с 01.01.2018 по настоящее время
Россия
ГРНТИ 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
ОКСО 38.05.01 Экономическая безопасность
ББК 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS000000 General
Экономическая безопасность – это важный неотъемлемый компонент для всего образовательного комплекса, отдельно взятых образовательных структур, каждой личности, вовлеченной в процессы образования. Значимым компонентом процесса предоставления экономической безопасности совокупности образовательных организаций в виде образовательного комплекса выступает обеспечение названной безопасности на уровне каждой отдельной образовательной структуры, находящаяся в зависимости от огромного количества факторов абсолютно различного происхождения, продолжительности их влияния, охвата их действия.
образовательные организации, экономическая безопасность, финансирование образования, риски безопасности образования, факторы экономической безопасности
Имеющиеся на настоящий момент времени результаты исследований в области экономической безопасности на уровне образовательных учреждений выражают отрицательную тенденцию: существенное финансирование образовательных структур производится без внедрения поэтапных, при этом колоссальных нововведений, которые требуются для стабильного наращивания показателей качества, а потому является недостаточным [1].
Поскольку экономическая безопасность образовательных организаций – это значимый компонент государственной экономической безопасности, то на практике к реализации требуется целый спектр мероприятий по наращиванию безопасности, названной первой, в который должны быть вовлечены как, собственно, государство, так и общественный пласт, бизнес-среда и научное сообщество.
Теория России и стран Запада отводит значительное внимание аспектам экономической безопасности в области образования. К примеру, Кирсанов К.А. приводит следующую систематизацию ее факторов (таблица 1) [4].
Таблица 1 – Систематизация факторов экономической безопасности образовательных организаций
Уровень |
Объект |
Раскрытие сущности |
Аспект безопасности |
I |
Национальная безопасность |
Характеризуется степенью образованности граждан, качественными критериями образовательного комплекса в качестве направления, предоставляющего интеллектуальное общественное воспроизводство. |
Государственная защищенность от угроз изнутри и извне, готовность воспрепятствовать отрицательным внешним влияниям, предоставление возможностей для константного общественного прогресса. |
II |
Образовательный комплекс |
Суверенная область, соответствующая заданным общественным потребностям в совершенствовании в определенных обстоятельствах. |
Положение и перспективы различных ответвлений потенциала структур, включенных в образовательный комплекс, а также таких институциональных и экономических обстоятельств, предоставляющих возможности для нормального течения функционирования и воспрепятствования внутренним и внешним воздействия для высочайших показателей общественного развития. |
III |
Образовательные организации |
Суверенно действующие экономические комплексы, функционирующие в сегменте образования |
Безопасность функционирования образовательной структуры от внешнего и внутреннего отрицательного воздействия в виде угроз, дающая возможность удержать и результативно реализовывать потенциал с точки зрения экономики, производя педагогическую деятельность |
IV |
Личность |
Вовлеченная в процессы образования |
Абсолютное личностное благополучие с физической, социальной и духовной точек зрения при пользовании услугами образования и взаимодействии с образовательными структурами |
В настоящий момент удерживается четкое понимание того, что экономическая безопасность – это важный неотъемлемый компонент для всего образовательного комплекса, отдельно взятых образовательных структур, каждой личности, вовлеченной в процессы образования.
Рассуждая об экономической безопасности образовательных организаций, важно понимать, что приоритет безопасности над эффективностью с точки зрения экономики сильно доминирует [4].
Значимым компонентом процесса предоставления экономической безопасности совокупности образовательных организаций в виде образовательного комплекса выступает обеспечение названной безопасности на уровне каждой отдельной образовательной структуры, находящаяся в зависимости от огромного количества факторов абсолютно различного происхождения, продолжительности их влияния, охвата их действия [5].
Факториальный комплекс в рамках рассматриваемой тематики рационально отразить в виде следующей группировки (рисунок 1).
Рисунок 1 – Группировка факторов экономической безопасности образовательных организаций
Степень экономической безопасности организации образования подвластна влиянию как внутренних факторов, так и текущим положениям государственной экономики образования.
Выразить характеристику большинства факторов в области угроз с точки зрения качества и количества рационально через призму понятия «риск» – возможность потенциального отрицательного исхода.
