с 01.01.2005 по 01.01.2019
Зерноград, Ростовская область, Россия
В статье представлен опыт по обучению написанию резюме студентов старших курсов вуза – будущих выпускников – в рамках курсов повышения квалификации в вузе. Резюме понимается как краткое письменное изложение биографических данных, характеризующих образовательную подготовку, профессиональную деятельность и личные качества человека, претендующего на ту или иную работу. Отмечается, что правильно написанное резюме – одно из условий успешного трудоустройства выпускника и его социальной защищённости в первые годы после окончания вуза. Приведены требования к резюме, касающиеся его структуры, со-держания и языкового оформления, а также образец резюме, соответствующий данным требованиям. Выделены такие важнейшие критерии успешности резюме, как стандартность, информативность, избирательность, точность, правильное оформление, грамотность. Обращено внимание на особенности резюме с точки зрения психологии, поскольку этот текст выступает как способ воздействия претендента на работодателя ещё до личного знакомства с ним, как способ самопрезентации и саморекламы, представления претендентом своих лучших сторон. Представлен опыт организации в вузе специальных курсов для будущих выпускников, итогом занятий на которых станет издание лучших написанных студентами резюме в виде отдельной брошюры с дальнейшей её презентацией потенциальным работодателям. Отмечается, что в рамках курсов студентам должна быть оказана как техническая помощь по написанию резюме, так и психологическая – по подготовке к предстоящим им поискам работы.
резюме, обучение, трудоустройство, выпускник вуза, курсы повышения квалификации
При обучении в вузе на последнем курсе главной заботой выпускников становится дальнейшее трудоустройство. Поиск работы, предстоящий большинству из старшекурсников по получении диплома, пугает их как область неизвестного, как сфера, в которой главными станут новые ориентиры, отличающиеся от ставших привычными в течение обучения в вузе. В помощь будущим выпускникам в Азово-Черноморском инженерном институте в 2019−2020 учебном году организованы курсы «Психологические аспекты трудоустройства», в рамках которых одной из тем и одним из практических заданий стало написание резюме. Студентам были представлены теоретические основы темы, затем проведены практические занятия, а итогом стало написание резюме. Лучшие резюме предполагается издать отдельной брошюрой с целью организации знакомства с ними потенциальных работодателей на Дне открытых дверей в вузе и в рамках других мероприятий.
Резюме рассматривается исследователями в различных аспектах: психологическом [8], с точки зрения кадровой службы [7; 10; 15;], как инструмент самопрезентации [11], с точки зрения структуры и языкового оформления [6], типичных ошибок [9; 12], в сопоставительном плане, с учётом требований, существующих в разных странах [4; 14] и т.д. Т.В. Баранцева анализирует такую разновидность данного документа, как электронное резюме – «документ, присланный по почте» [2], однако в любом случае основа резюме – это текст, на составление которого и необходимо обратить основное внимание.
Целью настоящего исследования стал анализ опыта обучения будущих выпускников Азово-Черноморского инженерного института написанию резюме в рамках курсов повышения квалификации.
Существуют различные дефиниции резюме соискателя какой-то должности. Л.Г. Катанова и Т.А. Шмакова определяют его как «документ информационного характера, целью которого является изложение сведений об образовании и трудовой деятельности кандидата на вакантное место» [8, c. 275]. М.В. Баделина и Е.Ю. Орехова считают, что резюме – это «документ, позволяющий потенциальному работодателю или рекрутеру (человеку, занимающемуся подбором персонала) познакомиться с кандидатом на вакантную должность» [1, c. 116]. Информативно также определение И.В. Варзухиной: «Документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемой при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу» [3, c. 49]. Рабочим определением для нас стало следующее, сформулированное на основе анализа доступных источников: Резюме – краткое письменное изложение биографических данных, характеризующих образовательную подготовку, профессиональную деятельность и личные качества человека, претендующего на ту или иную работу.
