Тюменский институт повышения квалификации МВД России
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Основные направления исследования последствий экстремальных ситуаций, связанных с участием сотрудников ОВД в контртеррористических операциях связаны с оценкой выраженности ПТСР и других деструктивных влияний на психику. В рамках данного исследования авторы показывают, что опыт участия в экстремальных ситуациях может иметь продуктивные эффекты, связанные с повышением параметров жизнестойкости . В исследовании приняли участие сотрудники МВД России, 21 человек (все мужчины), проходящие подготовку к участию в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ. Методы сбора данных: Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций (военный вариант); тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой). Опыт участия в боевых действиях, сама деятельность сотрудника ОВД высоко стрессогенна и травматична, связана с необходимостью преодолевать агрессивное давление и оказывать помощь в ситуации страдания и беспомощности, что также является травматическим фактором. Тем не менее, ни у одного из слушателей не было диагностировано посттравматическое стрессовое расстройство. Установлена следующая закономерность: чем моложе сотрудник и чем меньшим опытом он обладает, тем менее выражены у него нарушения связанные с пребыванием в экстремальных условиях. Сотрудники, с опытом участия в контртеррористических операциях, воспринимают ситуации риска не как деструктивные, а как естественные для реализации профессиональных задач. Наибольший вклад в адаптационные стратегии, позволяющие справляться с последствиями переживания травматических ситуаций, вносят такие жизнестойкие убеждения, как готовность воспринимать любую ситуацию как полезную и рисковать ради достижения лучшего результата, а также уверенность в том, что любые трудности преодолимы и усилий сотрудника вполне достаточно, чтобы справиться с ними. Именно эти характеристики вносят максимальный вклад в устойчивость сотрудников органов внутренних дел к воздействию психотравмирующих факторов и обеспечивают высокий уровень их жизнестойкости. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00423.
экстремальные условия, сотрудники ОВД, профессиональная деятельность, контртеррористические операции, жизнестойкость, ПТСР
Основные положения
1. Основные направления исследований влияния экстремальных ситуаций на психику человека, в общем, и сотрудников ОВД, в частности, сосредоточены на деструктивных эффектах экстремальных ситуаций (боевые действия, необходимость встречи с травмами, болезнями, смертью). Тогда как практика показывает наличие продуктивных эффектов от участия в экстремальных ситуациях для сотрудников ОВД.
2. Сотрудники ОВД, направляемые для участия в контртеррористических операциях в Северо-Кавказском регионе РФ, характеризуются высокими показателями жизнестойкости, что позволяет им эффективно выполнять свои служебные обязанности, не допуская срывов деятельности.
3. Наибольший вклад в адаптационные стратегии, позволяющие справляться с последствиями переживания экстремальных ситуаций, вносят такие жизнестойкие убеждения, как: 1) готовность воспринимать любую ситуацию как полезную и рисковать ради достижения лучшего результата; 2) уверенность в том, что любые трудности преодолимы и усилий сотрудника вполне достаточно, чтобы справиться с ними.
Введение. Вопросам подготовки сотрудника ОВД к успешному выполнению профессионально-служебных задач и поддержанию боеспособности и психологической устойчивости в различных экстремальных условиях уделено немало внимания ведомственными исследователями [1].
Феноменология стресса имеет разные корни, практически каждый человек в своей жизни сталкивался со стрессами, но в науке до сих пор не существует единого мнения в объяснении причин возникновения и механизмов протекания стресса [2], однако изучение механизма адаптации человека к непривычным для него условиям жизнедеятельности невозможно без учета его индивидуально-типологических и личностных характеристик [3], обусловливающим успешность деятельности в условиях реальной угрозы жизни и здоровью [4]. Способность личности к результативной деятельности в экстремальных ситуациях также во многом определяется уровнем ее психологической готовности [5].
Выделяются основные функции готовности личности к преодолению экстремальных ситуаций: функция эмоционального напряжения, ценностная функция и функция устойчивости [6]. Стресс выступает существенным фактором дестабилизации психологической безопасности личности [7, 8]. Исследование посттравматического стресса и представлений личности о психологической безопасности позволило обнаружить связь между показателями психологической безопасности и общей жизнестойкости [9].
