ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТИВНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена оценке потенциала использования занятий спортивными единоборствами в качестве инструмента ранней профилактики девиантного поведения в подростковой среде. Проанализированы основные причины, обуславливающие низкую эффективность традиционно используемых инструментов профилактики. Дана оценка основным преимуществам использования организованных групповых занятий спортивными единоборствами в качестве средства профилактики подростковых девиаций.

Ключевые слова:
подростки, профилактика девиантного поведения, единоборства
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Проблема девиантного поведения в подростковой среде, в настоящее время ставшая системной угрозы устойчивому развитию Российского общества, с каждым годом приобретает все большую актуальность на фоне непрерывно усложняющейся социально-экономической обстановки, болезненной трансформации социальных институтов и традиционных норм общественной морали, кризиса семейного и школьного воспитания. Указанные факторы в совокупности провоцируют возникновение и широкое распространение различных форм отклонений в личностном развитии и поведении подростков, которые являются социальной группой, в наибольшей степени подверженной деструктивному влиянию последствий социального неблагополучия [5].

Общепризнанно, что профилактика как комплекс мер, направленных на системное предотвращение возникновения и превентивное устранение существенных факторов риска развития данного явления, является наиболее эффективным инструментом решения проблемы девиантного поведения подростков, что, в свою очередь, обуславливает актуальность создания научно-методического базиса, разработки и апробации практических инструментов и эффективных механизмов профилактики подростковых девиаций [3].

 Анализ научно-методической литературы, а также нормативно-правовых, программных и методических документов, регламентирующих вопросы профилактики девиантного поведения, а также мониторинг результативности реализации различных практик работы с подростковым девиантным поведением позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в вопросах разработки и реализации профилактических мероприятий в данной сфере сложилась парадоксально противоречивая ситуация.

С одной стороны, научным сообществом подробно описаны и изучены социальные и психологические причины возникновения, закономерности развития и механизмы функционирования девиантного поведения, созданы серьезные предпосылки для создания научно-обоснованных прикладных инструментов профилактики [6]. С другой стороны, повседневная практика показывает, что методики педагогического воздействия, традиционно используемые в социальной работе, оказываются малоэффективными, вследствие чего реализуемые  программы профилактики и коррекции девиантного поведения в подростковой среде демонстрируют отсутствие сколь-нибудь значимого прикладного результата [2].

Основной причиной неэффективности традиционных педагогических технологий и комплексов мер воспитательной работы и профилактики представляется их парадоксальная оторванность от реалий современной действительности и игнорирование системно-функционального характера проблемы подростковой девиации. Большинство реализуемых программ профилактики представляет собой совокупность отдельных мероприятий, не связанных внутренней логикой и не располагающих инструментами, способными обеспечить их эффективность.

Во-первых, очевидно, что использование традиционных практик социальной работы, таких как информирование, проведение воспитательных бесед, психологическое консультирование и т.п. будет эффективно только в том случае, если человек, выступающий субъектом подобных мероприятий (педагог, лектор  и т.п.), входит в референтную группу подростка и имеет в его глазах весомый авторитет, позволяющий «быть услышанным». Проведение же подобных мероприятий человеком, которого подросток воспринимает в лучшем случае  индифферентно, а чаще всего с той или иной степенью враждебности в условиях, когда подросток демонстрирует наличие асоциальных установок и враждебность к взрослому окружению способно обеспечить обратный эффект. Целесообразность проведения воспитательных мер в подобной обстановке по меньшей мере сомнительна. Особое значение данный аспект приобретает в условиях общего недоверия подростков к традиционным общественным институтам и  существенного падения престижа педагогического работника, поскольку трансляция позитивных социальных норм и установок требует наличия эффективных каналов коммуникации и сформировавшейся позитивной перцепции подростком субъекта такой трансляции. Более того, эффективность комплекса мероприятий по успешной интеграции подростка в систему позитивных социальных ценностей и связей требует наличие определенной социальной микросреды, способной стать своеобразным плацдармом, обеспечивающим непрерывную трансляцию, усвоение и воспроизведение подростком этих ценностей.

       С учетом изложенного, одним из перспективных механизмов профилактики девиантного поведения среди подростков представляются организованные групповые занятия спортивными единоборствами.

Во-первых, с помощью активного вовлечении подростков в занятие спортивными единоборствами решается базовая задача профилактики девиантного поведения − реальное создание для подростка особой социокультурной среды, способной стать эффективным транслятором позитивной социальной идеологии и паттернов конвенционного поведения.

Наличие малой группы (спортивной секции, объединения или клуба), членство в которой привлекательно для подростка и которым он дорожит, способно стать реальной альтернативой членству в неформальных объединениях асоциальной направленности.

Подобная группа, возглавляемая руководителем (тренером, спортивным педагогом), обладающим в глазах подростка высоким авторитетом, в которой сформирована собственная социальная мифология, выработаны традиции и идеологические установки, способна обеспечить реальную, а не мнимую трансляцию и внедрение в сознание подростка позитивных социальных ценностей и установок.

В подобных условиях становится возможным эффективное развитие проективных форм социального поведения, усвоение позитивных поведенческих стратегий, а также коррекция ранее сформированных форм дезадаптивного поведения их замена альтернативным конвенциальными формами, эффективное обучение социально-значимым навыкам, развитие навыков коммуникации и сотрудничества, повышение резистентности к деструктивному социальному влиянию.

