ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 И ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ОПТОВУЮ ТОРГОВЛЮ В РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Кризис 2020 г. войдет в историю. Ведь это первый случай в мировой экономике, одновременно упало производство, финансовые рынки и, как следствие, потребительский спрос на товары и услуги. Сложно сказать, насколько большими в итоге окажутся экономические потери, поскольку главная причина кризиса − пандемия коронавируса − продолжает распространяться. Возвращаясь к оптовой торговле, именно она является ключевым звеном предпринимательства и всей российской экономики в целом, развитие данной отрасли положительно скажется на выходе России из кризиса. По средствам оптовой торговли происходит связь регионов производящих товары с регионами − потребителями этих товаров. Так как Россия самая большая по площади страна в мире − данная функция очень важна. Следует отметить, что при помощи оптовой торговли устраняется барьер временной и пространственной разобщенности производства товаров и его потребления. Именно с оптовой торговлей минимизируются излишки запасов, и не допускается дефицит продукции.

Ключевые слова:
мировой кризис, пандемия COVID-19, оптовая торговля, кризис в России, товарооборот
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Большим противовесом монополизму в нашей стране является оптовая торговля, которая осуществляется независимыми организациями. Только анализируемая отрасль экономики имеет правдивую информацию о спросе и предложении, особенно это актуально в современных условиях наступления мирового кризиса.

Разберем подробнее причины надвигающегося мирового кризиса:

1. Экономические войны между двумя крупнейшими экономиками мира Китаем и США. Взаимное повышение торговых пошлин и замедление глобального ВВП.

2. Мировая пандемия COVID–19, которая на время парализовала самую большую «фабрику» мира – Китай.

 3. Резкое падение спроса на нефть и газ и цен на них. Фьючерсный контракт на американскую легкую нефть West Texas Intermediate (WTI) с поставкой в мае завершил торговую сессию 20 апреля на отметке минус $37,63 за баррель.

4. Финансовые пузыри на финансовых и фондовых рынках, стоит отметить, что  у России более 20% поставок за рубеж приходится на участников торговых войн.

Так как экономика развивается циклично, экономисты называют срок цикла в 12 лет, как средний между ранее происходившими кризисами.

В любом случае мировой кризис заденет и экономику России, так как, к сожалению, наша страна еще сильно зависима от мировой конъюнктуры.

Кризис 2020 г. скорее всего, войдет в историю. Ведь это первый случай в мировой экономике: одновременно упало производство, финансовые рынки и, как следствие, потребительский спрос на товары и услуги. Все предыдущие кризисы развивались по иной схеме: сначала падало что-то одно (как, например, ипотечный рынок в США в 2007 г.), а спустя несколько месяцев проблемы распространялись на связанные отрасли экономики.

Еще одна важная отличительная черта экономического спада − скорость его развития: всего пара месяцев, и весь мир понял, что впереди нас ждут очень трудные времена. При этом  мало кто может сказать, насколько большими в итоге окажутся экономические потери, поскольку главная причина кризиса − пандемия коронавируса − продолжает распространяться.

Приведем пример расходов государств на поддержку экономики:

Австрия готова потрать 18% от ВВП;

Франция − 15%;

США − 10,5%;

Китай − 6,6%;

Германия − 5%.

В России правительство одобрило программу поддержки экономики общим объемом в триллион руб. Но возможно даже этих расходов будет недостаточно. Резюмируем, что происходит с экономикой сегодня:

  1. Действуют государственные ограничения. Одни компании не имеют права работать с клиентами до конца карантина, другие вынуждены срочно перестроиться, чтобы это право получить.
  2. Потенциальные покупатели соблюдают режим самоизоляции. Люди не покидают дома без крайней необходимости, не путешествуют и массово переходят на удаленную работу.
  3. Растет популярность онлайн-сервисов и время, которое люди проводят в сети (по статистике, оно увеличилось на 50−70%).
  4. В приоритете – здоровье и гигиена. Как никогда, люди заинтересованы в укреплении иммунитета и здоровом образе жизни.
  5. Серьезно перераспределяется спрос. Одни категории товаров и услуг становятся невостребованными, другие резко приобретают популярность.

