ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Сквозь призму проблемы пересмотра экономической парадигмы, с которой столкнулось человечество, проанализированы цели устойчивого развития РФ, направленные на обеспечение авангардного положения страны на мировой арене в рамках общемировых тенденций. Исследованы проблемы российского предпринимательства как инструмент достижения целей устойчивого развития национальной экономики, и предложены потенциальные пути их решения.

Ключевые слова:
предпринимательство, инструменты, достижение целей, устойчивое развитие, национальная экономика, проблемы, перспективы
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

Анализируя цели устойчивого развития, сформулированные ООН на период до 2030 г. в «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [8], следует отметить, что они не только отражают идеологию устойчивого развития мировой экономики и сбалансированно сочетают социальные, экономические и экологические приоритеты, но и содержат конкретные инструменты для их достижения [2]. Среди этих целей можно выделить:

  •  повсеместную ликвидацию нищеты во всех ее формах;
  • ликвидацию голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства;
  • обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте;
  • обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех;
  • обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех;
  • Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех
  • создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям;
  • укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития.

Однако в условиях сложившегося и ожидаемо затяжного мирового экономического кризиса [15] возникает необходимость переосмыслить пути достижения целей устойчивого развития, в первую очередь, применительно к национальной экономике.

Цель исследования

В этой связи в качестве цели исследования в работе были выбраны проблемы российского предпринимательства как одного из ключевых инструментов достижения целей устойчивого развития национальной экономики в интересах формирования потенциальных путей их решения.

Методическая база исследований

Методическую базы исследований составили известные работы по изучению предпринимательства как инструмента достижения целей устойчивого развития национальной экономики таких авторов, как Докукина А.А., Пухова Е.К. [9], Завьялова Е.Б., Старикова Е.А. [10], Ковшун Н.Э. [11], Анищенко Л.И. [12], Прокопец Т.Н. [13] и др.

При этом следует отметить, что подавляющее большинство работ по этой проблематике было подготовлено в период стабильной экономики и требует переосмысления в условиях сложившегося кризиса.

Основное содержание исследований

Закономерно, что достижение целей устойчивого развития национальной экономики возможно в условиях большой доли предпринимательства в ВВП. В первую очередь, речь идет о малом и среднем предпринимательстве.

Результаты текущей и прогнозной оценки доли малого предпринимательства в ВВП РФ, выполненной по методике Росстата [14], представлены в табл. 1.

 

 

 

 

 

Таблица 1

Доля предприятий МСП в ВВП %

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

2019*

2020*

2021*

2022*

2023*

2024*

Доля предприятий МСП в ВВП %

19

19,9

21,6

21,9

20,2

22,9

23,5

25

27,5

30

32,5

* Составлено авторами по данным национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

 

Следует отметить, что Правительство РФ ставит амбициозные цели относительно доли малого бизнеса в ВВП. Однако, ситуация складывается таким образом, что достижение этих целей в ближайшее время недостижимо без переустройства экономической системы.

Однако 31 декабря 2019 г. ВОЗ была проинформирована об обнаружении случаев пневмонии, вызванной неизвестным возбудителем. Ситуация распространялась столь стремительно, что 11 марта 2020 г. эпидемия была признана пандемией. Столь скорое развитие ситуации ввергло весь мир в самоизоляцию. По оценкам Всемирного банка, падение мировой экономики приведет к тому, что за чертой бедности окажутся около 60 млн чел. по всему миру. По оценкам МОТ, работу потеряют 1,5 млрд чел.

Экономика РФ в полной мере ощутила на себе сильное негативное влияние внешних факторов, среди коих можно назвать цены на нефть. Курс рубля и экономика РФ в целом зависима от цен на нефть. На цену нефти повлияли политические факторы и снижение спроса в условиях пандемии.

С января по март 2020 г. курс рубля по отношению к доллару сохранял относительную устойчивость. В марте 2020 г. произошел резкий скачок курса рубля по отношению к доллару США. 4 марта 2020 г. курс рубля к доллару США составлял 66,44 руб. за 1 доллар США. 13 марта 2020 г. – 74,02 руб., 24 марта 2020 г. – 80,88 руб.

