ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье обосновывается необходимость развития энергетического потенциала курсантов и слушателей на занятиях по учебной дисциплине «Социально-психологический тренинг профессионального общения» в образовательных организациях МВД России. Актуальность данной проблемы рассматривается авторами в двух плоскостях. С одной стороны назревает необходимость включать в парадигму современных социальных и психологических наук «энергетические» понятия, выстраивать структурные элементы данной системы. С другой стороны реальность современной социальной жизни, ее нарастающая с каждым годом сложность заставляют всех людей в целом, а также сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в частности, все чаще задумываться о сохранении своего физического, психического и психологического здоровья, что невозможно без понимания энергетического потенциала человека, без тех необходимых элементов, из которых он складывается. Поскольку европейская и российская научные традиции в должной мере не оперируют на сегодняшний день определениями, связанными с энергетикой человека, в работе приводится несколько точек зрения относительно данного феномена из Древнекитайской, Древнеиндийской философии и медицины. Также для понимания развития энергетического потенциала в статье представлены в качестве примера некоторые практики древних шаманов Яки, обитавших на юге Северной Америки. Во второй части работы даются некоторые примеры древневосточных практик, которые могут быть использованы на занятиях по социально-психологическому тренингу профессионального общения. В частности, рассматриваются отдельно дыхательные практики, медитативные техники, упражнения на развитие восприятия, внимания. Кроме того, достаточно подробно описывается одна из практик по чакромедитации.

Ключевые слова:
витальность, энергетика человека, энергетический потенциал, энергетический ресурс, витализация
Текст

Актуальность и проблематика данной темы выражается как минимум в двух плоскостях. С одной стороны, энергетическая составляющая человеческой деятельности на сегодняшний день становится объектом исследования таких наук, как психология, социология, социальная психология, физика и др. Авторы статьи исходят из понимания личности как сложной многоуровневой системы биоэнергоинформационного обмена со средой [5]. Качество и особенности этого обмена определяет уникальность каждой отдельной личности. Каждая личность обладает общим, двигающим по жизни потенциалом жизненной энергии, и частными потенциалами, например, к активному личностному росту, творческому развитию, адаптационный или коммуникативный потенциалы. Общий потенциал жизненной энергии обеспечивает общее развитие и пассивный личностный рост, естественный переход от одного этапа развития к другому. Частные же потенциалы способствуют уникальному развитию, активному личностному росту, успешному решению жизненных задач и открытию жизненных перспектив. Частные потенциалы начинают проявляться на этапе юности и набирают силу в период зрелости.

Вводятся в научный оборот различные термины, такие как энергетические ресурсы, энергетический потенциал человека, витальность, витализация и другие; более расширенно с энергетической точки зрения сегодня стали рассматриваться такие уже традиционно психологически феномены как эмпатия, коллективное бессознательное и прочее. В целом назревает необходимость пересмотра в научной систематизации этих и других подобных понятий, а также их применения в учебном процессе. Дело в том, что при смещении понятийного аппарата в содержательном плане (в данном случае с психологических на энергетические трактовки), мы также смещаем и практику решения психологических и социальных проблем в обществе. И именно в этом проявляется одна из задач данной работы.

С другой стороны, при ухудшающихся с каждым годом экологической, экономической и социальной ситуациями в стране, с ростом количества профессиональных обязанностей сотрудника органов внутренних дел (вследствие оптимизации и расширении обязанностей его профессиональной деятельности), на него падает огромная психологическая и эмоциональная нагрузка, с которой сотрудник ОВД вынужден уметь справляться. Как видно из статистических данных многим это удается лишь с помощью различных форм проявления девиантного поведения: от конфликтов и выплеска агрессии на окружающих (в том числе и перенос их на семейные отношения), до алкоголизма и проявления такого крайне деструктивного поведения как суицид. Повышение энергетического уровня человека, как показывает практика, (и это будет видно из примеров данной работы)  является наиболее оптимальным принципом жизнедеятельности с целью решения задач регулирования эмоционального состояния и снятия многих психологических проблем. Поэтому главным в данной статье будет попытка внедрения «энергетических» понятий таким образом, чтобы можно было легко освоить и в дальнейшей служебной деятельности использовать навыки развития энергетики и повышения витальности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Методика исследования. В статье проанализирован эмпирический материал собранный в процессе многолетней работы авторов с курсантами и слушателями Московского областного филиала Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя в рамках проведения занятий по учебной дисциплине «Социально-психологический тренинг профессионального общения», а также опыте обучения по программам повышения квалификации руководящего состава МВД России [1, 7, 9, 11, 12 и др.].