 Возвращаясь к оптовой торговле, именно она является ключевым звеном предпринимательства, и всей российской экономики в целом, развитие данной отрасли положительно скажется на выходе России из кризиса. По средствам оптовой торговли происходит связь регионов производящих товары с регионами − потребителями этих товаров. Так как Россия самая большая по площади страна в мире, данная функция очень важна. Следует отметить, что при помощи оптовой торговли устраняется барьер временной и пространственной разобщенности производства товаров и его потребления. Именно с оптовой торговлей минимизируются излишки запасов, и не допускается дефицит продукции.

Интересный факт, по итогам 2019 г. вклад торгового оборота в темпы экономического роста сократился до 0,2 п.п. после 0,3 п.п. годом ранее. Замедление роста отмечается и в розничной, и в оптовой торговле.

Условия развития оптовых организаций на просторах нашей страны различны, что отражается на количестве оптовых предприятий, расположенных в конкретном федеральном округе. В табл. 1 представлен оборот оптовой торговли по федеральным округам [7].

Таблица 1

Оборот оптовой торговли по федеральным округам

Федеральный округ

Оборот оптовой торговли всего (млн руб.)

В % к итого

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Итого по России

69 694 214

79 779 929

84 204 334

100 

 100

100 

Центральный

35 921 056,00

41 793 209,00

44 602 033,00

51,54

52,39

52,97

Северо-Западный

8 868 932,00

9 896 063,00

10 236 060,00

12,73

12,40

12,16

Южный

4 168 334,00

4 763 776,00

5 070 134,00

5,98

5,97

6,02

Северо-Кавказский

788 313,00

864 367,00

892 882,00

1,13

1,08

1,06

Приволжский

7 693 252,00

8 652 488,00

9 139 087,00

11,04

10,85

10,85

Уральский

5 061 785,00

5 460 633,00

5 455 234,00

7,26

6,84

6,48

Сибирский

5 283 461,00

5 968 436,00

6 187 141,00

7,58

7,48

7,35

Дальневосточный

1 909 078,00

2 380 953,00

2 621 761,00

2,74

2,98

3,11

 

Таким образом, резкий прирост или спад на протяжении трех анализируемых периодов не наблюдается. Наибольший оборот оптовой торговли приходится на Центральный округ, в 2019 г. этот показатель составил  – 52,97%, затем идут Северо-Западный и Приволжские округа – за 2019 г. 12,16 и 10,85% соответственно. Меньше всего развита оптовая торговля в Северо-Кавказском и Дальневосточном округах, за 2019 г. 1,06 и 3,11% соответственно. Данный феномен объясняется тем, что основные производства – источник для оптовой торговли, сосредоточены в Центральной России.

Для большей наглядности на рис. 1-3 представлен в процентах оборот оптовой торговли по округам за 2017−2019 гг.

Относительным показателем изменения оборота оптовой торговли в динамике является индекс его физического объема. Он характеризует совокупное изменение товарной массы в текущем периоде по сравнению с предыдущим периодом и показывает, как изменился оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен. Индекс физического объема представлен на рис. 4 [7].

Для развития оптовой торговли необходимо место для складского хранения и образования складской сети, таким образом, в табл. 2 представлена информация о складской сети в организациях оптовой торговли, не относящимся к субъектам малого предпринимательства [8].

Для составления полной картины оптового товарооборота необходимо уточнить источники поступления товаров:

  • организации производители;
  • оптовые и оптово-посреднические организации;
  • пр.

На рис. 6 представлена полная схема источников поступления и каналов реализации товаров в первом квартале 2020 г.

  • каналы реализации товаров:
  • организации производители;
  • оптовые и оптово-посреднические организации;
  • организации розничной торговли;
  • физические лица;
  • пр.

Исходя из данных службы статистики, представленных в табл. 3, был проведен анализ данных с помощью построения модели временных рядов и составлен прогноз показателя торговли на 2020 г. [7].

