабных глобализационных и интеграционных процессов стали предприниматься меры по сближению образовательных стандартов и гармонизации образовательного процесса. С этого времени получила распространение практика заключения двусторонних и многосторонних международных договоров о взаимном признании учебных курсов, документов об образовании и ученых степеней, начали разрабатываться акты, детально регламентирующие международную студенческую мобильность и определяющие правовое положение обучающихся - иностранных граждан, модернизировался формат взаимодействия и сотрудничества образовательных организаций, в частности стали чаще применяться различные формы кооперации. Обучающиеся - иностранные граждане во многих странах относятся к приоритетной миграционной группе, поскольку обладают интеллектуальным потенциалом, знанием языка принимающего государства, в значительной мере адаптированы к принимающему обществу. Образовательная миграция способствует увеличению численности трудоспособного населения и квалифицированных работников на рынке труда, так как выпускники образовательных организаций нередко остаются в государстве обучения для последующего осуществления трудовой деятельности. В последние годы вопросы образовательной миграции находятся в фокусе активного внимания органов государственной власти: содействие образовательной миграции - одно из основных направлений современной государственной миграционной политики Российской Федерации; начиная с 2013 г существенно обновлена правовая база в данной сфере; реализуются специальные программы и проекты, направленные на повышение привлекательности российских образовательных организаций для потенциальных обучающихся. Стремление к значительному повышению численности иностранных студентов обусловливает необходимость принятия мер, направленных на стимулирование образовательной миграции. В статье рассматриваются имеющиеся правовые проблемы, затрудняющие образовательную миграцию, в том числе связанные с особенностями современной системы миграционного учета, существующего режима въезда и пребывания на территории Российской Федерации, а также осуществления трудовой деятельности. Отдельное внимание уделяется вопросам адаптации обучающихся - иностранных граждан. Указываются правовые средства, применение которых могло бы способствовать содействию образовательной миграции и преодолению выявленных проблем.
миграция, образовательная миграция, иностранные граждане, иностранные студенты, миграционная политика Российской Федерации.
No data
1. No data