Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Восточные единоборства популяризируются в России и в мире, имея олимпийский статус. Авторы рассматривают один из видов борьбы − сумо. Именно в этом виде спорта можно отметить культурно-исторический традиционализм. В данном виде спорта приняты свои титулы, подчеркивающие престижность спорта у коренных жителей. Биомеханические движения человека включают в себя равновесные движения, на удерживании равновесия держится главный принцип сумо. Какими бы эффективными и красивыми ни были броски, потеря равновесия даже на мгновение приведет к проигрышу. Краткосрочность поединка и запрещенные приемы. В статье рассматривается образ жизни сумоистов в исторически-культурных традициях Японии, особенности тренировочного процесса, титулы и ранги, принятые в этом необычном международном виде спорта, имеющего свою школу. Сумо подразделяется на два условных вида: любительское и профессиональное, имеющее свою специфику и особенности, в том числе в поощрениях борцов.

Ключевые слова:
борьба сумо, жизненные принципы борьбы сумо, питание борцов, исторические традиции в сумо
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В России очень популярны различные виды борьбы, наибольшее предпочтение отдается восточным единоборствам, которые имеют этико-культурную направленность в своей концепции развития [1, 2, 3]. Данный факт имеет зрелищность и воспитание определенных принципов поведения у соревнующихся. Физические упражнения образуют стандарт, которому подчиняют не только собственный организм, но и формируют окружающую среду. Можно спорить о философско-нравственной концепции того или иного вида восточного единоборства, но исторические факты и современная действительность свидетельствуют о развитии международной системы единоборств, которые образуют национальные виды спорта и национальную безопасность страны [4].

На первый взгляд движения сумоистов противоречат основным принципам биомеханики и здорового образа жизни в современном восприятии. Борьба сумо привлекает востоковедов и любителей спорта именно своими необычными традициями, которые составляют основные жизненные принципы этих спортсменов [5, 6, 7].

Цель научного исследования: выявить жизненные и двигательные  принципы сумоистов, сформированные на этнокультурных традициях страны проживания, способствующие развитию национального вида спорта – сумо.

Анализ информационных источников позволил провести научное исследование с выполнением поставленной цели. Следует отметить, что представленное научное направление мало изучено.

 Сумо («сумафу»), живущая в веках, подчеркивает исторические и культурные традиции в сочетании с национальными особенностями современных японцев [8]. С самого начала оно представляло собой синтоистский ритуал, который проводили в храмах, чтобы обеспечить урожайный год и уважить духов, называемых ками.  Каждый выход на площадку для борьбы сопровождается очищающим синтоистским ритуалом. Покров, нависающий над площадкой, имитирует синтоистское святилище, намекая на то, что и сама она является священным местом.

В названии этого типа восточного единоборства заложен алгоритм движения (от слова «сумау» − «бороться, танцевать голым») [9]. Сохранить равновесие в сумо не простая двигательная задача.  Необходимо при большом весе совершить эффективный и красивый бросок, не потеряв равновесия, что даже на мгновение приведет к проигрышу [10]. Чтобы занизить центр тяжести и стать устойчивее, рикиси упорно толстеют. Для профессиональной карьеры масса борца должна быть больше 120 кг, идеальный боевой вес чемпионов составляет 130–160 кг. Если сумоист (сумотори) легче или тяжелее, у него ничтожно мало шансов на блестящую карьеру. Подбор оптимального веса для каждого спортсмена происходит опытным путем. Для этого наставники оценивают результаты выступлений и частоту травм (начиная с ссадин и ушибов и заканчивая повреждениями суставов).

