АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕРМИНАНТ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрыта актуальность и социальная значимость проблемы выявления детерминант делинквентного поведения и факторов криминализации несовершеннолетних. Приведен статистический анализ преступности несовершеннолетних. Целью исследования является анализ отечественных и зарубежных исследований детерминант делинквентного поведения несовершеннолетних. Автором раскрыты две ведущие группы причин преступности несовершеннолетних: индивидуально-типологические (сочетание личностных особенностей, свойства темперамента, акцентуации характера, деформация ценностно-смысловой сферы личности, слабость интеллектуального развития, низкая успеваемость, педагогическая запущенность, неадекватная самооценка, сниженный уровень самоконтроля, несформированные волевые качества, социально-психологическая дезадаптация, неумение организовать свободное время и др.) и социально-психологические (семейное неблагополучие, нарушения детско-родительских отношений, нарушение структуры семьи, ранняя депривация в семье, недостаточное родительское участие в воспитании ребенка, рассогласованность стилей воспитания со стороны родителей, негативный пример близкого, воздействие референтной группы, зависимость от девиантных сверстников, влияние криминальной субкультуры, отсутствие социального контроля, доступность и распространенность негативной информации, социальная отчужденность, стигматизация, стереотипы и др., а также ситуативные обстоятельства – виктимное поведение потерпевшего, обнаружение оставленных без присмотра ценностей и др.). Определены противоречия, недостаточно изученные аспекты, перспективные направления исследований причин и механизмов формирования, а также профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова:
делинквентное поведение, личность, несовершеннолетний преступник, детерминанты преступности
Текст

Актуальность. В настоящее время сложная внешнеполитическая и экономическая ситуация в стране сопровождается социально-психологическим кризисом системы общественных ценностей, мировоззренческих установок, ослаблением авторитета правоохранительной системы, воспитательного воздействия со стороны семьи и образовательных организаций на подрастающее поколение. Неудовлетворенность собственным материальным положением, социальным неравенством (в виде отсутствия доступа к услугам и благам на фоне повышенного желания ими обладать), бессистемного формирования правосознания, жизненных целей, бесконтрольного влияния Интернета и социальных сетей создают предпосылки разрушения морально-нравственных норм и  возникновения различных форм делинквентного поведения, наиболее опасной из которых является криминализация несовершеннолетних.

Проблема. Актуальность и социальная значимость проблемы выявления детерминант делинквентного поведения и факторов криминализации несовершеннолетних подтверждается статистикой МВД России: в январе – июле 2019 года органами внутренних дел выявлены 21064 несовершеннолетних, совершивших 22424 преступления (в том числе тяжких – 5509), из них неоднократно совершили преступления – 5167. В составе преступной группы состояли 9779 несовершеннолетних, находились в состоянии алкогольного опьянения – 2541.

Междисциплинарный характер, сложность и многокомпонентность указанной проблемы предполагает рассматривать ее с точки зрения психологии, педагогики, социологии, политологии, экономики, юриспруденции и медицины. Исследования психологов и криминологов (Д.В. Волкова, 2001; С.В. Тачиной, 2003; Я.И. Гилинского, 2004; И.В. Севастьяновой, 2004; Т.В. Серебряковой, 2005; Е.В. Змановской, 2006; О.В. Кобзевой, 2006; Е.А. Потоловой, 2007; Л.Н. Костиной, 2010; А.А. Реана, 2015 и др.) обращены к поиску причин и факторов делинквентного поведения,  методов и мишеней психологического воздействия на личность несовершеннолетних с целью профилактики правонарушений и преступлений, а также их повторяемости.

Л.Н. Костина (2010) под делинквентным поведением несовершеннолетних понимает вид девиантного поведения, угрожающего благополучию или социальному порядку: отступление от общепринятых норм (дисциплинарные проступки, не влекущие административной или уголовной ответственности), незначительные нарушения правовых норм (административные правонарушения), откровенные и дерзкие нарушения правовых норм (преступления) [17]. По мнению Е.В. Змановской (2006), сущностью делинквентного поведения является рассогласование социальных отношений, несоответствие ценностно-смысловой сферы личности общепринятым нормам поведения, приводящим к интрапсихическим, межгрупповым и социальным конфликтам [14].

