Москва, г. Москва и Московская область, Россия
с 01.01.2017 по настоящее время
Старая Руза, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Настоящая статья освещает проблему мотивации сотрудников органов внутренних дел в целом и курсантов образовательных организаций МВД России, в частном. Проанализирована история взглядов на проблему мотивации и определены актуальные векторы ее изучения, в современных условиях в рамках профессиональной деятельности. Авторами определена роль мотивации в структуре оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции. Показана важность изучения и развития мотивации у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. На основе проведенного анализа, представлена содержательно-функциональная модель изучения и развития мотивации курсантов образовательных организаций МВД России. Представлено и описано экспериментальное исследование, направленное на изучение мотивации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России обучающихся на 1 и 5 курсах факультета подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. На основе анализа экспериментальных данных выявлены существенные различия между выборками.
мотивация, служебная деятельность, социально-психологический тренинг, курсанты образовательных организаций МВД России
Актуальность. Одной из важных задач психологической службы МВД России является профессиональный психологический отбор кандидатов на службу, в том числе и абитуриентов, поступающих на очную форму обучения в ведомственные образовательные организации высшего образования системы МВД России. После принятия кандидата на службу (или обучение) имеет место психологическое сопровождение профессиональной деятельности (или процесса обучения в образовательной организации МВД России) в рамках морально-психологического обеспечения.
Следует отметить, что спектр выполняемых сотрудником полиции профессиональных задач широк и многообразен. К числу наиболее значимых профессиональных задач относятся следующие: обеспечение национальной безопасности, охрана общественного порядка; профилактика, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; защита прав и законных интересов граждан и др. Профессиональная деятельность сотрудника полиции сопряжена с негативными факторами и риском для жизни и здоровья. Следовательно, от личных качеств сотрудника полиции зависит эффективность решаемых им задач. В этой связи для настоящего исследования значимость и интерес представляет психический процесс – мотивация, который занимает одно из центральных мест в психологической структуре личности, так как она является движущей силой и регулятором поведения человека.
Проблема исследования. В публикации С.Н. Федотова приводятся слова выдающегося психиатра, невропатолога и психолога В.Н. Мясищева о том, что «…результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30 процентов зависят от его интеллекта, а на 70-80 процентов - от мотивов, которые у этого человека есть и которые побуждают его определенным образом себя вести. А также указывается, что большое значение имеющимся у человека мотивам для успешности его учения, труда, общения, для развития всей его личности придавали Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и многие другие отечественные психологи, которые в своих исследованиях искали и прослеживали факторы, влияющие на результативность деятельности человека, на характер и уровень его социальной активности в целом, на всю общественную его деятельность»[10].
Поэтому неслучайно, что актуальной задачей для специалистов отделов психологической работы управления по работе с личным составом является изучение мотивации, выявление профессиональных мотивов сотрудников (курсантов) и развитие мотивации посредством современных психологических методов и методик.
Исходя из вышеизложенного, важность изучения и развития мотивации у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России с психологической точки зрения неоспорима.
Проблема мотивации является не новой для психологической науки, ее истоки мы можем найти в трактате Древнегреческого философа Аристотеля
«О душе». Аристотель отмечает «… Все, что люди делают- они делают по семи причинам: случайно, согласно требованиям природы, по привычке, по принуждению, под влиянием размышления, гнева и страсти»[1]. Первым, кто употребил в научном обиходе термин «мотивация», был А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).
В исследованиях Е. П. Ильина, В. Л. Марищука, М. А. Котика,
Е. В. Шипиловой мотивация определяется как составляющий компонент готовности личности и значимый фактор активации к профессиональной деятельности [4,5,7].
М. Ш. Магомед-Эминов определяет мотивацию достижения как функциональную систему, объединяющую воедино аффективные и когнитивные процессы, управляющие рабочим процессом в ситуации, которая будет достигнута в процессе его реализации. Им выделены «специфические структурные компоненты, выполняющие определенные функции в мотивационном регулировании деятельности: мотивация актуализации (мотивация и инициирование деятельности), мотивация выбора (процессы выбора целей и соответствующего действия), мотивация реализации (регулирование действия и контроль за его реализацией), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или изменение одного действия другого)» [2].