Несмотря на заявления некоторых представителей власти о том, что российский рубль не зависит от цен на нефть, можно проследить тот факт, что 4 марта 2020 г. цена за баррель нефти марки Brent составляла 51,13 долл. США, 13 марта 2020 – 35,44 долл. США, 23 марта 2020 г. – 29,82, 31 марта 2020 г. – 26,35 (рис. 1).

Проведение сравнительного анализа поступлений нефтегазовых доходов в бюджет РФ накопленным эффектом показывает, что в марте 2020 г. было резкое снижение поступлений в бюджет от нефтегазовых доходов (по оценочным данным на апрель 2020 г.). В марте 2020 г. в бюджет РФ поступило нефтегазовых доходов на сумму 745,6 млрд руб. За аналогичный период 2019 г. данный показатель составил – 1993,4 млрд руб. Нефтегазовые доходы бюджета РФ в марте 2020 г. оказались ниже в 2,6 раза, чем в марте 2019 г.

В ходе последних событий, в условиях приостановки функционирования многих отраслей экономики РФ, Правительство РФ взяло на себя дополнительные обязательства. Среди них можно выделить дополнительные выплаты медицинским работникам, пособия на детей от 3 до 15 лет, вывоз российских граждан из-за рубежа и т.д. Данные меры окажут существенное давление на бюджет РФ, что приведет к увеличению дефицита бюджета РФ. К примеру, на обеспечение единовременных выплат на детей в возрасте от трех до 16 лет выделили 197,2 млрд руб., помощь получат не менее 19 млн детей. 24,9 млрд руб. направлены в ПФР для обеспечения ежемесячных выплат на детей в возрасте до трех лет. Размер выплаты на ребенка составит 5 тыс. руб. Помощь получат почти 1,6 млн детей.

В целом, меры государства по поддержке населения можно считать оправданными. В РФ значительная часть населения находится за чертой бедности. Однако, ликвидация бедности и достижение целей устойчивого развития невозможно исключительно «раздачей» денег.

По данным на 29.04.2020 г. численность населения находящихся за чертой бедности в РФ составила 18,1 млн чел (2019 г.) или 12,3%. В табл. 2 отображена динамика численности населения, находящихся за чертой бедности с 2013 по 2019 г.

 

Таблица 2

Численность населения, находящихся за чертой бедности в 2013−2019 гг. [3]

 

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

Дефицит денежного дохода:

Величина прожиточного минимума, руб. в мес.

млн чел.

в процентах от общей численности населения

млрд руб.

в процентах от общего объема денежных доходов населения

2013

15,5

10,8

417,1

0,9

7306

2014

16,3

11,3

482,7

1,0

8050

2015

19,6

13,4

701,7

1,3

9701

2016

19,4

13,2

701,8

1,3

9828

2017

18,9

12,9

702,5

1,3

10088

2018

18,4

12,6

699,0

1,2

10287

2019

18,1

12,3

721,6

1,2

10890

 

Как следует из данных табл. 2, значительный рост бедности был зафиксирован в 2015 г., когда рост численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по сравнению с 2014 г. составил 83,16%. До 2019 г. ситуация с бедностью в России была относительно стабильна, и даже наблюдалось ее незначительное снижение. Однако, в условиях пандемии следует ожидать значительного роста численности населения, находящегося за чертой бедности. Это обусловлено общей тенденцией падения ВВП, снижения реальных доходов населения и роста безработицы.

Так же в сложившейся ситуации многие эксперты сходятся во мнении, что совокупность таких факторов, как падение цен на нефть и пандемия оказывают существенное давление на экономику РФ. Эксперты оценили падение номинального ВВП РФ в апреле 2020 г. (на 28% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.).

Если говорить о малом бизнесе, то ситуация в большей степени негативная.

Как следует из данных рис. 6, с 2017 по 2019 г. наблюдается снижение численности занятых в малом бизнесе. По состоянию на 2019 г. этот показатель составил – 11 695 666 чел. По итогам 2020 г., вероятно, показатель будет гораздо ниже в связи с ситуацией с COVID-19.

Еще один аспект, который негативно сказывается на перспективах достижения целей устойчивого развития, является уровень налоговой нагрузки на экономику.

Сравнительный анализ налоговой нагрузки на экономику в странах Евразийского экономического союза (% налоговых доходов к ВВП) в период с 2011 по 2017 г. представлен в табл. 3.