Под личностью преступника большинство исследователей (А.Б. Сахаров, 1968; В.Н. Кудрявцев, 1975; П.А. Олейник, 1980; Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов, 2010;) склонны понимать некую совокупность индивидуально-психологических особенностей, обусловившую совершение преступления. А.П. Закалюк (1986) подчеркивает, что личность преступника обладает антисоциальной направленностью, характер, интенсивность и стойкость которой определяет криминальную разновидность общественной опасности. В.Н. Кудрявцев (1975) определяет «личность преступника» как «сложный социально-психологический комплекс характеризующих индивида черт, проявлений, связей, взятых в развитии и взаимодействии с индивидуальным жизненным опытом и социальными условиями, способствующими, в той или иной степени, совершению преступления» [18, с.18].

Определяя понятие «личности несовершеннолетнего преступника», большинство исследователей (В.Я. Рыбальская, Л.Н. Костина, В.Л. Цветков, Д.И. Пономарева, О.А. Падун, Н.Е. Медведева и др.) сосредотачиваются на констатации возрастного критерия, подчеркивая при этом, что в силу возрастных особенностей и при воздействии неблагоприятных условий жизни, воспитания, личность несовершеннолетнего деформируется в сторону вероятного преступного поведения. Однако, как показывает практика, в однотипной среде преступный путь избирают лишь отдельные ее члены, следовательно, в механизме криминального поведения ведущую роль играет взаимодействие индивидуальных («криминогенных») особенностей личности с внешними условиями жизнедеятельности (социальное окружение и психотравмирующие события), включающими ситуативно-криминальные  факторы, благоприятствующие совершению правонарушения.

Среди индивидуально-личностных особенностей несовершеннолетних, обуславливающих совершение правонарушений, выделяют: свойства темперамента (С.И. Дьяков, И.В. Шаблий, 2015); акцентуации характера (А.Е. Личко, 1983; Т.В. Иванова, 2002; Т.Ц. Тудупова, 2017); деформацию ценностно-смысловой сферы личности (О.А. Падун, 2005; Н.А. Гончарова, 2006; А.С. Душкин, 2010), слабость интеллектуального развития (В.Я. Рыбальская, 1984), низкую успеваемость (В.Н. Кудрявцев, 1997; К. Долджин, 2012), педагогическую запущенность (В.В. Рыбин, 2006), социально-психологическую дезадаптацию (С.А. Беличева, 1994; Л.В. Яссман, 1997) и пр. К негативным факторам, обуславливающим нарушения в поведении несовершеннолетних, относятся: семейное неблагополучие (Л.С. Голубничая, 2011; О.Л. Дегтярева, 2017), нарушения детско-родительских отношений (Е.В. Змановская, 2003; В.В. Солодовников, 2003; А.А. Реан, 2015), ранняя депривация в семье (Н.В. Федорова, 2007) и отрицательный пример родителей (Б.Б. Грюнвальд, Г.В. Макаби, 2008), а также воздействие референтной группы (Б.Н. Алмазов, 2004; В.В. Лозовой, 2006; Л.Н. Костина, 2010), влияние криминальной субкультуры (И.А. Горьковая, 1998) и др.

Взаимное влияние ситуативных факторов и личностных особенностей, приводящих к манифестации криминального поведения, большинством исследователей отнесено к внешним детерминантам и не выделяется в отдельную группу, при этом находится в основе типологий несовершеннолетних преступников (Н.С. Яблоков; М.В. Лифанова и др.). В.Н. Мясищев (1965) отмечает, что «Каждая реакция на внешний факт определяется не только и не столько этим фактом, сколько тем, какое отношение к себе он вызывает, важен он или не важен, интересен, привлекателен или отталкивает и т.п.» [22]. К ситуативным факторам, способствующим криминальному поведению, относят: обнаружение оставленных без присмотра вещей, виктимное поведение жертвы, неспособность выразить отказ от совершения противоправных действий при вовлечении в них и др.

