ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К САМОРАЗВИТИЮ В РУСЛЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ В ПЕДАГОГИКЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема изучения наличного уровня готовности подростков к саморазвитию, выступающая в современной образовательной системе в РФ одной из ключевых. Решение данной практической задачи предстает как важный и необходимый шаг в определении сущности педагогического сопровождения саморазвития подростков и его технологическом наполнении. Выполняя исследование в русле экзистенциальных подходов в педагогике, сделан ориентир на понимание готовности подростка к саморазвитию как сформированности личности подростка, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего его смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором. В работе предложена структура и критерии готовности подростков к саморазвитию, составлен пакет психодиагностических методик, направленный на изучение ее ценностно-смыслового, мотивационного, деятельностного и рефлексивно-регуляционного критериев, представлена процедура и результаты экспериментального исследования, в котором приняло участие 2000 школьников города Калуге и Калужской области. Результаты диагностики позволили выявить высокий уровень выраженности у подростков компонентов ценностно-смысловой и мотивационной сферы, что указывает на тенденцию личности к субъектной позиции. Однако слабо выраженные показатели рефлексивно-регуляционной сферы, которые, наряду наличием отдельных показателей ценностно-смысловой сферы, позволяют фиксировать проблему готовности подростков к саморазвитию, что предопределяет необходимость организации педагогического сопровождения саморазвития подростков. Исследование показало, что существуют типичные для подросткового возраста показатели сформированности сущностных сфер личности, однако при этом наблюдаются особенности, продиктованные половыми, возрастными различиями и отличиями социокультурной среды. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00616.

Ключевые слова:
диагностика, пакет диагностических методик, подростковый возраст, саморазвитие, готовность к саморазвитию, ценностно-смысловой критерий, деятельностный критерий, мотивационный критерий, рефлексивно-регуляционный критерий
Текст

Актуальность. Воспитание свободной личности, готовой нести ответственность за свои поступки, мысли и действия выступают в качестве важных задач современного образования, что отражено в материалах нормативных образовательных документов РФ, и подтверждается современными отечественными психолого-педагогическими исследованиями. Данное направление соотносится с тенденцией образовательной политики разных стран мира, о чем свидетельствуют научные труды зарубежных ученых в области педагогики и психологии [7; 8; 9].

Саморазвитие можно определить как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, своих физических, психических и духовных сил с целью «достроить» себя до идеального образа целостной личности.

Особую роль в становлении саморазвивающейся личности следует уделять подростковому возрасту, поскольку главной тенденцией развития в данном возрастном периоде является становление субъектности (К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин), достижение идентичности (М. Кле, З. Фрейд, Э . Эриксон), критичность мышления, развитие волевых качеств и склонность к рефлексии (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков и др.), формирование самосознания (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); формирование ценностных ориентаций (А.С. Сухоруков, А.А. Чернова и др.) [4, с.28].

Как отмечает А.С. Сухоруков, сензитивным для реализации формы динамики смысловой сферы, связанной с  «готовностью следовать зову потенциального» [6, с. 67], является подростковый возраст, поскольку в этот период формируется рефлексия, стремление человека к пониманию, приданию смысла.

Вместе с тем, характеризуя подростка как субъекта саморазвития, исследователи отмечают затруднения, испытываемые подростками в области готовности к саморазвитию (недостаточная обобщенность и осознанность представления о себе как о субъекте саморазвития, несовершенство саморегуляции, повышенная возбудимость, частая смена настроений и неуравновешенность), и подчеркивают необходимость проведения специальных исследований в области изучения готовности подростков к саморазвитию.

Проблема исследования состоит в рассмотрении теоретических подходов к трактовке готовности к саморазвитию, обосновании авторского подхода к определению данной категории.

Терминологический анализ позволил прийти к заключению о том, что существуют два основных подхода в определении категории готовности к саморазвитию.

Представители функционального подхода (Е.С. Кузьмин, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.) рассматривали готовность как условие, обеспечивающее результативность профессиональной деятельности; как особое психическое состояние, целостное проявление личности, как функциональное состояние, «фон», на котором происходят психические процессы» (Н.Д. Левитов). Функциональной составляющей готовности человека к жизненному самоопределению являются способности к рефлексии.

Готовность в контексте личностного подходка рассматривается как совокупность психических особенностей и нравственных качеств личности, обеспечивающих успешность в деятельности (М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий, В.А. Сластенин, Е.Г. Козлов, В.М. Мельников и др.).

Методика исследования.  Проводя свое исследование в русле экзистенциальных подходов в педагогике (О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк [1], М.И. Рожков [3], Т.Н. Сапожникова [5] и др.), под готовностью подростка к саморазвитию будем понимать сформированность личности подростка, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего его смысл и  реализующего себя в соответствии  с этим выбором [3, с.29].

В качестве критериев сформированности готовности личности к саморазвитию нами определены: ценностно-смысловой, мотивационный, деятельностный и рефлексивно-регуляционный критерий.

В качестве компонентов готовности по каждому критерию выступили: сформированность субъектности (личностный компонент готовности), способность к рефлексии и способность к самопрогнозированию (функциональный компонент готовности).

Исследование проводилось в три этапа:

  1. Изучение общего уровня готовности подростков к саморазвитию.
  2. Сравнительный анализ уровней готовности к саморазвитию по основаниям: возрастные границы (старшие и младшие подростки); гендерный состав; место проживания (подростки, проживающие в городской и сельской местности).
  3. Определение закономерностей формирования готовности подростков к саморазвитию.