Еда тяжеловесов  имеет свои традиции. Рецепт основного блюда «тянко» показывает калорийность питания: в котле варится бульон, в него закладывается набор продуктов — мясо, овощи, грибы, морепродукты, соевый соус и приправы. За день борец может съедать до 3 кг тянко и 0,5 кг риса [11]. На современном этапе развития восточных единоборств в борьбе сумо специалисты выделяют профессиональное и любительское сумо. Соревновательные правила определены не только образом жизни, но и строгой иерархией. В любительском спорте на соревнования допускаются женщины, спортсмены делятся на весовые категории, ритуалы символические. Профессиональное сумо среди коренных японцев  более престижное – «одзумо». Концепция борьбы состоит в следующем: кимаритэ − набор приемов борца, которые характеризуют технику боя: удары, толкания и захваты с бросками. В этом виде спорта отсутствуют общепринятые движения биомеханики, которые можно проследить в других видах спорта. Выжидательная позиция и тактика быстрее вытолкнуть соперника. Именно такая тактика говорит о точечных движениях (точечная взрывная сила). Создание большой мощности массы тела создает кратковременное действие сил.

По современным правилам запрещено бить противника кулаком или ногой. Удары ладонью не запрещены, чем некоторые бойцы и пользуются, вырубая своих противников жесткими оплеухами. Ежедневно борец выполняет различные физические упражнения, например, из низкой стойки 500 раз вытянуть ногу параллельно полу и зафиксировать ее на весу [12].

Выделим особенности тренировочного режима борцов сумо, оказывающего прямое влияние на жизненный уклад.

Начинающий сумоист постоянно проживает в школе и занимается исключительно тренировками. В первый год обучения он не имеет права отходить далеко от школы и ездить домой к родителям. Запрет снимается, когда борец попадает во вторую лигу. Неприятнее всего то, что при понижении ранга спортсмен должен оставить семью, если она у него есть, и вернуться в школу. Кроме того, им запрещено пользоваться мобильными телефонами. Первая тренировка начинается примерно в 5 утра. На тренировках борцы отрабатывают устойчивость в стойках, гибкость и силу [13]. Во время разминки помимо знакомых отжиманий и приседаний спортсмены сотни раз делают основное упражнение на растяжку (сико), поднимая то одну, то другую ногу на максимальную высоту. Следующее упражнение  «матавари» выполняется с участием партнера, который аккуратно давит на спину сумоиста, а тот, максимально разведя ноги (полу шпагате), наклоняется вперед и старается коснуться земли животом. Ударная и толкательная техника отрабатывается у высокого деревянного шеста (тэппо), по которому борец бьет ладонями, отрабатывая силу удара и воспитывая в себе моральный дух. После разминки спортсмены становятся в спарринг, либо по системе мосяй-гэйко, необходимо заметить, что победитель борется с новым партнером [14]. Интересно поза-движение буцукари-гэйко: спортсмен стоит в стойке, а его товарищи друг за другом врезаются в него с разбега, пытаясь вытолкнуть с арены. Спортсмены получают ушибы и синяки, ибо спарринги проходят в спартанских условиях − на глине с песком. Во время  первого перерыва: борцы принимают горячую ванну и устраивают трапезу, в которой не существует ограничений. После еды все рикиси наслаждаются послеобеденным сном, а затем отправляются на вечернюю тренировку. Заканчивается день ужином, на котором уставшие спортсмены не особо ограничивают себя в спиртном − пиве или саке. Спят на циновках, а под голову подкладывают подушку, набитую фасолью.Даже в морозную погоду носят деревянные сандалии и кимоно.

В  борьбе сумо насчитывается  82 приема, пять хиги.

Приемы сумо делятся на три группы техник: удары, толкания и захваты с бросками. Схватки сумоистов быстротечны: победитель обычно определяется уже через несколько секунд после начала схватки. Если поединок затягивается, судья подбадривает борцов криком «Нокота!» («Нет еще!»). Чем ближе борцы к краю арены, тем быстрее произносится команда. Например, касание земли без помощи противника спортсмену засчитывается как поражение [15]. Запрещены действия: бить кулаками, дергать за волосы, душить и заламывать пальцы.

