РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АВИАЦИОННОГО ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Подготовка будущих летчиков в условиях возрастающих требований к военно-профессиональной деятельности невозможна без систематической и целенаправленной работы по развитию у них военно-профессиональной направленности, позитивной мотивации к будущей профессии, формирования профессионально важных качеств личности. В связи с чем в работе рассматривается проблема развития военно-профессиональной направленности курсантов авиационного вуза, и предлагаются способы и методы развития у них мотивации к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности. Авторами приводятся результаты проведенного исследования мотивационной направленности курсантов на летную и военно-профессиональную деятельность и представляются определенные выводы и рекомендации руководящему и профессорско-преподавательскому составу авиационных вузов по развитию военно-профессиональной направленности у обучающихся.

Ключевые слова:
военно-профессиональная направленность, развитие военно-профессиональной направленности, мотивация, курсант, образовательное пространство, авиационный вуз, профессорско-преподавательский состав
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Модернизация высшего профессионального образования в РФ, детерминированная его присоединением к общеевропейскому Болонскому процессу, своей главной целью определяет формирование личности, обладающей широким спектром профессиональных компетенций, развитым критическим мышлением, высоким чувством ответственности, значительным уровнем мотивации к расширению своих знаний, умений и навыков [1, с. 92].

Что касаемо мотивации (от лат. movere – побуждение к действию), то это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность субъекта деятельно удовлетворять свои потребности [4]. Можно сказать, что чем выше желание человека (его мотивация) выполнить задачу, тем лучше он использует имеющиеся возможности и применяет свои способности.

Термином мотивация могут обозначаться две группы явлений: индивидуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается термином «мотивирование» или «внешнестимулируемая», внешнеорганизованная мотивация. Мотивация к профессиональной деятельности имеет большое значение при подготовке специалистов всех профессий. Особенно это важно представителям экстремальных профессий, таких как летчик, так как от представителей этих специальностей требуется много эмоциональной и физической отдачи, готовность рискнуть и пожертвовать своей жизнью, а это трудно сделать человеку, которому изначально не нравится то, чем он занимается.

Именно развитие у курсантов мотивации к обучению или как её ещё называют «направленности» является одной из основных задач руководящего и профессорско-преподавательского состава военного авиационного вуза. К явлению направленности личности впервые обратился С.Л. Рубинштейн, представляя ее как «совокупность динамических тенденций, выражающих социальные потребности, систему мотивов и задач, которые ставит перед собой человек» [13].

Ряд ученых, таких как Л.Ф. Железняк [5], А.Ф. Иоаниди [8], А.Н. Лосев [9], М.Ю. Петрова [11] рассматривают направленность как ведущее личностное образование, являющееся индикатором отношения специалиста к функциональным обязанностям в соответствии с предоставленными профессиональными полномочиями, выполнению профессионального долга.

Существует достаточно большое разнообразие трактовок понятия направленности личности, но большинство ученых сходятся во мнении, что данное свойство личности обеспечивает ориентацию деятельности специалиста в направлении ее эффективности и выступает условием профессионально-личностной успешности и саморазвития.

Направленность включает такие свойства личности, как мировоззрение (система взглядов на природу, общество и человеческое мышление), убежденность (вера в принципы и идеалы, которым следует человек в жизни), интересы (избирательное отношение личности к событиям, явлениям и профессии), идеалы (потребность подражать или следовать примерам, принятым за образец поведения), уровень притязаний (то, какие цели трудные или легкие выбирает человек, какое положение он стремится занять в обществе и жизни), идейные и практические установки, стремления, намерения.

Целесообразно различать общую направленность (стержневые социально-нравственные особенности каждого человека) и специальную (для летчика это сила стремления в авиацию, к полетам).

По мнению авторов, направленность − это сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность субъекта, и избирательность его социальных отношений.

Если направленность личности взять за целое, то в ее структуру в их иерархической связи войдут ее свойства, высшими из которых будут убеждения. Но все свойства направленности личности, начиная с желаний, вместе с тем могут становиться мотивами деятельности. Изучая личность курсанта, важно знать не только «чего он хочет?», но и «почему он это хочет?».