Исследование проводилась на базе средних общеобразовательных школ и образовательных организаций дополнительного образования детей г. Калуги и Калужской области. В исследовании приняло участие 2000 подростков, из них 1000 младших подростков (в возрасте 11-12 лет) и 1000 старших подростков (в возрасте 13-14 лет). 

Ориентируясь на понимание саморазвития как  реализацию ребенком собственного проекта совершенствования ему необходимых качеств [3, с.27], нами был отобран психодиагностический инструментарий: методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» по Б.С. Круглову (адаптированный и модифицированный вариант методики М.Рокича);  тест «Отношение к нравственным нормам поведения» Е.Н. Прошицкой, С.С. Гриншпун; методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; методика М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы учащихся»; методика «Мотивационная сфера личности учащихся» (адаптированный вариант методики Ж. Ньютена); детский вариант личностного теста Р.Кеттела, адаптирован Э.М. Александровской (8-10; 11-12 лет), фактор Е (IV) «Зависимость-доминирование (Независимость), фактор Q3 (Х) «Самоконтроль»»; тест-опросник Р.Кеттелла для подростков: методика 14 PF (12-18 лет), фактор Е «Подчиненность-доминирование», фактор Q3 «Степень самоконтроля»; методика «Диагностика стилевых особенностей саморегуляции поведения-98» В.И. Моросановой (шкала «Планирование» (Пл)); методика А.И. Шемшуриной «Диагностика нравственной мотивации»; методика диагностики уровня развития рефлексивности - опросник Карпова А.В.

Результаты эксперимента.  Характеризуя общий уровень готовности подростков к саморазвитию, мы определили, что среди изученных сущностных сфер личности наиболее ярко выражены: ценностно-смысловая сфера и мотивационная сфера, при этом в первой наиболее ярко выражены компоненты: «сформированность «Я-реального», в мотивационной -  «стремление к самореализации» (Таблица 1).

Наименее ярко представлены компоненты: «отношение к нравственности как высшей духовной ценности», «наличие положительного устойчивого отношения к нравственным нормам», «наличие ценностного отношения к прогнозированию своего будущего», «осознание «Я-идеального»», «потребность в получении знаний о своем будущем», «устойчивость к негативному влиянию внешних и внутренних факторов»  и «способность оценивать и предвидеть результаты поведения с позиции сформированных ценностей»  (Таблица 1).

Таблица 1.

Общие показатели готовности подростков к саморазвитию

Сфера

Критерии готовности подростка к саморазвитию

Показатели

Мх

СКО

Сv

ценностно-смысловая сфера

сформированность иерархии ценностей (сформированность механизма дифференциации)

6,64

1,197

22,25

отношение к нравственности как высшей духовной ценности

6,37

1,284

20,15

устойчивое положительное отношение к нравственным нормам

6,39

1,347

22,19

сформированность «Я-реального»

6,83

1,064

25,57

наличие ценностного отношения к самопознанию, саморазвитию

6,46

1,333

20,64

наличие ценностного отношения к прогнозированию своего будущего

6,37

1,284

20,15

сформированность «Я-идеального»

6,24

1,192

19,11

мотивационная сфера

стремление к самореализации

6,79

1,123

16,55

потребность в получении знаний в области саморазвития (о себе, средствах самопознания и саморазвития)

6,49

1,346

20,73

потребность в получении знаний о своем будущем

6,32

1,432

22,65

деятельностная сфера

самостоятельность, осознанный выбор сферы саморазвития

6,65

1,222

18,38

самоконтроль в  поведении

6,46

1,333

20,64

реальные действия, связанные с планированием

6,49

1,346

20,73

рефлексивно-регуляционная сфера

устойчивость к негативному влиянию внешних и внутренних факторов

6,38

1,333

20,64

способность преодолевать барьеры, связанные с выбором приоритетных ценностей, отказываться от чего-то

6,49

1,603

25,51

способность оценивать и предвидеть результаты поведения с позиции сформированных ценностей

6,37

1,284

20,15

 

Условные обозначения (в таблице 3 и далее): Mx – сред. арифметическое; СКО – среднеквадратическое отклонение; Cv – коэффициент вариации

 

Представленные особенности готовности к саморазвитию свидетельствуют о достаточно высокой вариативности степени выраженности ее отдельных характеристик по сферам, при этом деятельностная и рефлексивно-регуляционная сфера среди остальных развиты менее всего.

Результаты обработки полученных результатов с помощью критерия нормальности распределения λ-Колмогорова-Смирнова позволяют сделать вывод, что среди подростков высока вариативность значений уровня выраженности исследуемых сфер.

Помимо выявленных особенностей, использование критерия χ2-Фридмана приводит к выводу о достаточно гармоничном уровне развития исследуемых сфер личности. Значение критерия χ2 = 7,693 при р>0,05 указывает на отсутствие статистически значимых различий в уровне выраженности сфер в группе испытуемых (несмотря на наличие в выборке наиболее и наименее выраженных сфер).

Проводя анализ полученных данных по ценностно-смысловой сфере, важно заметить, что особенности ее сформированности, отражаясь в наличии определенной системы ценностей-целей, проявляются также на уровне функционального компонента, выражающегося в значимых для человека ценностях-средствах.

