ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Раскрываются психологические составляющие феномена профессионального имиджа инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, выступающие предметом исследования. Цель научной статьи: представить психологическую характеристику ведущих компонентов профессионального имиджа инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения и определить тенденции его совершенствования. Установлено, что наиболее значимыми элементами изучаемого профессионального имиджа являются внешний вид, знание нормативных правовых актов, культура общения, грамотная речь и стрессоустойчивость, а требуют первостепенного внимания и развития – владение нормативными правовыми актами и речевые навыки. Обобщение литературных источников и эмпирическое исследование, осуществленное с помощью методов письменного опроса, наблюдения, ранжирования и анализа ситуаций, позволили не только раскрыть психологический смысл каждого компонента имиджа, но и наметить вероятные направления его улучшения. Особое место среди этих направлений занимает повышение качества правовой и психологической подготовки, а также обучение практической лингвистике в сфере деловой коммуникации с участниками дорожного движения. Новизна научного изыскания состоит в отражении современного взгляда на проблему профессионального образа сотрудника глазами субъектов его формирования, а также в формулировке конкретных предложений, базирующихся на опыте респондентов и востребованных в ходе дальнейшей модернизации имиджа инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Ключевые слова:
имидж, дорожно-патрульная служба Государственной инспекции безопасности дорожного движения, внешний вид, культура общения, правовые знания, грамотная речь, стрессоустойчивость
Текст

Актуальность

В настоящее время реализация трудовой деятельности, относящейся к разряду человековедческих, неразрывно связана с проблемой формирования позитивного имиджа соответствующих групп профессионалов, к которым относятся инспекторы дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – ДПС ГИБДД).

 Профессиональные действия  инспекторов ДПС ГИБДД определяются Административным регламентом исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 23.08.2017 № 664. Постоянные межличностные контакты инспекторов ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения сопровождаются сокращением социальной дистанции с ними, обусловливают высокую степень вероятности не только объективных, но и оценочных, не всегда положительных суждений граждан о поступках сотрудников Госавтоинспекции.

Кроме того, профессиональные действия инспекторов ДПС ГИБДД в виду доступности их визуального восприятия могут сознательно или не вполне осознанно рассматриваться участниками дорожного движения как своеобразный эталон поведения, присущий всему полицейскому сообществу. С этой точки зрения, формирование положительного имиджа наиболее публичных представителей профессиональной среды сотрудников органов внутренних дел является особенно насущным.

Проблема

В целом явление имиджа изучается в рамках разных, прежде всего, гуманитарных областей знания – философии, социологии, политологии, акмеологии и психологии.

Обобщение научных публикаций, посвященных анализу профессионального имиджа сотрудников органов внутренних дел, показывает, что интерес исследователей направлен на освещение исторически обусловленных тенденций и трудностей создания положительного имиджа [8;  10], рассмотрение его структуры и содержания [6; 1; 7], выработку способов формирования более совершенного образа полицейского [13; 14; 12; 4].

Самостоятельное внимание уделяется научному поиску соотношений между феноменами «имидж», «репутация», «престиж», «самовосприятие», «культура поведения» сотрудника органов внутренних дел [2; 6; 16; 15].

Целостное диссертационное исследование посвящено трактовке феномена «имидж сотрудников ГИБДД», рассмотрению условий и факторов, способствующих формированию негативного имиджа сотрудника Госавтоинспекции, а также определению направлений и технологий преодоления отрицательных тенденций [11, с. 5, 7-11]. 

В целом, в научных работах преимущественно характеризуется  мнение определенных групп макросоциума и особенности социального восприятия полицейских общественностью. Однако не менее существенным является взгляд самих сотрудников Госавтоинспекции, базирующийся на их профессиональном опыте и представлениях о желательных моделях поведения.

В связи с вышеизложенным предпринята попытка изучения перечня и содержания компонентов профессионального имиджа инспекторов ДПС ГИБДД, выделяемых в результате опроса сотрудников  Госавтоинспекции.