Поскольку индивидуальные характерологические особенности и личностные установки (направленность личности, ценностные ориентации) являются одними из ведущих детерминант, определяющих склонность к делинквентному поведению несовершеннолетних, рассмотрим исследования последних лет в этом направлении.

Э.В. Леус, А.Г. Соловьевой, П.И. Сидоровой (2009) установлены личностные особенности подростков, совершивших различные по направленности виды преступлений. Так, корыстному типу несовершеннолетнего преступника свойственны высокая социальная активность, поверхностный характер и легкость социальных отношений, раскованность и спонтанность поведенческих актов, самоуверенность, лидерство, конфликтность. Среди особенностей, характерных для подростков, совершивших преступления против личности, выделяют интровертированность, сдержанность и осторожность в социальных контактах, настойчивость в отстаивании взглядов, агрессивность [20].

С.И. Дьяков, И.В. Шаблий (2015) получили подобные результаты. Они установили, что убийцам свойственны экстраверсия в совокупности с холерическими свойствами темперамента (импульсивность, агрессивность, возбудимость, раздражительность). Экстраверсия, дополненная холерическими и сангвиническими темпераментными свойствами (эмоциональной незрелостью, демонстративностью, враждебностью, повышенной агрессией, неспособностью к рефлексии) характерна для лиц, совершивших корыстные преступления. В отличие от насильственных преступлений, которые чаще совершают интроверты с меланхолическими свойствами темперамента, шизотимическими и аутистическими особенностями и нарушениями адаптации [8].

В исследованиях Т.В. Ивановой (2002) доказано, что фиксации отклоняющегося поведения способствуют эпилептоидно-истероидный и неустойчивый типы акцентуаций характера, а также специфические подростковые поведенческие реакции (эмансипации, подчеркивания своей маскулинности) в межличностных отношениях [15]. Аналогичные результаты получены Т.Ц. Тудуповой (2017), установившей, что, «правонарушающее поведение чаще встречается среди подростков с эпилептоидным, гипертимным и неустойчивым типами акцентуаций характера» [31, с. 189].

В.Л. Цветков (2005) обнаружил у несовершеннолетних делинквентов тенденцию к проявлению агрессивности, жестокости, асоциальному поведению, вследствие отсутствия адаптивных копинг-стратегий, не позволяющих им адекватно реагировать на средовое воздействие, что обусловливает бессознательность поведенческих реакций [33]. В.Г. Белов (2010) установил наличие у делинквентных подростков специфических характерологических особенностей – повышенной тревожности, жестокости, агрессивности, конфликтности [1]. О.Л. Дегтярева (2017) также отмечает у несовершеннолетних, совершивших кражи, повышенный уровень ситуативной и личностной тревожности [7]. В исследованиях О.Б. Есиной (2017) выявлено, что тревожность является одним из критериев развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у несовершеннолетних [10].

В зарубежной научной литературе удалось обнаружить исследования влияния ПТСР на формирование делинквентного поведения несовершеннолетних. Связь между психотравмирующими событиями детства у девочек и их противоправным поведением в подростковом возрасте выявлена E. Cauffman, S.S. Feldman, J. Waterman, H. Steiner (1998), которые отмечают, что в отношении девочек применялось более интенсивное и продолжительное насилие, чем в отношении мальчиков [36]. Аналогичные результаты получены G.M. Morton и L.A. Leslie (2005), которые установили, что несовершеннолетние правонарушители женского пола гораздо чаще, чем мужского, сообщают о том, что они стали жертвами насилия и сексуального надругательства в детском возрасте. Также у них более высокие показатели распространенности психических заболеваний, особенно депрессии [38]. R. Tyminski (2014) также пришел к выводу, что склонность к совершению краж может определяться накоплением травмирующего опыта в анамнезе жизни (утрата близких, факты насилия, тяжелое материальное положение семьи и т.д.) и в результате эмпирического исследования установил, что ПТСР, как одна из причин краж, имеет место в 28 % случаев [41].

