САМОМАРКЕТИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цифровая трансформация в современном обществе непрерывно наращивает темпы роста инвестиций в новейшие информационные технологии, что серьезно влияет на качество предоставляемых продуктов и услуг. Коренные изменения претерпевает и система российского образования, приоритетной целью модернизации которой становится обновление преподавательского корпуса и перестройка системы повышения квалификации педагогических работников. Процесс интеграции дистанционных технологий в структуру педагогической деятельности вносит существенные коррективы в стратегию работы с обучающимися, что приводит к переоценке профессионально и социально значимых качеств педагога для выстраивания эффективных деловых отношений с потребителями образовательных услуг и повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда. Требуется принципиально новый подход к выбору индивидуальной траектории обучения, способствующей успешному развитию профессиональной компетентности преподавателя, которого, по мнению автора, можно достичь при реализации самомаркетинга. В статье рассматривается авторская схема самомаркетинга преподавателя иностранного языка, разработанная для оценки собственной эффективности – конкурентоспособных преимуществ (профессионально и социально значимых качеств) – и обеспечения положительными ориентирами в конкуренции на [международном] рынке образовательных услуг.

Ключевые слова:
самомаркетинг, дистанционное обучение, преподаватель иностранного языка, повышение квалификации, конкурентоспособность
Текст

Актуальность

Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года [1], модернизация системы образования, которая является основой динамичного экономического роста страны и социального развития общества, должна быть ориентирована на «повышение доступности и качества образования, подготовку квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования», способных быстро реагировать на запросы рынка труда, населения и компаний, а также «повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни», то есть реализовывать концепцию lifelong learning. Делается упор на внедрение современных образовательных технологий, формирования высокотехнологической среды для преподавания и управления.

Кроме того, в качестве приоритетных задач модернизации образования ставятся инвестиции в человеческий капитал, обновление преподавательского корпуса и перестройка системы повышения квалификации педагогических работников, достижение которых позволит РФ войти в ряды передовых стран по качеству образования и, следовательно, повысить уровень конкурентоспособности российского педагога на международном рынке образовательных услуг.

Проблема

Учебные планы и рабочие программы реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в вузах РФ не первый год претерпевают значительные изменения. Однако сегодня, в условиях катастрофической нехватки времени на сбалансированное совмещение работы, личной жизни и очного повышения квалификации, на первый план выходит дистанционное (онлайн) обучение.

Современные дистанционные технологии предлагают мириады возможностей для осуществления процесса (пере)обучения, повышения квалификации наиболее эффективным образом. Весь учебный материал, необходимый для полноценной, целенаправленной и системной профессиональной подготовки, соответствующей требованиям ФГОС, теперь можно найти в сети Интернет или преобразовать в нужный электронный формат и использовать его в электронном виде, а проведение консультаций, дискуссий и «круглых столов» можно организовать посредством видеоконференций в режиме реального времени.

Преимущества онлайн обучения очевидны. Приведем лишь некоторые из них:

  1. гибкий график (можно проходить (пере)обучение в удобное время, в любом месте, принимая самостоятельное решение о том, сколько именно времени необходимо уделить подготовке);
  2. неограниченный доступ к изучаемому учебному материалу (вся необходимая информация имеется в электронном виде на сайте образовательной организации: видео-лекции, интерактивные тренажеры, тесты, упражнения, и пр.);
  3. антистрессовая обстановка (отсутствие аудитории, в том числе непосредственно самого педагога, ведущего программу (пере)обучения, во время решения задач, выполнения упражнений и тестов);
  4. эргономичность обучения (минимизация провала тестирования или зачета за счет индивидуализации обучения и наличия нескольких (или неограниченного) количества попыток пересдачи);
  5. экономичность финансовых вложений (отсутствие транспортных расходов (как, например, при очном обучении), значительно меньшая стоимость самой программы (пере)обучения, минимизация расходов на канцтовары и учебные материалы (ручки, тетради, учебники и пр.));
  6. повышение уровня информационной и компьютерной грамотности (обучение в сети Интернет, использование разнообразного компьютерного обеспечения (в решении упражнений, применении тренажеров, при взаимодействии с педагогом в режиме реального времени (конференции, дискуссии и пр.)).

В настоящее время существует много сайтов и платформ, предлагающих разнообразные электронные образовательные курсы для педагогов. Основной проблемой является выбор – выбор индивидуальной траектории (пере)обучения, которая будет способствовать оптимальному развитию профессиональной компетентности преподавателя и его личного бренда в целом, то есть реализации самомаркетинга.