Таблица 2 содержит результаты изучения уровней выраженности терминальных ценностей в группе подростков (Mx max = 5; Mx min = 0).

Таблица 2.

Уровень выраженности терминальных ценностей в группе подростков

Уровень значимости

Терминальные ценности

Показатели

Mx

СКО

Cv

7

*самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

3,25

4,620

20,95

12

уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

2,33

4,105

50,66

4

материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни)

3,99

4,501

20,22

13

здоровье (физическое и психическое)

2,04

4,205

51,84

3

удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

4,02

4,837

43,10

8

интересная работа

2,89

5,029

45,51

11

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком )

2,39

4,198

48,20

1

*свобода как независимость в поступках и действиях

4,32

4,758

21,31

14

красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)

1,93

4,567

56,46

2

хорошие и верные друзья

4,27

4,298

24,73

15

познание (возможно расширение своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие)

1,91

4,708

57,76

9

счастливая семейная жизнь

2,74

4,660

47,57

10

творчество (возможность творческое деятельности)

2,58

4,422

45,83

5

общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

3,61

4,538

23,49

6

активная, деятельная жизнь

3,44

4,536

44,04

16

равенство (братство, равные возможности для всех)

1,89

4,319

47,69

 

Наиболее значимыми ценностями-целями для подростков определены 5 ценностей: «свобода как независимость в поступках и действиях», «хорошие и верные друзья», «удовольствия» и  «материальная обеспеченность» и «общественное признание».

Изучая наличие сформированности ценностного отношения к самопознанию, саморазвитию, проводился анализ мест, которые заняли в иерархии ценностей следующие ценности: «свобода» и «самостоятельность как независимость в суждениях и оценках». Они, соответственно, заняли 1-й и 7-й уровень значимости. По показателю «свобода как независимость в поступках и действиях» получено самое высокое значение  Mx = 4,32 при Cv = 21,31. Следует указать, что уровень выраженности показателя «самостоятельность как независимость в суждениях и оценках» достаточно высок (Mx = 3,25), при этом умеренная вариативность имеющихся значений (Cv = 20,95) указывает на специфичность для всей выборки испытуемых весомости данного показателя выше среднего. Наряду с этим,  нормальность распределения значений по данному показателю (λ= 0,075 при p>0,05) позволяет сделать вывод о выявленном уровне данного показателя как специфичного для всех испытуемых. Таким образом, можно говорить о наличии тенденции к  ценностному отношению к самопознанию и саморазвитию.

Перечень незначимых терминальных ценностей подростков: «равенство», «познание», «красота», «уверенность в себе», «здоровье».

Выявленное соотношение «значимых» и «незначимых» ценностей-целей позволяет говорить о том, что подростки стремятся в большей степени ориентироваться на принятые в обществе цели поведения, характеризуемые как социально одобряемые, в связи с чем тенденция формирования готовности к саморазвитию в обществе носит общественно одобряемый характер.

В качестве доминирующих ценностей-средств, рассматривающихся подростками как наиболее оптимальные для реализации значимых для них ценностей-целей, были определены:  «жизнерадостность (чувство юмора)», «смелость в отстаивании своего взгляда, мнения», «твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)», «рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)», «высокие запросы (высокие притязания)» (Таблица 3).

Таблица 3.

Уровень выраженности инструментальных ценностей в группе подростков

Уровень значимости

Инструментальные ценности

Показатели

Mx

СКО

Cv

5

*высокие запросы (высокие притязания)

3,99

5,314

20,24

13

*чуткость (заботливость) 

2,84

3,973

51,23

8

*воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

3,42

4,457

45,98

1

жизнерадостность (чувство юмора)

4,79

3,930

29,78

11

эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе)

3,05

3,837

42,87

2

*смелость в отстаивании своего взгляда, мнения

4,45

3,774

28,87

12

исполнительность (дисциплинированность)

3,01

4,138

52,69

15

терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки, заблуждения)»

2,29

3,719

62,03

16

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки)

1,74

4,706

80,56

6

*честность (правдивость, искренность)

3,84

4,368

43,40

14

образованность (широта знаний,  высокая общая культура)

2,82

4,064

65,90

9

*самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

3,25

4,489

27,11

10

*терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки, заблуждения)

3,12

4,290

45,29

3

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

4,19

4,841

33,25

4

*рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения )

4,03

4,189

28,12

7

*ответственность (чувство долга, умение держать слово)

3,57

4,272

23,00

 

Подростки стремятся в большей степени ориентироваться на принятые в обществе цели поведения, характеризуемые как социально одобряемые, так, «жизнерадостность» – качество, характеризующее позитивный настрой человека на решение стоящих перед ним жизненных задач; «смелость в отстаивании своего взгляда, мнения», «рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)», «твердая воля» и «высокие запросы» – качества, связанные с формированием субъектности личности всегда были такими качествами, которые общество транслирует как наиболее приемлемые для человека.

Перечень незначимых инструментальных ценностей подростков: широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки)», «нетерпимость к недостаткам в себе и других», «образованность (широта знаний,  высокая общая культура)», «чуткость (заботливость)» и «исполнительность (дисциплинированность)».