Изначально для повышения витализации применялись лишь некоторые практики релаксации, такие как визуализация [10] и чакромедитация, дыхательные техники системы ДЭИР (дальнейшее энерго-информационное развитие) и Вайвейшн [8] с главной целью обучения снятия эмоционального перенапряжения и негативных эмоций обучаемых. Позже, по мере накопления опыта проведения тренингов была отмечена корреляция между повышением «энергетического» состояния сотрудника с такими его профессиональными качествами как навыки общения, логическая аргументация, ораторское мастерство, проявление харизмы и лидерских качеств. Этому способствовали техники остановки внутреннего диалога, расширения восприятия и другие. Также во время тренингов в рамках курсов повышения квалификации была отмечена еще одна важнейшая энергетическая составляющая коллективной энергетики – «эгрегор группы» (или коллективное бессознательное группы), который имеет некую корреляцию с «продолжительностью жизни» группы. Дело в том, что при взаимодействии с курсантами (в рамках постоянных занятий по социально-психологическому тренингу профессионального общения), где уже существуют устойчивые отношения, тренеру (преподавателю) необходимо больше времени для «раскачки» группы, а также для определения своего социометрического и энергетического положения в ней. В условиях обучения по программам повышения квалификации в группах, которые обычно состоят из двадцати пяти человек, которые знают друг друга на момент проведения занятий не более трех дней, социометрия коллектива еще не успевала четко устанавливаться, поэтому коллективным бессознательным данных групп управлять намного легче и «раскачивать» группу всегда удавалось мгновенно. Раскрывались и проявляли люди свои способности также охотнее. Однако подобные заметки требуют более глубокого и разностороннего исследования в дальнейшем.

В данной статье авторы сделали попытку показать и дать опытные комментарии к некоторым энергетическим практикам, которые используют на занятиях, показать легкость их освоения и использования для собственного энергетического развития. Данный материал направлен на помощь и обучающим, и обучаемым в подобной сфере.

Развитие энергетического потенциала. Стойкого и общепринятого общенаучного понятия энергетического потенциала в европейской науке пока не существует. Энергетический аспект функционирования человека более разработан на наш взгляд в психологических исследованиях, чем в философских и естественнонаучных. При этом в работах практических психологов можно встретить различие понимания жизненной энергии и энергетики (В.М. Бехтерев, З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Левин, Э. Берн, В. Райх, А. Лоуэн и др.). Говоря о витальности и энергетической составляющей человека, нельзя упомянуть и о современном психологическом направлении в российской психологии разработанным В.В. Козловым, об интенсивных интегративных психотехнологиях.

Авторы статьи считают уместным обратиться к тысячелетним восточным практикам, где это понятие энергетического потенциала описывается достаточно подробно. В частности, древнеиндийская медицина (Аюрведа) имеет схожее понятие – прана – космическая энергия, которая буквально пронизывает человека. И от его способности воспринимать ее и трансформировать с помощью медитативных практик зависит энергетический потенциал человека. «Прана не осязаема и не доступна зрительному восприятию, являясь в то же время реальной жизненной силой, она формирует базовый энергетический потенциал человека. Энергия каждой клетки и ткани, каждого органа есть ее проявление. Циркуляция праны внутри человека осуществляется с помощью энергетических центров, которые называются чакрами (от санскритского слова, означающего «колесо»; их также именуют «вихрями») [13].

Не менее важный вклад в понимание энергетического потенциала человека внесла и китайская медицина. Ее «центральным понятием выступает конструкт жизненной силы «Ци», т.е энергия, наполняющая Вселенную. Циркуляция энергии «Ци» в организме осуществляется по двенадцати главным меридианам (каналам), поддерживая жизнедеятельность органов [13]. Некоторые техники для активации циркуляции энергии Ци авторы используют на своих занятиях все чаще и это имеет хороший отклик у обучающихся.

Еще одним важным направлением в понимании энергетики человека являются традиции шаманов племени Яки североамериканской пустыни Соноран, обитавших на этой территории около десяти тысяч лет назад. Их историю вместе с практиками принес американский антрополог Карлос Кастанеда. Энергетический потенциал человека формируется, по их мнению, через остановку внутреннего диалога, техник «неделания», искоренения чувства собственной важности, а также через сновиденческие практики [6]. Сама же энергия понимается как некие протуберанцы света, из которых состоит человек. Данная точка зрения очень напоминает теорию струн [15].