Специфика профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел такова, что полицейские практически постоянно сталкиваются с ситуациями, которые вызывают у них состояние стресса и неумение разрешать профессиональные конфликты. Эффективное преодоление конфликтных ситуаций в процессе выполнения оперативно-служебных задач зависит не столько от сформированных и развитых профессионально важных качеств сотрудника, сколько от умения правомерно, безошибочно и корректно использовать выработанные до автоматизма навыки и качества профессионального общения.
Большое количество деструктивных факторов, влияющих на психоэмоциональное напряжение сотрудников, специфический характер выполняемой ими оперативно-служебных задач, требует от психолога использования методов проведения практико-ориентированных занятий, направленных на улучшение развития показателей психологической самоподготовленности и психологической устойчивости, которые снизят уровень психологического и физического напряжения. Также психологи отделов психологической работы должны посредством методов психологической работы с личным составом развивать мотивацию к службе у сотрудников.
При выборе стратегии мотивации сотрудников органов внутренних дел наиболее удобно использовать классификацию Б.Ф. Кваши и Г.А. Витольника, изучавших непосредственно мотивационную сферу личности сотрудников: «адекватный тип – мотивы выбора согласуются с общепринятыми социальными нормами поведения, ярко выражена направленность на борьбу с преступностью, а также выраженное стремление защищать граждан, закон; конформистский тип – мотивы выбора профессии сформировались под влиянием группы, нормы которой являются для данной личности высокозначимыми; ситуативный тип – выбор профессии произошел под влиянием факторов, не связанных с профессией (в дальнейшем может привести к разочарованию в работе и неудовлетворенностью выбора); компенсаторный тип – служба воспринимается как возможность преодоления слабых черт характера (возможна гиперкомпенсация слабых сторон, что может быть неблагоприятно для личности в целом);криминальный – маскируемая «правильными» формулировками антисоциальная направленность, преследующая цель использования служебного положения»[3].
Перечисленные выше типы сотрудников характеризуются мотивирующими стимуляторами своего поведения. На мотивацию поведения влияют и социальные, и моральные ценности. Как оказалось, для одних решающей является многогранная сфера творчества, для вторых же – желание реализовать амбиций. Но те и другие отвечают личной потребности, то есть потребности в своей личности, которая разумно определяет их круг и возможность получить желаемые последствия, как можно скорее.
Не оставим без внимания и тот факт, что сотрудник полиции, имея власть и определенные полномочия, способен повлиять на ход событий в различных ситуациях, происходящих в обществе. То есть он постоянно находится в центре событий, порой даже не замечая этого.
При этом средний возраст сотрудника зачастую не превышает 30 летнего возраста, что свидетельствует об отсутствии богатого профессионального и жизненного опыта, а также о желании скорее самоутвердиться. «Совершенно иной риск - принятие решений в условиях неопределенности, с небольшим объемом информации и строгими ограничениями закона, принятие ответственности за жизнь других не знающих людей, осознание тяжести и необратимости последствий принятого решения, влияние на судьбу людей и ход развития события» [6].
Следуя выше изложенному, можно констатировать, что личность современного сотрудника полиции – это совокупность мотивационных профилей, требующих от руководства МВД России разработки и координации стратегии поощрения личного состава с учетом координации различных методов стимулирования, в том числе психологических, духовных, эстетических и материальных.
Руководство МВД России ставит перед ведомственными образовательными организациями задачу по поиску эффективных вариантов организации высшего образования и профессиональной подготовки кадров для подразделений органов внутренних дел. В этой связи возникает потребность в психологическом изучении тех качеств, которые будут способствовать повышению профессиональной компетентности каждого выпускника образовательной организации МВД России с целью повышения эффективности оперативно-служебной деятельности. Еще в 2014 году на расширенном заседании коллегии МВД России Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил: «…в подразделения полиции должны прийти такие сотрудники, которые будут эффективно выполнять возложенные на них оперативно-служебные задачи, проявлять личную инициативу при выполнении обязанностей и обладать профессиональной компетенцией в сфере своей деятельности» [9].
На основании вышеизложенного мы разработали содержательно-функциональную модель развития мотивация курсантов образовательных организаций МВД России (рисунок 1).