Многими авторами отмечается, что в условиях рыночной экономики подверглась изменениям система ценностных ориентаций и общественных норм, оказавших воздействие и на подрастающее поколение. Так, О.А. Падун (2005) выявила противоречивость системы ценностей, низкий уровень самопринятия, несоответствие реальной и рефлексивной самооценки делинквентных подростков [24]. По мнению Н.А. Гончаровой (2006), искажение ценностей в совокупности с неверным трактованием правовых норм несовершеннолетними не только обуславливает делинквентное поведение, но и обеспечивает психологическую защиту посредством активации механизмов самооправдания [4]. Н.В. Дворянчиков, И.А. Савкина (2011) установили, что девиантные подростки ориентированы на удовлетворение собственных («зачастую искусственных») потребностей, некритично усваивают нормы и ценности референтной группы, склонны поступать в соответствии с мнением ее членов или авторитетных лиц, а также трактуют собственные поступки и поведение окружающих в соответствии с предполагаемыми ожиданиями значимых близких [6]. Е.А. Дядченко (2014) считает, что деформация ценностно-смысловой сферы составляет основу криминогенного потенциала личности, обуславливая совершение преступления под воздействием ситуативно-средовых условий и потребности в самоутверждении [9]. В исследованиях К.В. Злоказова (2017) склонность к делинквентному поведению определяется криминальными установками (совокупностью представлений, приводящих к совершению преступления) и криминальной идентичностью (самоотождествлением с субкультурным кодом преступника) [13].

Л.В. Яссман (1997) одной из причин отклоняющегося поведения считает социально-психологическую дезадаптацию, которая изначально проявляется как деструктивная реакция на негативное воздействие среды в виде снижения психической активности, вегетативных и психосоматических расстройств (вследствие несоответствия биологических, социальных возможностей организма и эмоционального реагирования окружающей обстановке), а позднее приводит к формированию различных форм делинквентного поведения [34]. Рыбальская (1984) отмечает, что интеллектуальное развитие несовершеннолетних правонарушителей, в отличие от подростков с нормативным поведением, характеризуется заторможенностью, леностью ума, бедностью кругозора, речи, слабой начитанностью, недостаточной рефлексией, а также несформированной способностью к размышлению о нравственности и морали [28]. Н.Е. Медведевой (2008) установлено, что делинквентным подросткам свойственны негативизм, сниженная способность к усвоению школьной программы, конфликтность и противопоставление себя учебному коллективу. В структуре мотивов учебной деятельности преобладают принудительные [21]. Таким образом, социально-психологическая дезадаптация, проявляясь в негативном отношении к обучению, низкой успеваемости, конфликтах в школьном коллективе, обуславливает отчуждение несовершеннолетнего от образовательной организации. При этом сниженный воспитательный контроль со стороны семьи, отсутствие конструктивной занятости и избыток свободного времени, во многом определяют вхождение подростка в группу асоциальных сверстников.

Нарушения детско-родительских отношений способствуют не только развитию определенных личностных особенностей несовершеннолетних, но и формированию делинквентного поведения. Так, Д.В. Берко (2000) установлена зависимость между особенностями родительского воспитания и психологическим благополучием, позитивным эмоциональным состоянием, а также социальной адаптацией несовершеннолетних женского пола: агрессивно-враждебный тип материнского воспитания обуславливает повышенную агрессию, развитие импульсивного поведения девушек, а директивный тип отцовского воспитания повышает их депрессивность, лабильность эмоционального состояния [2]. По мнению Н.В. Федоровой (2007), ранняя эмоциональная депривация в семье является причиной формирования делинквентного поведения в подростковом возрасте, проявляясь в агрессивности, негативизме, тревожности, асоциальности и враждебности [32].