Методика исследования

В качестве респондентов выступили сотрудники  подразделений пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД, в чьи задачи, согласно Наставлению по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения, утвержденному приказом МВД России от 29 декабря 2018 года № 903, входит формирование положительного имиджа Госавтоинспекции и укрепление доверия населения к ее деятельности.

Опрос пятнадцати респондентов-экспертов из разных субъектов Российской Федерации осуществлен в ходе их повышения квалификации с использованием дистанционной образовательной технологии в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова в марте 2020 года. Слушателям предлагалось задание следующего содержания: «Подготовьте собственный перечень из 5-7 составляющих положительного профессионального имиджа инспектора ДПС ГИБДД (характеристик речи, невербальных признаков, внешнего облика, профессионально-важных личностных качеств). Зафиксируйте свои ответы на бланке по горизонтали и оцените по вертикали степень выраженности каждого компонента имиджа по 10-балльной шкале (рисунок 1). Оценку необходимо осуществить по критерию – “степень выраженности в данный момент”, исходя из существующих реалий. Сканируйте заполненный бланк для его отправки с использованием дистанционной образовательной технологии».

 

Рисунок 1. Бланк для заполнения респондентами

 

 

По результатам опроса составлен перечень компонентов профессионального имиджа инспекторов ДПС ГИБДД, включающий в общей сложности более пятидесяти разных характеристик, из которых нами приняты во внимание пять явно выраженных составляющих, ранжированных между собой.   

Наряду с опросом и ранжированием применялись методы наблюдения и анализа ситуаций взаимоотношений сотрудников ДПС ГИБДД и участников дорожного движения, запечатленных на видеозаписях, размещаемых в ресурсах Интернет.

Результаты исследования и их обсуждение

Данные опроса обобщены и приведены в лепестковой диаграмме, где ранги указаны по двум критериям: критерий 1 «ранг по частоте упоминания компонента имиджа в ответах» (наименьший ранг присвоен наименее упоминаемому компоненту), критерий 2 «ранг по степени выраженности компонента имиджа на данный момент» (наименьший ранг присвоен чаще упоминаемому компоненту) (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Лепестковая диаграмма рангов

 

Важнейшей составляющей профессионального имиджа инспекторов ДПС ГИБДД, по мнению респондентов, является внешний вид, включающий такие  параметры, как состояние форменного обмундирования; физические качества инспекторов ДПС ГИБДД; состояние патрульного автомобиля; наличие современных технических устройств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности; невербальные средства коммуникации.

Признавая неразрывное единство явно видимых и более смысловых характеристик в описании сущности любого явления, отметим, что именно внешний вид инспекторов ДПС ГИБДД выступает своеобразным стартом приемлемого психологического воздействия на сознание участника дорожного движения, вызывая эффект первого впечатления, через призму которого может произойти дальнейшее деловое общение.

Значимость внешнего вида обусловлена и тем, что инспектор ДПС ГИБДД воспринимается участниками дорожного движения в определенном, не всегда позитивном контексте. Зарубежные авторы Р. Вердербер и К. Вердербер определяют контекст общения как физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором происходит процесс коммуникации [5, с. 20].

Преломляя сказанное через призму взаимоотношений инспектора ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, уточним, что физический контекст указанных взаимоотношений предполагает наличие неблагоприятных погодных условий, шума и небезопасных обстоятельств окружающей среды. Социальный контекст в большинстве случаев подразумевает односторонне инициируемую инспектором ДПС ГИБДД коммуникацию, связанную, в частности, с необходимостью проверки документов на транспортное средство (далее - ТС), идущей вразрез с намерениями водителя. Психологический контекст может включать недоброжелательные реакции участников дорожного движения, их сомнения в справедливости и правовой обоснованности действий инспекторов ДПС ГИБДД, сниженный фон настроения в целом.