В современных условиях резюме составляет человек, претендующий на хорошую, высокооплачиваемую работу в среднем сегменте производства и бизнеса. Именно такой сегмент интересует выпускников вуза, прежде всего. Хорошее резюме даёт преимущества при устройстве на работу. Резюме – текст-самореклама, цель которого – выигрышно представить себя и свою рабочую биографию. Это достаточно формализованный жанр, хотя допускается составление и оригинальных творческих резюме, успешность которых в аспекте повышения возможности трудоустройства является спорной [13]. Возможно, творческие резюме логичны для соискателей работы «с именем», для людей творческих профессий, в сфере же трудоустройства выпускников технического вуза они неуместны. В рамках курсов студентам было предложено составить формализованное резюме по образцу:
ПЕТРОВ ОЛЕГ МИХАЙЛОВИЧ
Фото |
Позиция: инженер-энергетик.
Желаемая начальная зарплата: 18 т.р.
Занятость: полный рабочий день.
Личные данные:
Дата рождения: 25 января 1997 г.
Возраст: 23 года.
Место рождения: г. Зерноград, Ростовской обл.
Семейное положение: не женат, детей нет.
Домашний адрес: Ростовская обл., г. Зерноград.
Домашний телефон: (8-86359) 38-9-17.
Мобильный телефон: 8-928-207-67-68.
E-mail: petrov-zern@mail.ru.
Адрес вуза: г. Зерноград, ул. Ленина, д. 21.
Рабочий телефон: (8-86359) 41-6-56 (деканат).
Образование:
Лицей г. Зернограда, 2004−2015, аттестат с отличием.
Азово-Черноморский инженерный институт, энергетический факультет, 4-й курс, очное отделение, сент. 2016 – настоящее время. Направление подготовки: 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника», профиль: «Электроснабжение», квалификация – бакалавр (год окончания – 2020).
Дополнительное образование:
Специализированная Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва высшей категории Зерноградского района, г. Зерноград, 2007−2013, футбол, кандидат в мастера спорта.
Служба в Вооружённых силах РФ:
Артиллерийские войска, июль 2015 – июль 2016, рядовой.
Опыт работы:
Зерноградский производственный участок Энергосбыт Ростовэнерго в г. Зернограде, электромонтёр, июль 2019 – август 2019.
Навыки:
ПК – пользователь Microsoft Word (Windows, DOS), Excel, русская машинопись 225 ударов в минуту.
Английский язык (средний уровень; чтение, перевод).
Вождение автомобиля, категория В, опыт вождения – 2 года.
Дополнительная информация:
Интересы: футбол, велоспорт, изучение иностранных языков.
Личные качества: коммуникабельный, находчивый, творческий, легко обучаемый, ответственный, исполнительный.
Вредные привычки: отсутствуют.
Мобильность: готов к командировкам; переезд обсуждается.
Прежде всего, студентам даётся информация о том, что резюме оформляется на одном листе А4 и рассылается по электронной почте. Это форма заочного знакомства работодателя с потенциальным работником, а по итогам анализа резюме работодатель выбирает претендентов для дальнейшего устного собеседования. Психологи отмечают, что «главные принципы составления резюме – подчеркнуть положительные, сильные моменты и сделать незаметными, насколько это возможно, отрицательные, слабые стороны» [8, c. 275].
Резюме – текст, отличающийся от автобиографии тем, что в нём не обязательно указывать абсолютно все сведения о себе, можно выбрать те, которые важны с точки зрения именно данного места работы. Кроме того, автобиография пишется как связный текст о себе, а для резюме «крайне не рекомендуется писать связанный текст, превращая резюме в сочинение» [2, c. 66]. В то же время, если даже принцип избирательности соблюдён и что-то из биографии соискателя в резюме не вошло, недопустима недостоверная информация.
Т.В. Баранцева отмечает, что наибольшее распространение на данный момент получило «профессиональное (или универсальное) резюме, в котором вся информация представляется в блоках» [2, c. 63]. Выработана следующая система и последовательность данных блоков (структурных компонентов резюме):
- цель (позиция);
- желаемая начальная зарплата;
- характер занятости;
- личные данные соискателя;
- сведения об образовании;
- сведения о службе в армии (для мужчин);
- сведения об опыте работы;
- навыки;
- дополнительная информация.
