Липецкая область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье рассматриваются основные социальные и психологические факторы, влияющие на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя, а также делинквентного поведения. Целью нашего исследования является выявление основных социальных, педагогических и психологических причин формирования делинквентного поведения в современном обществе, а также возможные варианты профилактики данного явления. Предметом проведенного нами исследования стало изучение влияния различных психолого-педагогических и социальных факторов на формирование личности несовершеннолетнего и его делинквентность, а также характеристика психологического влияния социального окружения. Выдвигается гипотеза о том, что социальное окружение и некоторые индивидуально-психологические особенности личности оказывают непосредственное влияния на деформацию поведения несовершеннолетнего и приводят к формированию ее делинквентности. Статья написана по результатам проведения фокус-групп с представителями правоохранительных органов, непосредственно имеющими дело в своей работе с несовершеннолетними правонарушителями, а также с несовершеннолетними. В процессе исследования обсуждались причины и способы предотвращения правонарушений несовершеннолетних. Первая фокус-группа была проведена с участием руководителей отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних (далее ООДУУПиПДН) различных регионов России. Во второй приняли участие руководители подразделений по делам несовершеннолетних (далее ПДН) различных регионов России. Респонденты данных групп пришли к выводу, что безнаказанность, отсутствие страха и ответственности за свои действия является основным фактором, способствующим формированию делинквентного поведения несовершеннолетних. Также большое значение имеет организация досуга несовершеннолетнего и вовлечение его в общественно полезную деятельность. Бесконтрольность, большое количество свободного времени у несовершеннолетних, отсутствие реализации своего потенциала являются опасными факторами, создающими предпосылки к совершению противоправных поступков. По мнению респондентов обеих фокус-групп необходимо уделить особое внимание организации досуга несовершеннолетних, максимально обеспечить их занятость в различных спортивных, общественно полезных и творческих мероприятиях, которые должны проходить под контролем взрослых. Пагубное влияние оказывают также средства массовой информации, особенно Интернет. Подробное описание, как и когда совершаются преступления, как преступным путем зарабатываются «легкие деньги является своего рода «учебником преступной деятельности» для несовершеннолетних. Кроме того, в качестве профилактики противоправной деятельности несовершеннолетних респонденты указали ужесточение наказаний. Вторая фокус-группа была проведена с несовершеннолетними, возраст которых 15-16 лет.
несовершеннолетние, делинквентное поведение, правонарушение, профилактика правонарушений, асоциальное поведение, эмоциональное отчуждение, акцентуации характера, причины правонарушений, подростковый и юношеский возраст, становление личности, пониженное самоуважение, компенсаторные механизмы
Проблема формирования делинквентного поведения несовершеннолетних была и остается одной из самых актуальных в современном обществе. Всегда существует опасность того, что несовершеннолетние, совершающие правонарушения, могут стать преступниками и даже рецидивистами в будущем.
Для того, чтобы эффективно профилактировать данную проблему, необходимо разобраться в ее причинах. Несовершеннолетние – это отдельная социальная группа, имеющая свои социальные и психологические особенности. Период полового созревания, формирование психологической устойчивости, сложные социальные условия, негативное влияние социальных сетей и других Интернет-ресурсов и множество других факторов влияют на процесс формирования личности несовершеннолетнего.
Однако в современном обществе и ритме жизни практически невозможно постоянно контролировать деятельность несовершеннолетних оградить от влияния деструктивных факторов. В связи с этим возникает почва для формирования делинквентное поведение.
Делинквентное поведение – это антиобщественное противоправное поведение индивида, которое проявляется в действиях и поступках, наносящих вред обществу. Делинквентное поведение регулируется нормативными актами, законами, дисциплинарными правилами. Существует несколько видов делинквентного поведения такие, как административные правонарушения, дисциплинарные проступки, преступления. Также подобное поведение можно разделить на несколько типов:
- Агрессивно-насильственное (поджоги, побои, телесные повреждения, оскорбления);
- Корыстные (кражи, грабежи, вымогательства).
Делинквентное поведение проявляется в повторяющихся асоциальных поступках, которые уже сложились, в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка.
Делинквентное (противоправное) поведение непосредственно связано с нарушением законов, установленных в обществе. Так, например, несовершеннолетнее с делинквентным поведением совершают административные правонарушения (распитие спиртных напитков в общественных местах, появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянение, мелкое хулиганство, мелкое хищение, нарушение правил дорожного движения, курение в общественных местах и на детских площадках). Подобные нарушения закона ведут за собой административную ответственность в виде предупреждений, административных штрафов или даже административного ареста, общественных работ.
Проблему делинквентного поведения рассматривали многие зарубежные и российские ученые такие как Л. Додлер, Ф. Фелдман, И.С. Кон, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, Е.В. Змановская, Е.Н. Кондрат, А.И. Кравченко, С.А. Кулаков и др.
