Россия
Данная статья посвящена международным исследованиям качества образования - PISA, TIMSS, PIRLS, которые направлены на изучение сильных и слабых сторон системы образования каждой страны. Данные исследования являются уникальным источником данных о том, насколько хорошо и как страны готовят своих детей к будущему. В статье проводится анализ о положении России в международных рейтингах, составленных на основе тестирований. Также автор указывает на развитие международного тестирования и переход его в цифровой формат, и использование электронного оценивания (eTIMSS).
исследования, оценивание, качество образования, международные исследования качества образования, TIMSS, PISA, PIRLS, еTIMSS, электронное оценивание
Оценивание является неотъемлемой составляющей концептуально-сравнительного и структурно-системного анализа, которые дают возможность выяснить современное состояние теории и практики организации учебно-воспитательного процесса, осуществить контроль и оценку учебных достижений учащихся, систематизировать и обобщить информацию об исследуемом объекте процесса обучения.
Анализ организационных форм, моделей, технологий и процедур оценивания качества образования в наиболее развитых странах мира показывает, что оценивание осуществляется через систему измерений учебных достижений и социально-экономических показателей, которые являются характерными для различных образовательных систем. Системы образовательных измерений в каждой стране имеют свою специфику, присущие им методики и технологии, которые могут различаться в зависимости от особенностей системы образования той или иной страны. Однако в основу большинства оценочных систем, функционирующих в развитых странах мира, положены тестовые технологии, которые позволяют стандартизировать процедуры оценивания, обеспечивают объективность результатов оценки, позволяют использовать средства информационно-коммуникационных технологий в процессе оценивания, обработки и интерпретации результатов оценки. В частности, в США для определения уровня знаний учащихся средней школы используются тесты SAT (Scholastic Achievement Test) и ACT (American College Testing), результаты которых учитываются при приеме практически во все высшие учебные заведения.
В ФРГ с целью надежного сравнения учебных достижений учащихся школ и университетов различных регионов для итогового контроля или испытаний, по результатам которых принимаются решения о выдаче аттестата или о приеме в университеты, используются тесты. Централизованное тестирование на национальном уровне в Германии отсутствует. Однако тесты как гарант соблюдения демократического принципа объективности контроля и оценки качества образования на сегодняшний день являются неотъемлемой составляющей современной системы образования ФРГ.
В образовательной практике не всегда педагогический тест должен быть доведен до профессионального уровня качества, характерного для стандартизированного тестирования. Такие тесты применяют в процессе оценивания учебных достижений обучающихся и имеют цель – достижение высокой объективности и достоверности. Например, в международных исследованиях качества образования (TIMSS, PISA, PIRLS) или на национальном уровне.
Россия принимает участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования – PISA, TIMSS, PIRLS. Данные международных исследований направлены на изучение сильных и слабых сторон системы образования каждой страны и предоставление информации. Национальным координатором реализации данных исследований в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» [1].
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (англ. – Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе [2].
В исследовании 2018 г. принимали участие 79 стран, основное внимание уделялось выявлению тенденций развития читательской грамотности в мире за последние годы и оценке функциональной грамотности в области чтения.
По данным 2018 г. лидирующую позицию занимает Китай, а также другие страны Восточной Азии. Некоторые эксперты ставят под сомнение данные, полученные в Китае, т. к. тестирование проводилось только в четырех провинциях и городах – Пекин, Шанхай, Цзянсу и Чжэцзян, таким образом, показатели данных областей не могут характеризовать систему и уровень образования в целой стране [6].
Россия занимает 30 место по математической грамотности, 31 место по читательской грамотности и 33 место по естественнонаучной грамотности. В 2018 г. результаты российских школьников ухудшились по сравнению с 2015 г. по всем предметным областям (рис. 1).
Если сравнить данные показателей России в тесте PISA 2015 и 2018 гг., то наибольший спад наблюдается в читательской грамотности – это не означает, что наши дети не умеют читать. Дело в том, что чтение больше не сводится к извлечению информации; речь идет о построении знаний, критическом мышлении и принятии обоснованных суждений. В эпоху вседоступности информации, Интернета и смартфонов основными навыками являются – критическое мышление и понимание прочитанного, поэтому обучающиеся должны научиться отличать правду от вымысла.
Международное исследование PISA показало, что только один из десяти обучающихся, опрошенных в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), может различать факты и мнения, основанные на скрытых подсказках, касающихся содержания. Странами, в которых более одного из семи обучающихся продемонстрировали способность отличать факт от мнения, были: Китай (четыре области), Канада, Эстония, Финляндия, Сингапур и Соединенные Штаты Америки.
Также Организация экономического развития и сотрудничества пытается изменить тестирование для того, чтобы побудить страны рассматривать образование за пределами традиционных предметов. В последнем тесте ОЭСР оценила глобальную компетентность, попросив обучающихся выразить свое мнение насчет того, как они относятся к другим и что они думают о своей жизни и своем будущем; в следующем тесте, в 2021 г., организация оценит творческое мышление.
Также в международном исследовании регулярно проводится опрос о благополучии обучающихся и удовлетворенности жизнью. По результатам последнего исследования в странах ОЭСР только около двух трети обучающихся заявили, что они довольны своей жизнью, и эта доля сократилась на 5 % с 2015 по 2018 г. Почти четверть обучающихся сообщили, что над ними издевались как минимум несколько раз в месяц и 6 % сообщило, что всегда грустят. Почти в каждой системе образования девочки выражали больший страх неудачи, чем мальчики, даже когда они с большим отрывом превосходили мальчиков в чтении.
