КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАДАЧ ИНЖЕНЕРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследуется содержание документов государственного уровня, связанных с необходимостью подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для современной России, о необходимости ранней профориентационной работы в школе. Интеграция правительственных документов и документов Минобрнауки об организации внеурочной деятельности (2011г., 2017г) в контексте ФГОС, позволила автору статьи выявить и обосновать возможности ориентации учащихся на выбор инженерных профессий через организацию внеурочной деятельности в основной школе. Для решения проблемы организации внеурочной деятельности, ориентированной на выбор учащимися инженерных профессий, в статье предложена система авторских рабочих программ внеурочной деятельности для основной школы. Системный подход к конструированию рабочих программ интегрированного вида (математика + физика + инженерная деятельность) рассмотрен на двух этапах: пропедевтический этап (5–7-е классы) и предпрофильный этап (8-9-е классы). Главной трудностью при реализации рабочих программ учителями является подбор и конструирование задач инженерной направленности. Автором статьи разработано три подхода конструирования задач инженерной направленности математического содержания. В работе подробно рассмотрен первый подход: контекстное (инженерное) представление известной учебной задачи, данной в учебнике, дидактических материалах и других учебных пособиях. Конструирование и решение системы дополнительных задач к задаче из учебника геометрии для 8-го класса, где рассмотрено поперечное сечение дороги в виде равнобедренной трапеции, позволило организовать исследовательский проект по строительству автомобильной дороги. Учащиеся познакомились с видами инженерных профессий при строительстве автомобильной дороги, выявили некорректность некоторых данных в содержании задачи учебника и заменой их возможными числовыми данными при строительстве дорог разных видов. Создавая целостный образ исследуемой задачной ситуации в контексте инженерной деятельности, развиваем творческие способности учащихся, необходимые как в учебной, так и профессиональной инженерной деятельности любого направления.

Ключевые слова:
внеурочная деятельность, задача, задача инженерной направленности, система дополнительных задач, исследовательский проект
Список литературы

1. Послание президента России В.В.Путина Федеральному собранию // Российская газета. 2018. 02 марта. С. 1-5.

2. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» // Российская газета. 2018. 09 мая. С. 4-5.

3. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - Москва : Просвещение, 1966. - 441с.

4. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.С. Атанасян и др. - Москва : Просвещение, 2014. - 383 с.

5. Гладкова А.П. Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Волгоград, 2013. - 26 с.

6. Гундырев В.Б. Формирование профессионального интереса к инженерному проектированию в процессе изучения физики: автор. дис. … канд. пед. наук. - Чебоксары, 2010. - 21 с.

7. Инженер-строитель автомобильных дорог. URL: http:// gvozdem.ru/ vybor-stroitelnykh-vakansiy/inzhener-po-stroitelstvu-avtodorog (дата обращения: 06.04.2020).

8. Котова Н.В. Стимулирование профессионального самоопределения школьников к инженерному образованию: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Казань, 2012. - 24 с.

9. Кривцова Н.С. Педагогическое сопровождение формирования положительного образа профессии у старшеклассников: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Саратов, 2018. - 23 с.

10. Непомнящая Н.И. Проблемы воспитания, развития и бытия личности // Развитие личности. - 2001. - № 3-4. - С. 30-54.

11. Организация внеурочной деятельности, ориентированной на выбор инженерных профессий: методическое пособие / А.А.Смирнова, Д.С.Смирнов и др. - Санкт-Петербург : «Печатный цех», 2019 - 44 с.

12. Пересыпкин В.Н. Профессиональное самоопределение старших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Кемерово, 2005. - 22 с.

13. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09 - 1672.

14. Рах Г.И. Связь школьного курса физики с производством: автореф. дис…. канд. пед. наук. - Ленинград, 1964. - 16 с.

15. Смирнова А.А., Смирнов Д.С. Проектно-исследовательская деятельность и математика. Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению: общеинтеллектуальное развитие (8 классы) // Методист. - 2019. - № 10. - С. 11-17.

16. Смирнова А.А., Смирнов Д.С. Математика и проектно-исследовательская деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению: общеинтеллектуальное развитие (9 классы) // Методист. - 2019. - № 10. - С. 17-22.

17. Чубова Е.П. Развитие представлений об инженерном образовании у старших школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Сочи, 2011. - 24с.

18. Якиманская И.С. Основные направления исследования образного мышления // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - С. 5-17.

Войти или Создать
* Забыли пароль?