Некоторые практики перечисленных школ Индии, Китая и Мексики, хорошо зарекомендовавшие себя на тренинговых занятиях, авторы предлагают для рассмотрения.

1. Дыхательные техники.

Упражнение 1. Техника развития ощущения потоков энергии в рамках системы дальнейшего биоэнергоинформационного развития человека. Данная техника основывается на йогических практиках, но имеет упрощенный вариант и подходит для самого начального уровня (для тех, кто никогда не задумывался о своей витализации), поэтому использовать ее рекомендуется в основном на первых занятиях. Однако ее эффективность сложно переоценить, поскольку она является основой для энергетической, психологической и физиологической защиты человека. Кроме того, человек может с помощью данной техники научиться управлять потоками своей и чужеродной энергии.

Данная техника основана на представлении о том, что человек получает энергию от земли: в него через промежность входит поток энергии. Ощутить его можно на вдохе. Второй поток (из космоса) пронизывает человека сверху через голову. Его можно ощутить на выдохе. Главная задача – почувствовать во время дыхания, как эти потоки циркулируют через тело (лучше визуализировать). Когда в течение нескольких занятий обучающиеся почувствуют эти потоки достаточно хорошо, можно приступить к закольцовыванию энергий снизу и сверху. Для этого необходимо поток, проходящий через тело снизу вверх, направить снова в нижнюю чакру. Этот поток выходит из головы и по наружной части тела входит в муладхару. Также необходимо поступить с потоком, выходящим из нижней чакры. Он направляется снаружи тела в голову (сахасрару). Таким образом, возникает два потока, которые набирают силу, постепенно расширяясь и  превращаясь в шар вокруг человека. Этот шар и есть защита человека, которую он должен постоянно напитывать энергией. В течение одного-двух месяцев тренировок, обучающийся может переходить к практикам использования данных потоков для оптимизации собственных деструкций, а также для оптимизации взаимодействия с другими людьми на психоэнергетическом уровне. Подобные практики авторы не используют на занятиях, но отсылают интересующихся к соответствующей литературе [14].

Упражнение 2. Техника дыхания на выносливость организма и омоложение его клеток. Данное упражнение необходимо делать либо лежа, либо сидя в позе лотоса. Лучше всего иметь под рукой секундомер, но можно считать про себя. Дыхательная техника делается по следующему ритму. В первые  четыре секунды производится вдох, затем на шестнадцать секунд дыхание останавливается, после необходимо равномерно выдохнуть за восемь секунд. Делать за один раз можно не более трех-четырех циклов. Если удается сделать их достаточно легко, то можно увеличить интервал. Следующий цикл будет таким: 5 секунд – вдох, 20 – задержка, 10 – выдох.

Другая разновидность подобного дыхания – дыхание по квадрату. Начинать нужно с 10 секунд. 10 – вдох, 10 – задержка, 10 – выдох, 10 – задержка. При легкости дыхания интервал можно увеличивать пропорционально. Это упражнение делается в позе лотоса, на выдохе голова опускается вниз (идеальный вариант – лоб достает до колен) и остается там во время задержки дыхания перед вдохом. Затем при вдохе голова поднимается.  

Упражнение 3. «Бхастрика мощная разогревающая практика, в переводе с санскрита «Бхастра» кузнечные меха, за счет интенсивного дыхания имитирует действие мехов, которые разжигают внутренний огонь в теле на физическом и тонком уровнях» [3].

При данной технике делается вдох (расслабленный), затем идет резкий усиленный выдох, полностью освобождающий легкие от воздуха. В самом начале нужно сделать не более десяти дыхательных циклов. Такое дыхание разогревает организм и активизирует его клетки, разжижает кровь, напитывая ее кислородом. У организма при длительных тренировках повышается выносливость.

После нескольких недель проведения с курсантами таких дыхательных практик большинство из них отмечали повышение внимания, улучшение физического состояния, проявления меньшей раздражительности, а наиболее спортивные из них - улучшение беговых и результатов по плаванию.

2. Чакромедитация.