 В направленности личности летчика надо различать следующие ее качества: уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность (рис. 1).

Под уровнем направленности понимается общественная значимость целей деятельности субъекта. Только общественно значимые цели могут обеспечить высокий уровень направленности, т.е. идейность личности. Деятельность летчика определяется самой высокой целью-защитой суверенитета и целостной независимости своего государства.

Говоря о широте направленности, следует предостеречь как от ее сужения (например, только научиться летать), так и излишнего расширения (опасность дилетантства).

Интенсивность направленности связана с эмоциональной ее окраской, колеблясь от смутных влечений через осознанные и активные желания до полной убежденности.

Важным для летного состава является то, чтобы направленность личности была устойчивой и действенной. Устойчивость направленности определяется ее протяженностью во времени. Необходима последовательная целенаправленная реализация в деятельности направленности, ее действенность.

В основе направленности личности лежат ее потребности, т.е. отражение сознанием нужды человека в чем-либо. Нужда − это объективное явление нарушения равновесия между организмом, личностью или группой, с одной стороны, и средой или обществом с другой. Потребности как психическое явление нельзя отождествлять с объективной нуждой.

Потребности индивида бывают биологические (в еде, воздухе для дыхания, воде, тепле и т.д.) и духовные (интеллектуальные, моральные и эстетические). Формирование положительных потребностей осуществляется через формирование соответствующих привычек. Привычка − это действие, выполнение которого стало потребностью. Она формируется на основе сочетаний действий с положительной эмоцией.

Проявление потребностей и их удовлетворение всегда тесно связано с эмоциями. Их выраженность проявляется и в иерархии форм направленности: от смутных влечений до четко осознанных убеждений. Убеждение − наивысшая форма направленности, обобщающая мировоззрение с эмоционально окрашенным стремлением осуществлять входящие в него идеи на практике, бороться за них. Убеждение личности − это высший иерархический уровень ее направленности, в психологическую структуру которого входит не только содержание мировоззрения, но и стремление осуществлять его на практике (т.е. не только мышление, память, но и воля). В структуру убеждения входят интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты, проявляющиеся в поступках.

Наиболее ярко направленность личности характеризуют ее интересы. Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Интересы курсантов весьма разнообразны, их можно классифицировать по ряду признаков. Так, в зависимости от интереса к содержанию, объектам, предметам или сферам деятельности выделяют общественные, военно-профессиональные и бытовые интересы [14, с. 187].

С понятием общей направленности личности связано понятие «военно-профессиональная направленность», под которым автор понимает избирательное отношение к профессии военнослужащего, ответственное отношение будущего офицера к выполнению своих служебных обязанностей. Военно-профессиональная направленностьсложное, интегративное личностное образование, включающее преобладающие мотивы, жизненные цели, идеалы, потребности, убеждения, интересы, склонности и ценностные ориентации, проявляемые как положительное отношение к военно-профессиональной деятельности, активное стремление к овладению военной профессией и совершенствованию в ней [7, с. 78‑79].

Достижение необходимого уровня военно-профессиональной направленности личности курсантов выражается в превращении задач служебной деятельности в лично значимые для курсантов цели; устойчивости интереса к военной профессии; удовлетворенности выбором военной профессии; достаточно высоких результатах учебно-профессиональной и служебной деятельности и др. [6].

Среди причин, обуславливающих важность развития профессиональной направленности курсантов, необходимо выделить две наиболее существенные. Во-первых, профессиональная направленность является важным компонентом в структуре профессии летчика, без нее не подготовить высококлассного профессионала. Она является той базой, на основе которой происходит развитие профессиональной подготовленности и профессиональных способностей. Во-вторых, профессиональная направленность является ведущим фактором, воздействующим на формирование компетенций и личностных профессионально важных качеств будущего специалиста авиационного профиля, таких как смелость, решительность, настойчивость, честность, чувство долга, порядочность и профессиональная ответственность [10]. Сформированная профессиональная ответственность способствует обеспечению профессиональной и личностной надежности военного специалиста при возникновении нестандартных, неопределенных и стрессогенных ситуаций, готовности отвечать за принимаемые решения в целях повышения эффективности летной деятельности [3, с. 46].