Разработка и выдвижение новых теоретических положений на основе существующей литературы

Понятие «самомаркетинг» или «самобрендинг» появилось сравнительно недавно, но, тем не менее, становится эффективной технологией создания личного профессионального успеха. Современные ученые по-разному интерпретируют данное понятие, однако все определения звучат в едином ключе – позиционирование индивида в профессиональной и социальной среде.

Так, Лебедева С.Ю. утверждает, что самомаркетинг – это организация рекламы самого себя, продвижения себя на рынке труда [2].

Самомаркетинг учителя, по мнению М.Г. Орловой, – это «комплекс мероприятий по профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию деловых качеств, психологических особенностей учителя» [3].

Соловцова Е.Е. полагает, что в самомаркетинге педагог является товаром, который предлагается на рынке образовательных услуг, и, следовательно, для создания выгодного впечатления в глазах работодателя необходимо «упаковывать» себя как можно лучше [4].

Семенова Л.М. считает, что самомаркетинг – это «составная часть «рыночной компетентности» любого специалиста, это способность анализировать и прогнозировать ситуацию на рынке труда, спрос и предложения по своей профессии и на основе этого – превращать свою «рабочую силу» в востребованный товар» [5].

Некоторые ученые утверждают, что самомаркетинг – это процесс создания собственного «профессионального портрета» [6].

Борчикова С.С. рассматривает самомаркетинг как умение подчеркивать свои наиболее достойные качества и навыки перед окружающими [7].

По мнению зарубежных исследователей, существует целая педагогика самомаркетинга, которая заключается не столько в обучении тому, как выполнять свои профессиональные обязанности, сколько в обучении тому, как заполучить желаемую вакансию [8].

На наш взгляд, самомаркетинг преподавателя – это имидж педагога, формирование и развитие которого направлено на повышение рыночной стоимости его рабочей силы (в том числе на повышение международной конкурентоспособности преподавателя) и продвижение личностных качеств, профессиональных навыков и умений на рынке труда.

Анализ современной литературы и передового опыта в изучении понятия «самомаркетинг» позволил нам систематизировать имеющуюся информацию и спроектировать схему эффективного самомаркетинга преподавателя иностранных языков (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Схема самомаркетинга преподавателя иностранных языков

Опираясь на многочисленные исследования принципов формирования личного бренда, мы выяснили, что самомаркетинг складывается из сбалансированного набора профессионально и социально значимых качеств педагога. Данные компоненты самомаркетинга, на наш взгляд, состоят из качеств, на которые оказывают влияние факторы макро- и микросреды личности. Поэтому профессионально значимые качества складываются не только из компонентов профессиональной компетентности преподавателя, но и собственной профессиональной флексибильности. По аналогии, социально значимые качества включают в себя социально-контактные и непосредственно личностно-ценностные характеристики.

Профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка включает [но не ограничивается ими] такие ключевые показатели, как методическая компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция и лингвокреативность.

Методическая компетенция является фундаментом профессиональной компетентности педагога, так как представляет собой комплексную систему сформированных и постоянно развиваемых (посредством регулярного повышения квалификации) методических умений, глубоких познаний в психологии, педагогике и методике преподаваемой дисциплины, что позволяет преподавателю осуществлять основополагающие педагогические функции.

Иноязычная коммуникативная компетенция также является доминирующим компонентом профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков, так как цель данной дисциплины заключается в формировании, развитии и совершенствовании у учащихся необходимых коммуникативных навыков для успешной социализации обучаемых в иноязычной культуре.

Наконец, ИКТ-компетенция подразумевает свободное оперирование стандартными цифровыми устройствами, способность быстро осваивать новое оборудование и программное обеспечение, создавать цифровой контент (авторские курсы, тесты, блоги, сайты и пр.).

Профессиональная флексибильность в содержательном плане базируется на профессиональной мобильности, лингвокреативности, эмоциональном интеллекте.

Профессиональная мобильность включает в себя способность к непрерывному саморазвитию, в том числе повышению квалификации, умение перестраиваться в соответствии с регулярно обновляемыми профессиональными стандартами и требованиями, готовность к перемене вида педагогической деятельности, осуществлению вертикальной и/или горизонтальной мобильности [9].

Лингвокреативность – характеристика творческого педагога, умеющего нестандартно мыслить, проявлять свой языковой потенциал в различных коммуникативных ситуациях, демонстрируя развитую лингвистическую интуицию.

Эмоциональный интеллект – это важный компонент профессиональной флексибильности, который подразумевает способность к осознанию (различению) и выражению как собственных эмоций, так и эмоций обучаемых, навыки саморегуляции (управление эмоциями: нивелирование негативных чувств, видоизменение эмоционального состояния, соблюдение уместности выказывания переживаний, умение вызывать нужную реакцию окружающих), эмпатию и клиентоориентированность (умение сопереживать, слушать и слышать собеседника, оказывать необходимую моральную поддержку, помогать учащимся справляться со своими переживаниями, сглаживать конфликты).