Изучая наличие сформированности ценностного отношения к самопознанию, саморазвитию, проводился анализ мест, которые заняли в иерархии ценностей следующие инструментальные ценности: «ответственность» и «самоконтроль», они заняли 7-й и 9-й уровень значимости, соответственно. Уровень выраженности данных показателей достаточно высок (Mx =3,25 и 3,54 соответственно), при этом умеренная вариативность имеющихся значений (Cv = 23,00 и 27,11) указывает на специфичность для всей выборки испытуемых весомости данного показателя выше среднего. Наряду с этим,  нормальность распределения значений по показателям (λ= 0,075 и λ= 0,072 при p>0,05) позволяет сделать вывод о выявленном уровне данного показателя как специфичного для всех испытуемых.

Изучая сформированность ценностного отношения к прогнозированию своего будущего, проводился анализ мест, которые заняли ценности: «рационализм» и «высокие запросы (высокие притязания)». Ценности вошли в разряд доминирующих: им соответствуют 4-е и 5-е место.  Уровень выраженности показателей высок (Mx =4,03, Cv = 28,12; Mx =3,99, Cv = 20,24).

В целях выявления сформированности ценностного отношения к  нравственности (нравственность как ценность) проведен анализ представленности в иерархии ценностей следующих инструментальных ценностей: «честность (правдивость, искренность)», «воспитанность (хорошие манеры, вежливость)», «чуткость (заботливость)», «терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки, заблуждения)». Данные ценности не вошли в перечень доминирующих, а заняли 6-й, 8-й, 13-й и 15-й уровень значимости, соответственно, то есть данные ценности находятся  в середине и конце иерархической структуры, поэтому малоинформативны с точки зрения общей направленности личности: для них характерна тенденция к изменению рангового места в зависимости от обстоятельств жизни. В данном случае нельзя говорить о сформированности ценностного отношения к нравственности как высшей духовной ценности, однако незначимости этих ценностей не выявлено.

Вывод согласуется с результатами, полученными с помощью теста «Отношение к нравственным нормам поведения» Е.Н. Прошицкой, С.С. Гриншпун (Таблица 4).

Таблица 4.

Уровень выраженности отношения подростков к нравственным нормам (Mx max = 6; Mx min = 0)

Уровень сформированности отношения подростков к нравственным нормам

% испытуемых

уровень активного, устойчивого. положительного отношения к соответствующим нравственным нормам (Мх (а) =  4,7;  Сv =  19,9)

16,7

уровень активного, но недостаточно устойчивого отношения (возможны компромиссы) (Мх (б) =  4,2;  Сv = 24,1)

57,4

уровень пассивного и недостаточно устойчивого отношения (Мх (в) = 3,7;  Сv =  34,2)

20,2

уровень отрицательного, неустойчивого отношения (Мх  (г) =  3,2;  Сv =   18,5)

5,7

Общий уровень сформированности отношения подростков к нравственным ценностям (Мх  =  3,5;  Сv =  44,9)

 

Общий уровень сформированности отношения подростков к нравственным ценностям (Mx = 3,5) говорит о том, что у большинства испытуемых фиксируется тенденция к активному, но недостаточно устойчивому отношению к ценностям нравственного порядка, при этом имеющаяся вариативность значений (Cv = 44,9) указывает на отсутствие специфичности для всей выборки испытуемых данного показателя. Доминирующее значение имеет показатель «уровень активного, но недостаточно устойчивого отношения (возможны компромиссы)», нравственная устойчивость личности находится на стадии формирования.

О сформированности ценностно-смысловой сферы подростка можно судить по наличию умения делать ценностный выбор. Анализ уровня сформированности дифференциального выбора проведен с помощью методики «Определение сформированности ценностных ориентаций» по Б.С. Круглову (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича), его результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Сформированность механизма дифференциации в группе подростков

Уровень сформированности механизма дифференциации

% испытуемых

сформированность  механизма дифференциации (Мх = 3,5 при Мх [2,1; 5,0];  Сv = 25,4)

12,1

начальная стадия формирования механизма дифференциации (Мх = 2,8 при Мх [1,1; 2,0];  Сv = 31,4)

56,9

несформированность механизма дифференциации (Мх = 1,3 при Мх [0; 1];  Сv = 28,4)

31

Общий уровень сформированности механизма дифференциации (Мх = 2,4;  Сv = 47,9)

 

Общий уровень сформированности механизма дифференциации в группе подростков (Mx = 2,4) свидетельствует о нахождении большинства испытуемых на начальной стадии формирования механизма дифференциации, подростки не обладают устойчивыми ценностными ориентирами, не готовы сделать ценностный выбор. Имеющаяся вариативность значений (Cv = 47,9) указывает на отсутствие специфичности для всей выборки испытуемых данного показателя. При этом в качестве инструментальных ценностей, занявших средние места, малоинформативные с точки зрения  общей направленности личности, определены ценности нравственного порядка, то есть для них характерна тенденция к изменению рангового места, а значит, данные ценности могут рассматриваться в качестве потенциальных к формированию и способных предопределить в итоге сформированность механизма дифференциации.

О сформированности «Я-реального» и «Я-идеального» судили по результатам диагностики подростков с помощью методики Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. В результате обработки данных построены профили самооценки испытуемых. Приведем в качестве примера типичный профиль самооценки одного из подростков (Рисунок 1).