Изучением проблемы жизнестойкости занимались отечественные и зарубежные ученые в разное время [10]. Собственно понятие жизнестойкости «hardiness», введённо в психологическую терминологию S. Maddi и S.Kobasa в конце 70-х гг. XX в. и означает экзистенциальный феномен, систему убеждений человека о себе, о мире и отношениях с ним [11]. Поскольку жизнестойкость является ключевым ресурсом личности [12], включает в себя три компонента (вовлеченность, контроль, принятие риска) [11], жизнестойкость способствует оценке событий как «менее травматических» и помогает человеку совладать со стрессом, восстановить свою активность [12]. Сниженная жизнестойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска (испытаний, потерь, социальной депривации) человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, личностного развития, сложившихся межличностных отношений [13]. Исследования среди курсантов военных училищ выявили, что даже незначительное повышение адекватно высокой самооценки повышает уверенность человека и его жизнестойкость [14].
Между показателями жизнестойкости и показателями состояния психического выгорания выявлены статистически значимые взаимосвязи – при низком уровне жизнестойкости повышается уровень выраженности эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений [15, 16]. Связь жизнестойкости личности с её ценностно-смысловыми предпочтениями позволяет согласовать цели и средства деятельности с мотивами, потребностями, ценностями и установками субъекта [17], а недостаточная осмысленность собственной жизни может привести к психической дезадаптации [18].
Активная жизненная позиция сотрудников правоохранительных органов в условиях незавершенности психотравматической ситуации способствует снижению эмоционального истощения и негативного отношения к профессиональной деятельности, к усилению жизненной мотивации [19]. Участие сотрудников органов внутренних дел в контртеррористических операциях, в условиях повышенной опасности, может иметь позитивный характер: у части из них возникает более мудрое отношение к жизненным проблемам, уменьшается эгоцентризм и циничный взгляд на жизнь, снижается устойчивость аффекта и обидчивость, сохраняется оптимистический настрой, несмотря на психотравмирующую ситуацию, то есть повышается жизнестойкость [20].
Развитие жизнестойкости у специалистов экстремальных профессий является важным условием предупреждения эмоционального выгорания, развития ПТСР [21], таким образом, целенаправленно развивая компоненты жизнестойкости у сотрудников ОВД можно предупредить возникновение у них ПТСР [22] за счет повышения уровня и качества жизни, оптимизации профессиональной деятельности, программы личностного и профессионального роста [23].
В последние годы научный интерес к изучению проблемы жизнестойкости у специалистов экстремальных профессий резко возрос. Из анализа последних исследований и публикаций, очевидно, что это связано как с изменением социальных условий в обществе, так и с ужесточением условий деятельности правоохранительных органов. Исследователи обращаются к анализу жизнестойкости и жизнеспособности как общей психологической категории, обеспечивающей адаптивность к условиям жизнедеятельности [24, 25, 26, 27], жизнестойкость рассматривается на разных уровнях функционирования человека, от индивида до индивидуальности. Исследования, описывающие связь психофизиологических характеристик с жизнестойкостью, указывают на необходимость учета половозрастных параметров [28, 29], особенностей межполушарной асимметрии [30] и активации симпатической и парасимпатической нервной системы [31]. Исследования, изучающие связь жизнестойкости и параметров субъекта деятельности указывают на необходимость учета индивидуального стиля саморегуляции в обеспечении адаптации к условиям профессиональной деятельности [32].
Исследования, сосредоточенные на изучении связи жизнестойкости и параметров личностного уровня для успешного функционирования в экстремальных ситуациях, описывают вклад личностных качеств [33], личностных ресурсов [34], стратегий совладания [35], мотивационных характеристик, связанных с ориентацией на безусловное преодоление трудностей [36]. Включенность человека в социальные отношения рассматривается как необходимое условие жизнестойкости: описывается продуктивная роль референтной группы [37, 38], семьи [39]. Список профессий, где специалисты вовлечены в преодоление экстремальных ситуаций, неизбежно расширяется в связи с осознанием социумом необходимости совладания с последствиями этих ситуаций [40]. Исследования жизнестойкости как профессионально-важного качества приводятся для военнослужащих [41, 42], сотрудников пенитенциарной системы [43, 44], органов внутренних дел [45, 46], психологов, осуществляющих сопровождение профессиональной деятельности [47].
Наличие выраженных показателей жизнестойкости у людей экстремальных профессий может выступать в качестве стратегий совладания со стрессовыми состояниями, являться важным условием предупреждения развития посттравматического стрессового расстройства.