В состав социально-контактных качеств преподавателя иностранных языков входят габитарный имидж, коммуникативная и гуманистическая компетенции.

Габитарный имидж – это внешний вид педагога (деловой стиль одежды, ухоженная внешность, опрятность, чувство вкуса) и физическая конституция (здоровый цвет лица, кожи и пр.), которые способствуют формированию положительной социальной оценки и делают процесс общения и восприятия преподавателя приятным.

Коммуникативная компетенция в составе социально-контактных качеств понимается как умение общаться (на родном языке) и эффективно взаимодействовать с окружающими, знание правил вербальной и невербальной коммуникации, культура речи, которые в совокупности создают позитивную атмосферу сотрудничества в рамках педагогической деятельности [10].

Важная роль в современном мире отводится гуманистической компетенции, которая имеет особое значение для родителей и заказчиков образовательной услуги. Она амплифицирует идентификацию наивысшей ценности с непременным созданием благоприятных методически обоснованных условий, оптимальным образом способствующих успешному развитию профессиональных компетенций и личностных качеств обучаемых [11].

Наконец, акмеологическая, рефлексивная и когнитивная компетенции являются непременными слагаемыми личной эффективности педагога и представляют собой его личностно-ценностные качества.

Акмеологическая компетенция отвечает за личностно-профессиональное развитие и самоактуализацию, снижение рисков инфляции мотивации и профессионального выгорания, реализацию мотивационной направленности на профессиональное самосовершенствование и профилактику стрессоустойчивости.

Рефлексивная компетенция включает в себя постоянное развитие и совершенствование «эластичности» мышления, то есть умения понимать особенности «других» и воспринимать альтернативные идеи, базирующиеся на мультикультурности и исторической разности национальностей, через которое педагог приходит к пониманию себя как успешного профессионала и гармоничной личности.

Когнитивная компетенция – это способность к критическому, системному мышлению, являющемуся неотъемлемым личностно-ценностным качеством профессионала, умеющего осуществлять педагогическую деятельность в постоянно эволюционирующем VUCA-мире.

Выводы

Предлагаемая схема самомаркетинга преподавателя иностранного языка призвана сориентировать педагога при выборе оптимальной индивидуальной траектории (пере)обучения для достижения наиболее эффективных результатов на профессиональном поприще. Таким образом формируется продуктивная система непрерывного образования преподавателей, активизирующая педагогический потенциал работника. В свою очередь, выделенные профессионально и социально значимые качества педагога, которые подчеркивают его отличительные, конкурентоспособные преимущества, являются ключевыми характеристиками, способствующими успешной конкуренции на рынке образовательных услуг, в том числе международном.

Список литературы

1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года (разработан Минэкономразвития России); URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения 22.07.2020).

2. Лебедева С.Ю. Жизненное и профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного образования: дис. ...канд.пед.наук 13.00.01. Санкт-Петербург, 2006 г. 209 с.

3. Орлова М.Г. Формирование маркетинговой культуры учителя в процессе повышения квалификации: дис. ...канд.пед.наук 13.00.08. Томск, 2003 г. 197 с.

4. Соловцова Е.Е. Презентация и самомаркетинг // Профессиональное образование. 2006, №3, С. 33.

5. Семенова Л.М. Самомаркетинг и самобрендинг специалиста в сфере коммуникаций как условие повышения конкурентоспособности на рынке труда // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014, Т.8, №4, C. 145-151.

6. Баженова С.А., Васильева Ю.В. Актуальные аспекты самомаркетинга персонала в современных условиях рынка труда // Казанская наука. 2016, №6, С. 18-20.

7. Борчикова С.С. Самомаркетинг выпускников вузов / С.С. Борчикова. – Озерск, 2001. – 93 с.

8. Lee Jason W., Wallace-McRee Laci. Brand-building pedagogy: Professional self-branding for career advancement in kinesiology // International Journal of Kinesiology in Higher Education. 2018, vol. 2, no. 2, pp. 42-53.

9. Егурнова А.А. О реализации принципа мобильности российских студентов // Успехи современного естествознания. 2009, №5, С. 100-101.

10. Егурнова А.А. Формирование культуры письменной речи // Высшее образование в России. 2009, №11, С. 162-166.

11. Егурнова А.А. Эмоционально благоприятная атмосфера на занятиях как способ амплификации познавательной активности // Педагогический журнал. 2020, Т.10, № 1А, С. 691-697.

Рецензии
1. Самомаркетинг как средство повышения международной конкурентоспособности преподавателя Авторы: Скляренко Инна Сергеевна

Войти или Создать
* Забыли пароль?