В статье рассмотрена проблема влияния монополизированного рынка в СМИ на процессы слияния и поглощения предприятий, а также его влияние на диверсификацию продукции и рисков Большого Бизнеса в массмедиа. Косвенно эта проблема, монополизированный рынок в СМИ воздействует на содержательный характер медийных текстов. Рассмотрены примеры неоднозначности альянсов по соединению бизнесов на Западе, а также примеры противоречивых и амбивалентных методологических решений при изучении данных процессов в медиаэкономике и журналистике. Целью настоящей статьи является рассмотрение ряда экономических и социокультурных конфликтов в процессе слияний медиапредприятий и структур, претендующих на монопольное или олигопольное место на рынке.
диверсификация, медиаиндустрия, монополизация и медиаконцентрация, дигитализация, медийный текст, Большие данные
1. Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М.: Изд-во МГУ, 1995. 210 с.
2. Большакова Т.В. Коммодификация продуктов телевидения // Вестник Университета (Государственный университет управления). М., 2013, №13. С. 1215.
3. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. 335 с.
4. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ?// М.: Аспект-Пресс. 2003, С. 11-14.
5. Гигина О.Ю. Стив Кейс. Гуру менеджмента. 2010 [Электронный ресурс] URL: http://www.litmir.co/br/?b=130447 (дата обращения: 23.01.2020).
6. Иваницкий В.Л. Журналистика и экономическая наука в ХХ1 веке: на пути к взаимопониманию // Вестник МГУ. Сер.10. 2016. №6. C. 326
7. Измерение информационного общества 2019 [Электронный ресурс]. URL: http://www.infopolicy.biz/?p=10370.
8. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. М: Новое издательство, 2011. 324 с.
9. Индекс развитости информационно-коммуникационных технологий. The Network Readiness Index. Давос, 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php. (дата обращения 5.04.2020).
10. Информация и общественное мнение: От репортажа в СМИ к реальным переменам / Под ред. Румин Ислам. М., 2010. 218 с.
11. Макеенко М.И. Ведущие медиакорпорации США в 2005-2006 гг.: тенденции развития // Вестник Московского Университета, cер. 10. журналистика. 2006. № 5. С.1216.
12. Попкова Е.Г., Морозова И.А., Литвинова Т.Н. Трансформационные процессы в системе СМИ в условиях индустрии 4.0: будущие очертания и перспективы // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. T. 7. № 1.С.149155.
13. Симакова С.И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Электронный ресурс]. URL: http://new-media.- livejournal.com/106808.html (дата обращения 17.03.2020).
14. Сапунов В.И. Газетная индустрия США в условиях финансового кризиса: ускорение в плохом направлении // Акценты : новое в массовой коммуникации. 2009. № 34. С. 4464.
15. Суходолов А.П., Маренко В.А. К вопросу использования математического моделирования в разработке теории медиасферы // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 1. С.23.
16. Троицкая Е.В. Информационные транснациональные корпорации как субъект мирового политического процесса: автореферат дис... канд. полит. наук. М., 2007. 23 с.
17. Ульфкотте У. Продажные журналисты. Любая правда за ваши деньги. Пер. с нем. М.: Эксмо, 2015. 480 с.
18. Хель И. Индустрия 4.0: что такое четвертая промышленная революция? [Электронный ресурс]. URL: https://business-analitics/industriya-4-0 (дата обращения 11.04.2020).
19. Хорольский В. «Красота» и «польза» в медийном тексте: к вопросу о путях развития теории массмедиа // Вестник МГУ. Сер.10. Журналистика. 2018, № 3. С.7274.
20. Хорольский В. Аудитория как товар и как производитель медийной продукции: диалектика товарно-денежных отношений // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Труды XIV Международной научно-практич. конференции (911 ноября 2017) / под ред. Р.П.Быкова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. С. 232236.
21. Хорольский В.В. Медийность текстов в средствах массовой коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2016. 243 с.
22. Albarran A., Dimmick J. Concentration and Economies of Multiformity in the Communication Industries // The Journal of Media Economics. 1996. Vol. 9. N 4. p. 4150.
23. Baker C. E. Media Concentration and Democracy. Why Ownership Matters. Cambridge University Press, 2007. 298 р.
24. Croteau D., Hoynes W. The Business of Media: Corporate Media and the Public Interest, Thousand Oaks, CA: Pine Forge, 2001. 297 р.
25. Fabricant G. Maxwell Lifts Macmillan Takeover Bid to $86.80 a Share // The New York Times, 16 September, 1988. P. 3.
26. Mosco V. Becoming digital: Towards a Post-Internet society. L.: Emerald Publishing, 2017.
27. Mosco V. The Political Economy of Communication: Rethinking and Renewal. L.,SAGE, 1996.
28. Picard R. G. Environmental and Market Changes Driving Strategic Planning in Media Firms// Robert G. Picard (ed.). Strategic Responses to Media Market Changes Media. JIBS Research Report Series. 2004. No.2. //Management and Transformation Centre, Jönköping International Business School. Jönköping, 2004. [Electronic resource]. Available at: http://center.hj.se/download/18.2eec38 (Accessed 18.03.2020).