МОДЕЛЬ ВАРИАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПОЛИЦЕЙСКИХ - СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ (ЦВСНП)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Процесс профессиональной подготовки сотрудников полиции к работе с подростками строится в рамках личностно-деятельностного и субъектного подходов, то есть выбор форм, методов и средств обучения осуществляется с учетом их способности достигать ожидаемого успеха в форме личностно-профессионального развития. В статье предложена структурно-функциональная модель вариативной системы повышения квалификации сотрудников полиции, выполняющих свои служебные и профессиональные обязанности в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Модель представляет собой систему, включающую четыре блока: диагностико-ориентационный блок, содержательно-целевой блок, процессуально-технологический блок и оценочно-прогностический блок. Содержательный блок характеризуется следующими типами индивидуальной образовательной траектории непрерывного профессионального образования: адаптивная траектория, корректирующая траектория, активизирующая, акмеологическая. В соответствии с теоретическим анализом и практическим опытом службы в ЦВСНП выделены четыре основные категории работников. Представлена технология обучения сотрудников полиции с использованием интерактивных методов.

Ключевые слова:
Профессиональное образование, сотрудник полиции, повышение квалификации, интерактивное обучение, несовершеннолетние правонарушители
Текст

Введение

Вопросы дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел стоят в центре внимания таких исследователей, как И.Г. Евсеева [12], М.А. Ерофеева [13], Р.Р. Садеков [9], И.В. Ульянова [15] и др.

Исследователями подчеркивается важная роль курсов повышения квалификации в непрерывном образовании сотрудников полиции. При этом, указывается, что дополнительное профессиональное образование полицейских должно иметь непрерывный характер и быть ориентировано на формирование у полицейских потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.

Однако до настоящего времени системного исследования проблемы подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП не проводилось. Существуют лишь парциальные исследования отдельных вопросов функционирования таких центров (В.В. Верцинская [1], Г.В. Кондратьев [5], С.Р. Микаутадзе [6], Е.А. Слободенюк [10] и др.). Исследователи акцентируют свое внимание на роли ЦВСНП в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (О.А. Дорожкина [2]), правовом обеспечении деятельности центров (А.Ю. Подколзина [7]), организации в ЦВСНП психологического сопровождения делинквентных подростков (С.В. Прокурова [8]), коррекции их поведения (Е.А. Слободенюк [10]) и личностных особенностей (Э.И. Труве [11]  и др.).

 

Проектирование и моделирование. На основании результатов теоретического анализа и эмпирического исследования, выполненного в рамках констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, была спроектирована структурно-функциональная модель вариативной системы повышения квалификации сотрудников полиции, реализующих свои служебно-профессиональные обязанности в ЦВСНП.

Спроектированная модель представлена на рисунке 1.

Модель представляет собой систему, включающую в себя четыре блока.

Структурно-функциональная модель вариативной системы повышения квалификации сотрудников полиции, чья служебно-профессиональная деятельность осуществляется в ЦВСНП, представляет собой взаимосвязь диагностико-ориентационного, содержательно-целевого, процессуально-технологического и оценочно-прогностического блоков, каждый из которых выполняет определенные функции, отражающие общий алгоритм функционирования системы: диагностика – определение цели – выбор средств и методов ее достижения – оценка результативности – прогноз дальнейшего вероятностного личностно-профессионального развития.

Диагностико-ориентационный блок модели выполняет диагностическую и ориентационную функции, необходимые для постановки целей и разработки содержания программ курсов повышения квалификации сотрудников полиции и их профессиональной подготовки к работе с подростками в ЦВСНП.

Структурно-функциональная модель вариативной системы повышения квалификации сотрудников полиции, чья служебно-профессиональная деятельность осуществляется в ЦВСНП, представляет собой взаимосвязь диагностико-ориентационного, содержательно-целевого, процессуально-технологического и оценочно-прогностического блоков, каждый из которых выполняет определенные функции, отражающие общий алгоритм функционирования системы: диагностика – определение цели – выбор средств и методов ее достижения – оценка результативности – прогноз дальнейшего вероятностного личностно-профессионального развития.

 

Рисунок – 1 Структурно-функциональная модель вариативной системы повышения квалификации сотрудников ЦВСНП.

Структурно-функциональная модель вариативной системы повышения квалификации сотрудников полиции, чья служебно-профессиональная деятельность осуществляется в ЦВСНП, представляет собой взаимосвязь диагностико-ориентационного, содержательно-целевого, процессуально-технологического и оценочно-прогностического блоков, каждый из которых выполняет определенные функции, отражающие общий алгоритм функционирования системы: диагностика – определение цели – выбор средств и методов ее достижения – оценка результативности – прогноз дальнейшего вероятностного личностно-профессионального развития.