И.С. Кон разделял делинквентное и преступное поведение. Чем тяжелее делинквентное поведение несовершеннолетнего, тем вероятнее что он будет продолжать его и во взрослом возрасте [6, 51].
Предпосылками делинквентного поведения можно считать прогулы в школе, отсутствие интереса к обучению, агрессивное поведение со сверстниками, отнимание у младших по возрасту денег и личных вещей, унижение слабых, сквернословие [9, 112].
По мнению А.Е. Личко, в подростковом и юношеском возрасте обостряются патологические черты характера. Большинство типов акцентуаций дают о себе знать именно в этом возрасте. Кроме, того в данном возрастном периоде большая вероятность возникновения психопатий [10, 3].
Акцентуация характера и эмоциональная лабильность в комплексе со слабой волей, отсутствием ответственности за свои поступки являются характерной особенностью делинквентного поведения. Делинквентность встречается также при гипертимной и истероидной психопатии и акцентуации. У эплептоидов и шизоидов делинквентность встречается в большей степени, когда девиация характера доходит до психопатии [8, 37]. В случаях безнадзорности или отсутствия эмоционального контакта между родителем и ребенком, отчуждением родителей от ребенка у эмоционально лабильных несовершеннолетних также может возникнуть делинквентное поведение.
По мнению Э. Фромма, отчуждение – это «такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое. Он становится как бы отстраненным от самого себя. Он не чувствует себя центром своего мира, движителем своих собственных действий, напротив, он находится во власти своих поступков и их последствий, подчиняется или даже поклонется им. Отчужденный человек утрачивает связь с самим собой, как и со всеми другими людьми» [10, 49].
Предпосылки делинквентности в переломном подростковой и юношеском возрасте выражаются в перестройке взаимоотношений со сверстниками. Для данного возрастного периода характерна обостренная потребность к общению со сверстниками, самоутверждение и самовыражение [3, 65]. Однако данная потребность должна реализовываться в созидательной деятельности, такой как например спорт, творчество и тд.
По мнению А.Е. Личко подростковая и юношеская делинквентность в большинстве случаев обусловлена социальными причинами – в основном, недостатками воспитания. От 30 до 85 % делинквентных подростков и юношей вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье, деформированной – с отчимом или, реже, с мачехой [7, 26].
Низкий уровень самоуважения у несовершеннолетних сопряжен со всеми формами делинквентного поведения: употреблением алкоголя и наркотиков, жестокому поведению по отношению к слабым, склонностью к суицидам.
В научной литературе встречаются три гипотезы, объясняющие связь делинквентного поведения и пониженного самоуважения:
- Низкий уровень самоуважения провоцирует делинквентное поведение, несовершеннолетний соглашается с отрицательным отношением общества к нему и его поведению.
- Низкое самоуважение способствует росту аморального поведения. Присоединяясь к антисоциальным группам и противозаконной деятельности несовершеннолетний стремится к повышению своего социального статуса у сверстников, реализовать себя таким образом, как он не может сделать в семье или школе.
- Кроме делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.
Компенсаторные механизмы, благодаря которым несовершеннолетний поднимает уровень самоуважения, могут отличаться для той или иной стороны его «Я». Если показатель маскулинности недостаточно высок может привести к тому, что подросток и юноша начнет курить или употреблять алкоголь, чтобы повысить уровень самоуважения [4, c.57].
Подростки и юноши стремятся соответствовать тому обществу, в котором они находятся. Но если по каким-либо причинам у них это не получается (социальные условия, плохая социальная адаптация и др.) они начинают искать другие варианты реализация себя [5, 41].
Актуальность проблемы нарушения поведения у несовершеннолетних обусловило необходимость их систематизации.
Рассмотрим одну из наиболее известных классификаций, получившая широкое распространение в США. В соответствие с ней выделяется семь видов нарушений поведения: групповые правонарушения, реакция бегства, реакция тревоги, реакция ухода, социализированная агрессивность, геперкинетическая реакция, прочие реакции.
Согласно международной классификации болезней существуют «несоциализированные» и «социализированные» нарушения поведений у несовершеннолетних. Несоциализированные характеризуются агрессивным поведением и нарушением взаимоотношений несовершеннолетнего со сверстниками. Отличительной особенностью социализированного нарушения является агрессивное поведения у несовершеннолетних хорошо интегрированных в группе сверстников.