Таким образом, грамотно организованные коллективные занятия спортивными единоборствами способствуют успешной социализации подростков, развитию здорового коллективизма, навыков командной работы и являются прекрасной профилактикой асоциального поведения, а также создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности занимающегося [7].

Во-вторых, исходя из представления о функциональном характере девиантного поведения необходимо констатировать, что причины его возникновения обусловлены необходимостью удовлетворения возникающих у подростка значимых потребностей, которые в силу тех или иных объективных причин не могут быть удовлетворены социально конвенциональными способами или их удовлетворение затруднительно. Девиантное поведение подростка может определяться поиском альтернативных путей компенсации личностных проблем, стремлением к самореализации и самоактуализации, стремлением к принятию в группе и потребностью в психологической безопасности. 

В связи с этим, любой эффективный инструмент профилактики подростковой девиации должен быть реализован в логике системно-функциональной парадигмы и предполагать наличие привлекательных для подростка форм деятельности, альтернативных девиантному поведению, которые способны обеспечить удовлетворение потребностей и разрешение противоречий, ставших причиной возникновения девиации.

Занятия спортивными единоборствами в организованной группе позволяют решить целый комплекс психологических задач.

Членство в подобной группе  создает для подростка систему социально-поддерживающих связей со сверстниками и взрослыми, которая предполагает не только общность интересов и идеалов поведения, но и постоянную возможность получения поддержки и помощи со стороны дружественного социального окружения, тем самым удовлетворяя потребность подростка в чувстве защищенности, ощущении себя полноправным членом коллектива, а не «объектом воспитательной работы», потребность в принятии и уважении, самореализации и самоактуализации.

 Наличие эффективных групповых связей, возможность самоопределения в качестве члена престижного сообщества, участие в соревновательной деятельности и достижение спортивных результатов в комплексе позволяет устранить основные функциональные причины возникновения подростковых девиаций и способствует реальному, а не мнимому формированию установки на личностное (психологическое, социальное и физическое) развитие, позитивное восприятие окружающего социума и собственных перспектив, установок на конвенционное социальное поведение и формирование культа здорового образа жизни.

В-третьих, в силу своей специфики, занятия спортивными единоборствами активно воздействуют на личность подростка через его психосоматическую сферу [1].

Интенсивные физические нагрузки в условиях экстремальных видов двигательной активности, особого характера психофизических нагрузок, высокой динамической напряженности, интенсивности и вариативности тренировочного и соревновательного процессов в спортивных единоборствах, оказывают активное положительное влияние на все функциональные системы организма подростка, что в конечном итоге способствует удовлетворению его потребностей в двигательной активности, участия в эмоционально насыщенных видах деятельности (за счет участия в учебных и соревновательных спаррингах) и предотвращению состояний фрустрации, что в конечном итоге обеспечивает гармоничное психофизическое развитие подростка, тем самым устраняя одну из базовых функциональных причин возникновения девиантного поведения.

Занятия спортивными единоборствами открывают для подростка понятный и привлекательный  для него путь к «самосовершенствованию», в процессе которого он ощущает себя не пассивным «объектом» воспитательного процесса, а активным и полноправным участником собственного становления в качестве полноценной личности. В процессе подобной деятельности подросток без внутреннего сопротивления вовлекается в деятельность, способствующую всестороннему совершенствованию физических, интеллектуальных и морально-волевых качеств, общему повышению функциональных возможностей организма, воспитывающую смелость и уверенность в себе, настойчивость и дисциплинированность, способность к преодолению трудностей [4].

Таким образом, вовлечение подростков в занятие спортивными единоборствами в составе специально организованных групп, подразумевающих наличие специфической образовательной и воспитательной  среды, специально организованной инфраструктуры тренировочного и образовательного процессов, а также активное взаимодействие с новым социальным окружением из числа сверстников, под руководством авторитетной личности (спортивного педагога, тренера) способно стать реальной альтернативой малоэффективным традиционным формам профилактики подростковых девиаций.

В настоящее время перед сообществом специалистов, осуществляющих работу по профилактике девиантного поведения в среде подростков стоит актуальная задача создания научно-методического базиса, разработки и апробации практических инструментов организации соответствующих групп и  активного вовлечение подростков в групповые занятия спортивными единоборствами, их внедрение в практику работы служб, осуществляющих профилактику, а также выработки мер государственной координации и поддержки подобной работы.

 

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека. − Москва: Советский спорт, 2009. − 220 с.

2. Давыдова О.М. Специфика социальной работы с девиантными подростками в современной России / О.М. Давыдова // Молодой ученый. − 2016. − № 27. − С. 741−743.

3. Змановская, Е. В. Девиантология / Е.В. Змановская. − Москва: Академия, 2008. − 287 с.

4. Салахова В.Б., Еняшина Н.Г., Романова А.В. Проблема девиантного поведения в современном обществе // Власть. − 2016. − №11.

5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. − Москва: ТЦ Сфера, 2003. − 160 с.

6. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. − Москва: Феникс, 2016. − 160 c.

7. Харлинская, Д.А. Девиантное поведение как асоциальное проявление креативности / Д.А. Харлинская // Актуальные проблемы педагогической психологии в студенческих и аспирантских исследованиях: материалы Научно-практической конференции студентов и аспирантов. − Минск, БГПУ, 2014. − С. 462−465.

Войти или Создать
* Забыли пароль?