ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДА УСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО БАЛАНСА В РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены в исторической хронологии российские политико-правовые учения с позиции установления правового баланса. Начиная с XI века, проанализированы политико-правовые учения, оказавшие наиболее значительное влияние на формирование правового баланса в российском законодательстве. Сделаны общие выводы по развитию концепции правового баланса, начиная с эпохи раннего феодализма в законодательстве России.

Ключевые слова:
метод, правовой баланс, естественное право, равновесие прав и обязанностей, учение, приверженцы, закон, право, нравственный идеал
Текст

    Истоки правового баланса и метода правового баланса берут свое начало еще в древней Руси. Понятие и метод правового баланса формировались на протяжении всех этапов исторического процесса на основании передовых теорий, в основе стремления которых были справедливость и ответственность государства перед обществом.

    В каждый исторический период передовая юридическая мысль стремилась к созданию юридических основ идеального правового государства, к воплощению идей о благоденствии народа и справедливости в государстве. Развитие законотворческого процесса под влиянием политико-правовых учений способствовало формированию представлений и понятий современного правового баланса и методов его достижения.

           Установление правового баланса имело свои закономерности в России. Совершенствование государственного устройства и развитие гражданского общества осуществлялось поэтапно, на каждом из которых происходило последовательное уравновешение прав и обязанностей между личностью и государством, различных слоев населения между собой. Обобщение закономерностей развития российской правовой действительности обусловило возникновение и формирование теории и метода правового баланса. В XX  веке сформировалось наиболее приближенное к его сущности  понятие правового баланса и метода правового баланса .

         На современном этапе теория правового баланса продолжает активно формироваться и остается открытой.

Основной тенденцией совершенствования понятия правового баланса является стремление к гармонизированному соотношению структурных элементов правовой системы, при котором законодательный баланс сохраняется при реализации правовых норм.

Метод правового баланса– это правореализационный, правотворческий процесс по установлению правового баланса, черпающий свои идеи, основные положения из гуманистических политико-правовых доктрин и устанавливающий закономерности в процессе правотворчества для достижения правового баланса.

Элементы правового баланса существовали со времен Древней Руси, претерпевая незначительные изменения, по сути, не создававшие базовых принципов правового баланса.

Элементы метода установления правового баланса отражены в учениях идеях философов и выражались в требованиях к законодательству. Некоторые правовые учения была внедрены частично в законодательство. Большинство учений параллельно существовало с жизнью общества и судов. К началу XI века в Древнерусском государстве сформировалась раннефеодальная монархия. В новых сложившихся общественных отношениях больше не было места кровной мести, и возникла потребность в судебном урегулировании спора. Правосудие осуществляли княжеский суд и вече. Характерной чертой для эпохи Средневековья является непротивопоставление закона и «правды». Наиболее полно данная концепция отражена в учении «Слово о законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона. Стремление к установлению правового баланса в период Средневековья имело религиозную подоплеку и было основано на внутреннем убеждении и вере. Тем более, что в то время закон отождествлялся с божественной волей (Законы Моисея, Бога).

             К наиболее значимым учениям той эпохи следует отнести труды Владимира Мономаха, в которых он призывал князей к справедливому отправлению правосудия. В соответствии с позицией В. Мономаха, князья должны были защищать интересы самых низших слоев населения от произвола. Создание данного положения в законотворческом акте В. Мономаха является одной из предпосылок для формирования баланса интересов.          Идеалистическая концепция «о мудром и справедливом князе» была доминирующей во всех учениях той эпохи.

          Обоснование социальных различий между разными общественными группами было предметом обсуждения многих политико-правовых учений.                   В законодательстве это нашло отражение в Древнейшей Правде, в которой элементы правового баланса существовали только в форме, касающейся публично-правовых отношений. Элементы метода установления правового баланса также носили публично-правовой характер (смертная казнь за убийство, уплата виры за удар мечом, установление единой системы наказаний).

         В период XV-XVII вв. происходит формирование централизованного государства, большую роль в объединении земель сыграла церковь. В этот период формируется сословно-представительная монархия.

          Идею равенства перед законом не только для подчиненных, но и для самого царя встречаются в работах нестяжателей: Нила Сорского, Зиновия Оттенского и др.