Рассмотрим данные структурные элементы.
- Позиция (возможны варианты названия – цель, желаемая должность).
Определённое название работы, должности или краткое описание типа работы. Надо указать название должности так, как оно звучит в реестре работодателя. Если планируется использовать резюме для нескольких компаний, каждый раз необходимо редактировать позицию.
- Желаемая начальная зарплата.
Указывается зарплата адекватного размера, не очень высокая и не очень низкая, например, соответствующая средней по региону. Если соискатель точно знает, какая минимальная заработная плата будет ему предложена, этот пункт можно опустить.
- Характер занятости.
Возможные варианты: полный рабочий день, неполный рабочий день, в вечернее время, в ночное время, без ночных смен, в летнее время и т.п. Если занятость «полный рабочий день», то данный компонент структуры можно пропустить, занятость будет определяться «по умолчанию».
- Личные данные соискателя.
Дата и место рождения, возраст, семейное положение, адреса и телефоны соискателя. Все данные должны быть точными, проверенными и актуальными в настоящий момент. Необходимо обратить внимание на электронный адрес: недопустимы «смешные» адреса типа medvegonok@mail.ru. Можно указать адрес страницы в какой-то одной социальной сети, если соискатель уверен, что там всё в порядке: нет фото в плавках (купальнике), экстремистских высказываний, неприличных цитат и т.п.
- Сведения об образовании.
Перечень мест и времени учёбы. Места учёбы перечисляются в хронологическом порядке, каждое – отдельным абзацем. Хронология (это касается и мест работы) может быть как прямой, так и обратной – по выбору соискателя. Для молодых соискателей лучше прямой порядок, для соискателей с опытом, которым есть что показать – лучше обратный, т.е. рекомендуется начать с более поздних дат.
Можно не указывать все места учёбы, а обратить внимание на те, которые особенно важны для получения данной работы. Учебу в школе указывать обязательно, если резюме пишет молодой человек, не так давно закончивший школу; если он получил аттестат с отличием.
Указываются также данные о дополнительном образовании (спортивная школа, музыкальная школа, художественная школа, курсы и переподготовка). Например, если в компании есть футбольная команда, то сведения о спортивном разряде соискателя будут вполне кстати.
Указываются название образовательной организации, годы учебы и результат (аттестат, диплом, сертификат и др.). Упоминаются награды (аттестат с отличием, красный диплом).
- Сведения о службе в армии (для мужчин).
Указывается род войск, время службы и звание на момент её окончания. Для работодателя очень важно знать, отслужил нанимаемый работник-мужчина или нет. Если соискатель не служил в армии, то этот пункт можно пропустить. Но лучше оставить и указать: «Не служил», «Военнообязанный», «Освобождён от службы в армии по состоянию здоровья».
- Сведения об опыте работы.
Места работы перечисляются в хронологическом порядке, каждое – отдельным абзацем. Точно указывается название организации, должность, время работы. Можно указать не все места работы (если их много), а только те, которые особенно важны для получения данной работы. Если опыт работы ещё не приобретён, данный пункт опускать нельзя. В нём фиксируется слово: «Нет».
- Навыки.
Навыки соискателя – это иностранные языки, владение компьютером, вождение автомобиля и др. Свои умения надо подавать развёрнуто, в выгодном свете и с предельной точностью. Например, мало просто упомянуть о компьютерной грамотности – нужно обозначить скорость набора, сообщить о владении программами. Информация о навыках должна быть максимально объективной. И.В. Варзухина советует: «Составляя резюме, будьте честными. Знание конкретных программ, наличие определенных навыков – все это очень быстро проверяется» [3, c. 52].
- Дополнительная информация.
Интересы, склонности, увлечения: занятия спортом, путешествия и т.п. Не стоит указывать такие увлечения, которые представят соискателя в негативном свете: киберспорт, экстремальные виды спорта и др.