Чакральная концепция используется в философских системах индуизма и буддизма, а также Аюрведе и многих других альтернативных медицинских подходах. Чакры представляются как психоэнергетические центры, в которых пересекаются каналы протекания жизненной энергии, в практиках тантры и йоги выступают как объекты сосредоточения. С помощью работы с чакрами в русле представленных концепций можно активно воздействовать на психику и физиологию человека. Есть основные чакры – их семь, однако, существуют и периферийные чакры, которые располагаются на уровне каждого сустава человека. Чакральная концепция считает, что каждая чакра связана с внутренними органами человека и некоторыми его физическими и психологическими свойствами. Важно отметить, что чакры в йогической практике представлены как цветы лотосы с разным количеством лепестков. Количество лепестков у чакр обозначает качество энергии. Чем выше чакра, тем более развитое качество энергии ею используется и распространяется.

Данная медитация направлена на активацию основных семи центров и выполняется под музыку [18]. Можно также использовать с этой целью «тибетские поющие чаши» [17]. Во время практики необходимо занять удобную позу лежа или полулежа. Каждая чакра имеет свою частоту и цвет. Главное задание – это настройка на эти атрибуты, а также на органы, с которыми взаимодействуют чакры путем визуализации. Кроме того, необходимо ощутить в каждом центре какие-то изменения – тепло, холод, покалывание, дрожь. Это все и есть проявление энергии, которая активизируется во время упражнений. При долгой практике можно ощутить как чакры раскручиваются и распределяют энергию в органы, с которыми они связаны.

Для лучшей методической подготовленности следует знать особенности чакр [16], неоднократно описанных в практиках индуизма в священных писаниях и текстах, таких как Упанишады, Пураны, Веды.

1. Муладхара – корневая чакра, является источником жизненной силы и элементом Земли. Связана с чувством обоняния. Энергетическое местонахождение в районе промежности у мужчин и шейки матки – у женщин. Цвет красный, имеет четыре лепестка, влияет на органы выделения и воспроизводства, отвечает за животные инстинкты.

2. Свадхистана – представляет элемент воды. Ее энергетический центр расположен на расстоянии ширины указательного и среднего пальцев выше муладхары (низ живота). Цвет оранжевый, имеет шесть лепестков. Она связана с крестцовым сплетением, с органами и железами мочеполовой системы, а также с языком и чувством вкуса.

3. Манипура – представляет элемент огня. Связана с глазами и зрением, а также влияет на процесс пищеварения. Находится в районе солнечного сплетения. Цвет желтый, имеет десять лепестков .

Манипура – первая чакра, где смешиваются два вида энергии – прана (более тонкий ее вид) и апана (более грубый и низкий ее вид, поднимающийся снизу). Вообще, первые три чакры – это по мнению йогов нижние уровни существования человека. Они необходимы для нормализации естественных процессов жизнедеятельности, но не должны довлеть над человеком.

4. Анахата представляет элемент воздуха. Находится на уровне сердца в центре тела человека. Цвет зеленый, имеет двенадцать лепестков. Она соединена с солнечным сплетением, сердцем, органами дыхания, а также с руками и чувством осязания. Как считают йоги, анахата отвечает за чувство любви в человеке и напрямую влияет на развитие его духовности.

5. Вишуддхи связана с эфирным полем и представляет энергоинформационное поле мыслей человека. Имеет голубой цвет и шестнадцать лепестков. На физическом плане связана с щитовидной железой и шейными нервными волокнами, а также ушами. От ее работы зависит речь и слух.

6. Аджна связана с восприятием пространства. Ее еще называют третьим глазом. Он имеет синий цвет и два продолговатых серебристых лепестка. У нее два центра: сзади на вершине позвоночного столба, а также в точке пересечения бровей. Аджна связана с сетчаткой. Считается, что она может воспринимать мир тонких материй.

7. Сахасрара связана с космической энергией. Ее лотос фиолетовый имеет тысячу лепестков. Расположена по всей плоскости головы выше ушей и связана с гипофизом. Ее потенциал – это полная эволюция человека, где он может добиться всего, чего захочет и принимать какие угодно формы.

Здесь стоит отметить, что мнения курсантов и слушателей при шеринге относительно чакромедитации не были такими однозначно положительными. Лишь немногие почувствовали какие-то особые изменения в организме. Большинство отнеслось к этим практикам нейтрально. Но и эмпирический материал по данной практике достаточно скуден (данная практика стала вводиться авторами не так давно). Однако, раз практика сохранилась более тысячи лет, а также используется миллионами буддистов для медитаций с целью развития собственной энергетики, значит необходимо ее активизировать и в учебном процессе для достижения подобных целей.

3. Практики по развитию восприятия.