В ходе исполнения присущей деятельности образовательные организации встречаются с широким перечнем всевозможных типов риска, которые отличны друг от друга областью и моментом образования, при этом связанные обстоятельством, что преобразование одного типа риска может повлечь и изменения у большей доли иных типов. Ввиду сказанного необходимо, кроме рисковой идентификации в образовательной среде, производить и группировку, аналитику, детализацию рисков, оценивать показатели их воздействия на исполнения ключевой цели образовательной структуры, а именно предоставления образовательных услуг уровня качества.
При оценке комплекса рисков, стоящего перед образовательным учреждением, можно утверждать, что вся совокупность потенциальных и действующих рисков бесспорно имеет внешнее и внутреннее происхождение (таблица 2) [4].
Таблица 2 – Детализация рисков образовательного учреждения по их происхождению
Происхождение риска |
Детализация |
Внешнее |
- переход к новейшему способу финансирования; - минимизация бюджетного компонента в процессе финансирования; - кризис экономики; - аспекты конкуренции; - динамика положения рынка труда; - минимизация масштабов финансовых поступлений в научно-исследовательские работы хозяйственных договоров и государственного бюджета; - малое финансирование или его задержка из бюджета; - ввод новейшей системы трудовой оплаты в организации; - преобразования общественного психологического климата; - преобразование в законодательстве в образовательной среде; - зависимость от идущих в мире тенденций; - преобразование формы собственности организации. |
Внутреннее |
- предоставление надлежащего качества услуг образования; - несоответствие предоставляемого спектра услуг образования действующим рыночным требованиям; - малое количество обучающихся; - существенный размер стоимости услуг образования; - рыночный имидж образовательного учреждения; - статусное наращивание образовательной организации ввиду сетевого развития; - сокращение качества услуг образования ввиду прироста количества обучающихся; - структурные управленческие аспекты в образовательной организации; - малое совершенствование материальной базы; - недейственная кадровая политика; - малые размер трудовой оплаты и социального пакета кадров; - недейственное применение внебюджетные средств в целях стимуляции труда кадров преподавательской и административной структур. |
В виде параметров степени риска возможно применять особые коэффициенты, отражающие возможность отрицательных результатов при реализации цели конкретного уровня у одной из сторон, имеющей в ней интерес.
Так, ряд приведенных ниже факторов, присущих современному экономическому пространству, порождает обстоятельства для образования риска в процессе функционирования образовательной организации:
- динамика показателей спроса-предложения;
- бесперебойно усиливающаяся конкуренция;
- стремительные темпы технико-технологического совершенствования;
- динамика курсов валют;
- инфляция, неподвластная контролю;
- др.
Ввиду сказанного, неотъемлемым атрибутом менеджмента качества выступает актуальность введения и реализации комплекса результативного управления рисками в образовательных процессах.
Управлению рисками присуще такие ключевые векторы деятельности, как:
- определение, аналитика и оценка текущего показателя риска;
- выработка и реализация мероприятий по воспрепятствованию, сведению к минимуму и ликвидации риска;
- устранение последствий образующихся убытков, разработка мер по выживанию организации в заданных обстоятельствах [5].
Приемы по управлению рисками детализируются по двум основополагающим направлениям, отличным друг от друга целевыми положениями и используемым инструментарием (рисунок 2).
Для оценивания показателей допустимости риска первостепенно требуется определить конкретные его зоны ввиду потенциального размера потерь. Сектор, где потери не стоят в перспективе, иными словами, экономический итог от функционирования образовательной организации будет иметь положительное направление, именуется зоной без риска.
Зона же допустимого риска – это такой сегмент, в рамках которого размер потенциальных потерь не выше, чем перспективные доходные поступления, а значит, функционированию образовательного учреждения присуща целесообразность с точки зрения экономики. Пределы такой зоны находятся в соответствии с показателями потерь, приравненными к расчетным доходным поступлениям [4].
Рисунок 2 – Направления управления рисками
Еще один вид зон – критического риска – это такой сектор вероятных потерь, которые будут больше, чем размер потенциальных доходных поступлений, даже до размерности абсолютной выручки. Говоря иначе, руководящий аппарат образовательной организации при таких обстоятельства имеет риск как в полном отсутствии дохода, так и в возникновении непосредственных убытков в масштабе совокупности понесенных издержек [4].