Указанные особенности контекста общения предопределяют его конфликтный характер, а одним из способов нейтрализации противоречий, не связанных с открытым проявлением враждебности и прямой агрессии со стороны объекта труда, может оказаться уверенный, физически и социально привлекательный внешний вид инспектора ДПС ГИБДД.

Обращаясь к мнению респондентов и конкретизируя понятие социального облика, поясним, что он включает поддающиеся самоконтролю невербальные характеристики поведения – спокойную мимику, уместные и выразительные жесты, визуальный контакт как средство обратной связи с собеседником, соблюдение дистанции делового общения, четкую артикуляцию речи и умеренно громкий голос.

Социальный облик инспектора ДПС ГИБДД предусматривает наличие атрибутов власти и статуса, в том числе современных автомобилей и технических средств, используемых в деятельности Госавтоинспекции для обеспечения доказательств по делу об административных правонарушениях; аккуратное, удобное, безупречно оборудованное и опрятное форменное обмундирование.

В понятие физического облика входят уровень спортивной подготовки инспекторов ДПС ГИБДД, осанка и выправка, а, возможно, и физическая привлекательность в целом. В то же время, как справедливо отмечает Д. Кун, обобщая работы иных исследователей, физическая красота человека, делающая  его более притягательным, имеет значение при начале знакомства, а далее на первый план выходят более существенные качества личности, например, компетентность [9, с. 643-644].

В этой связи логично перейти к рассмотрению следующего важного  компонента профессионального имиджа  инспекторов ДПС ГИБДД, а именно правовой грамотности, знаний действующих нормативных правовых документов и способности применять эти знания при реализации имеющихся полномочий.

Респонденты указали на наименьшую степень выраженности этого элемента профессионального имиджа инспекторов ДПС ГИБДД, что может объясняться следующими причинами:

1) отдельные инспекторы ДПС ГИБДД характеризуются слабой информированностью в сфере административного и административно-процессуального права, что обусловливает незначительность когнитивного уровня их профессионального правосознания и существенно затрудняет способность свободно оперировать положениями законодательства;

2) познавательный компонент профессионального правосознания инспекторов ДПС ГИБДД сформирован в достаточной мере, однако сотрудник полиции считает возможным формально относиться к необходимости строгого соблюдения алгоритма собственных профессиональных действий и их обоснованию; не ссылаться подробно и пунктуально на конкретные нормы права в виду разных обстоятельств (дефицита времени, отведенного на оформление административного материала; отсутствия под рукой документов, удостоверяющих факт проведения тех или иных мероприятий, например, профилактической операции «Нетрезвый водитель»);

3) познавательный компонент профессионального правосознания инспекторов ДПС ГИБДД сформирован в надлежащей степени, но невысокий уровень развития вербальных способностей не позволяет грамотно, лаконично и находчиво приводить доводы, подкрепляющие обоснованность собственных профессиональных действий и нейтрализующие сомнения, а иногда и провокационные высказывания участников дорожного движения.

Обратимся к материалам, размещенным в информационном пространстве Интернет юридически подкованными участниками дорожного движения [См., в частности: #1 | ИДПС-Королев: Губернатор СПб Беглов и начальник ГУМВД по СПб и Л.О. Плугин мне не «указ»! URL: https://www.youtube.com/watch?v=c2XOmJPjeoM (дата обращения: 04.06.2020); #2| «ЧЕТЫРЕ ЭКИПАЖА ДПС VS ДВУХ ЮРИСТОВ! НЕЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ???». URL: https://www.youtube.com/watch?v=tl9_gyPYtqo (дата обращения: 05.06.2020); «ФАНТАЗИИ ИДПС НЕТ ПРЕДЕЛА: ОПЕРАЦИЯ – ЛЕС, НАРКОТИКИ, ОРУЖИЕ И Т.Д.». URL: https://www.youtube.com/watch?v=x27lSNZGgbo (дата обращения: 15.06.2020).].