Военно-профессиональная направленность занимает особое место в структуре личности летчика и трудно переоценить её роль в формировании и развитии профессионально значимых свойств личности будущего офицера. Она включает интерес к военной профессии, призвание, профессиональные ожидания и намерения, склонности и способности к летному труду [14, с. 187].

Военно-профессиональная направленность формируется и развивается в процессе подготовки будущих летчиков. Основными компонентами, направленными на формирование и развитие такой подготовки, являются:

  • военно-профессиональная мотивация, высокие моральные качества, соответствующие потребности, цели, интересы, установки на военную службу;
  • военно-профессиональные знания, навыки, умения и положительные привычки;
  • профессионально-важные психические процессы, необходимые в ходе летного труда;
  • эмоционально-волевая устойчивость;
  • выдержка, дисциплинированность, стойкость, способность беспрекословно подчиняться командирам и начальникам;
  •  хорошая физическая подготовка.

Особое место в процессе обучения курсантов занимает личность преподавателя, его педагогическое мастерство, представляющее собой синтез профессионально-педагогических знаний, умений, навыков и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи.  При этом педагог должен владеть достаточными знаниями в области психологии и педагогики, чтобы понимать особенности личности курсанта, быть примером военной выправки для обучающихся, а также заниматься их развитием и воспитанием [2, с. 61].

Труд преподавателя требует, опираясь на знание науки и практического опыта, найти и сконструировать соответствующий учебный материал; логически структурно и выразительно его изложить, используя при необходимости различные пособия и технические средства; организовать овладение материалом; установить правильные взаимоотношения с курсантами; вызывать у них желание самостоятельно приобретать знания и умения; оказывать на обучающихся нравственное воздействие; направлять их повседневную учебу и служебную деятельность. Успех в этом направлении невозможен без постоянной сосредоточенности, непрерывных поисков новой информации, эффективных средств обучения и воспитания. Это огромный творческий труд, требующий волевых усилий, который сложно переоценить.

Профессиональную ориентированность образовательной среды обеспечивают: отвечающие современным требованиям, а также потребностям личности обучающихся, ориентированные на развитие профессиональной направленности личности будущих офицеров содержание целостного образовательного процесса, характер учебно-профессиональной деятельности курсантов, используемые формы и методы обучения и воспитания, взаимодействие между преподавателями, командирами структурных подразделений и курсантами [6].

Руководящему и профессорско-преподавательскому составу необходимо применять всё возможное разнообразие психологических и педагогических приемов для развития военно-профессиональной направленности курсантов и ни в коем случае не допускать её снижения. Так, знаменитый военный психолог В.А. Пономаренко [12] рассматривает снижение мотивации на летную работу, как один из основных опасных факторов, угрожающих жизни летных экипажей и пассажиров. Он пишет, что наблюдается снижение мотивации на летную работу у 40−60% летного состава. За этим закономерно следует боязнь и неуверенность в полете, снижение активности летчика. За этим может последовать притупление бдительности и уменьшение потребности к росту профессионального мастерства. Возникающая у части летного состава моральная апатия, духовная «растерзанность», как правило, связана с размыванием целей воинской службы. Вышесказанное относится, в первую очередь, к действующим летчикам. Но корни этой ситуации следует искать в самом начале летной деятельности, т.е. на уровне отбора и подготовки курсантов, будущих летчиков. Одной из составляющих личности летчика-профессионала должна быть высокая или средняя мотивация к военно-профессиональной деятельности. Уровень мотивации можно повышать или формировать ее, если организовать систему действий по активизации мотивов каждого курсанта. Для организации такой программы требуются серьезные и глубокие изменения самой системы военного образования. В государственном масштабе необходимо проводить пропаганду, поднимать престиж армии вообще и воздушно-космических сил в частности. С помощью такой программы будет возможно у большинства поступивших в вуз абитуриентов сформировать устойчивую, долгосрочную мотивацию к летной деятельности. Для организации такой программы потребуется длительное время. Но если взяться за проблему с другой стороны, можно попытаться добиться положительных сдвигов раньше. Если существующая на данный момент система образования и воспитания летчиков не может качественно и на долгий срок «мотивировать» курсанта на профессиональную деятельность, возникает необходимость определять уровень мотивации у абитуриента, и учитывать его при профессиональном психологическом отборе при поступлении, т.е. рассматривать мотивацию как систему мотивов конкретного индивида.