 Выигравший поединок борец скромно садится на корточки и ждет объявления своего имени, затем касается сердца рукой и благодарит богов за победу, а спонсоров − за призовые деньги (кэсё), которые он через мгновение получит прямо на арене. Интересный факт, спонсоры поддерживают не все, а только самые интересные схватки борцов высших категорий. Культурная традиция предполагает делать жесты благодарности. В Японии очень культивируется язык жестов во всех сферах деятельности.

На соревнованиях борцы сходятся на дохё. Борьба между соперниками прекращается, если удается: вытолкнуть соперника за арену, заставить его коснуться земли рукой или дождаться, пока у оппонента развяжется маваси − шелковый или хлопковый пояс, в котором спортсмены выходят на ринг. Одежда является тоже основной принадлежностью к данному виду спорта − пояс и больше ничего, который имеет свою конструкцию. Во время боя сумоисты надевают маваси, специальный пояс шириной 80 см и длиной 9 м, если маваси размотается во время схватки, то борца ждет дисквалификация. Ранг (Банзукэ) сумоиста можно отличить по цвету пояса: высшая лига носит шелковые пояса темных оттенков, у младших бойцов всегда серые цвета.

В данном виде спорта приняты свои титулы, подчеркивающие престижность спорта у коренных жителей. Высшее звание в профессиональном сумо − ёкодзуна. Остальные борцы высшего дивизиона, называемого «макуноути», имеют звания (по возрастанию): маэгасира, комусуби, сэкивакэ, одзэки. Чтобы стать ёкодзуна, нужно в титуле одзэки выиграть подряд два чемпионата, иметь безукоризненную репутацию и обладать хинкаку. Каждый спортсмен имеет свое боевое имя. Решение о присвоении этого титула принимает Ассоциация сумо по своему усмотрению. Например, второй, более низкий, профессиональный дивизион называется дзюрё и состоит из 28 борцов. Все остальные дивизионы (их четыре) являются ученическими. Переход борца из дивизиона в дивизион (как вверх, так и вниз) осуществляется по соотношению побед и поражений в турнирах. Следует заметить закрытость профессионального сумо, чужакам иногда удается не только стать достойными спортсменами, но и добиться абсолютного успеха. В любительском спорте звания зависят от страны, где тренируется борец. Например, в Японии спортсмен получает даны. В России по сохранившейся от СССР классификации присваивают третий разряд, потом второй и первый, после − кандидата в мастера спорта и, наконец, мастера спорта.

Концепция «профессионального сумо» заключается в следующих принципах.

Образование. Физические данные. Расположение. Чтобы попасть в профессиональное сумо, борец должен окончить девять классов, иметь крепкое здоровье, рост не менее 167 см, вес от 67 кг и понравиться ояката (учителю). Десять лет − оптимальный возраст для старта карьеры. В сумо принимают до 23 лет, но чем раньше борец начнет заниматься, тем больше шансов стать великим чемпионом.

В российских же секциях конкретных возрастных рамок для приема нет. Дети у нас обычно начинают заниматься с десяти лет, а уже спустя год выступают на соревнованиях. В секции приходят как совершенно обыкновенные подростки, так и те, кому по природным данным вход в другие виды спорта закрыт. Кроме детей в секции приходят бывшие спортсмены из других видов борьбы, для которых участие в соревнованиях по сумо − отличный способ продлить карьеру, ведь быстротечные схватки не требуют столь высокой выносливости, как, например, в самбо и дзюдо [16].