Поскольку образовательная сфера – это наделенное особой спецификой пространство, то и риски в нем специфические, детализирующиеся по принадлежности (таблица 3) [4].
Таблица 3 – Детализация рисков образовательной организации по их принадлежности
Принадлежность риска |
Детализация |
Образовательной организации |
- малое финансирование образовательных процессов; - малое финансирование из бюджета; - малое количество квалифицированных сотрудников; - малое обеспечение информацией в процессе предоставления образования; - учебно-методические процедуры не находятся в соответствии с требованиями современности; - малая степень подготовки учащихся и культурного ценностного уровня; - устаревшее материально-техническое снабжение; - некачественные услуги образования; - нехватка качественных характеристик в процессе подготовки; - малая адаптационная степень, а также низкие показатели трудоустройства выпускников организации; - извлеченные результаты не находятся в соответствии с инвестированными средствами. |
Личностная |
- малая теоретическая база; - малые практические навыки; - малая квалификация. |
Потенциальных рабочих мест выпускников учреждения |
- малые показатели теоретической подготовки потенциальных кадров; - малые показатели практических навыков потенциальных кадров; - личностные критерии потенциальных кадров, требующиеся для рационального исполнения профессиональной деятельности, не развиты; - малая работоспособность потенциальных кадров; - нехватка трудовой мотивации. |
Общественности |
- малое количество квалифицированных кадров; - сокращение показателей общественного уровня культуры и образования; - модификации ценностей и нравственности; - подготовка малого количества кадров, нацеленных на разрешение задач, требующих творческого подхода; - отсутствие способностей у образовательного комплекса в предоставлении надлежащей степени культурно-нравственного развития личности; - малая вовлеченность образовательных организаций в пропаганду личностного здоровья; - малое количество требуемых квалифицированных кадров для эффективного разрешения общественных проблем. |
Государства |
- недейственное применение средств из бюджета; - устаревание и несоответствия в нормативной базе в образовательной сфере; - погрешности контрольных процедур за качеством образования. |
Итак, в рыночных обстоятельствах образовательная организация самостоятельно избирает цели и методы эксплуатации ресурсов в виде финансов, кадров, материальных ценностей и техники, информации и др., находящихся в распоряжении. Одновременно с тем, ответственность с точки зрения экономики, которая имеется у образовательной организации, направляет его руководящих аппарат по вектору наращивания эффективности эксплуатации всех типов ресурсов.
Важно понимать, что в обстоятельствах рыночной экономики удержаться и функционировать могут такие образовательные организации, которые более рационально и компетентно устанавливают рыночные требования, отлаживает комплекс предоставления услуг образования, наделенных спросом, предоставляет целесообразный уровень дохода для собственных кадров, не нарушая при этом собственную экономическую безопасность и, как следствие, государственную.
1. Абсалямов Д.Ш. Обеспечение экономической безопасности в сфере образования // Инновационная наука. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-ekonomicheskoy-bezopasnosti-v-sfere-obrazovaniya
2. Банк О.А. Использование комплексной диагностики для обеспечения экономической безопасности предприятия // Вопросы региональной экономики. 2020. № 2 (43). С. 34-40.
3. Бессонова Е.А. Деловая игра как инновационная форма обучения высшей школы. В книге: Модернизация образовательного процесса и проблемы качества образования в вузе. материалы международной научно-методической конференции. Ответственный за выпуск Т.Н. Соловьева. 2006. С. 20-22.
4. Кирсанов К.А. Экономическая безопасность образования и образовательных учреждений: проблемы периодизации // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2012. № 2. С. 73.
5. Крикунов К. Н. Комплексная безопасность образовательного учреждения // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. №26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-bezopasnost-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
6. Суглобов А.Е., Орлова Е.А. Особенности контроля за эффективным использованием основных средств в государственных образовательных учреждениях. Вестник университета. 2007. № 3 (21). С. 36-46.
7. Шамин А.Е., Фролова О.А. Университет будущего в эпоху цифровой экономики. подготовка современных экономических кадров для решения новых задач. Никоновские чтения. 2018. № 23. С. 328-330.
8. Экономическая безопасность: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/; под ред. С.С. Маиляна, Н.Д. Эриашвили. -3-е изд., перераб. И доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. -503 с.
9. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление, «Финансы и кредит»/; под ред. Г.Б. Поляка. -4 -е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2016. -391 с.