Функционирование модели, взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса образовательной организации МВД России будет происходить вокруг личности курсанта и направлено на развитие у него мотивации в период обучения. В общем виде содержательно-функциональная модель процесса изучения и развития курсантов существует только в определенной среде, оказывающей на нее непосредственное влияние, и сама изменяется под воздействием как достигнутого результата, так и микропроцессов, которые обеспечивают достижение промежуточных результатов. Такой средой является образовательная организация МВД России. Для этого мы включили конечный результат, а именно: компетентный специалист для органов внутренних дел, способный ответственно выполнять возложенные на него профессиональные обязанности и мотивированный на высокие показатели оперативно-служебной деятельности. Полученные в ходе теоретического анализа данные дают нам возможность спланировать и провести экспериментальное исследование по изучению мотивации курсантов образовательных организаций МВД России.
Рисунок 1 – Содержательно-функциональная модель изучения и развития мотивации курсантов образовательных организаций МВД России
Методика исследования. Перейдем к описанию экспериментального исследования, проведенного с целью изучения особенностей мотивации курсантов образовательных организаций МВД России, а именно отличий на разных этапах учебно-служебной деятельности.
В выборку нашего эксперимента были включены курсанты и слушатели факультета подготовки сотрудников для подразделений полиции по охране общественного порядка Московского университета МВД России
имени В.Я. Кикотя, обучающиеся на 1 (25 человек) и на 5 (25 человек) курсах человек. Итого в эксперименте приняли участие 50 человек.
В качестве экспериментальных методов сбора информации выступили: личностные опросники изучения мотивационной сферы личности: Модифицированный вариант методики «Мотивационный профиль» Ш. Ричи, П. Мартина (М-профиль); методика определения локуса контроля Дж.Роттера; «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир, (в модификации А. А. Реана); «Методика диагностики учебной мотивации» (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой) [https://docplayer.ru/27936727-Test-motivacionnyy-profil-richi-sh-martina-p.html; https://vsetesti.ru/365; http://www.miu.by/kaf_ new/mpp/102.pdf; http://www.gurutestov.ru/test/12].
В процессе обработки полученных эмпирических данных использовался U-критерий Манна-Уитни – непараметрический статистический критерий, используемый для сравнения двух независимых выборок. Корреляционные связи между изучаемыми характеристиками определялись с помощью коэффициента Спирмена (R). Компьютерная обработка результатов проводилась с использованием программ Exсеl и IBM SPSS Statistics 21 [https://www.litres.ru/andrey-nasledov /spss-15-professionalnyy-statisticheskiy-analiz-dannyh].
На первом этапе экспериментального исследования мы протестировали слушателей 5 и 1 курсов и обработали полученные данные.
Далее мы провели статистический анализ полученных данных с целью выявления корреляционных связей между характеристиками мотивационной сферы и ориентированности на внешние или внутренние факторы в каждой выборке.
Результаты эксперимента. В группе слушателей 5 курса по результатам проведенного исследования и выявления корреляционных связей между мотивационными компонентами и характеристиками локус-контроля были выявлены особенности, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты корреляционного анализа данных психологического обследования сотрудников
Интернальность
Моти |
Интерес и полезность |
Интернальность общая |
Интернальность в проф. деятельнсти |
Интернальность в межличн общении |
Готовность к деятельности |
Интернальность в семейных отношениях |
Интернальность здоровья |
Интернальность достижений |
Интернальность неудач |
материальное вознаграждение |
-,279 |
,435 |
,232 |
,338 |
,294 |
,209 |
,104 |
,716** |
,358 |
физические условия |
-,812** |
,371 |
,200 |
,290 |
,174 |
,206 |
-,029 |
,706** |
,265 |
Структурирование |
-,250 |
,522* |
,319 |
,426 |
,294 |
,508* |
,821** |
,403 |
,582* |
социальные контакты |
-,176 |
-,406 |
-,551* |
-,485* |
-,603** |
-,537* |
-,687** |
-,179 |
-,358 |
Признание |
,348 |
,257 |
,371 |
,319 |
,319 |
,265 |
-,677** |
,177 |
,265 |
стремление к достижениям |
,441 |
,290 |
,493* |
,397 |
,544* |
,448 |
,478* |
0,000 |
,269 |
разнообразие и перемены |
-,735** |
-,580* |
-,580* |
-,588* |
-,618** |
-,627** |
-,508* |
-,224 |
-,672** |
Креативность |
,058 |
-,829** |
-,657** |
-,754** |
-,696** |
-,677** |
-,383 |
-,883** |
-,794** |
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Была выявлена достоверная взаимосвязь между материальным вознаграждением и интернальностью достижений, что можно описать как умозаключение, что «всякое достижение или результат, полученные слушателем будут подкреплены материально». Также интернальность достижений связана со значимостью для слушателей физических условий деятельности и отрицательно связана с потребностью к проявлению креативности в учебно-служебной деятельности, что может отражать сложившийся склад отношения к учебе и службе, а также к выполнению служебных обязанностей. Далее, в качестве подтверждения вышесказанного, может выступать выявленная отрицательная взаимосвязь значимости для слушателей интереса и полезности правоохранительной деятельности с физическими условиями, разнообразием и переменами. В целом необходимо отметить, что у слушателей 5 курса такие мотивационные компоненты деятельности, как креативность и разнообразие и перемены отрицательно коррелируют с интернальностью в деятельности, общении, достижении и неудачах. Это может свидетельствовать о формирующемся профессиональном выгорании и сниженной значимости службы. Однако в исследуемой подгруппе также выявлены положительные связи между стремлением к деятельности и готовности к деятельности, что можно объяснить неудовлетворительным или недостаточным позитивным стимулированием деятельности.