Анализ видеосюжетов показывает, что, как правило, уже в начальной стадии взаимоотношений инспекторы ДПС ГИБДД совершают действия, позволяющие водителю или пассажиру интерпретировать их как не соотносящиеся с нормами права. При этом сотрудники ДПС ГИБДД не всегда умеют четко и аргументировано сформулировать требование и причину остановки, назвать основание проверки документов на ТС; реализовать, соблюдая полагающиеся предписания, необходимые административные процедуры (например, процедуру проверки светопропускаемости стекол).

Вместе с тем, позволим себе выразить сомнение в целесообразности доведения до граждан сотрудниками правоохранительных органов информации о проведении таких мероприятий, как оперативно-профилактическая операция «Анаконда». Возможно, имеет смысл не сообщать, а вуалировать истинную цель, поставленную перед сотрудниками ДПС ГИБДД в рамках данного мероприятия; останавливать транспортные средства и проверять документы у визуально подозрительных водителей под иными благовидными предлогами, излагая их в рамках правовых ограничений. Подобная манера поведения сотрудников ДПС ГИБДД снизит вероятность осведомленности о проводимой оперативно-профилактической операции «Анаконда» у лиц, вынашивающих общественно опасные намерения, и в большей степени будет способствовать обеспечению сотрудниками ДПС ГИБДД личной профессиональной безопасности (при условии тактически верных действий с их стороны).

Приведенные рассуждения дают основания предполагать о необходимости дальнейшей более детальной проработки нормативной правовой основы оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции.

В число пяти значимых компонентов профессионального имиджа опрошенными включены культура общения и  грамотность речи, являющиеся, одновременно, недостаточно представленными в поведении инспекторов ДПС ГИБДД в настоящий момент.

Разбор имеющихся в виртуальном пространстве видеосюжетов [См., в частности:  Как гаишники «разводят» водителей при остановке за тонировку автостекол? URL: https://www.youtube.com/watch?v=uHnwkFrIcKc (дата обращения: 03.07.2020); ПОЗОР МУНДИРА: «ИДПС: САДОВИН, ГРИГОРЬЕВ, КОРОЛЕВ, САВЧЕНКО И РОГОВ СБЕЖАЛИ ОТ ЮРИСТА…». URL: https://www.youtube.com/watch?v=fmCBgSFSB9k (дата обращения: 01.07.2020); #2| «ЧЕТЫРЕ ЭКИПАЖА ДПС VS ДВУХ ЮРИСТОВ! НЕЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ???». URL: https://www.youtube.com/watch?v=tl9_gyPYtqo (дата обращения: 02.07.2020).] позволяет выделить следующие признаки, указывающие на невысокий уровень культуры общения и речи инспекторов ДПС ГИБДД, обнаруживающийся в ходе взаимоотношений с участниками дорожного движения:

- озвучивание не относящихся к актуальной ситуации примеров юридической несостоятельности пассажира-блогера, осуществляемое в некорректной по форме и содержанию манере общения,

- внезапное использование рубленых прямолинейных фраз, способных вызвать недоумение у участников дорожного движения. Например, после остановки автомобиля и краткого приветствия инспектор ДПС ГИБДД сразу формулирует вопрос водителю: «Вы трезвый у нас?». При этом полицейский не представляется и не предъявляет служебное удостоверение;

- употребление в речи простых слов в случаях, когда уместно применение терминологии или лексики деловой коммуникации, а также недопустимое использование инспектором ДПС ГИБДД жаргонных выражений;

- неточное применение терминологии, а именно вместо словосочетания «передайте документы» высказывание фразы «предъявите документы»;

- неоднократное неправильное произнесение слов русского языка, например, вместо «ходатайство» инспектор ДПС ГИБДД говорит «ходательство»;

- оправдывающаяся и упрашивающая манера разговаривать с юридически подкованными участниками дорожного движения, сочетающаяся с попыткой завершить диалог, несмотря на отсутствие логической законченности процесса реализации служебных полномочий сотрудниками.  