Достигшие высоких результатов борцы получают не только безграничную любовь народа и право давать автографы в виде отпечатков собственной ладони, но и крупные счета в банках. Придя в одзумо и выступая в ученических дивизионах, борец терпит унижения, а призовых денег с турниров хватает лишь на карманные расходы. Ситуация меняется, если спортсмен упорно тренируется и побеждает. Сначала Ассоциация сумо назначает первое небольшое жалованье. Рассмотрим поощрения сумоистов: рикиси категории дзюрё получают около 8 тыс. долл. ежемесячно, ёкодзуна − более 20 тыс. долл. Следует заметить, что жалованье не является основным доходом именитых борцов. Призовые спонсорских клубов, подарки от групп поддержки могут стоить сотни тысяч долларов. В месяц борцы получают от $ 12 до 60 тыс. в зависимости от лиги. Дополнительные деньги идут от спонсоров и в качестве премий за победы в турнирах. Иногда спонсоры предоставляют призы натурой − в виде годового запаса риса, бочки саке или нескольких тонн бензина.

Традиции этого древнего искусства борьбы остаются неизменными и непонятны европейцам. Но каждый японец будет просматривать табель о рангах (Банзукэ), ждать церемонию открытия Дохё-мацури и удара двухстороннего барабана (тайко) и грустить при виде Юмитори-шики танца, завершающего церемонию.

Список литературы

1. Абдулкаримов С.А. Спортивная культура: от традиции к Традиционализму // Этнографическое обозрение. − 2010. − № 2. − С. 83−96.

2. Овчинников Ю.Д., Шевченко В.В. Грэппинг-тактический вид борьбы/ В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире Материалы Всероссийской научно-практической конференции. − 2017. − С. 20−23.

3. Пасмуров А.Г., Пасмурова Л.Э. Генезис дзюдо в контексте этических традиций//Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. − 2010. − Т. 5. − № 3. − С. 88−91.

4. Бадманямбугийн Б.Э. Развитие монгольской национальной борьбы на современном этапе//EuropeanSocialScienceJournal. − 2015. − № 5. − С. 110−115.

5. Аоки Тамоцу. Япония сегодня: культура общества "промежуточного типа"// Япония о себе и мире. - Токио. − 1983. − № 11. − С. 47−55.

6. Герои и жанры массовой культуры Японии// Человек: образ и сущность. 2000. − № 1 (11). − С. 91−103

7. Mathews G. What makes life worth living. How Jap.a. Amer. make sense of their worlds. - Berkeley etc., 1996'. - 277 р.

8. Стожко Д.К. Превращение ценностей в социальные институты(опыт философского осмысления культуры хозяйства)// Обсерватория культуры. − 2019. − Т. 16. − № 3. − С. 228−238.

9. Изотова Н.Н. Борьба сумо как способ сохранения и трансляции культурных ценностей // Культура и искусство. − 2018. − № 7. − С. 21−29.

10. Буравцов В.В. Методика обучения студентов двигательным навыкам в процессе занятий нетрадиционными видами борьбы//Международный научно-исследовательский журнал. − 2014. − № 3-4 (22). − С. 12−16.

11. Сумо: весомая статья о японской борьбе[Электронный ресурс]// https://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/sumo/(дата обращения 5.05.2020)

12. Федотова Я.Д., Чибрикова Д.А. Развитие координационных способностей при помощи специальных приемов борьбы сумо//Физическая культура, спорт и здоровье. − 2019. − № 34. − С. 120−123.

13. Коробко С.В. Моделирование технической подготовленности спортсменов в борьбе сумо//Физическое воспитание студентов творческих специальностей. − 2004. − № 2. − С. 89−100.

14. Ооржак Х.О.Д.Н., Шагжы Б.А. Подготовка начинающих сумоистов на основе технических приемов борьбы «Хуреш» (теоретико-методологические основы)//Северные архивы и экспедиции. − 2019. − Т. 3. − № 4. − С. 92−97.

15. Табаков C.E., Цой С.В., Федоткин А.Ю. Оценка тактических действий сумоистов в схватке//Вестник спортивной науки. − 2009. − № 1. − С. 19−21.

16. Кыласов А.В. Габитус боевых искусств в России // Этноспорт и традиционные игры. − 2019. − № 2 (2). − С. 1−12.

Войти или Создать
* Забыли пароль?