Диагностико-ориентационный блок модели выполняет диагностическую и ориентационную функции, необходимые для постановки целей и разработки содержания программ курсов повышения квалификации сотрудников полиции и их профессиональной подготовки к работе с подростками в ЦВСНП.

Формулирование образовательного заказа осуществляется на основе выявления:

1) образовательных потребностей, осознаваемых самими сотрудниками;

2) профессиональных дефицитов, определенных руководителями ЦВСНП.

Выявление образовательных потребностей сотрудников полиции, работающих с подростками в ЦВСНП, предполагает разработку и реализацию комплекса диагностических мероприятий и процедур. Необходимо отметить, что главным субъектом своего обучения является, прежде всего, сам обучающийся. Субъектный подход, в рамках которого разрабатывалась и модель, и технология подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСН, означает организацию процесса самопознания с целью учета особенностей сотрудников полиции как будущих слушателей курсов повышения квалификации.

При обучении взрослых диагностические процедуры имеют свои особенности. В отечественной андрагогике признается, что диагностический этап любой педагогической технологии должен отвечать ряду требований:

- во-первых, результаты диагностики должны быть известны не только тем, кто обучает (или предполагает обучать), но и тем, кто будет обучаться (или предполагает обучаться);

- во-вторых, все диагностические процедуры реализуются не только обучающими, но и обучающимися (сотрудниками полиции);

- в-третьих, диагностические процедуры должны иметь своей целью не только выявление исходного уровня подготовленности, но и особенности изменения физиологических и индивидуально-психологических качеств личности предполагаемого обучающегося, связанного с закономерно существующими возрастными изменениями.

Здесь необходимо акцентировать внимание на том, что обучение взрослых имеет ряд специфических особенностей. Эффективность обучения взрослых зависит от того, насколько процесс обучения соответствует их жизненным потребностям, то есть при построении программ и учебных занятий необходимо включать в них не абстрактный информационный материал, а материал, состоящий из примеров жизненных ситуаций. Обсуждение жизненных ситуаций, их анализ на основе научно обоснованных сведений и является одним из основных средств обучения взрослых. Учитывая тот факт, что взрослые имеют развитую потребность в самостоятельности, необходимо как можно интенсивнее использовать при обучении активизирующие и исследовательские методы. Потребность в самостоятельности обусловливает и эффект от применяемых диагностических процедур, ориентированных скорее на самодиагностику, чем на внешнюю оценку особенностей личностно-профессионального развития сотрудников ЦВСНП.

Осознание самими сотрудниками необходимости в подготовке к работе с подростками определяет осознание ими своих образовательных потребностей. Заказ же на дополнительное профессиональное образование сотрудников полиции, осуществляющих свою служебно-профессиональную деятельность в ЦВСНП, осуществляется еще и на основе содержания профессионального дефицита, выявляемого в процессе аттестации сотрудников полиции. На основании результатов собеседований, наблюдения за повседневным выполнением сотрудниками своих служебно-профессиональных обязанностей, анализа общения сотрудников полиции с подростками, находящимися в ЦВСНП, определяются профессиональные дефициты. Социальный заказ определяет содержание и цель подготовки.

Таким образом, одним из центральных подходов к организации процесса повышения квалификации сотрудников ЦВСНП является индивидуально-дифференцированный подход. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода предполагает индивидуализацию форм и методов обучения в зависимости от категории самих слушателей.

В нашем исследовании мы, опираясь на результаты эмпирических данных, теоретического анализа и практического опыта службы в ЦВСНП, выделяем четыре основных категории служащих.

Первую категорию составляют сотрудники полиции, имеющие базовое образование, то есть усвоившие образовательные программы по программам подготовки «Психология девиантного поведения», «Психолого-педагогическое образование», «Юриспруденция». Помимо наличия соответствующего диплома, данная категория служащих характеризуется низким уровнем проявления профессиональных деформаций их личности. Они отличаются стойким стремлением к реализации своих функций как сотрудников полиции, служащих в ЦВСНП, стремятся применить свои знания на практике в процессе взаимодействия с подростками, доставленными в ЦВСНП. Основной целью их непрерывного образования и повышения квалификации в рамках подготовки к работе с подростками в ЦВСНП должно стать: актуализация их остаточных теоретических знаний, практических умений, создание условий для саморазвития и самосовершенствования, для разработки индивидуальной маршрутизации достижения наивысшего уровня профессионализма.