Однако экстремальные условия деятельности оказывают не только деструктивное влияние на личность сотрудника. Опыт участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации позволяет сотруднику приобрести опыт работы в экстремальных условиях, сформировать готовность совладания с экстремальными ситуациями, что отражается в высоких показателях жизнестойкости.
Цель - исследование жизнестойкости к экстремальным условиям деятельности у сотрудников органов внутренних дел в процессе подготовки к участию в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие сотрудники МВД России, 21 человек (все мужчины), проходящие подготовку к участию в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ.
Для оценки выраженности посттравматического стрессового синдрома и характеристик жизнестойкости использовались следующие методики:
1) Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций (военный вариант) [48];
2) тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой) [49].
Полученные данные были обработаны следующим образом: проведен расчет описательных статистик, корреляционного анализа r критерием Пирсона и факторного эксплораторного анализа (метод главных компонент).
Результаты исследования. Для изучения связи жизнестойкости и особенностей переживания посттравматических реакций оценивались следующие параметры: возраст сотрудников, количество их командировок в Северо-Кавказский регион, суммарная длительность этих командировок (в годах), стаж работы сотрудника в органах внутренних дел, выраженность посттравматических стрессовых реакций, жизнестойкость как комплексный параметр и ее компоненты – вовлеченность, контроль и принятие риска.
Таблица 1. Расчет описательных статистик параметров жизнестойкости и характеристик экстремальных условий профессиональной деятельности
Оцениваемые параметры |
Количество испытуемых (N) |
Среднее (m) |
Минимум |
Максимум |
Стандартное отклонение |
возраст |
21 |
32,9 |
24 |
46 |
6,441 |
выезды в СКР |
21 |
0,62 |
0 |
4 |
1,11 |
длительность командировок в СКР |
21 |
0,31 |
0 |
2 |
0,55 |
стаж |
21 |
8,40 |
1 |
23 |
6,64 |
ПТСР |
21 |
53,95 |
36 |
71 |
8,95 |
вовлеченность |
21 |
47 |
34 |
54 |
5,63 |
контроль |
21 |
38,95 |
28 |
51 |
5,58 |
принятие риска |
21 |
21,66 |
17 |
29 |
3,35 |
жизнестойкость |
21 |
108,62 |
82 |
134 |
11,39 |
Обработка полученных данных с помощью корреляционного анализа (r критерий Пирсона) показала, что:
между возрастом, жизнестойкостью (r=-0,48 при p < 0,05) и ее компонентами существует отрицательная корреляционная связь: контроль (r=-0,58 при p < 0,05), принятие риска (r=-0,47 при p < 0,05);
между стажем работы в органах внутренних дел и симптоматикой ПТСР существует положительная корреляционная связь (r=0,45 при p < 0,05);
между стажем, жизнестойкостью (r=-0,61 при p < 0,05) и ее компонентами существует отрицательная корреляционная связь: контроль (r=-0,57 при p < 0,05), принятие риска (r=-0,47 при p < 0,05);
отсутствуют значимые корреляционные связи между объективными параметрами боевого опыта, выраженностью посттравматических реакций и вовлеченностью как компонентом жизнестойкости.
Факторный эксплораторный анализ позволил выделить три фактора. Первый фактор (46,8% объяснительной нагрузки), биполярный, отрицательный полюс включает показатели стажа (-0,85), возраста (-0,77) и симптоматики ПТСР (-0,61), положительный полюс – жизнестойкость (0,57) и ее компоненты – принятие риска (0,72) и контроль (0,60). Второй фактор (22,7% объяснительной нагрузки), униполярный, в него вошли показатели: количество командировок сотрудников в Северо-Кавказский регион (0,97), суммарная длительность этих командировок (0,97), принятие риска как компонент жизнестойкости (0,48). Третий фактор (11,5% объяснительной нагрузки), униполярный, в него вошли показатели жизнестойкости (0,67) и ее компонентов – контроля (0,64) и вовлеченности (0,94).
