РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В 2000-Е ГОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На основе анализа закономерностей развития концепций менеджмента в ХХ в. впервые дано детальное описание процессов концептуального развития менеджмента в 2000-е годы. Показано, что базовую основу развития менеджмента в 2000-е годы составила концепция управления по целям (Management by Objectives − MBO). Исследованы особенности развития менеджмента как науки и практики управления в период с 2000-го по 2010-й год. Выделены основные тенденции концептуального развития менеджмента в 2000-е годы. Рассмотрены требования к определению целей в концепции МВО. Проанализированы перспективы использования основных положений концепций менеджмента 2000-х годов в современных условиях. С учетом закономерностей развития концепций менеджмента, обусловленных фазами больших циклов экономической активности Н.Д. Кондратьева, продемонстрирована взаимосвязь концепции менеджмента 2000-х годов с концепциями менеджмента 1950-х и 2050-х годов.

Ключевые слова:
развитие, концепции менеджмента, 2000-е годы, перспективы, использование, современные условия
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Актуальность темы исследования

В условиях глобального социально-экономического кризиса, разразившегося в мире в 2020-м г. [4], одной из важнейших проблем, требующих решения, наряду с преодолением пандемии коронавируса [9], является преодоление кризиса в мировой и национальной экономике.

При всем том, что экономический кризис 2020 г. был предсказуем [26, 32, 37, 42, 60, 61, 62, 63, 65], ожидаем [29, 31, 46, 71] и очевиден по своей природе [25, 28, 64, 66, 86] и продолжительности [29, 83], по факту он застал мировую и национальные экономики врасплох [20].

Очевидно, что в текущих условиях нарастающего экономического кризиса, победа над ним по теории Blitzkrieg не предоставляется возможной. В это связи возникает необходимость в поиске путей быстрой перефокусировки текущих управляемых экономических процессов на новые цели, связанные на первом этапе с локализацией влияния кризиса на экономику. В этой связи представляет интерес рассмотрение концепции менеджмента, известной как концепция управления по целям (Management by Objectives, MBO), сформировавшейся в 1950-е годы [5], и получившей дальнейшее развитие и широкое распространение в 2000-е годы [59].

Цель исследований

Таким образом, целью представленных исследований является рассмотрение концепции управления по целям 2000-х годов с позиций оценки возможностей использования ее положений для преодоления глобального экономического кризиса 2020-х годов субъектами микро-, мезо- и макроэкономики.

Методологическая основа и методическая база исследований

Методологическую основу исследований составили положения теории управления организациями как социально-экономическими системами, направленные на выявление устойчивых связей и закономерностей, определяющих природу и содержание проблем управления рассматриваемыми системами, логику и механизмы их разрешения [21].

Методическую базу исследований известные работы по теории менеджмента, связанные с рассмотрением концепций менеджмента таких авторов как: Агарков А.П., Голов Р.С. [7], Балашов А.П. [8], Грибов В.Д., Веснин В.Р. [10], Жигун Л.А. [13], Ксенофонтова Х.З. [17], Лапыгин Ю.Н. [18], Москвитин Г.И., Козырев В.А., Платонова Е.Д. [19], Семенов А.К., Набоков В.И. [23], Тебекин А.В. [43], Фаррахов А.Г. [87], Хохлова Т.П. [88], Ширяев Д.В. [89] и др.

В основу методической базы исследований также были положены авторские наработки по рассматриваемой проблематике, выполненные как в историческом разрезе [33, 35, 38, 39, 45, 53, 54, 73, 74, 78, 79, 80], так и с позиций исследования эволюционных [36, 48, 49, 50, 51, 58, 70, 77, 82, 85] и методологических аспектов развития менеджмента [27, 30, 34, 36, 40, 41, 42, 43, 47, 52, 55, 56, 57, 68, 69, 72, 75, 76, 77, 81].  

Основное содержание исследований

  Проведенные исследования показывают, что описание процессов концептуального развития менеджмента в начале XXI в. не нашло должного отражения в научной литературе. В известных источниках таких авторов как Друкер П. [11], Ф. Евсеева С.А., Пшеничная К.С. [12], Клейнер Г.Б. [15], Пиманихина Ю.С. [22], Синяева О.Ю. [24] и др. рассматриваются либо задачи, которые предстоит решать менеджменту, либо вероятные направления и тенденции развития менеджмента в ХХI в.