Уточним, что в ряде случаев реакция самооправдания инспекторов ДПС ГИБДД связана с тем, что участники дорожного движения прибегают к провокационным стратегиям, включающим выражение недоверия к сотруднику Госавтоинспекции и намек на его отрицательные качества, обладающий дискредитирующим потенциалом.

Уместно вспомнить структурный анализ Э.Берна, согласно которому каждый человек располагает определенным репертуаром состояний своего Я, образно названных последователем идей психоанализа «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Согласно смыслу этих состояний, можно предположить, что провоцирующий участник дорожного движения придерживается схемы поведения, присущей эго-состоянию «Родитель», позволяя себе критику и оценочные суждения во взаимоотношениях с инспектором ДПС ГИБДД. При этом, следуя терминологии структурного анализа, можно утверждать, что для сотрудников Госавтоинспекции в подобных ситуациях желательным выступает эго-состояние «Взрослый», направленное на объективную оценку реальности и способствующее преодолению трудностей в общении [3, с. 568-583].

Имеющим значение здесь является и такое профессионально важное качество личности, как стрессоустойчивость, способствующая поддержанию оптимального уровня работоспособности и преодолению психологически напряженных и конфликтных обстоятельств профессиональной деятельности инспекторов ДПС ГИБДД.

Одновременно, стоит подчеркнуть взаимную связь разных компонентов профессионального имиджа инспекторов ДПС ГИБДД и целесообразность комплексного подхода в их формировании и совершенствовании.

Выводы и предложения

Опираясь на результаты эмпирического исследования, сформулируем выводы и предложения, направленные на повышение качества показателей профессионального имиджа инспекторов ДПС ГИБДД.

Одним из путей развития положительного образа сотрудников Госавтоинспекции выступает исключающая формальный подход организация системы занятий, реализуемых в рамках профессиональной служебной подготовки, результативными формами которой являются практические, предусматривающие использование элементов активного социально-психологического обучения. В частности, благоприятный и относительно быстрый эффект достигается благодаря разбору проблемных ситуаций взаимоотношений инспекторов ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения с последующим учебным моделированием коммуникативных ролей в ходе социально-психологического тренинга.

Наибольшее внимание стоит уделить правовой подготовке, вопросам психологии и тактики профессиональных действий инспекторов ДПС ГИБДД в обстоятельствах провокационного и общественно опасного поведения участников дорожного движения. Подобные занятия с сотрудниками Госавтоинспекции требуют тщательной методической продуманности и привлечения разных специалистов, в том числе юристов с познаниями в области административного, уголовного и гражданского права, экспертов в сфере практической лингвистики.

Играющим огромную роль в формировании положительного профессионального имиджа инспекторов ДПС ГИБДД направлением является конструктивное взаимодействие подразделений ГИБДД со средствами массовой информации (далее - СМИ), иными юридическими лицами и социальными сообществами. Респонденты подчеркивают, что сведения о таком взаимодействии должны активно освещаться СМИ и размещаться в виртуальном пространстве официальных аккаунтов Госавтоинспекции МВД России. Причем, как показывает опыт слушателей, данная информация, включенная в новостную ленту, вызывает большое количество просмотров и одобрительные отзывы пользователей социальных сетей.

Весьма значимым видится создание условий в подразделениях для поддержания физической формы инспекторов ДПС ГИБДД, оборудование спортивных залов, выделение не менее четырех часов из объема времени рабочей недели для обязательной и регулярной тренировки в сочетании с соблюдением режима труда и отдыха полицейских. Обеспечение условий для поддержания оптимальной физической формы инспекторов ДПС ГИБДД обладает безусловным потенциалом положительного воздействия на их психологическое состояние, способствует повышению работоспособности и нервно-психической устойчивости, препятствует развитию эмоционального выгорания.

