Глазов, Удмуртская республика, Россия
В статье обсуждается проблема оценки дифференциальной дидактической сложности (ДДС) учебных текстов, которая характеризует трудность их восприятия и усвоения школьником. Показано, что ДДС определяется: плотностью семантической информации, зависящей от степени абстрактности используемых терминов и их вхождения в тезаурус школьника; уровнем сложности математических, химических и иных формул; структурной сложностью текста, зависящей от средней длины составляющих его слов и предложений. Умножив ДДС текста на его объем, можно найти интегральную ДС текста. Для оценки ДДС учебника производят случайную выборку текстовых фрагментов объемом одна страница, выявляют в них ключевые понятия, измеряют их среднюю информативность, определяют долю формул и их среднюю сложность. При этом используется классификация понятий по степени абстрактности, составленная с учетом вхождения того или иного слова в тезаурус дошкольника, пятиклассника, девятиклассника и выпускника школы. Также учитывается структурная сложность текста, зависящая от средних длин слов и предложений. Анализ учебных пособий для поступающих в вузы показал, что к наиболее сложным для понимания дисциплинам относятся биология, физика, химия, математика. В результате оценки учебников информатики за 3-й, 5-й, 9-й и 11-й классы установлено, что у них плотность семантической информации и дифференциальная семантическая сложность монотонно возрастают от 5,3 до 8,1 и от 5,7 до 10,4 соответственно.
дидактика, семантическая информация, сложность, свертывание знаний, учебник, текст, понятие
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учеб. для 9 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. 184 с.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учеб. для 5 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.184 с.
3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. 448 с.
4. Вся школьная программа в одной книге. Справочник школьника в кратком изложении. 5-11 класс / И. В. Богомолова, И.Ю. Гераськина, О.С. Давыдова и др. М.: РИПОЛ классик, 2010. 896 с.
5. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ: 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012. 336 c.
6. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 384 с.
7. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. М.: Баласс, 2010. 80 с.
8. Майер Р.В. Дидактическая сложность учебных текстов и ее оценка: монография. Глазов: ГГПИ, 2020. 149 с.
9. Майер Р.В. Оценка уровня абстрактности изложения материала в школьных учебниках по естественным наукам // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. № 1. С. 58-63. DOIhttps://doi.org/10.12737/24530
10. Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам. М.: Просвещение, 1981. 119 с.
11. Михеева С.А. Система формализованных критериев оценки школьного учебника // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 147-183.
12. Степанова М., Александрова И., Седова А. Новые шкалы трудности учебных предметов // Журнал «Директор школы». 2004. № 4.
13. Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени: монография. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 265 с.
14. Школьная программа в таблицах и формулах: Большой универсальный справочник / под ред. Е.Е. Узлова. М.: Дрофа, 1998. 638 с.
15. Davis B., Sumara D. Complexity and Education: Inquiries Into Learning, Teaching, and Research. Mahwah, New Jersey, London, 2006. 201 p.