Если поступивший абитуриент имеет низкую мотивацию к военно-профессиональной деятельности или она отсутствует вообще, то от него нельзя ожидать успешности в учебе, дисциплины, а закончив училище он, скорее всего, не станет работать по профессии.

На сегодняшний день повышается число поступающих с III группой профессиональной пригодности, т.е. часть из поступивших курсантов имеют низкие показатели профессионально важных качеств (личностных и интеллектуальных), и они играют роль своеобразного «балласта», рассчитанного на будущие отчисления по разным причинам: нежелание, медицинские показания, недисциплинированность.

Проводя качественный профессионально-психологический отбор, можно сократить число этого «балласта» до минимума. В частности, отбирать из среды абитуриентов тех, кто имеет средний и высокий уровень мотивационной направленности на летную и военно-профессиональную деятельность. Это поможет уменьшить группу курсантов, отчисляющихся «по нежеланию». Если при этом еще будет возможность убедиться в том, что абитуриент осознанно делает выбор, то сократится число отчисляющихся «по недисциплинированности». «Страховочный балласт» будет в основном из расчета на отчисление по медицинским показаниям.

Для того чтобы определить картину на настоящий момент, было проведено исследование мотивационной направленности на летную и военно-профессиональную деятельность у курсантов 1 курса Краснодарского ВВАУЛ (из числа поступивших абитуриентов). Исследование проводилось с помощью проективной методики, разработанной автором. Возраст обследуемых 17−18 лет. Общее число обследуемых 326 чел. В результате проведенного исследования, были получены следующие результаты: мотивация на летную деятельность отсутствует и слабо выражена - 44%. Средний уровень мотивации на летную деятельность - 32%. Высокий уровень мотивации на летную деятельность - 24%. Направленность на военную сферу низкая и отсутствует совсем - 47%. Средняя мотивационная направленность на военную сферу - 34,5%. Высокая мотивационная направленность на военную службу - 18,5%.

Как видно из представленных результатов, процент направленности на летную деятельность выше, чем на военно-профессиональную, причем велик процент отсутствия мотивации к военной службе. В связи с этим можно предположить, что часть поступивших не осознают четко специфику данного учебного заведения, состоящую в том, что это авиационный вуз, который готовит в первую очередь офицеров, военных летчиков. Следовательно, курсанты, из числа поступивших абитуриентов, не готовые к несению военной службы, попадают в группу риска быть отчисленными «по нежеланию», так как обстановка армейской жизни отрицательно влияет на данную группу молодых людей. Они плохо адаптируются, наблюдается нервно-психическая неустойчивость, сложности в налаживании контактов в коллективе.

В эту же группу попадают курсанты с отсутствием и низкой мотивацией на летную деятельность. Они, как правило, ориентированы на получение высшего образования, денежного пособия и т.д., т.е. озабочены индивидуально-личностными мотивами. Такие курсанты, не отягощенные широкими социальными мотивами (любовь к авиации, увлеченность техникой, чувство воинского долга), имеют риск оказаться в изоляции, впасть в депрессивное состояние, как правило, имеют нервно-психическую неустойчивость, что может повысить агрессивные и аутоагрессивные тенденции. У этой категории курсантов повышается риск быть отчисленными «по неуспеваемости».

Курсанты, поступающие со средним уровнем мотивации к летной деятельности, менее подвержены попаданию в группу отчисляющихся по «нежеланию», хотя среди них довольно много не определившихся окончательно с выбором (такие, как правило, отчисляются в первом семестре обучения).