В литературных источниках приводятся также противоречивые данные относительно взаимоотношений с родителями у несовершеннолетних правонарушителей. Так, И.А. Горьковая (1998) установила, что для делинквентных подростков характерна положительная эмоциональная привязанность к матери [5]. Противоположные результаты получены А.А. Реаном (2015), утверждающим, что чем негативнее отношение к матери, тем менее просоциально отношение к нормам права. Увеличение отрицательных характеристик, данных несовершеннолетним при описании матери, коррелирует с общим ростом негативизации всей системы его социальных отношений [26]. Противоречивость научных взглядов говорит о том, что данный вопрос требует проведения дополнительных исследований, поскольку детско-родительские отношения являются мишенью коррекционного воздействия во многом определяя формы и методы психологической работы.

По мнению Е.И. Ждакаевой (2012) в основе формирования делинквентного поведения несовершеннолетних находятся деструктивные особенности детско-родительских отношений: непоследовательность, противоречивость, наличие устойчивых отрицательных чувств, неадекватных отношений, в совокупности порождающих взаимные конфликты и отторжение ребенка от семьи [11]. О.Л. Дегтярева (2017) выявила положительную корреляцию между судимостями родителей и делинквентностью ребенка: неблагоприятная семейная ситуация, выражающаяся в несогласованности действий родителей, дисгармоничностью отношений между ними, криминальных установках, а также нарушении структуры семьи оказывают влияние на формирование делинквентного поведения [7].

Однако, большим количеством исследователей среди детерминант формирования делинквентного поведения подчеркивается значимость не столько теплоты отношений с родителями, а сколько наличие (или отсутствие) родительского контроля. Несовершеннолетний, предоставленный сам себе, имеет большую вероятность попадания в уличную криминально направленную группу сверстников, чем ребенок, каждое действие которого контролируется и подвергается оценке.

Данный тезис подтверждается исследованиями отечественных и зарубежных авторов. R. Emery and M. Waldron, K. Kitzmann, J. Aaron (1999) выявили, что основой формирования делинквентного поведения выступает недостаточное родительское участие в воспитании ребенка, обусловленное бракоразводным процессом супругов [39]. По мнению T.P. Thornberry, A.J. Lizotte, M.D. Krohn, C.A. Smith, P.K. Porter (2003), основной причиной преступности является отсутствие социального контроля, вызванное ослаблением социальных связей, в первую очередь, в семье. Исследователями установлено, что делинквентные подростки имеют слабую связь отношений со своими родителями, отчуждены от школы и не устремлены к успеху, следовательно, имеют меньшее количество (либо не имеют вообще) социальных ограничений своих действий. Обретенная свобода в сочетании с негативной средой обеспечивают делинквентные модели поведения [40]. Т.В. Румянцевой (2007) установлено, что бессознательная попытка родителей дистанцироваться от проблемного ребенка, либо игнорирование у него проявлений девиантности может еще более усиливать отклоняющееся поведение по принципу порочного замкнутого круга [27].

Нарушения отношений с родителями формируют повышенную зависимость от сверстников. Под влиянием референтой группы у несовершеннолетних формируется система ценностей, связанная с материальной обеспеченностью, жестокостью, превосходством над другими. John W. McDavid, Boyd R. McCandless (1962) отмечают, что делинквентная направленность социальной группы, в которую входит подросток, гарантирует совершение правонарушения практически каждым членом группы [37]. Л.Н. Костина (2010) указывает, что уличный коллектив сверстников, имеющих опыт асоциального поведения, оказывает влияние на формирование идеалов и ценностей примкнувшего к ним подростка [17].

Многими исследователями отмечается значение социальной отчужденности как одной из важных детерминант формирования делинквентного поведения. В этой связи интересны исследования, посвященные преступности несовершеннолетних, воспитывающихся в детских учреждениях и изолированных от семейного тепла и родительской поддержки.  А.Н. Лариным, И.Н. Коноплевой (2013) подчеркивается, что обособленность воспитанников детских домов от детей, воспитывающихся в полных благополучных семьях, стремление к социальным связям с совместно проживающими сверстниками, неспособность понять «мир семейных людей» могут приводить к «погружению в криминальную субкультуру» [19]. При этом исследованиями С.Л. Таланова (2011) установлено, что большинство воспитанников детских домов считают причиной совершения преступления «ненормальную, тяжелую обстановку в детском доме» [30, с. 124].