Чтобы понять, что провоцирует данные отклонения и понять каким образом можно предотвратить последствия делинквентного поведения нами были проведены три фокус-группы. Одна из них с руководителями отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних различных регионов России по вопросам совершения правонарушений несовершеннолетними, всего приняли участие 22 человека. Во второй фокус-группе приняли участие 27 руководителей подразделений по делам несовершеннолетних также различных регионов России. В целом мнения респондентов обоих групп по предложным вопросам оказались аналогичны. На вопрос «В чем по-Вашему причина совершения несовершеннолетними правонарушений? Что повлияло на их поведение?» около 83% респондентов ответили, что главным фактором является безнаказанность и большое количество свободного времени у несовершеннолетних, в которое они остаются без контроля взрослых. Пользуясь возможностью, они начинают совершать действия, которые им запрещают взрослые (курить, употреблять алкоголь и т.п.). Кроме того, возникает избыток энергии, который направляется в деструктивное русло.
Также многие (около 71% респондентов) отметили, что негативная социальная среда, слабая воспитательная функция семьи, отсутствие профилактической и педагогической работы в образовательных учреждениях приводят к противоправным действиям несовершеннолетних.
Кроме того в настоящее время такой фактор как агитация преступного образа жизни в сети Интернет и в средствах массовой информации крайне деструктивно воздействует на несовершеннолетних. Большой объем информации о том, как совершаются правонарушения и преступления, о безнаказанности преступников создают ореол «легкого заработка», который привлекает несовершеннолетних, они начинают копировать поведение правонарушителей и преступников. А подробное описание, каким образом было совершено то или иное противоправное действие становится своего рода учебной литературой.
Другие вопросы касались мер профилактики правонарушений несовершеннолетних. По общему мнению, необходимо организовать полезный досуг несовершеннолетних, сделать доступными спортивные и другие развивающие секции, чтобы несовершеннолетние постоянно были задействованы в различных развивающих и обучающих мероприятиях, тем самым ограничив время на общение в социальных сетях и сократив их нахождения без присмотра взрослых.
Если обратиться к истории, то можно рассмотреть факт создания в 1920 году трудовой колонии для несовершеннолетних. В то послевоенное время в стране было большое количество беспризорных детей, которые ввиду отсутствия средств существования и какой-либо полезной деятельности совершали преступления и правонарушения, чтобы устранить это явление создавались трудовые колонии для несовершеннолетних.
Самой известной трудовой колонией стала колония под руководством А.С. Макареко. Основной ее задачей было воспитание через физический труд. Основными принципами было равенство прав и обязанностей, четкая организация труда. Лень, отклонение от работы, оскорбление других считались проступками [2, c.121]. Благодаря четкой организации и жесткой дисциплине колония А.С. Макаренко быстро развивалась. По мнению А.С. Макаренко, трудовой и нерушимый коллектив можно создать только с помощью общественно-полезного труда.
Труд воспитанников колонии положительно влиял на формирование их нравственности. Целью А.С. Макаренко было сформировать нового человека. В этом он достиг положительных результатов. Выпускники его колонии были полны оптимизма, гуманизма, уважения к обществу, трудолюбивы.
Большинство участников фокус-группы считают, что ужесточение наказаний для несовершеннолетних правонарушителей, силами административных органов государственной и местной власти поможет сократить количество правонарушений несовершеннолетних.
Третья фокус-группа была проведена с несовершеннолетними, возраст которых 15-16 лет, всего приняло участие 28 человек.
Несовершеннолетние сошлись во мнении, что на их поведение влияет социальное окружение, они стараются выстраивать свою модель поведения в соответствии с той социальной группой, в которой они проводят большее количество времени. Это подчеркивает необходимость вовлечения несовершеннолетних в общественно полезную деятельность в свободное время, чтобы создавать вокруг них круг общения, благотворно влияющий на их поведение.
В качестве профилактической деятельности они были против ужесточения наказаний, но предложили проводить больше профилактических бесед, на которых необходимо разъяснять суть правонарушений и их правовые и социальные последствия.
Таким образом, нами были рассмотрены основные причины делинквентного поведения несовершеннолетних, а также обстоятельства, способствующие развитию такого отклонения в поведении. В ходе проведенного исследования были предложены возможные способы решения данной проблемы.
1. Антонян Ю.М. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера: Учебное пособие. М. 1993.
2. Жураковский Г.Е. Педагогические идеи Макаренко. М. 1963.
3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб. 2010.
4. Иванова Т.В. Детерминанты становления личности девиантных подростков с противоправным поведением. Дис. …канд. психол. наук. Спб. 2002.
5. Кудрявцев В. Н. Социально-психологические характеристики антиобщественного поведения. М. 2005.
6. Кон И.С. Психология ранней юности. М. 2010.
7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М. 1977.
8. Мальцева Т.В. Общение сотрудников полиции с акцентуированными личностями. Учебно-практическое пособие. Старотеряево. 2016. С. 45.
9. Пискарев В.А., Белоус А.Я., Чергинец Н.И. Профилактика правонарушений. Минск. 1978.
10. Фромм Э. Мужчина и женщина. М. 1998.