Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Автор исследует вопросы развития информационной культуры студентов педагогического колледжа, мультимедийные технологии, как перспективное направление информатизации учебного процесса.
мультимедиа-технологии, информационная культура, образовательные задачи, информационные технологии, деятельностный подход, требования к организации работы
Достижения общества в области новых информационных технологий диктуют современным студентам необходимость повышения уровня информационной культуры. Постоянно возрастающая конкуренция рынка труда требует от будущих специалистов умений грамотно использовать информационные ресурсы в своей профессиональной деятельности. В современном обществе происходит осознание необходимости формирования информационной культуры конкурентоспособных специалистов.
Информационная культура, как «особый феномен информационного общества», рассматривается в различных плоскостях, в зависимости от объекта изучения. В понимании С.В. Федоровой информационная культура студента трактуется, как: «знание информационно-коммуникационных технологий, умение применять их в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности и рационально организовывать работу по использованию этих технологий» [5, с. 135].
Н.М. Розенберг рассматривает информационную культуру личности в контексте содержания общего образования, начиная с дошкольного, младшего школьного возраста, и заканчивая общим средним и профессиональным образованием. Особое внимание автор уделяет проблемам педагогической теории и практики, поиску организационных форм и методик в условиях новых информационных технологий [3]. В общем смысле, информационная культура представляет собой этичное использование информации, умение применять её для принятия решений, умение ее обрабатывать и представлять, умение оценивать свойства и характеристики информации, знание закономерностей процессов, происходящих в информационной среде.
Обучая будущих специалистов информационным технологиям и развивая их представления о фундаментальных свойствах информационных процессов, педагогу важно ориентировать их на ценностные установки и на важность принятия информационно-обоснованных решений. К достижению этих целей ведет ряд следующих образовательных задач:
− овладение обучающимися основополагающими и фундаментальными представлениями в области информатики, знаниями об информационных процессах;
− сформированность представлений о функционировании систем различной природы;
− сформированность представлений о роли информационных технологий в информационном обществе;
− развитие операционного и алгоритмического мышления;
− овладение способами выбора оптимальных решений;
− подготовка к использованию информационных и компьютерных технологий;
− сформированность представлений об информационной грамотности и информационной культуре;
− сформированность личностного самоопределения.
Информационная компетентность ориентируется на модернизацию российской системы образования, поэтому, закончившему педагогический колледж специалисту важно постоянно повышать свою квалификацию, использовать в своей деятельности новые программные средства, изучать новое содержание образовательной деятельности и новые формы организации образовательного процесса.
При формировании информационной культуры студентов педагогического колледжа важно учитывать следующие критерии:
− умение будущего специалиста адекватно формулировать свои потребности в информации;
− умение обосновывать качество информационного продукта, определять его достоинства и недостатки;
− в информационных ресурсах отделять главное от второстепенного;
− нацеленность на эффективность поиска нужной информации;
− умение представлять, обобщать, структурировать, синтезировать и систематизировать информацию;
− умение создавать информационный продукт;
− умение создавать и сопровождать информационные и поисковые системы;
− коммуникативную компетентность;
− компьютерную грамотность.
К основным видам информационной деятельности студентов специалисты относят следующие: получение и сбор информации, использование, распределение и хранение информации. Так же важно учитывать системную организацию самого процесса: наличие в педагогическом колледже современных условий информатизации пространства образовательной среды в сочетании с учетом направлений профессиональной деятельности обучающихся и планированием процессов реализации личностных факторов.
Для реализации процесса формирования информационной культуры целесообразно использовать деятельностный подход. По мнению В.П. Сухова «деятельностный подход - это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности ученика. Деятельностные способности формируются у учащегося лишь тогда, когда он включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность» [5]. Применительно к такому подходу мультимедийное обучение связано с культурным опытом, компьютерной грамотностью, компьютерной образованностью, информационной компетентностью и информационной культурой обучаемых. Эффективное обучение студентов педагогического колледжа предполагает использование таких приёмов и методов организации учебной деятельности, которые способствуют формированию у них информационной культуры. В этой связи, одним из перспективных направлений информатизации учебного процесса является мультимедийная технология. Значимость мультимедиа-технологий обусловлена тем, что они позволяют сделать процесс обучения более продуктивным за счет вовлечения в процесс восприятия учебной информации чувственных компонентов обучаемых. «Технология мультимедиа – особый вид компьютерной технологии, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую – речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.» [1]. Обладая мощными распределенными образовательными ресурсами, эта технология обеспечивает формирование ключевых информационных компетенций. Организация обучения на базе мультимедиа-технологии осуществляется на следующих методических особенностях:
1. Мультимедийные презентации, проекторы, уроки с демонстрацией видеозаписей, автоматизированные обучающие системы, резидентные справочники.