Результаты корреляционного анализа эмпирических данных полученных на выборке курсантов 1 курса представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты корреляционного анализа данных психологического обследования курсантов 1-го курса
Интернальность
Моти |
Интернальность в проф.деятельнсти |
Интернальность в межличн общении |
Готовность к деятельности |
Интернальность в семейных отношениях |
Интернальность здоровья |
Интернальность достижений |
Интернальность неудач |
Физические условия |
,482* |
,165 |
,065 |
-,006 |
,456* |
,297 |
-,065 |
Социальные контакты |
-,357 |
,534* |
,010 |
,675** |
-,023 |
-,029 |
,183 |
Стремление к достижениям |
-,075 |
-,174 |
,023 |
-,330 |
,056 |
-,128 |
,033 |
Власть и влиятельность |
-,193 |
,307 |
,173 |
,476* |
,229 |
-,208 |
,272 |
Креативность |
-,365 |
-,235 |
-,690** |
-,249 |
-,660** |
0,000 |
-,646** |
Интерес и полезность |
-,611** |
-,393 |
-,158 |
,019 |
-,212 |
-,821** |
-,142 |
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
В группе курсантов 1 курса не столь тесная взаимосвязь исследуемых компонентов мотивационной сферы и интернальности личности. Однако необходимо отметить большее количество положительных корреляций. Так, например, у курсантов 1 курса положительно коррелируют компоненты «физические условия» и «интернальность профессиональной деятельности» и «интернальность здоровья», а также «социальные контакты» и «интернальностьв межличностном общении» и «интернальность в семейных отношениях». Данные связи могут быть признаками сформированности ценностей в коммуникативной сфере будущих специалистов и определенных ожиданий от условий службы и деятельности. Однако интерес и полезность, как характеристики мотивации деятельности, отрицательно коррелируют с интернальностью профессиональной деятельности и достижений, что может также свидетельствовать об ожиданиях, о сопоставлении будущей служебной деятельности с действующим распорядком дня. Также на корреляционные связи могут влиять индивидуально-личностные особенности курсантов.
На основании полученных результатов обработки эмпирических данных мы можем констатировать тот факт, что слушатели 5 курса отличаются от курсантов 1 курса тем, что у них уже сформировалось представление о службе, о профессиональной деятельности сотрудников различных подразделений ОВД. Данный опыт сформирован благодаря прохождению в период обучения практик по получению первичных профессиональных навыков, производственной практики и преддипломной практики в территориальных подразделениях ОВД. Общая интернальность в данной группе испытуемых отрицательно коррелирует с материальным вознаграждением, физическими условиями, разнообразием и переменами, и положительно – с структурированием и признанием.
Далее нами была предпринята попытка исследования особенностей учебной и профессиональной мотивации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Полученные данные представлены на рисунке 2 и в таблице 3.
Рисунок 2- Различия в уровне сформированности учебной мотивации у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России
Рассчитаем посредством U – критерия Манна-Уитни уровень различий всформированности учебной мотивации у курсантов 1 курса и слушателей 5 курса образовательных организаций МВД России [https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2014/02/19/sidorenko.pdf].
где Tx - наибольшая сумма рангов, nx - наибольшая из объемов выборок n1 и n2.
Сравнение полученных результатов показывает следующее.