          Но и лидер противоположного течения, Иосиф Волоцкий провел первую попытку классифицировать законодательство, во главе иерархии законов находились законы, основанные на Священном Писании.

          Предпосылки для дальнейшего развития идеи правового баланса можно отыскать в трудах еретика Феодосия Косого. Он отрицал церковные догматы и, следуя рациональной логике, полагал, что естественные законы имеют первостепенное значение в системе государственного законодательства. Идея равновесия политических сил, верховенства закона способствовала формированию понятия правового баланса.

          В середине XVI-XVII вв.  происходит отступление от передовых учений о естественном праве и правовые учения определяются с учетом интересов правящей власти. 

         В XVII-XVIIIв. продолжилось развитие идей, способствовавших формированию понятия правового баланса.  И. Т. Посошков, который в своей «Книге о скудности и богатстве» (1724 г.) исходил из того, что ключевые вопросы государства (экономика, правосудие, военное дело, просвещение и т.д.) должны решаться только с помощь принятия соответствующего законодательства, и в своих работах подчеркивал необходимость установления соблюдения законности в стране. В своем учении И. Т. Посошков предложил провести преобразования в стране, направленные на торговое и промышленное развитие, строго следую принципу законности, Данные реформы должны были затронуть права всех слоев населения.

          Дальнейшее развитие передовой мысли об установлении правового баланса нашло отражение в работах В.Н. Татищева, который предлагал принять Новое Уложение вместо Соборного уложения 1649г., так как соответствие естественных и положительных законов в стране отсутствовало.

          В работах авторов Я.П. Козельского и С.Е. Десницкого, современников В.Н.Татищева, отчетливо проявляется тенденция стремления соответствия закону справедливости и общему благу. Особенно это нашло отображение в работах Я.П. Козельского, который строго разделял право и закон. Под правом он понимал справедливость. Все издаваемые государством законы должны соответствовать правам. Нравственная характеристика закона - это критерий соответствия праву.

          В конце второй половины XVIIIв. сформировалось новое учение, созданное А.Н. Радищевым. Основными положениями этого учения были следующие принципы: положительное законодательство должно быть основано на естественном праве; закон недействителен, если не соответствует праву, поскольку право – это справедливость, а не сила; только закон, соответствующий естественному праву – это право.

          А.Н. Радищев был первым, кто конкретизировал содержание естественного права и установил взаимосвязь между естественным правом и законом. Особое значение указанная конкретизация имеет для развития принципов правового баланса, так как развитие этих категорий определило дальнейшее совершенствование права в тенденции установления правового баланса.

          В первой половине XIX в наибольший вклад в развитие концепции правового баланса и метода установления правового баланса имели учения, разработанные декабристами («Русская правда» П.Пестеля, проект Конституции Н. Муравьева).

         П. Пестель заимствовал ряд идей из естественно - правовой теории. Он утверждал необходимость равновесия взаимных прав и обязанностей между государством и народом, закрепленного законом. Справедливые законы, в соответствии с его концепцией, - это те, цель которых - общественное благо, обеспечивающие реализацию естественных, природных прав граждан. Он предлагал отменить крепостное право и требовал практического привлечения  к ответственности должностных лиц государственной власти за свою деятельность, вплоть до суда.

          Учение Н. Пестеля было новаторским, оно поставило проблему правового баланса перед обществом и предложило ввести требование об ответственности лиц, обладающих властью.

          В своих конституционных проектах Н.М. Муравьев опирался на выводы естественно-правовой доктрины: «Свобода заключается в том, чтобы иметь законы, соответствующие неотчуждаемым правам человека. Всякие иные законы основаны на силе, но сила не устанавливает и не обеспечивает никакого права».   Н.М. Муравьев считал, что основным источником власти должен быть народ. Данное положение проекта Н.М. Муравьева дополнило концепцию установления правового баланса направлением для дальнейшего развития равновесия в правах и обязанностях между обществом и государством.

          Во второй половине XIX века основное развитие правовой мысли представлено в учении «Русская идея», которое было разработано группой славянофилов А. Кошелевым, И. Аксаковым, А. Хомяковым, И. Киреевским, Ю. Самариным.  Славянофилы большое значение придавали русской традиции и внутреннему духовному миру граждан. Здесь прослеживается сильное влияние православного христианства–Божественного закона на воззрения представителей политико-правового течения, основанного на естественном праве.

