ЗНАЧЕНИЕ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА» И «ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ» В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье актуализируется значение концептов «человеческий капитал» и «общество знания» в ситуации инновационного развития важнейших социальных сфер: образования, культуры, экономики. Раскрывается сущность и теоретическое обоснование понятия «человеческого капитала» в интерпретации зарубежных (Т. Шульц, Г. Беккер, М. Фридман, М. Фуко, П. Бурдье, Ж. Пассрон) и отечественных (Р.И. Капелюшников, Ю.А. Корчагин, В.В. Радаев, Н.М. Римашевская) исследователей. Прослеживается фактор роста «человеческого капитала» как ключевого стратегического ресурса в динамике социогенеза и концептуального наполнения феномена «общество знаний», в большей или меньшей степени коррелирующий по смыслу понятию «информационное общество». Обозначена принципиальная важность гуманистической направленности знания в современном социокультурном и образовательном пространстве, а также этико-эпистемологический вектор коммуникативной и информационной модели социализации, эксплицирующий общечеловеческие ценности. Подчеркивается, что информационные процессы в начале ХХI века выступают весьма важным вектором развития современной цивилизации, и это обстоятельство определяет глобальные тенденции образования. Однако не менее значимо, чтобы в основе образовательной стратегии будущего первоочередным фактором оставалась философия человека, стратегия накопления гуманитарно-гуманистического национального ресурса и «человеческого капитала», проецирующая для России и цивилизации в целом абсолютные смыслы и важнейшие ценности её существования.

Ключевые слова:
инновации, культура, образование, «человеческий капитал», «общество знаний».
Текст

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях социокультурной трансформации глобального мира и, в частности, в контексте инновационных изменений российской образовательной модели не меньшую значимость, чем фактор экономической эффективности и «цифровой идентификации» в «сетевой» информационной среде, приобретает персональная самореализация и культурная идентификация человека, фактор роста «человеческого капитала» как ключевого стратегического ресурса в динамике социогенеза, формирующего «матрицу будущего». Аналогично актуализируется и концептуально наполняется возникший на рубеже тысячелетий социокультурный феномен «общество знаний», в большей  или меньшей степени коррелирующий  по смыслу понятию «информационное общество».

Наряду с этим принципиальную важность в современном социокультурном и образовательном пространстве приобретает  гуманистическая  направленность знания, этико-эпистемологический вектор коммуникативной и информационной модели социализации, эксплицирующий общечеловеческие ценности.

Список литературы

1. Зборовский, Г.Е. Образование: от XX к XXI веку / Г. Е.Зборовский. - Екатеринбург, 2000. - 301 с.

2. Ка¬пе¬люш¬ни¬ков, Р. Сколь¬ко сто¬ит че¬ло¬ве¬че¬ский ка¬пи¬тал Рос¬сии? /Р. Ка¬пе-люш¬ни¬ков // Вопросы эко¬но¬ми¬ки. - 2013. - № 1. - С. 27-47. - №2. - С. 24-46.

3. Кобелева, А.А. Человеческий капитал: понятийный аппарат и структура/ А.А.Кобелева // Экономические исследования. - 2017. - № 4. - С.3-5.

4. Радаев, В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация / В.В. Радаев // Общественные науки и современность. - 2003. -№ 2. - С. 5-17.

5. Шестакова, И.Г. Человеческий капитал в цифровую эпоху / И.Г. Шестакова// Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2018. - №1. - С. 56-63.

6. Becker, G.S. Human Capital / G.S. Becker. - New York: Columbia University Press, 1964, XVI. - 187 p.

7. Drucker, P. F. A Functioning Society Selections from Sixty Five Years of Writing on Community, Society, and Polity. / P. F. Drucker - Trans action Publishers: New Brunswick, NJ, 2003. - 245 р.

8. Drucker, P. F. Post-capitalist society / P. F. Drucker. - Oxford: Butterworth Heinemann, 1993. - VI, 204 р.

9. Schultz, T. Investment in Human Capital. The Role of Education and of Research / T. Schultz. - New York, The Free Press, London, Collier-Macmillan Limited, 1971, XII. - 272 p.

10. Woessmann L. The economic case for education / L. Woessmann // Education Economics. - 2016. - Vol. 24. - № 1. - Рp. 3-32

11. Yao Y. Does higher education expansion enhance productivity? // Journal of Macroeconomics. - 2019. - Vol. 59. - Рp.169-194.


Войти или Создать
* Забыли пароль?