Не менее ценным направлением совершенствования профессионального имиджа инспекторов ДПС ГИБДД является приведение материально-технического оснащения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в соответствие с требованиями и веяниями современного прогресса, а также разработка дополнительных деталей форменного обмундирования, гарантирующих его удобство и функциональность.

Завершая текст научной публикации, стоит сказать о целесообразности дальнейшего обстоятельного изучения феномена положительного профессионального имиджа инспекторов ДПС ГИБДД и необходимости разработки конкретных технологий его формирования, реализуемых как подразделениями Госавтоинспекции, так и иными социальными институтами. Практическое воплощение результатов подобных исследований не только позволит повысить престиж профессионального статуса инспектора ДПС ГИБДД, но и благотворно повлияет на правосознание участников дорожного движения.

Список литературы

1. Базаров Т.Ю., Черкасов В.В. Социальные представления об имидже полицейского в молодежной среде // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 1(76). С. 14–21. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-11002

2. Беляев В.П., Валиев Н.Г., Халилу Х. Психология обеспечения корпоративной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 4. С. 53–57.

3. Берн Э. Анализ игр. С. 568-583. Общая психология. Тексты: В 3 томах. Т.2: Субъект деятельности. Книга 2 / У. Джемс, С. Л. Рубинштейн, В. А. Иванников [и др.] ; составители Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, В. В. Петухов. 2-е изд. Москва : Когито-Центр, 2019. 664 c. ISBN 978-5-89353-381-1 (т.2, кн.2), 978-5-89353-376-7. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. URL: http://www.iprbookshop.ru/88328.html (дата обращения: 25.03.2020). Режим доступа: для авторизир. пользователей

4. Браженская Н.Е., Чернобродов Е.Р. Средства массовой информации как один из основных механизмов формирования имиджа сотрудника полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 3(78). С. 306–311. DOI 10. 24411/1999-6241-2019-13010

5. Вердербер Р. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия / Вердербер Рудольф, Вердербер Кэтлин. СПб: Прайм-Еврознак, 2010. 416 с.

6. Гейжан Н.Ф., Каданцева Н.П. Структура и содержание имиджа сотрудников органов внутренних дел России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 1 (57). С. 134–139.

7. Деулин Д.В. Исследование проблем имиджа сотрудника полиции // Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2018. № 2. С. 48–50.

8. Каданцева Н.П. Имидж сотрудников органов внутренних дел России: история и направления развития // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3 (55). С. 183–186.

9. Кун Д. Основы психологии: Большая энциклопедия психологии. Все тайны поведения человека / Деннис Кун. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 720 с.

10. Леонова И.А. Эстетические аспекты внешнего вида сотрудника полиции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 2 (75). С. 73–76.

11. Молодцов И.А. Психологические основы преодоления негативного имиджа сотрудника ГИБДД : автореферат дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 22 с.

12. Никитина С.С. Формирование позитивного имиджа органов внутренних дел в деятельности подразделений информации и общественных связей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 4 (76). С. 240–242.

13. Передня Д.Г. Технология формирования имиджа органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37). С. 36–41.

14. Филимонов О.В., Передня Д.Г. Специфика формирования медийного образа руководителя органов внутренних дел на региональном уровне (по материалам фокус-группы) // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44). С. 26–31.

15. Фомичев А.Ю. Формирование положительного имиджа сотрудника ГИБДД как основное условие повышения культуры поведения участников дорожного движения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 3 (76). С. 104–106.

16. Цветков В.Л., Ануфриева Д.А. Психология имиджа сотрудника полиции: состояние и возможная положительная динамика // Психопедагогика в правоохра¬нительных органах. 2018. № 3(74). С. 23–27. DOI 10. 24411/1999-6241-2018-13004

Войти или Создать
* Забыли пароль?