         На фоне промонархических правовых течений  второй половине XIX века необходимо отметить учение В.С. Соловьева, привнесшего  религиозную сущность в право. Он использовал иной подход, основанный в первую очередь на нравственных началах и гуманизме. Государство должно основываться на равновесии, выраженном в законах, действующих в обществе с высоконравственными идеалами и религиозными основами. В теологической доктрине В.С. Соловьева принципы правового баланса сформулированы, как принципы государственного устройства. Он впервые сформулировал положение о том, что правовой баланс должен обеспечиваться самой сущностью государства и его законами.   В развитии этого принципа правового баланса  на уровне всего общества, всего государства и законов  он значительно продвинулся вперед по сравнению с  учениями декабристов.

         Либеральные учения конца XIX-начале XX века большое значение придавали общественным целям и роли общества в формировании законности. Отдельно в некоторых работах рассмотрены вопросы, касающиеся формы права и реализации юридических прав. Формирование гражданского общества необходимо для соблюдения в государстве баланса интересов. А форма права необходима для регулирования данного баланса.

           В политических и правовых учениях начала XX века в России представлены большевистские теории и работы русской эмиграции. Учения большевиков о праве не придавали самому понятию правового баланса большого значения, Марксистская теория рассматривала категорию законности, как производную от социально–экономических отношений. Революционное сознание покрывает пробелы в праве, законность и целесообразность, рассматривалась, как момент организационный.

            Идеи правового баланса и метода установления правового баланса получили свое развитие в идеях сторонников утопического социально-политического учения «ВЕХ» (Булгаков, Бердяев, Струве, Франк, Новогородцев, И.А. Ильин). Они утверждали основы христианской политики (гуманизм, равенство перед законом). Закон, в соответствии с их концепцией, отвечает естественному порядку несовершенства мира и изменяется вслед за преображением земного бытия и преобразованием мира.

          Нельзя не отметить учение И.А. Ильина о национальном правосознании, которое привнесло новые идеи в установление правового баланса. В соответствие с концепцией И. А. Ильина, правовая норма должна стремиться к нравственно-эстетическому идеалу и затем принимать государственно-властную форму.

           Тема установления правового баланса была предметом рассмотрения во многих учениях на протяжении истории России, начиная с ХI в.  Формирование идеи установления правового баланса берет свое начало с позиций защиты своих поданных князем в Древнейшей Руси. В период XV-XVII вв. в идеи об установлении правового баланса привносится положение о равенстве всех перед законом, и отрицается богоподобная фигура царя. В целом, большое значение для развития метода установления правового баланса имела естественно-правовая теория в трактовках, интерпретированных к русской действительности. Начиная с XVIII в. теория правового баланса была дополнена идеями о юридических категория, способах защиты права и о внутреннем содержании права.

Список литературы

1. Афанасьев В.С. Правообразование и правотворчество // Юридическая наука и правоохранительная практика. М.: Академия управления МВД. 2008. № 1. С. 4-14.

2. Бакулина Л.Т. Проблемы теории права и правореализации. М.: Статут, 2017. .384 с.

3. Бобровский О. В. Уголовный и гражданский процесс по Русской Правде// Диссертация к.ю.н. Казань. 2007. 180 с.

4. Золотухина Н.М., Исаев И.А. История политических и правовых учений России. М: Юристъ. 2003. 482 с.

5. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права. М.: Юрайт. 2010. 352 с.

6. Исаев И.А. История отечественного государства и права. М.: Проспект. 2012. 432 с.

7. Крашенинников П.В. Зарождение права. М: Статут. 2016. 288 с.

8. Основы философии права. М.: МЮИ МВД РФ, 1999. 103 с.

9. Сигалов К.Е. Среда права. Диссертация д.ю.н. М.: МосУ МВД РФ, 2010.

10. Сравнительное правоведение. М.: МосУ МВД РФ, 2013. 115 с.

11. Толстая А. И. История государства и права России. М: Юстицинформ ОМЕГА-Л. 2010. 129 с.

12. Чебаненко С.Б. Княжеский и народный суд в Древней Руси// Диссертация к.и.н . СПб., 2007. 200 с.

13. Юшков С. В. Русская Правда. Происхождение, источники, её значение. М: Зерцало, 2002. 191 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?