БЕЗРАБОТИЦА ВО ФРАНЦИИ. СЕРЬЕЗНЫЙ ВЫЗОВ ДЛЯ ВТОРОЙ ЭКОНОМИКИ ЕВРОСОЮЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье на основе социологических методов исследования рассмотрены особенности безработицы во Франции, второй экономики Евросоюза. В частности, освещена динамика уровня безработицы за последние 15 лет, подкрепленные богатым статистическим материалом. Кроме того, дана характеристика основных причин безработицы во Французской республике. В заключение приведены последние данные о влиянии пандемии коронавируса на французский рынок труда, прогнозы правительства на ближайшую перспективу, а также меры властей по восстановлению экономики и поддержке уровня занятости. Для достижения поставленных в статье целей и задач автором активно использовались зондажный, описательный и аналитический виды социологического исследования.

Ключевые слова:
Франция, Европейский союз, уровень безработицы, рынок труда, зондажный, описательный и аналитический виды социологического исследования
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

После прекращения в 2020 г. членства Великобритании в Европейском союзе значительно возрастает значение Франции, которая по праву становится второй экономикой ЕС. Объем ее валового внутреннего продукта в 2019 г. превысил 2,4 млрд евро и составил 17,4% ВВП Евросоюза [1]. По данным Всемирного Банка, по этому показателю Франция занимает 6 место в мире, незначительно опережая Индию и пропуская вперед США, Китай, Японию, Германию и Великобританию [2]. В Евросоюзе Французская республика уступает по ВВП лишь Германии, уверенно обгоняя Италию, Испанию и Нидерланды. Также очевидны успехи Франции и на внешних рынках. Согласно совместному годовому отчету Министерства Европы и иностранных дел и Министерства экономики и финансов, посвященному анализу внешней торговли, по итогам 2019 г. Франция уверенно входит в шестерку ведущих в мире экспортеров товаров и услуг (см.: [3; 4; 5; 6; 7; 8]). При этом ведущую роль в структуре экспорта занимает высокотехнологичная продукция аэрокосмической промышленности.

Вместе с тем, существенным тормозом развития французской экономики является высокий уровень безработицы. По данным Евростата, в 2019 г. безработица составила 8,5%, что существенно превышает средний показатель Европейского союза (6,7%). При почти 30 миллионном трудоспособном населении количество безработных составило более 2,5 млн чел. [1]. Ситуация усугубляется тем, что значительное количество безработных (45%) остаются нетрудоустроенными на протяжении больше года [9]. Таким образом, по уровню безработицы Франция заняла 4 место в антирейтинге стран − членов Европейского союза, пропустив вперед Грецию (17,3%), Испанию (14,1%) и Италию (10%) [1]. В этой связи необходимо детально рассмотреть особенности безработицы во Франции. Для начала изучим динамику этого показателя за последние 15 лет (диаграмма 1).

Как свидетельствуют данные диаграммы, высокий уровень безработицы сопровождает французскую экономику на протяжении многих лет, который колеблется в коридоре 8−10%. Самый низкий уровень безработицы во Франции за последние 15 лет (7,4%) наблюдался перед всемирным экономическим кризисом в 2008 г. Кризис негативно повлиял на ключевые экономические показатели страны, в том числе на безработицу, уровень которой превысил 9%. Борьба с безработицей становится главным экономическим пунктом предвыборной программы Ф. Олланда в президентской гонке 2012 г. Основной задачей правительства Ж.-М. Эро и М. Валльса становится разворот кривой уровня безработицы, т.е. изменение растущего тренда на убывающий. Однако, усилия правительства оказались тщетными. Уровень безработицы достиг двузначных показателей и не снижался на протяжении всего 5-летнего срока президентства. Неспособность властей выполнить предвыборное обещание относительно снижения уровня безработицы являлась одной из главных причин отказа Ф. Олланда от участия в предвыборной гонке в 2017 г

Избранный в 2017 г. президентом республики Э. Макрон начинает проводить решительные реформы на рынке труда, целью которых является дерегулирование трудового законодательства, а также приведение к единым стандартам условия и возраст выхода работников на пенсию. Так, правительство планировало отменить льготный порядок выхода на пенсию для 42 категорий граждан. Кроме того, принимается решение о реформе Национальной компании французских железных дорог, которая предусматривает ее преобразование из казенного предприятия в акционерное общество, а также отмену для новых сотрудников ряда значимых социальных льгот. Одновременно власти приветствуют прямые переговоры трудовых коллективов с работодателем касательно размера заработной платы и условий труда. Однако, такая политика справедливо вызвала существенное недовольство в обществе. В декабре 2019 г. в стране началась общенациональная забастовка [11; 12; 13].