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Профиль «Я-реальный» и «Я-идеальный» испытуемого № 78

 

Из рисунка 1 видно, что профиль «Я-реальный» имеет замкнутую структуру, ограничен замкнутой линией, что говорит  о том, что испытуемый смог провести самооценку «Я-реального». Выражена дифференцированность показателей самооценки. Профиль «Я-идеальный» не замкнут, ограничен разорванной линией, испытуемый не смог предположить  желательный уровень развития качеств по параметрам «Ум» и «Характер» в своем «Я-идеальном», дифференцированность притязаний невозможно вычислить за отсутствием данных по этим параметрам. Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой слабая.

В таблице 6 приведены общие результаты изучения «Я-реального» и «Я-идеального» испытуемых.

Таблица 6.

Показатели изучения самооценки в группе подростков

(по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан )

Параметр

Уровни (в %)

Высокий

Средний

Низкий

Уровень самооценки  (Мх = 68,2 при Мх [0; 100];  Сv = 21,4)

37,8

55,3

6,9

Уровень притязаний  (Мх = 48,2 при Мх [0; 100];  Сv = 27,2 - подсчитан для 814 испытуемых, имеющих замкнутый профиль притязаний, составивших 40,7% выборки)

10,7

39

50,3

Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой  (Мх = 9,8 при Мх [0; 25];  Сv = 22,8 - подсчитана для 814 испытуемых, имеющих замкнутый профиль притязаний, составивших 40,7% выборки)

29,4

24,8

45,8

Степень дифференцированности самооценки  (Мх = 10,2 при Мх [0; 25];  Сv = 18,3)

12,6

32,6

54,8

Степень дифференцированности притязаний  (Мх = 22,2 при Мх [0; 25];  Сv = 16,8 - подсчитана для 814 испытуемых, имеющих замкнутый профиль притязаний, составивших 40,7% выборки)

68,3

29,3

2,4

 

Ведущим уровнем выступает адекватный уровень самооценки, о чем свидетельствует показатель Мх = 68,2 в его сочетании с Cv = 21,4, указывающем на специфичность для данной выборки данного показателя. Самооценка слабо дифференцирована (Мх = 10,2;  Сv = 18,3).  Тот факт, что у 59,3% испытуемых имеется незамкнутый профиль притязаний, а также наличие общей высокой степени дифференцированности притязаний (Мх = 22,2;  Сv = 16,8), что говорит о несформированности «Я-идеального» по диагностируемым показателям.

Полученные данные свидетельствует о том, что  «Я-реальный» в группе испытуемых сформирован, «Я-идеальный» находится на стадии формирования. Наряду с этим, у 40,7 % испытуемых диагностирована умеренная степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой (Мх = 9,8), что, наряду с умеренной вариативностью значений (Сv = 22,8) указывает на специфичность данного параметра для исследуемой группы, что говорит о востребованности  в формировании «Я-идеального».

Представленные особенности сформированности ценностно-смысловой сферы подростков свидетельствуют о высокой вариативности степени выраженности ее отдельных показателей:

  • сформированность «Я-реального» и наличие ценностного отношения к самопознанию, саморазвитию;
  • нахождение на стадии формирования механизма дифференциации и «Я-идеального» и положительного отношения к нравственным нормам;
  • несформированность отношения к нравственности как высшей духовной ценности и ценностного отношения к прогнозированию своего будущего.

Результаты исследования особенностей мотивационной сферы, представлены в таблицах 7 и 8. Интерес представляло исследование мотива достижения, выражающегося в нацеленности на успех, на постановку и решение задач; мотива саморазвития,  выражающегося в осмыслении личных качеств, в намерении развить то или иное качество; познавательного мотива, обнаруживающегося в суждениях, описывающих положительные переживания процесса познания истины, мира, общественных отношений, законов природы, переживания общественных успехов, удовольствия от учения, занятий, общения.

Таблица 7.

Уровень выраженности мотивов в группе младших подростков (Mx max =3; Mx min = 0)

Уровень значимости

Виды мотивов

Показатели

Mx

СКО

Cv

6

мотив долга и ответственности

1,29

1,624

56,72

3

*мотив самоопределения и самосовершенствования

2,12

1,371

21,62

2

мотив благополучия

2,20

2,769

36,17

1

*мотивация престижа

2,29

1,973

19,23

4

мотивация избегания неприятностей

1,68

2,165

53,15

7

*мотивация содержания учения

1,17

1,834

62,16

5

социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности

1,43

2,168

44,96

 

Определен в качестве общего средний уровень мотива самоопределения и самосовершенствования (Mx = 2,12) при его умеренном уровне выраженности по группе Cv = 21,62). Познавательный мотив выражен наиболее слабо из всей группы мотивов (Mx = 1,17).

Показатель критерия χ2-Фридмана (χ2 = 0,128 при р<0,05) позволяет сделать вывод о статистически значимом высоком уровне значимости для младших подростков мотивации достижения (престижа). Факт подтверждается результатами диагностики данного показателя как самостоятельного, уровень выраженности которого достаточно высок: Мх = 119,2; при этом умеренная вариативность имеющихся значений (Сv = 21,16) указывает на специфичность для всей исследуемой выборки младших подростков уровня мотивации достижений выше среднего.

Нормальность распределения значений по показателю «мотивация достижений» (λ= 0,08 при p>0,05) позволяет сделать вывод о выявленном уровне данного показателя как специфичного для испытуемых младшего подросткового возраста.

Таблица 8.