2. Закрепление отдельного компьютера за конкретным обучаемым с личной папкой, названием группы и данными конкретного пользователя.
3. Применение индивидуального подхода с использованием банка многоуровневых заданий и индивидуализированных обучающих программ.
4. Проведение учебных, деловых игр с задачами на реальные жизненные ситуации, которые могут встретиться выпускникам в будущей профессиональной деятельности.
5. Использование метода проектов, ориентированного на принципы последовательности и преемственности.
6. Изучение целостности изложения всего материала.
7. Осуществление принципов мотивации познания, системно-информационного анализа и разностороннего восприятия.
8. Использование проблемного метода обучения, предусматривающего работу с таблицами, документами, базами данных (и их разработку).
По сравнению с традиционным обучением, возможности применения мультимедийных технологий в образовательном процессе обладают следующим рядом преимуществ: можно использовать цветную анимацию, графику, гипертекст, звуковое сопровождение; появилась возможность регулярно обновлять учебные материалы, размещать интерактивные элементы, использовать гиперссылки, литературу с образовательных сайтов и электронных библиотек.
К мультимедийному программному обеспечению относят тренировочные, обучающие и контролирующие системы; инструментальные средства познавательного и универсального характера; микромиры; моделирующие программы; системы для поиска информации. В этой связи, В.С. Зайцев определяет мультимедиа, как: «… комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды» [1].
При формировании информационной культуры студентов для эффективного усвоения учебного материала выделяются способы мотивации. Первое − это использование в учебном процессе электронных учебников, позволяющих регулярно обновлять и дополнять актуальность и новизну содержания. Второе − использование наглядности (графики и видео), позволяющих стимулировать интерес к изучаемой проблеме. Третье − применение ассоциаций, аналогий, сравнений. Четвертое − включение в учебный процесс произведений искусства и литературы с картинами и фотографиями, что позволяет «оживить» фактический материал и сделать его интересным. Пятое − это использование деятельностных форм и методов обучения (деловые игры, проблемный метод, обучение через исследования и открытия). Шестое − представление электронного материала в гипертекстовом формате, что способствует разделению учебного материала на логические цепочки и позволяет его структурировать. По сравнению с традиционными методиками обучения, мультимедийные технологии обладают рядом преимуществ и отличаются тем, что позволяют создавать различные информационные продукты, способствуют установлению личностных и производственных контактов, достижению более глубокого понимания проблем, стоящих перед личностью в освоении информации.
При проведении занятий с использованием мультимедиа-технологий важно соблюдать следующие требования к организации работы: подготовка лекционного материала и практических заданий, нормирование продолжительности работы, создание комфортного информационного пространства, определение оптимального количества участников образовательного процесса, прогнозирование дальнейшей деятельности.
Таким образом, мультимедийные технологии выступают эффективным средством формирования информационной культуры студентов, если реализуется комплексное применение мультимедиа как образовательной среды, если мультимедийная среда представляет собой программно-методический комплекс, сочетающий в себе справочные, дидактические и контролирующие функции; если мультимедиа-технологии используются в качестве средства, направленного на развитие личности обучающихся.
1. Зайцев В.С. Мультимедийные технологии в образовании современный дискурс В.С. Зайцев. Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А.Миллера». − 2018. − С. 4.
2. Проблемы школьного учебника: ХХ век: Итоги: Сборник [Текст] (под ред. Зуева Д.Д.) Москва: Просвещение, 2004. − 384 с.
3. Розенберг Н.М. Проблемы измерений в дидактике [Текст]/ Н. М. Розенберг. Киев, 1979. − 175 с.
4. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников [Текст] В.П. Сухов.- Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. − 155 с.
5. Федорова С.В. Формирование информационной культуры школьников в процессе применения информационно-коммуникационных технологий (в учреждениях дополнительного образования) Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность [Текст] Отв. ред. О.А. Лапина, Л.А. Иванова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. лингв. ун-та, 2008. − С. 135−139.