Эмпирическое значение U - критерия Манна-Уитни попадает в область между порогами U0,05 и U0,01. Это так называемая «зона неопределенности», в пределах которой мы уже можем отклонить гипотезу Н0, но еще не можем в полной мере принять гипотезу Н1. Тем не менее в нашем случае можно принять гипотезу H1 с вероятностью 95%.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что несмотря на высокий уровень мотивации на учебно-профессиональную деятельность, многие курсанты 1 курса все же не до конца уверены в выбранной сфере, значимость профессии для них заключается в полезности для общества, престижности и мотивации на материальное благополучие больше, чем в мотивации на соответствие выбранной профессии их целям и способностям. Они могут представить себя в качестве профессионала, но это не поддерживает в них интерес к профессиональной деятельности. Эмпирические данные полученные на выборке слушателей 5 курса показывают включенность их в образовательный процесс и принятие ими социальной роли профессионала.
Таблица 3 - Оценка показателей профессиональной мотивации курсантов образовательных организаций МВД России
Вид мотивации |
ВМ |
ВПМ |
ВОМ |
Курсанты 1 курса |
4,19 |
4,31 |
3,14 |
Слушатели 5 курса |
4,23 |
4,35 |
3,19 |
ВПМ > ВМ > ВОМ
Обсуждение результатов исследования. Таким образом, можно констатировать факт того, что у испытуемых обоих групп доминируют внешние положительные мотивы, т.е. курсанты и слушатели ориентированы на общественное признание и карьерный рост. У испытуемых обеих групп наблюдаются ярко-выраженные стремления избежать критики со стороны руководства и наказания, собственно, это обосновано тем, что при наказании курсанты образовательных организаций МВД России остаются на самоподготовку, строевую подготовку, также с ними проводятся различные мероприятия, направленные на повышение служебной дисциплины и уровня учебной успеваемости. Важным в процессе формирования мотивов к ответственному отношению к профессиональной деятельности является наличие познавательной мотивации в отношении учебного материала, преподаваемого на плановых учебных занятиях. В свою очередь, познавательная мотивация направлена на понимание сущности оперативно-служебной деятельности и ее значение для государства и общества.
Выводы. В процессе обучения курсантов в образовательной организации
МВД России необходимо моделировать профессиональную и психологическую подготовку, включающую, прежде всего, развитие самоконтроля, самооценки, установление волевого контроля над всеми психическими и физиологическими функциями. Таким универсальным методом подготовки сотрудников является социально-психологический тренинг, представляющий собой синтез как профессиональной, так и психической подготовки сотрудников полиции[8].
Также мы предполагаем, что посредством социально-психологического тренинга можно развить мотивацию курсантов образовательных организаций МВД России. В этой связи дальнейшие наши исследования будут направлены на разработку авторской программы социально-психологического тренинга, которая, на наш взгляд, будет способствовать развитию мотивации курсантов образовательных организаций МВД России.
Полученные научные результаты послужат основой для дальнейших экспериментальных исследований в интересах повышения качества психологической работы с личным составом ОВД.
1. Аристотель // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская Энциклопедия. 1970. Т.2. Ангола-Барзас.
2. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: автореф. дис. …канд. псих. наук: 19.00.03. М., 1987. 26 с.
3. Кваша Б.Ф., Г.А. Витольник. Воспитание личности сотрудника ОВД: монография. Санкт-Петербург, 1998. 143 с.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. 2000. 512 с.
5. Котик М.А. Некоторые психологические механизмы возникновения интереса к труду // Вопросы психологии. 1989. №6.
6. Лебедев И.Б., Чуманов Ю.В., Султанова А.М. Процесс принятия решения сотрудником уголовного розыска в ситуациях неопределенности ориентиров поиска и его психологические особенности // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 279-283.
7. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: дис. … д-ра псих. наук: 19.00.03. Л.: 1982. 351с.
8. Чуманов Ю.В., Бурмистрова А.А. Изучение мотивации курсантов образовательных организаций МВД России // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы: сборник материалов III Международной конференции. 2019. С. 149-154.
9. Путин В.В. Время серьезного обновления ведомства: из выступления президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России // Профессионал. 2014. № 2. С. 2-4.
10. Федотов С.Н. Психология мотивации личности: учебное пособие. М.: 2011. 116 с.
11. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов - психологов к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 19.00.07. М.: 2007. 24с.