Отсутствие социального контроля в виртуальной среде также отрицательно воздействует на формирование правовой культуры несовершеннолетних. Социальные сети сегодня являются не только одним из институтов социализации детей и подростков (наряду с семьей и школой), но средством и объектом манипулирования. И.С. Кон (2010) подчеркивает, что свобода, которой обладает информационное пространство, мнимая, а в действительности в нем происходит борьба за публику, статус, признание. Подростку, не создавшему успешный блог или аккаунт, не обладающему достаточным (с точки зрения референтной группы) количеством подписчиков, присваивается статус неудачника [16]. Известны случаи, когда несовершеннолетние из мотивов распространения популярности в сети, признания в виртуальной референтной группе причиняют телесные повреждения сверстникам или младшим по возрасту, а также лицам без определенного места жительства, фиксируя противоправные действия на видео и транслируя в сети «Интернет». По мнению А.А. Сухарева (2019), доступность и распространенность жестокой, агрессивной, порнографической информации вызывает привыкание и равнодушие у несовершеннолетних и деформирует их социализацию, «нивелируя такие ценности, как семья, морально-правовые и религиозные устои» [29, с. 9].

Причинами формирования делинквентного поведения, в том числе, являются стереотипы, закрепившиеся в обществе. Демонстрируемая в художественных и документальных фильмах «красивая жизнь» представителей криминального мира зачастую приводит к искажению моделей поведения несовершеннолетних. Это подтверждается исследованием Д.П. Борисовой и Н.В. Дворянчикова (2013), которые установили, что стереотипы оказывают особое влияние на поведение и восприятие окружающего мира у подростков, обладающих острой потребностью следовать заданным стандартам, а также завышенными требованиями к себе и другим. Отклоняющееся поведение подросткам обеспечивает набор определенных «стереотипных» качеств, завоевание статуса в круге сверстников [3]. Л.А. Азарова, В.А. Сятковский (2008) относят стигматизацию (присвоение ярлыка со стороны общества) к социальным причинам преступности несовершеннолетних. Исследователи выделили принцип «порочного круга» в закреплении устойчивого делинквентного поведения: первичное, случайно совершенное преступление → наказание (реальное или условное) → социальная дезадаптация → вторичная делинквентность → совершение преступления и т.д. [25].

Таким образом, проведенный анализ исследований отечественных и зарубежных авторов позволил выделить две ведущие группы причин делинквентного поведения несовершеннолетних:

1) индивидуально-типологические, которые определяют склонность к криминальному поведению совокупностью значимых особенностей и свойств личности (тип нервной системы, интеллект, темперамент, акцентуации характера, эмоционально-волевая устойчивость, ценностно-смысловая сфера, направленность личности, низкая успеваемость, педагогическая запущенность, социально-психологическая дезадаптация и пр.);

2) социально-психологические, раскрывающие механизмы формирования криминального поведения под влиянием социально-психологических и ситуационных факторов (семейное неблагополучие, нарушения детско-родительских отношений, ранняя депривация в семье, недостаточное родительское участие в воспитании ребенка, негативный пример родителей, воздействие референтной группы, влияние криминальной субкультуры, отсутствие социального контроля, доступность и распространенность негативной информации и др.).

Описание  противоречий. При этом необходимо отметить следующие противоречия и недостаточно изученные аспекты формирования делинквентного поведения несовершеннолетних:

  1. Отношение к матери у делинквентных подростков: в одних исследованиях оно характеризуется благополучием и теплотой (И.А. Горьковая, 1998,), в других – носит отстраненный, негативистский характер (Д.В. Берко, 2000; Н.В. Федорова, 2007; Е.И. Ждакаева, 2012; А.А. Реан, 2015).
  2. Повышенная тревожность: в настоящее время не установлено, является ли тревожность устойчивой личностной характеристикой делинквентных подростков (В.Г. Белов, 2010; О.Л. Дегтярева, 2017) или одним из симптомов ПТСР (О.Б. Есина, 2017).
  3. Роль посттравматических симптомов в механизме формирования делинквентного поведения несовершеннолетних недостаточно изучена, поскольку обнаружены лишь единичные зарубежные (E. Cauffman, S.S. Feldman, J. Waterman, H. Steiner, 1998; G.M. Morton и L.A. Leslie, 2005; R. Tyminski, 2014) и отечественные исследования (О.Б. Есина, 2017).