PISA является не только самым всеобъемлющим и надежным показателем возможностей обучающихся в мире, но и мощным инструментом, который страны могут использовать для точной коррекции своей политики в области образования.
TIMSS (англ. – Trends in Mathematics and Science Study) – тенденции в международном изучении математики и естественных наук, спонсируемые Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA) [3].
Начиная с 1995 г., каждые четыре года TIMSS измеряет успеваемость учащихся по всему миру, предоставляя сравнительную информацию о том, насколько хорошо обучающиеся знают математику и естественные науки, а также дополнительный материал, связанный с их достижениями. Благодаря мониторингу успеваемости обучающихся по математике и естественным наукам в течение 20 лет и подсчету TIMSS является уникальным источником данных о том, насколько хорошо и как страны готовят своих детей к будущему.
По результатам международного исследования TIMSS в 2015 г., представленных в таблице (рис. 2), Россия входит в десятку лучших. Учащиеся 4-х классов на седьмом месте по математике и на четвертом по естествознанию. А среди восьмиклассников Россия занимает шестую позицию по математике и седьмую – по естествознанию.
Как PISA, так и TIMSS предусматривают проведение тестов с использованием анкет для учеников, их учителей и директоров школ. Традиционно PISA и TIMSS проводились на основе бумажных опросников, но в 2015 г. PISA перешла преимущественно на электронное оценивание, а TIMSS планировал перейти к цифровой версии в 2019 г.
На данном этапе TIMSS находится в процессе перехода к цифровой оценке, которая называется eTIMSS. Начиная с 2019 г., электронная версия TIMSS будет доступна через компьютеры или планшеты. В eTIMSS будут включены новые инновационные решения проблем и запросов, предназначенные для моделирования реальных ситуаций, в которых учащиеся могут интегрировать и применять свои навыки и знания для решения математических задач, а также проведения научных экспериментов или исследований. Новые задачи включают визуально привлекательные интерактивные сценарии, которые предоставляют учащимся адаптивные способы выполнения ряда действий для решения ситуации. Демонстрационный вариант eTIMSS есть на русском языке для 4-х и 8-х классов по двум предметам (математика и естествознание), можно тестирование пройти и познакомиться с особенностями заданий, которые используются в тесте, и получить информацию о результатах выполнения отдельных заданий (http://etimss.testoko.ru/test/) [5].
Также трижды проводилось расширенное исследование (Advanced TIMSS), включающее в себя изучение достижений обучающихся выпускных классов (в России это 11-й, в США — 12-й и т. д.). По данным 2015 ., Россия заняла первое место по математике и второе по физике (рис.3).
Если обратить внимание на взаимосвязь между показателями обучающихся PISA за 2015 г. и показателями старшеклассников TIMSS за 2015 г., то можно обнаружить, что 85 % различий между странами по уровню математической грамотности в PISA можно объяснить с помощью TIMSS и наоборот.
Страны Восточной Азии с высокими показателями достигли немного лучших результатов в математике (TIMSS), чем можно было ожидать по их результатам PISA, в то время как некоторые страны Северной Европы и англо-говорящие страны (Норвегия, Швеция, Австралия, Канада, Ирландия и Новая Зеландия) сдали тест PISA немного лучше.
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (англ. – Progress in International Reading Literacy Study) – это международное сопоставительное исследование читательской грамотности, которое проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Целью этого исследования является сопоставление уровня навыков чтения и понимания текста четвероклассниками различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности в национальных системах образования [4].
Согласно результатам «Прогресса в изучении международной грамотности чтения» (PIRLS), опубликованного в декабре 2017 г., учащиеся в Российской Федерации имели самый высокий средний балл по чтению (581) и более четверти обучающихся достигли уровня PIRLS Advanced International Benchmark (рис. 4). В исследовании анализируется, насколько хорошо учащиеся 4-го класса могут интерпретировать, интегрировать и оценивать сюжеты и информацию в относительно сложных текстах. Чтобы предоставить информацию о домашних и школьных условиях, в которых обучающиеся учатся читать, PIRLS также собирает анкеты для школ и учителей, а также опрос «Обучение чтению», который проводят среди родителей или законных представителей обучающихся.
Другими европейскими странами, в которых дети хорошо показали себя в чтении, являются Ирландия (567), Финляндия (566), Польша (565) и Великобритания (Северная Ирландия) (565) – эти страны традиционно обладают высокими показателями, поскольку навыку чтения уделяется большое внимание в программе обучения.
1. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования. URL: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/ (дата обращения: 17.07.2020).
2. PISA. URL: https://www.oecd.org/pisa/ (дата обращения: 17.07.2020).
3. TIMSS. URL: https://timss.bc.edu/ (дата обращения: 17.07.2020).
4. PIRLS. URL: https://www.iea.nl/pirls (дата обращения: 17.07.2020).
5. Демонстрационный вариант теста eTIMSS 2019. URL: http://etimss.testoko.ru/test/ (дата обращения: 17.07.2020).
6. Strauss Valerie. URL: https://www.washingtonpost.com/education/2019/12/04/china-is-no-pisa-heres-why-its-test-scores-are-hard-believe/ (дата обращения: 17.07.2020).