Обсуждение. Опыт участия в боевых действиях, сама деятельность сотрудников органов внутренних дел высоко стрессогенна и травматична, связана с необходимостью преодолевать агрессивное давление и оказывать помощь в ситуации страдания и беспомощности, что также является травматическим фактором. Тем не менее, ни у одного из респондентов не было диагностировано посттравматическое стрессовое расстройство. Наблюдается тенденция: чем моложе сотрудник и чем меньшим профессиональным опытом он обладает, тем менее выражены у него нарушения, связанные с пребыванием в экстремальных условиях, однако ввиду ограничений выборки требуется проведение более расширенного исследования, которое позволило бы говорить об этом как о закономерности. Тем не менее, можно говорить о том, что наблюдаемое состояние нервно-психического благополучия связано у сотрудников с такими стратегиями совладания со стрессом и эмоциогенными ситуациями в профессиональной деятельности, которые обеспечивают максимально успешную адаптацию к специфике профессиональной деятельности в органах внутренних дел.
Методика С. Мадди позволяет оценить когнитивный компонент совладающих стратегий – жизнестойкие убеждения. В целом по выборке, вовлеченность как убежденность в том, что необходимо получать удовольствие от жизни, от происходящего вокруг - выше среднего уровня, что может быть связано с тем, что сотрудники органов внутренних дел научаются ценить обыденные жизненные ситуации как ситуации не связанные с опасностью для жизни и здоровья. У сотрудников иные критерии оценки значимости стрессового события, они чаще попадают в ситуации оценки по-настоящему жизненно-важных параметров, поэтому большая часть ситуаций, которые обычными гражданами воспринимаются как стрессовые, сотрудниками как таковые не оцениваются. Соответственно, всё, что не опасно, не приносит потенциальный вред здоровью и жизни, может быть расценено ими как интересный жизненный опыт. При этом сотрудники ОВД убеждены в том, что с потенциальными трудностями они способны справиться (показатели выше среднего по шкале «контроль»). Эта убежденность помогает без избыточного нервного напряжения принимать новый жизненный опыт. Аналогично работает убеждение, что из любой ситуации необходимо извлечь самое ценное и с пользой это применять (высокие показатели по шкале «принятие риска»). Опыт участия в контртеррористических операциях повышает готовность сотрудников ОВД относиться к ситуациям риска как к приемлемым в жизненном и профессиональном опыте. Более того, показатели по этой шкале дают возможность говорить о том, что, не смотря на высокую регламентированность профессиональной деятельности, сотрудники ОВД готовы к действиям в экстремальных условиях, к принятию решения при дефиците информации и времени. Этот риск не воспринимается как вынужденный стресс, а выступает как активная стратегия решения профессиональных задач в условиях реальной угрозы для жизни и здоровья.
Наибольший вклад в адаптационные стратегии, позволяющие справляться с последствиями переживания травматических ситуаций, вносят такие жизнестойкие убеждения как готовность воспринимать любую ситуацию как полезную и рисковать ради достижения лучшего результата и уверенность в том, что любые трудности преодолимы и усилий сотрудника вполне достаточно, чтобы справиться с ними. Именно эти характеристики вносят максимальный вклад в устойчивость сотрудников ОВД к воздействию психотравмирующих ситуаций и обеспечивают адекватный уровень жизнестойкости сотрудников.
Выводы и предложения. Проведенное исследование выявило особенности связи посттравматического стрессового расстройства и жизнестойкости у сотрудников органов внутренних дел. Способность личности к результативной деятельности в экстремальных ситуациях во многом определяется уровнем ее психологической готовности, наличием адаптационных стратегий поведения, в том числе высокой жизнестойкостью.
Полученные результаты указывают, что наибольший вклад в адаптационные стратегии, позволяющие справляться с последствиями переживания травматических ситуаций, вносят такие жизнестойкие убеждения сотрудников ОВД как:
- готовность воспринимать любую ситуацию как полезную;
- готовность рисковать ради достижения лучшего результата;
- уверенность в том, что любые трудности преодолимы и усилий сотрудника вполне достаточно, чтобы справиться с ними.
Именно эти характеристики вносят максимальный вклад в устойчивость сотрудников к воздействию психотравмирующих ситуаций.
Целенаправленное повышение жизнестойкости сотрудников органов внутренних дел, направляемых для прохождения службы в регионы Российской Федерации, в том числе в Северо-Кавказский регион, для участия в контртеррористических операциях и службы в особых условиях, является важным условием профилактики и предупреждения возможного возникновения посттравматических стрессовых расстройств, в этой связи необходимо включение в курс психологической подготовки для данной категории сотрудников, занятий, ориентированных, на формирование осознанного отношения к риску, критического мышления и адекватной оценки приоритетов при выполнении профессиональных задач, способности привлекать внешние и внутренние ресурсы для восстановления нервно-психического благополучия.
