Россия
Процесс повсеместной цифровизации неизбежно меняет требования к современному преподавателю. Для успешной профессиональной деятельности в цифровом образовательном пространстве преподавателю необходимы знания и навыки в области информационных и цифровых технологий. В статье обоснована необходимость формирования цифровых навыков преподавателей образовательных организаций, приводится программа и подробное тематическое содержание курса повышения квалификации «Информационно-технологическая деятельность преподавателя в условиях цифровизации образования». Курс, направленный на решение проблемы ликвидации цифрового разрыва в подготовке преподавателей, реализовывался в режиме онлайн-обучения. Содержание онлайн-курса построено на анализе изменений, происходящих в обществе и российском образовании в условиях вынужденного повсеместного перевода образования в дистанционный формат и цифровизации экономики страны. Внедрение онлайн-курса способствует решению проблемы повышения квалификации и подготовки кадров нового поколения, профессионалов, эффективно отвечающих требованиям современного цифрового общества, готовых адаптироваться к происходящим в нем изменениям.
цифровизация образования, цифровые навыки, цифровой разрыв, повышение квалификации преподавателей, онлайн-обучение, дистанционное обучение
1. Конопко Е. А., Панкратова О. П. Облачные хранилища и сервисы в создании и сопровождении информационно-образовательной среды университета // Информатика и образование. - 2017. -№ 1 (280). - С. 20-25.
2. Меньшикова М.А. Совершенствование экономического образования в цифровой экономике // Развитие бизнеса в условиях цифровой экономики : сборник статей открытой межвузовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и магистров кафедры экономики - Королев М. О.: «МГОТУ», 2018. - С. 5-23/
3. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. - М. : АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018 - 122 с.
4. Панкратова О.П. Электронные образовательные ресурсы как учебный компонент информационной образовательной среды вуза // Педагогическая информатика. - 2011. - № 2. - С. 28-33.
5. Панкратова О.П., Конопко Е.А. Организация повышения квалификации преподавателей по применению адаптивных информационных технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья // Модернизация системы непрерывного образования : Сборник материалов Х Международной научно-практической конференции. - Махачкала: АЛЕФ, 2019. - 658 с.
6. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216432/ (дата обращения: 23.03.2020)
7. Программа «Цифровая экономика Российской федерации». - URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 28.03.2020)
8. Развитие цифровой экономики в России (Программа до 2035 года). - URL: http://innclub.info/wp-content/uploads/2017/05/strategy.pdf (дата обращения: 21.03.2020)
9. Что такое цифровой разрыв. - URL: http://teachtech.ru/teoriya-onlajn-obucheniya/chto-takoe-cifrovoj-razryv.html (дата обращения: 21.03.2020)
10. Konopko E., Pankratova O., Nersesyan E., Abdullaev J. Training of Teachers for Professional Activity in the Digital Enviroment of the Educational Space. Proceedings of SLET-2019 - International Scientic Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research, Stavropol - Dombay, Russia, 20-23 May 2019, Р. 205-212. Available at: http://ceur-ws.org.
11. Zenkina S., Suvorova T., Pankratova O., Filimanyuk L. The Method of Design of Electronic Advanced Training Courses for the Development of Information Competence of the Teacher. Proceedings of SLET-2019 - International Scientic Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research, Stavropol - Dombay, Russia, 20-23 May 2019. pp. 366-375. Available at: http://ceur-ws.org.