Согласно новой стратегии занятости ОЭСР (2018 г.), Франция находится в состоянии долгосрочной трансформации рынка труда. Прежде всего, это связано с развитием автоматизации и цифровизации производственных процессов, которое приводит к появлению новых форм занятости и созданию новых компетенций. Согласно исследованиям ОЭСР, около трети трудоспособного населения испытывают недостаток образования, в том числе в области компьютерной грамотности. Кроме того, Французская республика столкнулась со структурным характером безработицы. Около 40% предприятий промышленности и сферы услуг сталкиваются с проблемами подбора персонала. Наибольший дефицит квалифицированных кадров присутствует в строительстве в части отделочных и специальных работ. Вместе с тем, от безработицы больше всего страдает молодежь: в возрастной категории от 15 до 24 лет до 20% остаются нетрудоустроенными. Главными причинами являются недоступность хорошего образования для широкого круга молодых людей, а также высокая доля граждан с неоконченным средним образованием. В этой связи главная задача правительства заключается в оказании полномасштабной поддержки трудоспособного населения в адаптации к быстро меняющимся условиям труда. К важнейшим мерам относится совершенствование системы профессионального образования и обучения ремеслу, повышение компьютерной грамотности [9].

Сильнейший удар по рынку труда нанесла пандемия коронавируса. Количество вакансий катастрофически сократилось на 73% за год. Только за первый квартал текущего года количество рабочих мест сократилось на 500 тыс., а к концу года, по прогнозам правительства, этот показатель достигнет 800 тыс. По расчетам Национального института статистики и экономических исследований в марте уровень безработицы взлетел на 7%, показав наихудший результат за все время наблюдений. Более 10 млн французов были переведены на режим неполной занятости. По прогнозам Еврокомиссии уровень безработицы во Франции может достигнуть 10,1% по итогам 2020 г. [14; 15; 16].

Тем не менее хотелось бы закончить эту статью на оптимистической ноте. Новое правительство Французской республики приняло решение о выделении 45 млрд евро c целью восстановления экономики, особенно отраслей, наиболее пострадавших от коронокризиса. В государственной поддержке нуждается аэрокосмическая, автомобильная промышленность, туризм и транспорт. В рамках плана предусматривается стимулировать работодателей нанимать молодых людей, путем освобождения от уплаты обязательных взносов во внебюджетные фонды. Таким образом, ожидается создание порядка 320 тыс. новых рабочих мест для молодежи [17]. Правительство Французской республики, опираясь на данные социологических исследований, стремится к снижению напряженности на рынке труда.

 

Список литературы

1. Евростат https://ec.europa.eu.

2. https://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info

3. Гладков И.С. Международная торговля на фоне замедления мировой экономики// Международная экономика. − 2019. − № 12. − С. 44-50.

4. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского Союза 2018: presto с тюльпанами // Власть. − 2019. − Т. 27. − № 3. − С. 161−166.

5. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского Союза в зеркале международной статистики//Экономические и социально-гуманитарные исследования. − 2019. − № 3 (23). − С. 22−29.

6. Елистратов А.С. Основные показатели экономического развития стран-членов Европейского Союза // Валютное регулирование. Валютный контроль. − 2020. − № 2. − С. 4−8.

7. Елистратов А.С., Суслова Е.И. Современная международная торговля: динамика позиций Европейского Союза // Валютное регулирование. Валютный контроль. − 2019. − № 12. − С. 16−19.

8. Ministère de l’Europe et des Affaires étrangères, Ministère de l’Economie et des Finances. Rapport annuel du commerce extérieur de la France. Février 2020.

9. Études économiques de l'OCDE: France 2019.

10. https://fr.statista.com/statistiques/474093/taux-de-chomage-france/.

11. https://ru.euronews.com/2018/06/05/sncf-senate-vote

12. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7387019

13. https://ria.ru/20191205/1561982525.html

14. https://fr.statista.com/infographie/21632/previsions-du-taux-de-chomage-france-europe-etats-unis-2020-et-2021/

15. https://www.latribune.fr/entreprises-finance/deconfinement-bruno-le-maire-souhaite-que-l-activite-economique-reprenne-plus-rapidement-849990.html.

16. https://www.latribune.fr/economie/france/covid-19-les-declarations-d-embauche-en-chute-libre-le-spectre-du-chomage-s-accentue-848539.html.

17. https://www.francetvinfo.fr/politique/jean-castex/gouvernement-de-jean-castex/un-plan-de-relance-economique-majeur-dirige-par-bruno-le-maire_4036977.html

Войти или Создать
* Забыли пароль?