Опережающее правотворчество рассмотрено в статье как условие эффективности социально-экономического и технологического развития государства. Определено, что исследуемое понятие является многогранным, охватывает различные виды и уровни правотворчества: это может быть опережающее региональное правотворчество по предметам совместного ведения в отсутствие федерального закона, а также опережающее подзаконное правотворчество, когда в отсутствие вышестоящего (как правило, законодательного) акта, предметом регулирования которого являются определенные общественные отношения, принимается акт более низкой юридической силы, регулирующий указанные отношения. Кроме того, речь может идти и о более высокой степени опережающего отражения — предугадывании развития общественных процессов и моделировании юридических норм, способных регулировать те отношения, которые возникнут в будущем. Особое значение опережающее правотворчество имеет в условиях цифровизации общественной жизни. С использованием формально-юридического и системного методов, а также метода моделирования выявлены положительные и отрицательные черты опережающего правотворчества. Отмечены такие потенциальные риски опережающего правотворчества, как чрезмерность и «агрессивность» правового регулирования, неоправданный охват им сферы действия иных регуляторов (религии, морали, саморегулирования), «тиражирование» законов, вторжение подзаконных актов в сферу законодательного регулирования. Целям преодоления и недопущения указанных рисков служит инструмент правового мониторинга, осуществляемого во всем «жизненном цикле» юридической нормы широким кругом субъектов.
правотворчество, опережающее правотворчество, прогнозирование, правовой эксперимент, правовой мониторинг, правовое моделирование, цифровизация, закон о нормативных правовых актах, синхронизация.
No data
1. No data