Уровень выраженности мотивов в группе старших подростков (Mx max =18; Mx min = 0)

Уровень значимости

Виды мотивов

Показатели

Mx

СКО

Cv

1

*мотив достижения

12,26

1,849

22,14

6

мотив аффилиации

6,65

2,923

37,31

7

мотив помощи

6,50

1,934

49,03

4

мотив влияния

6,77

2,913

49,01

5

*мотив саморазвития

6,69

1,932

18,93

8

*познавательный мотив

5,43

2,813

21,01

10

мотив агрессии

4,13

1,917

21,91

3

направленность на материальные ценности

8,80

1,729

32,17

2

направленность на отдых, досуг, переживание приятного

9,69

1,628

58,93

9

направленность на духовное

5,78

2,913

32,41

 

Показатель критерия χ2-Фридмана (χ2 = 0,118 при р<0,05) позволяет сделать вывод о статистически значимом высоком уровне значимости для старших подростков мотивации достижения. Результаты диагностики мотивации достижения старших подростков как самостоятельного показателя: высокий уровень выраженности: Мх = 129,0; вариативность имеющихся значений умеренная (Сv = 21,05), что указывает на специфичность для всей исследуемой выборки подростков уровня мотивации достижений выше среднего. Нормальность распределения значений по показателю «мотивация достижений» (λ= 0,08 при p>0,05) позволяет сделать вывод о выявленном уровне данного показателя как специфичного для старших подростков. Познавательный мотив так же, как и в группе младших подростков,  выражен слабо (Mx = 5,43).

В таблицах 9-10 представлены результаты диагностики деятельностной сферы.

Таблица 9.

Уровни развития показателей деятельностной сферы в группе младших подростков

Показатели деятельностной сферы

Уровни (в %)

Высокий

Средний

Низкий

Детский вариант личностного теста Р. Кеттела (8-10; 11-12 лет), адаптирован Э.М. Александровской

самостоятельность и осознанность выбора сферы саморазвития (шкала «Независимость», фактор Е (IV)), (Мх = 6, 15  при Мх [0; 10];  Сv = 27,78)

7,9

64,8

27,3

самоконтроль (шкала «Самоконтроль», фактор Q3 (Х)), (Мх = 5,04 при Мх [0; 10];  Сv = 32,43)

4,4

57,3

38,3

Методика «Диагностика стилевых особенностей саморегуляции поведения-98»

В.И. Моросановой

планирование (шкала «Планирование»), (Мх = 5,02 при Мх [0; 9];   Сv = 42,16)

6,3

53,8

39,9

           

 

Выявлен общий средний уровень самостоятельности (Мх = 6, 15),   вариативность имеющихся значений умеренная (Сv = 27,78), что указывает на специфичность для всей исследуемой выборки подростков данного показателя, сформированного на среднем уровне. Учитывая тот факт, что показатель самостоятельности выражен наиболее высоко, можно говорить о том, что младшие подростки способны к проявлению субъектности, имеют опыт самостоятельных выборов. Невысокие показатели по шкале «Планирование»  (Мх = 5,02;  Сv = 42,16) свидетельствуют о проблемах в области целеполагания, удержания целей, осознанного планирования деятельности, решении проблемных задач.

Таблица 10.

Уровни развития показателей деятельностной сферы в группе старших подростков

Показатели деятельностной сферы

Уровни (в %)

Высокий

Средний

Низкий

Тест-опросник Р. Кеттелла для подростков. Методика 14 PF (12-18 лет)

самостоятельность и осознанность выбора сферы саморазвития (шкала «Независимость», фактор Е (IV)), (Мх = 6,23 при Мх [0; 10];  Сv = 45,18)

8,4

62,0

29,6

самоконтроль (шкала «Самоконтроль», фактор Q3 (Х)), (Мх = 5,41 при Мх [0; 10]);  Сv = 43,17)

6,2

56,8

37,0

Методика «Диагностика стилевых особенностей саморегуляции поведения-98» В.И. Моросановой

планирование (шкала «Планирование»), (Мх = 5,10 при Мх [0; 9];  Сv = 59,51)

6,4

52,3

41,3

 

У старших подростков также среди трех компонентов исследуемой сферы наиболее ярко выражен показатель «самостоятельность, осознанный выбор сферы саморазвития», наименее представлен показатель «планирование», существенных различий по уровню выраженности показателей не наблюдается. Имеется возрастная положительная динамика по изучаемым параметрам.

Результаты изучения показателей рефлексивно-регуляционной сферы подростков представлены в таблицах 11 - 13.

Таблица 11.

Уровень сформированности устойчивости подростков к негативному влиянию внешних и внутренних факторов (M max = 4; M min = 0)

Показатель рефлексивно-регуляционной сферы

Уровни (в %)

Высокий

Средний

Низкий

нравственная мотивация (общий уровень: Мх = 1,3;  Сv = 42,18)

12,2

56,4

31,4

 

Результаты диагностики, представленные в таблице 14, свидетельствуют об общем уровне сформированности нравственной мотивации подростков ниже среднего (низкий уровень – до 1 балла; средний – 2-3 балла; высокий – 4 балла), однако вариативность имеющихся значений (Сv = 42,18) не указывает на специфичность для всей исследуемой выборки подростков среднего уровня сформированности данного показателя, а подчеркивает разброс уровневых значений.

С помощью методики «Диагностика стилевых особенностей саморегуляции поведения-98» В.И. Моросановой изучена способность преодолевать барьеры, связанные с выбором приоритетных ценностей, отказываться от чего-то. 