Таблица 3

Налоговая нагрузка на экономику в странах Евразийского экономического союза (% налоговых доходов к ВВП) [7]

Страна

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Россия

34,60

34,38

33,42

33,80

31,77

32,80

33,28

Средняя по ЕАЭС (кроме России)

29,82

30,31

30,31

30,04

28,75

28,77

29,83

Армения

22,09

20,92

22,20

22,05

21,49

21,36

21,20

Беларусь

37,49

39,25

39,83

38,93

41,28

42,45

41,71

Казахстан

27,05

26,34

24,75

23,74

16,61

16,56

18,60

Киргизия

32,66

34,72

34,45

35,45

35,62

34,69

37,79

(Составлена авторами)

Как видно из табл., налоговая нагрузка на экономику РФ весьма значительна, что негативно влияет на развитие предпринимательства в РФ.

К сожалению, эти тенденции не добавляют уверенности в достижении целей устойчивого развития до 2030 г. и тем более в достижении уровня участия малого бизнеса в ВВП, запланированного Правительством РФ (2024 г. – 32,5%).

Исходя из отсутствия у государства достаточных финансовых возможностей для увеличения объемов производства посредством госзаказа для предпринимательского сектора, представляется, что устойчивый рост национальной экономики может быть достигнут в рамках следующей цепочки (рис. 7).

Обсуждение результатов и выводы

Таким образом, проведенные исследования показывают, что основные проблемы развития предпринимательства, как инструмента достижения целей устойчивого развития национальной экономики связаны:

− с сохраняющейся привязкой экономики к экспорту нефти;

− с отсутствием резервов предоставления рабочих мест (возможностей дополнительных заказов со стороны государства);

− с высоким уровнем налоговой нагрузки на бизнес (в межстрановом сравнении).

В условиях отсутствия у государства финансовых возможностей для увеличения объемов производства наиболее рациональным, на наш взгляд, инструментом развития предпринимательства является значимое снижение налогового бремени (возможно временное – на несколько лет), в первую очередь на малый и средний бизнес. Такой ход со стороны государства обеспечит устойчивый рост национальной экономики в рамках следующей цепочки: «снижение налогового бремени − рост предпринимательской уверенности – увеличение числа хозяйствующих субъектов (юридических лиц) и их территориально обособленных подразделений – рост числа рабочих мест (сокращение безработицы) − увеличение налоговых поступлений в бюджет − наращивание возможностей государства по обеспечению устойчивого экономического роста».

 

Список литературы

1. Банк России. Годовой отчет за 2019 год https://cbr.ru

2. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. − Москва: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. − 298 с.

3. https://www.fedstat.ru/indicator/59206

4. https://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/demo-org.htm

5. https://www.fedstat.ru/indicator/42986

6. https://www.fedstat.ru/indicator/43062

7. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308390

8. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и цели в области устойчивого развития. Семьдесят вторая сессия ООН. Рим, 26-28 сентября 2018 года. CCP 18/8

9. Докукина А.А., Пухова Е.К. Методы и инструменты устойчивого развития предприятий. // Человеческий капитал и профессиональное образование. − №2 (9). − 2014. − С. 77−82.

10. Завьялова Е.Б., Старикова Е.А. Современные тенденции участия бизнеса в реализации социально-ориентированных целей устойчивого развития. // Право и управление. XXI Век. − №3(48). - 2018. − С. 107−120.

11. Ковшун Н.Э. Роль предпринимательства в обеспечении устойчивого развития. // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. − № 2(15). - 2015. − С. 305−311.

12. Анищенко Л.И. Главные аспекты и инструменты достижения устойчивого развития. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. − №1(73). - 2015. − С. 28.

13. Прокопец, Т.Н. Предпринимательство как один из факторов развития национальной экономики / Т.Н. Прокопец. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2010. - № 12 (23). - Т. 1. - С. 110-112.

14. Методика расчета показателя "Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Российской Федерации" утверждена приказом Росстата от 29.12.2018 года №793.

15. Тебекин А.В. О глубине кризиса 2020-го года для мировой и национальной экономики и путях выхода из него. // Журнал экономических исследований. − 2020. − Т. 6. − №2. - С. 52−71.

Войти или Создать
* Забыли пароль?