Россия
Россия
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Актуальность данного исследования определяется отсутствием серьезных исследовательских, научно обоснованных, испытанных и проверенных программ и учебных материалов по использованию технологий дополненной реальности (AR) при обучении студентов инженерной и компьютерной графике (ИиКГ). Целью исследования являлось внедрение технологий AR в проектную деятельность студентов первого курса. Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского горного университета. В проектной деятельности приняли участие 48 студентов первого курса строительного факультета, обучающихся по направлению подготовки «Строительство уникальных зданий и сооружений». Результаты проектной деятельности студентов показали, что в настоящее время технологии AR приобрели популярность не только среди дизайнеров и проектировщиков, но и среди школьных учителей, а также среди преподавателей и студентов технических университетов. Команда студентов Санкт-Петербургского горного университета решила задачу проектирования с использованием AR-технологии и создала информационную 3D-модель строительной конструкции. Существующие методы обучения студентов дополнены и обновлены методом графического представления результатов проектной деятельности студентов с помощью AR-технологий. В результате исследования проектной деятельности студентов выявлена вполне очевидная необходимость обучения нового поколения студентов использованию AR-технологий с целью её использования ими в дальнейшем, при непрерывном последующем самообразовании, а также рациональному применению будущими проектировщиками AR-технологий для решения учебных и практических задач, в том числе в области инженерной и компьютерной графики. Исследование показало, что в настоящее время научно обоснованных учебных материалов для организации проектной деятельности студентов с использованием технологий AR недостаточно. Выявлена необходимость дальнейших научных исследований в области внедрения технологий AR в проектную деятельность студентов в рамках учебной дисциплины ИиКГ. Материалы статьи могут быть полезны для преподавателей всех уровней.
дополненная реальность (AR), проектная деятельность, инженерная и компьютерная графика (ИиКГ)
1. Альшакова Е.Л. Применение информационных технологий в учебном процессе на кафедре начертательной геометрии и инженерной графики [Текст] / Е.Л. Альшакова // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - C. 42-48. - DOI:https://doi.org/10.12737/471.
2. Белова О.П. Применение технологии дополненной реальности для графической визуализации учебных задач пространственной геометрии [Текст] / О.П. Белова, А.А. Казнин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - C. 3521-3525. - URL: http://e-koncept.ru/2017/971031.htm. (дата обращения: 01.04.2020).
3. Благовещенский И.А. Технологии и алгоритмы для создания дополненной реальности [Текст] / И.А. Благовещенский, Н.А. Демьянков // Моделирование и анализ информационных систем. - 2013. − Т. 20. - № 2. - C. 129-138. - DOI:https://doi.org/10.18255/1818-1015-2013-2-129-138.
4. Волкова М.Ю. Графическая грамотность как способ получения фундаментальных профессиональных знаний [Текст] / М.Ю. Волкова, Е.В. Егорычева // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - C. 53-57. - DOI:https://doi.org/10.12737/3849.
5. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 2. - C. 8-9. - DOI:https://doi.org/10.12737/777.
6. Гузенков В.Н. Информационные технологии в графических дисциплинах технического университета [Текст] / В.Н. Гузенков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 3-4. - С. 26-28. - DOI:https://doi.org/10.12737/2128.
7. Евстратова Л.А. Проектное обучение. Практики внедрения в Университетах / Л.А. Евстратова, Н.В. Исаев, О.В. Лешукова. - М.: Сколково, 2018. - 152 c. - URL: https://uni.hse.ru/data/2018/07/02/1153130829/Сборник%20кейсов%20Проектное%20обучение.pdf (дата обращения: 01.04.2020).
8. Ерцкина Е.Б. Геометрическое моделирование в автоматизированном проектировании архитектурных объектов [Текст] / Е.Б. Ерцкина, Н.Н. Королькова // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 1. - № 2. - С. 48-54. - DOI:https://doi.org/10.12737/19833.