Таблица 12

Особенности саморегуляции поведения в группе подростков

Компоненты саморегуляции

Уровни (в %)

Высокий

Неустой-

чивый

Низкий

планирование (Мх = 5,05 при Мх [0; 9];  Сv = 55,31)

6,3

53,0

40,7

моделирование (Мх = 5,53 при Мх [0; 9];  Сv = 53,12)

5,5

55,7

38,8

программирование (Мх = 5,48 при Мх [0; 9]; Сv = 49,61)

4,4

55,4

40,2

оценка результатов (Мх = 5,37 при Мх [0; 9]; Сv = 38,90)

5,0

60,6

34,4

регуляторная гибкость (Мх = 5,22 при Мх [0; 9];  Сv = 32,45)

3,5

53,6

42,9

самостоятельность, регуляторная автономность  (Мх = 5,86 при Мх [0; 9];  Сv = 47,01)

5,5

61,3

33,2

Общий уровень саморегуляции (Мх = 5,46 при Мх [0; 9];  Сv = 32,51)

 

Общий уровень саморегуляции описывается через средний уровень выраженности (Мх = 5,46), соответствующий неустойчивому, согласно методике, что свидетельствует о ситуативном проявлении рассматриваемых характеристик, что позволяет говорить о нахождении саморегуляционных процессов на стадии формирования. 

Представленные в таблице 16 результаты диагностики указывают общий средний уровень развития свойства рефлексивности, связанного с субъектной позицией подростка, проявляющейся в реальных действиях, направленных на раскрытие своего потенциала и саморазвитие, способность оценивать и предвидеть результаты поведения с позиции сформированных ценностей.

Таблица 13

Общий уровень рефлексивности в группе подростков

Показатели

Уровни (в %)

Высокий

Средний

Низкий

 уровень рефлексивности  (Мх = 4,2 при Мх [0; 10];  Сv = 25,31)

18,3

42,1

39,6

 

Таким образом, рефлексивность как механизм, регулирующий поведение и деятельность подростков, сформирован на уровне, пограничном между средним и низким (средний уровень – от 4 до 7), можно говорить о формировании данного качества личности, отвечающего за способность к решению задач, требующих анализа, самооценки, применения волевых усилий.

Представленный ниже профиль, построенный для четырех сфер личности, позволяет обобщенно охарактеризовать готовность подростков к саморазвитию.

Рис.2. Общий профиль сформированности подростка к саморазвитию

(внутренний профиль – минимальные значения сформированности компонентов по сферам; внешний профиль – максимальные значения сформированности компонентов по сферам)

 

Согласно законам и закономерностям теории интегративной индивидуальности, каждый из показателей находится в корреляционной зависимости от других компонентов, следовательно, изменения одного из них создают условия для развития, трансформации других, только в своей интеграционной совокупности они формируют готовность подростка к саморазвитию.

Итак, результаты изучения общего уровня сформированности готовности подростков к саморазвитию позволили выявить высокий уровень выраженности у подростков компонентов ценностно-смысловой и мотивационной сферы (сформированность «Я-реального» и «стремление к самореализации») указывает на общую тенденцию личности к субъектной позиции. Однако слабо выраженные показатели рефлексивно-регуляционной сферы, которые, наряду наличием показателей, находящихся на стадии формирования: «отношение к нравственности как высшей духовной ценности», «устойчивое положительное отношение к нравственным нормам», «наличие ценностного отношения к прогнозированию своего будущего», «сформированность «Я-идеального», «потребность в получении знаний о своем будущем», позволяют фиксировать проблему готовности подростков к саморазвитию.

Данные по сформированности сфер, связанных с гендерными особенностями готовности подростков к саморазвитию, представлены на рисунке 3.

Рис.3. Общие профили готовности девочек и мальчиков подросткового возраста к саморазвитию

Полученные данные позволяют уточнить ряд существенных моментов, а именно: в выборке мальчиков диагностированы значения максимальные и минимальные значения Мх по сферам: ценностно-смысловая, деятельностная, рефлексивно-регуляционная  выше, чем таковые у девочек. Это свидетельствует о наличии тенденции к саморазвитию у мальчиков в подростковом возрасте, имеющем свою специфику. У девочек наиболее высокие значения Мх зафиксированы в мотивационной сфере.

Таким образом, гендерные профили готовности подростков к саморазвитию не тождественны, что указывает на половые особенности психосоциального развития подростков. Однако уровень развития ценностно-смысловой и мотивационной сферы как в мужской, так и в женской выборках максимально высокий; это позволяет говорить о том, что через развитие данных сфер можно создавать условия для формирования готовности подростков к саморазвитию.

Выявленные гендерные различия не являются существенными (по результатам математической обработки данных по двум группам с помощью U-критерия Манна-Уитни, значения Uэмп. по восьми параметрам оказались больше табличных Uкр. при р=0.05, следовательно, статистически значимых различий между группами по исследуемым признакам не наблюдается). Наибольшее расхождение между минимальными значениями Мх наблюдается в сформированности ценностно-смысловой и мотивационной сферах, что свидетельствует об уровневом разнообразии  сформированности показателей по данным сферам и предопределяет важность целенаправленной педагогической работы по их формированию.

Проводя сравнительный анализ уровней готовности к саморазвитию по основанию «возрастные границы», мы пришли к выводу о том, что ценностно-смысловая сфера наиболее сформирована у младших подростков, рефлексивно-регуляционная – у старших подростков (рисунок 4).