Выводы. Обсуждение результатов предоставило возможность определить круг вопросов и наметить перспективные направления исследований в области профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних:

  1. Каково влияние ранней эмоциональной депривации, отношения к матери на формирование делинквентного поведения и криминальной направленности несовершеннолетних?
  2. Какова психологическая природа повышенной тревожности делинквентных подростков: является ли она устойчивой личностной характеристикой или одним из симптомов посттравматического стрессового расстройства?
  3. Каково соотношение личностных, социальных и случайных ситуативных факторов в формировании криминального поведения?
  4. Какова роль криминальных установок, криминальной идентичности и посттравматического стрессового расстройства в формировании антисоциальной направленности несовершеннолетних?
Список литературы

1. Белов В.Г. Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с делинквентным поведением: концепция, модель, технологии: дисс. … д-ра психол. наук: 19.00.13 / В.Г. Белов. СПб, 2010. 434 с.

2. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Д.В. Берко. Ставрополь, 2000. 152 с.

3. Борисова Д.П., Дворянчиков Н.В. Гендерные факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте / Борисова Д.П., Дворянчиков Н.В. // Психология и право. 2013. № 3. С. 1-10.

4. Гончарова Н.А. Ценностные детерминанты личности несовершеннолетних правонарушителей: автореферат дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.06 / Н.А. Гончарова. СПб, 2006. 22 с.

5. Горьковая И.А. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков: дисс. …докт. психол. наук: 19.00.04 / И.А. Горьковая. СПб., 1998. 391 с.

6. Дворянчиков Н.В., Савкина И.А. Исследование особенностей правосознания несовершеннолетних с девиантным поведением. Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2011. № 1. С. 1-12.

7. Дегтярева О.Л. Формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 1. С. 214–229. DOI: 10.21702/rpj.2017.1.13

8. Дьяков С.И., Шаблий И.В. Связь темперамента субъекта преступления с особенностями правонарушений [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015(5). № 4. С.26-39. DOI: 10.17759/psylaw.2015050403

9. Дядченко Е.А. Психологическое прогнозирование рецидивных преступлений несовершеннолетних мужского пола, осужденных без лишения свободы: дисс. канд. психол. наук: 19.00.06 / Е.А. Дядченко. Рязань, 2014. 281 с.

10. Есина О.Б. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей: психосоциальные факторы формирования, клинические характеристики и проблемы диагностики: дисс. … канд. мед. наук: 14.01.06 / О.Б. Есина. СПб. 2017. 175 с.

11. Ждакаева Е.И. Психологические средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.И. Ждакаева. Омск. 2012. 216 с.

12. Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. - М., 1986. - С.3

13. Злоказов К.В. Конструирование идентичности и криминализация личности: монография / К.В. Злоказов. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2017. 142 с. ISBN 978-5-88437-478-2

14. Змановская Е.В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. Вып. 5 (133). С. 189-195.

15. Иванова Т.В. Детерминанты становления личности девиантного подростка с противоправным поведением: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Т.В. Иванова. СПб., 2002. 174 с.

16. Кон И.С. От интимного дневника к социальным сетям // Семья и школа. – 2010. - №7. – С. 10-11.

17. Костина Л.Н. Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних: дис. ... д-ра. психол. наук. - М., 2010. – 541 с.

18. Личность преступника / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1971. С. 18

19. Ларин А.Н., Коноплева И.Н. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения у воспитанников детских домов/А. Н. Ларин, И.Н. Коноплева//Психология и право. 2013. № 4. С. 66-76.

