Стремительная политизация российской общественной жизни, напоминающая события более чем 30-летней давности, делает актуальным два вопроса. Первый – о соотношении права и политики, а именно элементов правового регулирования в политическом процессе. Второй – как преподносить эти проблемы студенческой аудитории – тем, кто будет активно участвовать в формировании политики и правоприменения, а возможно, и законодательной базы, уже в среднесрочной перспективе.

В связи с этим крайне актуальной выглядит ситуация вокруг преподавания профильных исторических дисциплин специалистам -политологам и правоведам – как с концептуальной, так и с содержательной точек зрения. Автор данной рецензии на личном опыте дважды сталкивался с данной проблемой. Первый раз  в качестве «принимающей» стороны – студента-юриста, второй – в качестве преподавателя профильной дисциплины для политологов уже в настоящее время.

Издательством «Юрайт» в 2020 году выпущен учебник и учебное пособие «История политических и правовых учений» Б.Н. Земцова. На фоне остальных профильных трудов данный выделяется следующими отличительными особенностями.

Во-первых, в последние два десятилетия явочным порядком произошла специализация и дробление некогда единой дисциплины. Если раньше будущие юристы и политологи изучали один курс – историю политических и правовых учений – то в настоящее время преимущественно идет изучение отдельных курсов по истории политучений и истории правовых учений. Такая специализация с учетом того, что предмет обычно изучается на протяжении 2 и 3 семестров, когда у будущих специалистов только формируются основы профессионального мышления, выглядит не совсем оправданной. Признанные специалисты в сфере истории политико-правовых идей, например, В.С. Нерсесянц, по-прежнему издают свои труды, посвященные именно синтетическому анализу и изложению идей в данной области, однако тренд на отраслевую специализацию становится все более очевидным. С данной точки зрения рецензируемый учебник Б.Н. Земцова выглядит более соответствующим устоявшейся академической традиции, поскольку отдельное изучение политических и правовых течений в мировой мысли, особенно до Нового времени, выглядит малооправданным.

Практика преподавания дисциплины подтверждает, что грамотно выстроенный методологический подход определяет как минимум половину, а то и больше половины успеха, под которым можно понимать не только усвоение обучающимся изложенного материала, но и содержащихся в нем логических и причинно-следственных связей. При этом самое главное в любом курсе, в том числе и в Истории политических и правовых учений с методической точки зрения – инструментальный подход, другими словами, формирование у студента инструментального мышления в контексте излагаемого материала. Обучающийся должен ориентироваться не только в сути учения, но и понимать его роль в той исторической эпохе, когда оно зародилось, вышло на лидирующие (или одни из лидирующих) позиции, а также осознавать влияние, которое оно оказало на последующие эпохи, если таковое имеется. Все эти цели невозможно достичь при отсутствии грамотно выстроенной методической части.

Рассматриваемый учебник Б.Н. Земцова ориентирован на решение большей части вышеуказанных задач. Во-первых, в него включен раздел, посвященный методологическим основам как самих политических и правовых учений, так и их преподавания. Акцент в нем сделан не только на формальных моментах в виде компетенций, которые должны быть сформированы у обучающегося по итогам курса, но и описанию самого процесса обучения с анализом последовательных стадий. Кроме того, даны рекомендации обучающимся при самостоятельном обучении тем.

Во-вторых, с учетом психологического профиля современных студентов (считается, что это качество присуще поколению Z, хотя в той или иной степени оно было характерно для молодежи всех исторических эпох и всех стран) целесообразно придать курсу персональное звучание и элементы развлекательно-игровой формы – edutainment – о чем так много говорится в последние годы. В этих целях автор учебника использует два момента. С одной стороны, для придания персонального измерения каждому учению в соответствующие главы включены биографические портреты авторов этих учений. Это должно позволить обучающемуся составить более полное представление об обстоятельствах появления тех или иных идей. С другой – рецензируемое издание представляет собой не только учебник, но и практикум. Для достижения целей закрепления пройденного материала в конце каждой главы расположен не только список литературы для дополнительного и более глубокого изучения, но и контрольные вопросы и задания. Они должны после прочтения дать студенту примерное представление о степени глубины освоения изученного им материала.

Однако, если говорить о методологической составляющей рецензируемого издания, то оно не лишено и недостатков, которые, впрочем, типичны для подавляющего большинства подобных трудов. Как уже говорилось выше, для мотивации обучающегося, которая позволит ему наиболее полно и с удовольствием усвоить материал, необходимо не только и не столько механистический пересказ изложенных в нем идей, но и мотивирующая составляющая. Отчасти эта задача выполнена за счет изложения биографий авторов учений.

Однако для формирования более полного представления о сути учения, о том, что именно хотел сказать его создатель и как потом его трактовали последователи и потомки, необходимо понимание обучающимся контекста появления такого учения в широком смысле. В узком смысле такой контекст дается за счет введения в разделы биографических портретов. Кроме того, рецензируемое издание авторства Б.Н. Земцова соединяет в себе элементы учебника и хрестоматии. Это сделано для того, чтобы студенты, приложив минимум усилий, без особого труда сразу после ознакомления с содержанием учения в пересказе современного автора могли ознакомиться и с первоисточником, хотя бы краткой выдержкой из него. Помимо всего прочего это позволит понять язык и образ мышления эпохи, которые повлияли на содержание учения и его автора.

Однако помимо вышеуказанных особенностей представляется целесообразным ввести в соответствующие разделы исторические справки не только о биографиях самих авторов учений, но и об историческом контексте самого появления такого учения, об особенностях эпохи, которые и повлияли на его содержание.

К еще одному недостатку рецензируемого издания, который носит технический характер, можно отнести его лапидарность. Впрочем, она объясняется тем, что учебник подготовлен в рамках непрофильного ВУЗа и в первую очередь, судя по всему, ориентирован на студентов массовых высших учебных заведений.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что учебник и практикум для вузов авторства Б.Н. Земцова, несмотря на его краткость, решает абсолютное большинство не только содержательных, но и методологических задач, стоящих перед любым студентом, изучающим предмет «История политических и правовых учений». Если же после изучения курса по данному изданию у обучающегося возникнет потребность в углублении своих знаний, он всегда может обратиться к более объемным изданиям и, конечно же, ознакомиться с идеями авторов учений в первоисточнике.