Данные упражнения представлены в тренингах практиками Карлоса Кастанеды, о которых упоминалось выше. Дополнены они также традиционными групповыми тренингами и играми, имеющими ту же самую цель – тренировка мироощущения и мировосприятия. Большинство из этих упражнений рекомендуем делать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

1. Упражнения на остановку внутреннего диалога. Участникам группы ставится задача остановить свой внутренний диалог на какое-то непродолжительное время (от одной до трех минут). Под внутренним диалогом понимаются повседневные мысли, которыми люди заполняют свое сознание. Как считают шаманы племени Яки мысли расходуют большую часть нашей энергии в течении дня. Как только нам удается остановить внутренний диалог, энергия сразу начинает накапливаться и первое, куда она перенаправляется – это ощущения человека, которые перенастраивают восприятие. При долгой тренировке человек качественно меняется. Он становится более внимателен, восприимчив к внешнему миру. Когда я проводил данную практику на занятиях, курсанты и слушатели отмечали, что это трудно, но возможно. Некоторые, кому удавалось это сделать, чувствовали активацию внимания. Данную практику я просил использовать также во время групповой игры «мафия». Те, кто останавливал внутренний диалог, слушая других, сразу замечали проявление неконгруэнтности между жестами и словами тех, кто пытался обмануть относительно своей роли в игре. Говорили, что это как бы интуиция им подсказывала.

Помимо этих упражнений для остановки внутреннего диалога, есть также и другие. Участникам тренинга ставилась задача одновременно услышать как можно больше звуков или попытаться рассмотреть справа налево все предметы, а потом, закрыв глаза, рассказать, что видел. В качестве домашнего задания было следующее упражнение. Курсант должен во время прогулки расфокусировать зрение так, чтобы у него возникла панорамная картинка. При движении с интервалом каждые три-четыре секунды он должен кидать в разные стороны резкие «фотографические» взгляды, концентрирующиеся на попадающихся по дороге предметах. Постоянная смена фокуса зрения увеличивает количество поступающей информации, внутренний диалог автоматически отключается. При этом можно также согнуть пальцы рук. Это также помогает отвлечься мозгу от внутреннего диалога.

Курсанты отмечали резкое переключение на визуальные и аудиальные каналы, особенно при сгибании пальцев.

Также во время занятий можно заставить курсантов делать какие-то привычные вещи непривычным образом. Например, пройтись по аудитории задом наперед или нарисовать рисунок рукой, которая не используется обычно для этой цели. В качестве домашнего задания можно провести эксперимент и делать любое дело не так как обычно, а потом обсудить как и что получилось. Курсанты по опросам ощущали новизну восприятия и прилив новых ощущений и чувств, когда пробовали делать что-то непривычным образом. Несколько из них отметили, что это довольно трудно и переставали это делать.

Последнее упражнение, которое помимо прочих задач решает и остановку внутреннего диалога следующее. Участники разбиваются по парам, берутся за руки. Один при этом закрывает глаза (слепец), другой его ведет по аудитории (поводырь). Это упражнение обостряет кинестетическое и аудиальное восприятия. Кроме того, в нескольких случаях люди переживали достаточно тяжелые эмоции, входя проникаясь состоянием слепого человека. Так проявляли себя, конечно, ярко выраженные визуалы.

Упражнение 2. Искоренение чувства собственной важности. В повседневной жизни человек постоянно ориентируется на то, что о нем скажут другие, как он будет выглядеть, что ему надеть на вечеринку и т.д. С одной стороны, быть нормальным на фоне общества это естественный социальный атрибут человека, который позволяет ему жить рядом с другими такими же людьми. Однако когда все действия человека поглощаются обществом, к примеру, он постоянно следует за последним писком моды, говорит и думает только то, и для того, чтобы нравиться другим. С социальной точки зрения человек превращается в абсолютного конформиста, с психологической точки зрения у него начинает проявляться все больше когнитивных диссонансов, которые впоследствие приводят к неврозам и различным физиологическим болезням. Для этого соноранские шаманы используют технику искоренения чувства собственной важности. Она заключается в том, чтобы очистить себя от «общественной шелухи». С их точки зрения нет ничего важного в любых поступках, направленных на социум. Важным и ценным является лишь окружающая природа, а также собственное энергетическое развитие. Один из способов, которые приводит Кастанеда в своей книге «Сказки о силе» это почувствовать себя и любое растение одинаковым по важности. Он предлагал ученикам поговорить с растениями. На своих занятиях авторы, конечно, не заставляют курсантов делать что-то подобное. Однако во время игр и намеренно созданных конфликтных взаимодействий заставляю принимать позиции другой стороны или меняю роли взаимодействующих на противоположные. Многие курсанты становятся более объективными, перестают выказывать неприятие, а напротив, ищут компромиссы в таких ситуациях. В качестве домашнего задания по искоренению чувства собственной важности можно попросить каждого регистрировать моменты проявления этой самой важности, когда человек намеренно хвалится, или ругает кого-то более слабого или чувствует превосходство в присутствии другого, или конфликтует с кем-то.