 

Рис.4. Общие профили готовности младших и старших подростков к саморазвитию

Однако существенных различий в уровне сформированности исследуемых сфер между младшими и старшими подростками не наблюдается, что проверено с помощью U-критерия Манна-Уитни (значения Uэмп. по восьми параметрам оказались больше табличных Uкр. при р=0.05).

Результаты сравнительного анализа сформированности уровней готовности к саморазвитию у подростков показали, что у подростков из сельской местности наиболее сформирована ценностно-смысловая сфера, а у жителей из города – рефлексивно-регуляционная и мотивационная (рисунок 5).

 

Рис.5. Общие профили готовности к саморазвитию у подростков, проживающих в сельской и городской местности

 

Наряду с этим, существенных различий в уровне сформированности исследуемых сфер между подростками, проживающими в сельской и городской местности, не наблюдается, что проверено с помощью U-критерия Манна-Уитни (значения Uэмп. по восьми параметрам оказались больше табличных Uкр. при р=0.05).

Результаты проведенного сравнительного анализа показали, что, наряду с наблюдаемыми различиями в уровнях сформированности исследуемых сфер подростков, существенных различий между ними не наблюдается, что проверено с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Обсуждение результатов исследования.

1. Представленные особенности готовности к саморазвитию свидетельствуют о достаточно высокой вариативности степени выраженности ее отдельных характеристик по сферам, при этом деятельностная и рефлексивно-регуляционная сфера среди остальных сфер развиты менее всего.

2. Как в мужской, так и в женской выборках среди изученных сущностных сфер личности наиболее ярко выражены ценностно-смысловая и мотивационная сфера, через их развитие необходимо создавать условия для формирования готовности подростков к саморазвитию.

3. Высокий уровень выраженности компонентов ценностно-смысловой и мотивационной сферы (сформированность «Я-реального» и «стремление к самореализации») указывает на общую тенденцию к субъектной позиции подростка. Однако слабо выраженные показатели рефлексивно-регуляционной сферы, которые, наряду наличием показателей, находящихся на стадии формирования: «отношение к нравственности как высшей духовной ценности», «устойчивое положительное отношение к нравственным нормам», «наличие ценностного отношения к прогнозированию своего будущего», «сформированность «Я-идеального», «потребность в получении знаний о своем будущем», позволяют фиксировать проблему готовности подростков к саморазвитию.

4. Несмотря на наличие в выборке наиболее и наименее выраженных сфер, значение критерия χ2 = 7,693 при р>0,05 указывает на отсутствие статистически значимых различий в уровне выраженности сфер в группе испытуемых.

5.  Гендерные профили готовности подростков к саморазвитию не тождественны, что указывает на половые особенности психосоциального развития подростков.

6. Имеются различия в уровне сформированности сфер личности подростков по параметрам: «возрастные границы» и «местность проживания», а именно: у младших подростков наиболее сформирована ценностно-смысловая сфера, у старших подростков – рефлексивно-регуляционная; у подростков из сельской местности наиболее сформирована ценностно-смысловая сфера, у жителей из города – рефлексивно-регуляционная и мотивационная, что указывает на возрастные и социально-обусловленные особенности формирования готовности подростков к саморазвитию.

Выводы.

  1. Существуют типичные для подросткового возраста показатели сформированности сущностных сфер личности, однако при этом наблюдаются особенности, продиктованные половыми, возрастными различиями и отличиями социокультурной среды, в которой протекает процесс социализации подростков, и которая определяет их образ жизни, ценностные приоритеты и границы жизненного пространства.
  2. Уровни готовности подростков к саморазвитию при общих и единичных характеристиках отличаются персональностью. В этом состоит его уникальность и сложность организации педагогического сопровождения саморазвития подростков.
Список литературы

1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие. Калининград: Калинингр. гос. ун-т., 2000. 571 с.

2. Иванова И.В. Формирование готовности подростков к саморазвитию как целевая функция дополнительного образования // Воспитание школьников. 2018. №6. С. 27-34.

3. Рожков М.И. Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей // Ярославский педагогический вестник. 2013. №4. Т.2. С.23-27.

4. Рожков М.И., Иванова И.В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании в контексте экзистенциальных подходов в педагогике // Нижегородское образование. 2017. №4. С.25-32.

5. Сапожникова Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: дис. ... д. пед. наук: 13.00.01/ Т.Н. Сапожникова. Ярославль., 2010. 430 с.

6. Сухоруков А. С. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы: дис. …канд. психол. наук. М: МГУ, 1997. 141 с.

7. Carr A. Positive Psychology and You: A Self-Development Guide. 1st Edition London: Routledge. 2019. 428 p. DOI https://doi.org/10.4324/9780429274855

8. Khafizova A., Zakirova V. Effective-Practical and Creative (Heuristic) Pedagogical Technologies of Students' Self-Development // ARPHA Proceedings. 2019. N1. P.1037-1042. DOI:https://doi.org/10.3897/ap.1.e0983.

9. Ng T. Experiences of chinese young people in devising their self-development plans in Hong Kong: a qualitative study // Asia Pacific Journal of Educators and Education. 2019. Vol.34. P. 167-185. ttps://doi.org/10.21315/apjee2019.34.9


Войти или Создать
* Забыли пароль?