1. Рыбин Д. Н., Степанищев А. Г. Морально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации: курс лекций. Барнаул, 2015. 79 с.
2. Акимова А. Р. Практикум по психологии стресса: Стрессовые реакции и саморегуляция. Ульяновск, 2015. 126 c.
3. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. №22 (1). С. 16-24.
4. Цолцаева Я. С.-М. Проблема адаптации человека к экстремальным условиям жизнедеятельности // Наука и современность. 2012. № 15 (3). С. 173-177.
5. Николаева Ю. В. Психологические качества сотрудников ОВД, способствующие эффективности профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 3. С. 94-97.
6. Егоренков Д. В. Сущностные характеристики психологической готовности личности к преодолению экстремальных ситуаций // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. №1 (24). С. 118-122.
7. Харламенкова Н. Е. Интенсивный стресс и психологическая безопасность личности в пожилом возрасте // Вестник Костромского государственного университета. 2016. №22-2. С. 122-126.
8. Горобец О. И. Стресс как фактор дестабилизации психологической безопасности личности // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2017. №47. С. 201-206.
9. Дуганова Ю. К. Жизнестойкость людей с разной психологической безопасностью // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. № 5. С. 130-133.
10. Чертыков И. Н. Жизнестойкость как психолого-педагогическое понятие // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 220-222.
11. Мадди С. Р. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2002. 486 с.
12. Логинова М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 6. С. 19-22.
13. Брагина Н.В. Жизнестойкость личности и типы индивидуального опыта // Наука и Мир. 2014. № 3- 3(7). С. 152-155.
14. Кузьмина Е. И. Самооценка и жизнестойкость личности // Инициативы века. 2014. №4. С. 103-105.
15. Молчанова Л. Н., Редькин А.И. Жизнестойкость как детерминанта состояния психического выгорания у спасателей МЧС // Перспективы науки и образования. 2014. № 1(7). С. 216-223.
16. Молчанова Л. Н., Недуруева Т.В., Кузнецова А.А. Жизнестойкость как психологический ресурс в регуляции состояния психического выгорания в условиях экстремальной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 2-1. С. 88-89.
17. Куашева Е. Р. Жизнестойкость и ценностно-смысловые предпочтения личности: согласованность и противоречия // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 3. С. 173-178.
18. Шевченко Т. И., Макарова Н.В. Жизнестойкость специалистов опасных профессий в концепции смысловой регуляции деятельности // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2009. №1. С. 71-75.
19. Молчанова Л. Н. Жизнестойкость как психологический механизм регуляции состояния психического выгорания в условиях незавершенности психотравматической ситуации экстремальной деятельности // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: материалы юбилейной конференции: в 5 т. М., 2015. Т. 4. С. 194-196.
20. Стрельникова Ю. Ю. Изменения личности в условиях боевых действий с точки зрения психической нормы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. №4 (60). С. 187-192.
21. Агапитова Е. С., Левина Н. А. Психологические ресурсы жизнестойкости и проблема предупреждения эмоционального выгорания у сотрудников МЧС // Социально-экономические явления и процессы. 2012 № 7-8 (41-42). С. 238-243.
22. Дондобон Д. Ц., Доржиева М. О. Причины, влияющие на эмоциональное выгорание сотрудников органов внутренних дел // Социальное самочувствие населения в социокультурном пространстве: материалы международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2017. С. 209-213.
23. Евдокимов В. И., Марищук В. Л., Губин А. И. Эмоциональные состояния в экстремальных условиях деятельности и их коррекция // Вестник психотерапии. 2008. № 26. С. 56-66.
24. Пугач Л. Ю., Альмешкина А. А. Теоретическое осмысление понятия «жизнестойкость» личности в трудах зарубежных и отечественных авторов // Журнал психиатрии и медицинской психологии. 2018. № 41-1. С. 32-40.
25. Лафи С. Г., Пилецкайте-Марковене М. Э. Склонность к риску и поиск новых ощущений как возможные детерминанты поведения человека в экстремальной ситуации // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2014 №4. С. 40-48.
26. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психологические особенности развития жизнеспособности и жизнестойкости человека // Известия Российской академии образования. 2015. № 36-4. С. 110-122.
27. Борисов И. В., Гладышева А. Г., Любов Е. Б. Онтологический взгляд: суицидальное поведение и феномен жизнестойкости // Суицидология. 2013. №4 (2-11). С 35-44.
28. Карпов А. В., Гирфатова А. Р. Социальная психология готовности мужчин к преодолению экстремальных ситуаций: монография. Вена, 2015. 116 с.
29. Земскова А. А., Кравцова Н. А. Взаимосвязь жизнестойкости с психофизиологическими свойствами курсантов в тренировочных условиях // Сибирский психологический журнал. 2017. № 65. С. 40-52.
30. Грязева-Добшинская В. Г., Дмитриева Ю. А., Коробова С. Ю. Межполушарная асимметрия и структура ресурсов стрессоустойчивости интегральной индивидуальности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2018. № 2-11. С. 15-27.
31. Лобачев А. В., Конюшенко К. К., Ятманова Т. М., Костюк Г. П. Стрессоустойчивость курсантов военных образовательных учреждений с разными психофизиологическими особенностями // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. №1: 332-337.
32. Молчанова Л. Н., Редькин А.И. Стилевые особенности саморегуляции поведения как ресурс преодоления состояния психического выгорания сотрудников правоохранительных органов // Сибирский психологический журнал. 2017. №66. С. 97-111.
33. Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. T 2. С. 21-25.
34. Войтехович Т. С., Симонова Н. Н. Категория «Личностный ресурс» при исследовании жизнедеятельности человека в экстремальных условиях труда // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 22-4. С. 63-66.
35. Ряполова Т. Л., Тахташова Д. Р. Копинг-стратегии и личностный потенциал в экстремальных жизненных ситуациях // Журнал психиатрии и медицинской психологии. 2016. №36-2. С. 27-36.
36. Полянская И. Д. Жизнеутверждающие установки как фактор превенции суицидального поведения у специалистов опасных профессий // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2018. № 4. С. 64-68.
37. Тесленко А. Н. Социально-психологическая служба в контексте укрепления психологического здоровья и молодежной работы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2018 № 23-1. С. 3-15.
38. Нестик Т. А. Жизнеспособность группы как социально-психологический феномен // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1 (2-2). С. 29-61.
39. Арпентьева М. Р. Жизнеутверждающий потенциал семьи // Вестник Калужского университета. 2018. № 1. С. 15-30.
40. Осипова Н. В., Польченко О. В. Исследование личностных особенностей специалистов, работающих в экстремальных ситуациях // Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь, 2015. С. 111-116.
41. Нестерова А. А. Взаимосвязь самоорганизации и жизнестойкости у военнослужащих. // Экстремальная психология: теория и практика: сборник научных статей: в 2 ч. М., 2017. Ч. 2. С. 62-66.
42. Сотниченко Д. М. Жизнестойкость как психологический феномен. Его значение в современных условиях службы в армии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. №8. С. 104-107.
43. Гордиенко Е. Л. К вопросу о понятии жизнестойкости у сотрудников уголовно-исполнительной системы в экстремальных условиях профессиональной деятельности // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом: сборник тезисов выступлений и докладов участников международной научно-практической конференции. Рязань, 2018. С. 743-747.
44. Гриднева А. А., Мещерякова Э. И. Адаптационные ресурсы личности в экстремальных условиях профессиональной деятельности (на примере работников пенитенциарной системы) // Психология и психотехника. 2017. №100 - 1. С. 85-95.
45. Половинкина А. В. Жизнестойкость как составляющая личностно-профессионального потенциала следователя ОВД России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 5. С. 75-78.
46. Георгиевская Я. С., Есаян М. Л. Изучение стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел // Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник научных трудов по материалам III всероссийской научно-практической конфе ренции. Ставрополь, 2016. С. 39-41.
47. Макарова О. В. Взаимосвязь профессиональной мотивации и жизнеспособности у будущих экстремальных психологов // Экстремальная психология: теория и практика: сборник научных статей: в 2 ч. М., 2017. Ч. 2. С. 17-21.
48. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. Спб., 2001. 272 с.
49. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М., 2006. 63 с.