Выводы. Таким образом, многолетняя практика использования на тренинговых занятиях предлагаемых форм работы показывает отличный отклик у курсантов и слушателей, а также множество положительных результатов. Многие интересуются более углубленным материалом по всем видам перечисленным практикам. Интересуются личными результатами тренеров в данных практиках. Авторы стараются не делиться, чтобы не направлять по какому-то определенному пути. Ведь каждый человек уникален и его энергетические проявления также уникальны. Слушатели, не имеющие много занятий, в отличие от курсантов, обычно интересуются где можно подробно поучиться подобным практикам, спрашивают, что можно посоветовать их детям-подросткам для установления психологического баланса.

Кроме того, помимо перечисленных техник и упражнений, развитие энергетики человека связано также и с тем, как человек проводит свой досуг во время выходных или отпуска. Обычно рекомендации сводятся к настоятельному ограничению себя от чрезмерного употребления алкоголя, выбору пищи без ГМО (хорошо работает известный пример двадцатилетнего гамбургера из Макдональдса [2]), как можно чаще и больше находиться на природе, поскольку человек лишь наполовину существо социальное. Никогда нельзя забывать о второй природной своей половине.

Все эти вещи на первый взгляд обычны, но как показывает практика, даже молодые курсанты далеко не все обращают на них внимание, считая, что собственное здоровье имеет бесконечный потенциал.

Список литературы

1. Андреасян Р.Н., Мальцева Т.В. Изучение возможностей использования психологических технологий в профессиональной деятельности руководителем территориального органа МВД России // Прикладная психология и педагогика. 2019. Т. 4. № 2. С. 27-47.

2. Бургер из МакДональдса пролежал 20 лет! Посмотрите, что с ним стало! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://worldi.ru/burger-iz-makdonaldsa-prolezhal-20-let-posmotrite-chto-s-nim-stalo/(дата обращения 09.03.2020).

3. Бхастрика – пранаяма для начинающих [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://svitlav.com/bhastrika-pranayama-dlya-nachinayushhih/

4. Верищагин Д.С. Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.deir.org/izdanija/knigi.html(дата обращения 09.03.2020).

5. Карельский Г.Б. Личность и ее трансформация в ИИПТ (интенсивных интегративных психотехнологиях) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.terton.ru/biblioteka.html (дата обращения 09.03.2020).

6. Карлос Кастанеда. Сказки о силе. М. 2016 С. 121.

7. Култыгин В.П., Иванов Р.С. Социология медицины или социология здоровья? // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 8.

8. Мальцева Т.В. Дыхательная техника вайвейшн как способ проработки пониженного уровня субъективной витальности // Прикладная психология и педагогика. 2020. Т. 5. № 1. С. 147-160.

9. Мальцева Т.В. Использование практик трансперсональной психологии в образовательной среде ведомственного вуза // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 140-144.

10. Мальцева Т.В. Опыт использования в психологических тренингах медитаций-визуализаций "Внутреннее животное" // Прикладная психология и педагогика. 2018. Т. 3. № 4. С. 1-14.

11. Мальцева Т.В. Практики трансперсональной психологии в тренинговых формах работы с курсантами в русле интегративной трансметодической модели // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 328-333.

12. Мальцева Т.В. Техники возрастной регрессии как формы проведения тренинговых занятии в образовательной среде ведомственного вуза МВД России // Прикладная психология и педагогика. 2017. Т. 2. № 2. С. 1-10.

13. Никифоров Г.С. Энергетический потенциал. Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2014. Вып. 3. С.13.

14. Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.deir.org/izdanija/knigi.html (дата обращения 09.03.2020).

15. Теория струн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki

16. Чакры: строение, функции, свойства и их влияние на нашу жизнь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/chakri-ih-vliyanie-na-gizn/ (дата обращения 09.03.2020).

17. https://www.youtube.com/watch?v=5aOtFptkzOA (дата обращения 09.03.2020).

18. https://www.youtube.com/watch?v=y9yRqOE39Hc (дата обращения 09.03.2020).

Войти или Создать
* Забыли пароль?