9. Завьялова Н.Б. Проектная работа студентов [Текст] / Н.Б. Завьялова, О.В. Сагинова // Креативная экономика. - 2017. - Т. 11. - № 9. - С. 439-452. - DOI:https://doi.org/10.18334/ce.11.9.38328.
10. Иванов В.Н. Основы разработки и визуализации объектов аналитических поверхностей и перспективы их использования в архитектуре и строительстве [Текст] / В.Н. Иванов, С.Н. Кривошапко, В.А. Романова // Геометрия и графика. - 2017. - Т. 1. - № 4. - С. 3-14. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5a17f590be3f51.37534061.
11. Игнатьев С.А. Технологии тестирования в оценке предметной готовности студентов к изучению геометро-графических дисциплин вуза [Текст] / С.А. Игнатьев, З.О. Третьякова, А.И. Фоломкин // Геометрия и графика. - 2019. - Т. 7. - № 4. - С. 65-75. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-65-75.
12. Игнатьев С.А. Опыт разработки электронных средств обучения для преподавания геометро-графических дисциплин [Текст] / С.А. Игнатьев, З.О. Третьякова, А.И. Фоломкин, О.Н. Мороз // Геометрия и графика. - 2017. - Т. 5. - № 2. - С. 84-92. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5953f362d92c46.58282826.
13. Машнин Т. Разработка Android-приложений с Augmented Reality [Текст] / Т. Машнин. - Екатеринбург: Издательские решения, 2017. - 240 с.
14. Панченко В.А. Современные средства обучения графическим дисциплинам студентов заочной формы обучения [Текст] / В.А. Панченко // Геометрия и графика. - 2018. - Т. 6. - № 4. - С. 72-87. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5c21fa732f6b62.81431444.
15. Савельев Ю.А. Компьютерная методика изучения начертательной геометрии. Техническое задание [Текст] / Ю.А. Савельев, Е.В. Бабич // Геометрия и графика. - 2018. - Т. 6. - № 1. - С. 67-74. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5ad09d62e8a792.47611365.
16. Сальков Н.А. Геометрическая составляющая технических инноваций [Текст] / Н. А. Сальков // Геометрия и графика. - 2018. - Т. 6. - № 2. - С. 85-93. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5b55a5163fa053.07622109.
17. Турутина Т.Ф. Применение информационных технологий в методике проверки графической грамотности будущих специалистов [Текст] / Т.Ф. Турутина, Д.В. Третьяков // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - № 1. - С. 45-56. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-45-56.
18. Усатая Т.В. Современные подходы к проектированию изделий в процессе обучения студентов компьютерной графике [Текст] / Т.В. Усатая, Л.В. Дерябина, Е.С. Решетникова // Геометрия и графика. - 2019. - Т. 7. - № 1. - С. 74-82. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5c91fd2bde0ff7.07282102.
19. Федосеева М.А. Методика подготовки студентов технических вузов графическим дисциплинам [Текст] / М.А. Федосеева // Геометрия и графика, 2019. - Т. 7. - № 1. - С. 68-73. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5c91fed8650bb7.79232969.
20. Merkulova V.A., Voronina M.V., Tretyakova Z.O. (2018) Designing mountain drawings with the help of computer-aided design (CAD). IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, V. 451 (2018) 012122, I. 1, pp. 1-7. - DOI:https://doi.org/10.1088/1757-899X/451/1/012122.
21. Tretyakova Z.O., Voronina M.V., Merkulova V.A. (2019) Geometric modelling of building forms using BIM, VR, AR-technology. IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, V. 687 (2019) 044048, I. 4, pp. 1-8. - DOIhttps://doi.org/10.1088/1757-899X/687/4/044048.
22. Voronina M.V., Tretyakova Z.O., Krivonozhkina E.G., Buslaev S.I., Sidorenko G.G. (2019). Augmented Reality in Teaching Descriptive Geometry, Engineering and Computer Graphics - Systematic Review and Results of the Russian Teachers’ Experience. EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education, V. 15, I. 12, pp. 1-17. - DOI:https://doi.org/10.29333/ejmste/113503.