Вторая категория слушателей представлена теми сотрудниками полиции, которые, с одной стороны, так же, как и служащие первой категории, имеют базовое высшее образование по соответствующим направлениям подготовки, а с другой стороны – отличаются выраженной степенью формирования профессиональной деформации, то есть заниженным уровнем развития ответственности как качества их личности, недостаточным уровнем нравственной устойчивости, пониженным уровнем коммуникативной агрессивности и недостаточно высоким - эмоциональной устойчивости. Цели профессиональной подготовки таких сотрудников полиции будут отличаться от целей дополнительного профессионального образования первой категории сотрудников ЦВСНП. Здесь на передний план выходит решение следующих вопросов: помощь в осознании сотрудниками ЦВСНП слабых и сильных сторон имеющейся у них подготовки, то есть развитие их рефлексивных способностей, целей профессионально-служебной деятельности, методов и средств их достижения.

Третья и четвертая категории служащих составляют сотрудники полиции, не имеющие базового образования, а потому и нуждающиеся в специальной подготовке к работе с подростками. Отличаются друг от друга такие сотрудники полиции тем, что в одной группе, на уровне интуиции, развиты профессионально важные качества их личности, а во второй – напротив, развиваются профессиональные деформации.

Для каждой категории будущих слушателей курсов повышения квалификации проектируется индивидуальная образовательная траектория. На основании теоретического анализа и практического опыта нами были выделены следующие типы индивидуальной образовательной траектории непрерывного профессионального образования:

1. Адаптивная траектория предполагает развитие у сотрудников полиции адаптивных способностей к работе с подростками, отличающимися своим девиантным поведением.

2. Корректирующая траектория – это такой тип индивидуальной образовательной траектории, основной целью которой является блокирование процесса развития у сотрудников полиции синдрома эмоционального выгорания и профессиональных деструкций их личности.

3. Активизирующий тип индивидуальной образовательной траектории ориентирован на таких сотрудников полиции, которые составляют отмеченную нами первую категорию, в связи с чем отбор содержания их дополнительного профессионального образования осуществляется с учетом имеющихся у будущих слушателей остаточных знаний.

4. Акмеологический тип образовательной траектории нацелен на профессиональное развитие сотрудника полиции, на достижение им своего профессионально-личностного акме.   

Технология подготовки сотрудников полиции к работе с подростками представлена ниже. Она составляет основу процессуально-технологического блока структурно-функциональной модели вариативной системы повышения квалификации сотрудников полиции, служащих в ЦВСНП. Функции данного блока выполняются через осуществление теоретической, практической и личностной подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП. Деление профессиональной подготовки на отдельные ее виды в достаточной степени условное, так как, согласно системному и компетентностному подходам, теоретическая, практическая и личностная подготовленности проявляются в уровне сформированности профессиональных компетенций как системы знаний, умений, навыков, личностных качеств и способов их проявления на практике.

Процесс профессиональной подготовки сотрудников полиции к работе с подростками строится в рамках личностно-деятельностного и субъектного подходов, то есть выбор форм, методов и средств подготовки осуществляется с учетом их возможности достичь ожидаемых успехов в виде личностно-профессионального развития.

Особую роль в подготовке сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП играют методы активного и интерактивного обучения.

          При определении методов активного обучения преподавателям дополнительного профессионального образования необходимо учитывать основные дидактические условия обучения. То есть: цели и задачи обучения, концепцию его реализации; принципы и закономерности; обучающие возможности сотрудников полиции; возможности преподавателей. Все сказанное помогает преподавателям адекватно определить комплекс ме­тодов активного и интерактивного обучения сотрудников полиции на курсах повышения квалификации.

          При подготовке сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП можно использовать  ряд  интерактивных форм, таких как: Деловые и ролевые игры; Кейс-метод; Метод проектов; Мозговой штурм и др.

Метод «мозговой штурм» (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике..

Метод проектов - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Процессуально-технологический блок модели раскрывает методологию разработки технологии и вариативных программ подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП.

Педагогическими условиями подготовки являются:

1) построение образовательного процесса по линейно-циклическому принципу и в рамках системного, индивидуально-дифференцированного, личностно-деятельностного и субъектного подходов, что предполагает выбор методов и средств обучения в зависимости от основных целей каждого этапа;

2) учет личностных особенностей и остаточных знаний, умений и навыков сотрудников полиции, степени выраженности у них профессиональных компетенций;

3) использование на каждом этапе подготовки интерактивных и практико-ориентированных педагогических технологий;

4) соблюдение принципов субъектности, мотивационной заинтересованности, конгруэнтности, интегративности, диалогичности общения, позитивной настроенности.

Оценочно-прогностический блок модели выполняет оценочную и прогностическую функции, реализация которых позволяет определить общий уровень подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП, а также наметить пути к их непрерывному профессиональному росту.