20. Леус Э.В., Соловьев А.Г., Сидоров П.И. Особенности личности несовершеннолетних преступников с корыстной и насильственной мотивацией. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 1(41). С. 195-200.

21. Медведева Н.Е. Предупреждение краж, совершаемых группами несовершеннолетних: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Н.Е. Медведева. М., 2008. 178 с.

22. Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений. М., 1965. С. 277.

23. Официальный сайт МВД России. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - июль 2019 года [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/18556721/

24. Падун О.А. Психологические особенности личности несовершеннолетних, осужденных за совершение корыстно-насильственных преступлений: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.06 / О.А. Падун. Ростов н/Д, 2005.163 c.

25. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. 164 с.

26. Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст. // Национальный психологический журнал. 2015. № 4 (20). С. 105-110. DOI: 10.11621/npj.2015.0410

27. Румянцева Т.В. Влияние особенностей семейного воспитания на личность проблемного ребенка // Ярославский психологический вестник. 2007. Вып. 21. С. 111-114.

28. Рыбальская В.Я. Виктимологические проблемы преступности несовершеннолетних: дисс. ... докт юрид. наук: 12.00.08 / В.Я. Рыбальская. Иркутск, 1984. 484 с.

29. Сухарев А.А. Виртуальная среда, как фактор имплицитной социализации несовершеннолетних (психолого-криминологический аспект). Право. Экономика. Психология. 2019. № 2 (14). С. 3-10

30. Таланов С.Л. Делинквентное поведение бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов (социологический аспект) /С.Л. Таланов // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. Том I (Гуманитарные науки). С. 122-125.

31. Тудупова Т.Ц. Акцентуированные черты характера как фактор правонарушающего поведения в подростковом возрасте / Т.Ц. Тудупова // Сборник статей (материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы противодействия криминальной субкультуре» Улан-Удэ, 08 декабря 2017 года) под ред. Ю.В. Хармаева, Э.Л. Раднаева. 2018. С. 187-192

32. Федорова Н.В. Депривация в семье как фактор делинквентного поведения подростков: автореферат дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Н.В. Федорова. Омск, 2007. 23 с.

33. Цветков В.Л. Психология деятельности сотрудников органов внутренних дел по профилактике и преодолению асоциального поведения малолетних: дисс. ...докт. психол. наук: 19.00.03 / В.Л. Цветков. М, 2005. 391 с.

34. Яссман Л.В. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних: дисс. … докт. психол. наук: 19.00.05 / Л.В. Яссман. Комсомольск-на-Амуре. 1997. 479 с.

35. Ahrens, J, Rexford, L. Cognitive processing therapy for incarcerated adolescents with PTSD. J Aggress Maltreat Trauma 2002; 6: 201–16.

36. Cauffman, E., Feldman, S. S., Waterman, J., & Steiner, H. (1998). Posttraumatic stress disorder among female juvenile offenders. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 37, 1209-1217.

37. John W. McDavid, Boyd R. McCandless. Psychological Theory, Research, and Juvenile Delinquency // Journal of Criminal Law and Criminology. - 1962. - № 1. P. 1-14.

38. Morton, G. M., & Leslie, L. A. The adolescent female delinquent: A feminist developmental analysis. Journal of Feminist Family Therapy, 2005.17, 17-50. doi:10.1300/J086v17n01_02

39. Emery R.E., Waldron M., Kitzmann K.M., Aaron J. Delinquent Behavior, Future Divorce or Nonmarital Childbearing, and Externalizing Behavior Among Offspring: A 14-Year Prospective Study // Journal of Family Psychology. 1999. Vol. 13. №. 4. P. 568-579.

40. Thornberry T.P., Lizotte A.J., Krohn M.D., Smith C.A., Porter P.K. Causes and Consequences of Delinquency. In: Taking Stock of Delinquency. Longitudinal Research in the Social and Behavioral Sciences: An Interdisciplinary Series. Springer, Boston, MA. 2003. 332 p.

41. Tyminski R. The Psychology of Theft and Loss. Stolen and Fleeced, 1st Edition. Routledge. 2014. 186 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?