Сведения о личных качествах надо изложить таким образом, чтобы они подходили именно к данной должности. Если вакансия – рекламный агент, можно указать качества: умение общаться с людьми, находчивость, хорошее знание психологии, интуиция; если – учитель начальных классов – любовь к детям, отзывчивость, доброта, терпение.
Можно также отметить отсутствие у соискателя вредных привычек, его готовность к командировкам и переезду и другие положительные качества. О наличии вредных привычек лучше умолчать.
Этот раздел резюме – реклама в чистом виде. Но соискателю необходимо быть осторожным: не хвастаться, не перехвалить себя. Это требование является не универсальным, а культурно специфичным. О.В. Тойкина, сопоставляя резюме, составленные на русском и немецком языках, отмечает в немецких резюме «активное использование эмоционально-окрашенных характеристик и разнообразие синтаксических конструкций с ярко выраженной позитивной коннотацией, субъектом которой выступает автор резюме» [14, c. 191]. Однако в русских резюме «намерение получить желаемое место работы… выражается имплицитно» [там же, c. 197], т.е. скрыто, непрямо. Кстати, примерно такие правила и требования не выходить за нормы делового этикета актуальны при составлении резюме в Японии [4, c. 30].
Резюме – динамичный жанр, структура которого зависит от конкретного соискателя. Поэтому в нём могут быть и другие разделы, помимо указанных выше:
- состояние здоровья (если соискатель – инвалид, это надо обязательно указать, по крайней мере, в том случае, когда инвалидность повлияет на работу, например, потребует особых условий труда, специального доступа в помещения);
- достижения (указываются, если они есть), например, «Автор проекта (название)», победитель (название конкурса) и т.п.;
- отличия и награды, учёные степени и звания;
- сведения о рекомендациях.
Фотография, обязательно выдержанная в деловом стиле, настоятельно рекомендуется. Её, как правило, помещают вверху слева. На резюме с фотографией работодатели обращают внимание чаще.
Резюме должно быть очень информативным, представлять всю необходимую для работодателя информацию и в то же время не давать информации лишней. О.В. Журавлёва отмечает: «Работодателей всегда интересует максимум информации о тех людях, которые к ним трудоустраиваются, они точно знают, какие сотрудники им нужны и с кем в компании точно не сработаются» [6, c. 557]. Так как информацию выбирает сам соискатель, то ему сложно сориентироваться в её составе. Полезно попытаться поставить себя на позицию работника кадровой службы и представить себе чтение двадцатого (сотого) по счёту резюме.
Можно выделить следующие требования к оформлению резюме, в том числе языковому:
- в резюме вообще не должно звучать местоимение Я и не должно быть глаголов, которые используются лишь как исключение. О.В. Тойкина отмечает: «Глаголы встречаются лишь в 5 % резюме» [14, c. 195]. Недопустим разговорный стиль, например: «Люблю природу», «Быстро учусь»;
- текст занимает одну страницу А4. Если получается больше, необходимо сократить; если меньше, увеличить шрифт или междустрочный интервал;
- поля по 2 см;
- шрифт Times New Roman (12-14 пт) или Arial (12-13 пт); одинаковый шрифт во всём документе;
- строгий стиль оформления – непременное условие, однако можно проявить немного творчества в рамках стиля рекламного текста;
- название каждого раздела должно быть выделено, например, полужирным шрифтом. Комбинация выделения не допускается (например, полужирный курсив, подчёркнутый курсив и др.);
- цветовая гамма должна состоять или из двух цветов (чёрный-белый) или из трёх (можно добавить ещё один неяркий цвет – голубой, зелёный).
Очень важно объяснить студентам, что в резюме недопустимы орфографические и другие ошибки. Е.В. Жданова и Е.С. Григорчикова отмечают, что «в резюме мужчины чаще допускают орфографические и пунктуационные ошибки» [5, c. 125]. Резюме – это лицо соискателя, оно должно быть свежим, честным и чистым.