Поступившие курсанты, имеющие высокий уровень мотивации к летной деятельности, значительно реже попадают в число отчисляющихся «по нежеланию». Как правило, у них высокая мотивационная направленность на военно-профессиональную деятельность, увлеченность авиацией, традициями, идейность, чувство воинского товарищества, помогающие им преодолеть возможные трудности.

Анализируя ситуацию, которая существует на данный момент, можно констатировать, что имеется ряд методов, применяя которые можно добиться изменений в лучшую сторону в деле воспитания курсантов:

  • профориентационная работа с молодежью должна проводиться в масштабе государства. Желательно, чтобы работу с абитуриентами проводили в военкомате на предмет выявления направленности и готовности к армии вообще;
  • внедрение валидного и достоверного инструментария выявления мотивации;
  • более тщательное и качественное проведение отбора в авиационные вузы. В частности, отбор абитуриентов с высокой и средней военно-профессиональной направленностью;
  • система обучения и воспитания должна формировать устойчивую и долговременную мотивацию на профессиональную деятельность. Это включает и проведение психологических тренингов и педагогических бесед, показ фильмов летной и военной тематики. Формирование у курсантов «образа героя», используя примеры заслуженных боевых летчиков, боевых офицеров, героев СССР и России.

В заключение необходимо отметить, что подготовка курсантов к военно-профессиональной деятельности не ограничивается формированием системы знаний, умений и навыков, необходимых профессионально важных качеств, а ставит задачу постоянного накопления опыта самостоятельного, творческого решения военно-профессиональных задач, постоянного повышения уровня познавательной и организационной самостоятельности в учебной деятельности, а также в процессе самообразования, самовоспитания и саморазвития. При этом одним из наиболее значимых направлений в воспитании будущего летчика следует признать формирование и развитие устойчивой и действенной военно-профессиональной направленности. В последующем высокий уровень развития военно-профессиональной направленности молодых офицеров проявится в успешности их профессионального становления по должностному предназначению, добросовестной службе, высоких морально-нравственных качествах, стремлении к профессиональному мастерству.

Список литературы

1. Дмитренко А.Ю. Воспитательная работа куратора учебной группы по формированию профессиональной ответственности у курсантов летного вуза: сб. науч. статей по материалам международного форума «Гуманизация образовательного пространства».  Саратов, 2019.  С. 92-97.

2. Дмитренко А.Ю. Особенности подготовки педагогических кадров для военных учебных заведений: сб. науч. статей по материалам международного форума «Гуманизация образовательного пространства».  Саратов, 2018.  С. 59-62.

3. Дмитренко А.Ю. Профилактика стрессоустойчивости как важного компонента профессиональной ответственности военного летчика: коллективная монография. Стресс и эмоциональное выгорание: методы профилактики.  Ульяновск: научное издательство «ЗЕБРА», 2019.  С. 46 55.

4. Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е / под редакцией С.А. Кузнецова. Санкт-Петербург, 1998.  231 с.

5. Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера.  Москва: ВПА, 1979.  64 с.

6. Иоаниди А.Ф. К вопросу развития военно-профессиональной направленности курсантов военных вузов // Интернет-журнал «Мир науки».  2016.  Том 4. № 3.  С. 1-9.

7. Иоаниди А.Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза: монография.  Омск: Омское книжное издательство, 2013.  215 с.

8. Иоаниди А.Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов младших курсов военно-инженерного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук.  Омск, 2008.  24 с.

9. Лосев А.Н. Формирование военно-профессиональной направленности будущих офицеров: автореф. дис. … канд. пед. наук.  Елец, 2004.  27 с.

10. Нагаев И.Б. Развитие военно-профессиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии: монография.  Омск: ОТИИ, 2007.  240 с.

11. Петрова М.Ю. Социально-психологические особенности развития военно-профессиональной направленности курсантов: автореф. дис. … канд. псих. наук.  Москва: ВА РВСН имени Петра Великого, 2007.  24 с.

12. Пономаренко В.А. «Страна Авиация - черное и белое».  Москва: Наука, 1995.  287 с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.  Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2000.  592 с.

14. Скобочкин В.И. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза // Международный студенческий научный вестник.  2015.  № 5.  С. 186 188.

Войти или Создать
* Забыли пароль?