 

Вывод. Структурно-функциональная модель вариативной системы повышения квалификации сотрудников полиции, чья служебно-профессиональная деятельность осуществляется в ЦВСНП, представляет собой взаимосвязь диагностико-ориентационного, содержательно-целевого, процессуально-технологического и оценочно-прогностического блоков, каждый из которых выполняет определенные функции, отражающие общий алгоритм функционирования системы: диагностика – определение цели – выбор средств и методов ее достижения – - реализация запланированного на практике - оценка результативности – прогноз дальнейшего вероятностного личностно-профессионального развития.

Список литературы

1. Верцинская, В.В. Системный подход к педагогической коррекции устойчивого отрицательного эмоционального состояния социально неблагополучных подростков в условиях центра временного содержания несовершеннолетних / В.В. Верцинская, М.А. Круш // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - № 1. - С. 1 - 8

2. Дорожкина, О.А. Характеристика контингента, содержащихся в ЦВСНП / О.А. Дорожкина, Т.В. Хромова // Социально-экономические процессы и явления. - 2011. - № 9 (031). - С. 249 - 254

3. Караваев, А. Ф. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие / А. Ф. Караваев, М. И. Марьин, В. Е. Петров. - М.: Московский университет МВД России, 2007. - 162 с.

4. Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М., Ерофеева М. А., Полякова Л. В. Формирование личности безопасного типа поведения у школьников как одно из условий комфортности образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 223-235. doi:https://doi.org/10.32744/pse.2019.1.16

5. Кондратьев, Г. В. Психологические особенности и коррекционная помощь подросткам, совершающим побеги и бродяжничество, в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Кондратьев Геннадий Владимирович. - Нижний Новгород, 2006. - 234 с.

6. Микаутадзе, С.Р. Использование возможностей центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в осуществлении профилактики подростковой преступности / С.Р. Микаутадзе // Вестник Воронежского института МВД России. - 2013. - № 4

7. Подколзина, А.Ю. Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних / А.Ю. Подколзина // Труды Академии управления МВД России. - 2017. - № 1 (41). - С. 145 - 148

8. Прокурова, С.В. О некоторых аспектах зарубежного опыта оказания психологической и социально-педагогической помощи несовершеннолетним правонарушителям с девиантным поведением // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2009. - № 1. - С. 105-110

9. Садеков, Р.Р. Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов России в системе дополнительного профессионального образования как эффективный педагогический инструмент формирования компетенций. НАУКОВЕДЕНИЕ / Р.Р. Садеков, О.Ю. Сенаторова // Интернет-журнал. - 2014; Вып. 2, март - апрель. Available at: http://publ.naukovedenie.ru

10. Слободенюк, Е.А. Психолого-педагогическая работа по коррекции девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей в условиях центра временного содержания / Е.А. Слободенюк, Н.А. Олешкевич // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7-4. - С. 693-698; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9904 (дата обращения: 08.02.2020).

11. Труве, Э.И. Особенности личностных характеристик подростков, находящихся в Центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей / Э.И. Труве, Н.В. Лавриченко // Инновационная наука. - 2015. - № 12. - С. 227 - 229

12. Dynamics of the value-motivational sphere under the influence of socio-psychological correction in a person prone to deviant behavior/ Valentina B. Salakhova , Tatiana I. Shulga , Maria A. Erofeeva , Irina V. Ulyanova , Olga B. Malkina , Elena M. Klimova , Sergey L. Evenko // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM) ISSN: 2251 - 6204 DOIhttps://doi.org/10.26655/mjitm.2018.12.1 Vol. 8, Issue 12, December 2018 С.34-48

13. Moral and demographic determinants of the formation of social immunity of young people in higher education / Erofeeva M.A., Stolyarova A.N., Ilyicheva I.M., Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu., Pogodina O.A., Gorohova I.V. // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM) ISSN: 2251 - 6204 DOIhttps://doi.org/10.26655/mjitm.2018.10.1 Vol.8, Issue 10, October 2018. С.185-197

14. Reforming and developing socialization of children with limited abilities (mild intellectual disability / Maria A. Erofeeva, Irina V. Ulyanova, Irina V. Plakhotnikova, Yuliya E. Kurilyuk, Vadim A. Egorov, Igor G. Kochetkov //2019 by the authors; licensee Modestum Ltd., UK. This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). Electronic Journal of General Medicine Electron J Gen Med 2019;16(2):em112

15. Socio-Ecological Determinants in the Deviant Behavior Formation System/ Telysheva N.N., Erofeeva M.A., Ulyanova I.V., Pokrovskaya S.V., Nikitskaya E.A., Gorokhova I.V., Kochetkov I.G. // Ekoloji, 2019, Issue 107, Pages: 5077-5081, Article No: e107584 Ekoloji 28(107): 5077-5081 (2019) IG (2019) Socio-Ecological


Войти или Создать
* Забыли пароль?