Итак, в статье рассмотрены основные требования к резюме как документу, составляемому человеком при приёме на работу (в поисках работы). Проанализирована структура резюме: выделены его композиционные части, даны рекомендации по каждой из них. Приведены правила и пример оформления резюме, в том числе языкового. Несомненно, к составлению резюме соискателю должности необходимо подойти ответственно, со всей серьёзностью. Выпускник вуза не должен остаться с этой проблемой один на один. Оказать ему поддержку могут специальные курсы для будущих выпускников, одной из задач которых становится обучение написанию эффективного резюме.
1. Баделина М.В., Орехова Е.Ю. Резюме и CV в деловой коммуникации (на при-мере русского и английского языков) // Наука и бизнес: пути развития. - 2015. - № 11 (53). - С. 116-119.
2. Баранцева Т.В. Электронное резюме как средство взаимосвязи выпускник-работодатель // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2013. - № 1 (12). - С. 62-73.
3. Варзухина И.В. Как заинтересовать работодателя своим резюме? // Via scientiarum - Дорога знаний. - 2015. - № 1. - С. 49-57.
4. Варлагина М.В. На заметку начинающему переводчику-японисту: особенности составления резюме в Японии // Перевод в современном мире: Сб. тр. IX Междунар. науч.-практ. конф. - Севастополь: РИБЭСТ, 2017. - С. 24-30.
5. Жданова Е.В., Григорчикова Е.С. Безработица в сибирском федеральном округе: резюме соискателей как фактор успешного трудоустройства // Социально-экономическая политика страны и Сибирского региона в условиях цифровой экономики: Мат. X Междунар. научн. конф. - Барнаул: Графикс, 2018. - С. 122-125.
6. Журавлёва О.В. Составление резюме как способ самопрезентации выпускника на современном рынке труда // Известия Самарского научного центра Рос-сийской академии наук. - 2014. - Т. 16. - № 2-3. - С. 554-557.
7. Исаев А.Ю., Квач Н.М. Основы формирования резюме и размещения инфор-мации в социальных сетях // Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности (ИНТЕКС-2014): Тез. докл. всерос. научн. студ. конф. - Москва: МГУДТ, 2014. - С. 129-130.
8. Катанова Л.Г., Шмакова Т.А. Психологические особенности составления резюме // Инновационное лидерство строительной и транспортной отрасли глазами молодых ученых: Сб. научн. тр. - Омск: СибАДИ, 2014. - С. 274-277.
9. Конева В., Баделина М.В. Как избежать ошибок в резюме // Реализация инновационной политики в Тюменской области: Мат. IV, V межрегион. науч.-практ. конф.; отв. ред. Е.М. Свищук. - Москва: Перо, 2017. - С. 229-232.
10. Коряковцев М.А. Особенности построения онтологии электронного резюме при разработке кадровой информационной системы // Прикладная лингвистика в науке и образовании. Alpac report - полвека после разгрома: Тр. VIII Междунар. научн. конф. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - С. 61-66.
11. Николаева Л.Г. Особенности самопрезентации студентов в форме профессионального резюме // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2006. - № 4. - С. 246-250.
12. Новикова И.Н. Особенности резюме как жанра делового стиля и типичные ошибки при составлении резюме // Личность в условиях современных социальных изменений: Сб. ст. - Магнитогорск: Магнитог. гос. ун-т, 2012. - С. 115-118.
13. Прохоров А.Д. Оригинальное резюме в аспекте повышения возможности трудоустройства // ВУЗ и реальный бизнес. - 2017. - Т. 1. - С. 129-136.
14. Тойкина О.В. Некоторые аспекты реализации эмотивной функции текста в резюме на немецком и русском языках // Многоязычие в образовательном пространстве. Серия «Языковое и межкультурное образование»: Сб. ст. - Ижевск: Удмуртский ун-т, 2015. - С. 189-197.
15. Флорентин Ш. Ваше новое резюме: советы профессионалов // Директор информационной службы. - 2014. - № 12. - С. 51.