Поскольку коэффициенты автокорреляции первого, второго, третьего и четвертого порядков временного ряда являются высокими (0,994162; 0,984798), мы можем видеть наличие линейного тренда  y = 4009x – 6686.

Для нахождения автокорреляции первого порядка элементов исследуемой последовательности мы проверили нашу модель с помощью критерия Дарбина − Уотсона (или DW-критерий).

При сравнении величины d =  0,514105 с теоретическими значениями dl1,18 и du = 1,40 для заданных 19 наблюдений, мы выявили, что гипотеза об отсутствии автокорреляции остатков отклоняется и это указывает, что построенная нами модель хорошая.

При составлении прогноза  2020 г. мы провели сглаживание прогнозных и фактических данных, рассчитав при этом скользящее среднее и экспоненциальное сглаживание (рис. 7 и 8).

В конечном итоге прогноз оптовой торговли 2020 г. составил 77 521,7 млрд руб.

Мы рассмотрели статистические данные по оптовой торговле в период с 2017−2019 гг., к сожалению, при отсутствии статистической информации по первому кварталу 2020, мы не можем грамотно оценить ситуацию, складывающуюся на данный момент в анализируемой отрасли, но предположительно возможен спад в данном направлении, так как на период эпидемии и карантина было частично остановлено производство и торговля, также упала покупательная способность у населения.

Неизвестно сколько будет длиться пандемия коронавируса, но ясно одно: рынок уже сейчас серьезно изменился, и бизнесу приходится приспосабливаться к новым условиям. Один из выходов развития оптовой торговли  – это онлайн-продажа:

  • любой мелкий и крупный опт − люди будут думать, как выживать, что продавать;
  • коллективные покупки, опт на весь дом, подъезд.

Еще один вариант развития оптовой торговли – импортозамещение, когда приобретение импортных продуктов становится слишком дорогостоящим, всегда можно предложить отечественную альтернативу по более низкой цене.

Для увеличения выручки очень важно рассматривать фактор цены как определяющий.  Захват рынка происходит за счет того, что организация не поднимает цены на свой продукт во время кризиса.

Если получится удержать цену на докризисном уровне, в то время как конкуренты будут их повышать, то у организации есть серьезный шанс увеличить свою прибыль после выхода из кризиса.

С 1 июня 2020 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут получать кредит в банках под 2% годовых на возобновление своей деятельности. Государство дает отличный шанс вновь вернуться на рынок предприятиям, которые наиболее сильно пострадали во время пандемии. Конечно у данной программы есть ряд ограничений, например, эти суммы нельзя направить на выплату заработной платы выше, чем в трудовом договоре, потратить кредит на выплату дивидендов или выкуп собственных акций, благотворительность.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что пандемия 2020 г. внесла свои значимые коррективы как в жизни людей всего мира, так и в экономику каждого государства в отдельности. Каждая отдельная страна справляется с данной угрозой по-своему, начиная от простых рекомендаций, доходя до цифровых пропусков. Одно можно сказать точно, данный феномен уже вписан в мировую историю. Хотелось бы верить, что после мирового кризиса будет новый мощный виток экономического развития.

Список литературы

1. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности) / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. − Москва: ИНФРА-М, 2017. − 320 с.

2. Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. − Москва: ИНФРА-М, 2018. − 336 с.

3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Л.Е. Басовский. − Москва: ИНФРА-М, 2019. − 260 с.

4. Гарнов, А.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. − Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2017. − 365 с.

5. Куприянова, Л.М. Финансовый анализ / Л.М. Куприянова. − Москва: ИНФРА-М, 2019. − 157 с.

6. Финансы [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Германия (дата обращения: 12.05.2020).

7. Оборот оптовой торговли по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/14306 (дата обращения 12.05.2020).

8. Информация о складской сети в организациях оптовой торговли, не относящимся к субъектам малого предпринимательства [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/14306 (дата обращения 12.05.2020).

9. Оптовая торговля и товарные рынки [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/wholesale/ (дата обращения 12.05.2020).

Войти или Создать
* Забыли пароль?