  И если постановка проблемы, связанной с рассмотрением грядущих задач менеджмента в XXI в., в работе Друкера П. «Management Challenges for the 21st Century» [11], написанной в конце ХХ в., вполне закономерна, понятна и объяснима, то в отношении более поздних работ приходится констатировать, что в них не нашло отражение исторических аспектов, отвечающих на вопросы о том, в рамках каких концепций развивался менеджмент последние два десятилетия? А ведь именно столько времени прошло с начала XXI в. И если следовать правилам отчетности, то это более чем достаточный период времени для того, чтобы подвести итог того, как и почему развивался менеджмент в начале XXI в.

  Если говорить об общем менеджменте и менеджменте организации, то частично ответы на эти вопросы нашли отражение в трудах [37, 43, 44, 59, 67, 84].

  Что же касается процессов развития прикладного менеджмента, то систематизированной информации, отвечающей на этот вопрос применительно к периоду начала XXI в., в научной литературе практически нет. Частично исправить указанное положение и призвано представленное исследование.

  В соответствии с разработанным фазовым подходом [76], в основу рассмотрения процессов развития менеджмента в работе были учтены закономерности формирования и реализации концепций менеджмента в рамках десятилетних циклов К. Жугляра [6], сменяющих друг друга по мере смены фаз экономической активности в рамках пятидесятилетних технологических циклов Н.Д. Кондратьева [16].

  Такой подход позволил в рамках данной работы исследовать процессы развития менеджмента как науки и практики управления в период с 2000-го по 2010-й год.

Проведенные исследования показали, что базовую основу развития общего менеджмента в 2000-е годы составила концепция управления по целям (MBO, Management by Objectives) П. Друкера [5].

Доминирование в 2000-е годы в менеджменте концепции управления по целям, на наш взгляд, было обусловлено двумя основными тенденциями.

Во-первых, в начале ХХI в. продолжалось активное развитие глобализации экономики, сопровождающееся развитием международного сотрудничества, распространением транснациональных корпораций (ТНК), ориентированных на инновационное развитие, сопряженное с реализацией одновременно всех инновационных изменений, выделенных Й. Шумпетером [14]:

− с активным освоением новых источников сырья;

− с формированием и развитием новых мировых центров производства;

− с интенсивным развитием высоких технологий;

− с формированием новых высокоэффективных организационных структур;

− с агрессивным проникновением на новые рынки.

Именно рост масштабирования и пространственного распространения (разнесения) организационных структур ТНК по всему миру, сопровождающийся демократизацией управления, распространением участия работающих в прибылях компаний, усиление международного характера управления и т.д., предопределил использование в 2000-е годы в качестве основного инструмента для реализации процессов управления организациями как социально-экономическими системами концепции управления по целям (МВО), описанной Питером Друкером еще в середине 1950-х годов в книге «Практика менеджмента» [5].  

Изначально концепция управления по целям (МВО) П. Друкера подразумевала согласование целей внутри организации таким образом, чтобы разделить цели не только по функциональным, но и по иерархическим уровням, чтобы все сотрудники от топ-менеджеров до рядовых исполнителей понимали сами цели, их значение для организации, а также зоны ответственности каждого члена организации.

Таким образом, основная идея концепции управления по целям (MBO) заключается в структуризации и последовательной детализации (конкретизации) целей, с последующим проектированием системы организации и мотивации достижения этих целей [43].

Хронологически суть процесса управления по целям заключается в последовательной реализации этапов, представленных на рис. 1.

Что касается определения целей в концепции МВО, то, во-первых, они должны отвечать требованиям SMART (рис. 2).

Во-вторых, определяются цели для всех уровней компании сверху вниз из условий, что:

− цели, формулируемые даже на самых нижних уровнях управления, должны соответствовать целям компании в целом, позволяющим реализовать стратегию ее развития;

− при определении целей по мере движения по иерархическим уровням управления компании сверху вниз глобальные цели должны детализироваться и разворачиваться до уровня компетенции исполнителей соответствующего уровня. 

Таким образом, концепция управления по целям предполагает трансформацию глобальной цели организации до уровня конкретного исполнительского уровня соответственно выполняемым функциям: планирование, снабжение, реализация (сбыт), охрана, производство, бухгалтерский учет и т.д.

Иными словами, каждый работник организации должен знать, каким образом, например, глобальная цель увеличения ВВП страны трансформируется в его конкретную функциональную задачу в рамках конкретного подразделения предприятия [43].

В-третьих, в концепции управления по целям самих целей не должно быть слишком много (предпочтительно от 3-х до 5-ти), чтобы не рассеивать внимание исполнителей, и сфокусировать их внимание на достижении наиболее важных целей.

В-четвертых, формирование целей может осуществляться как руководством сверху, так и исполнителями снизу с последующим их обсуждением и согласованием.

При этом считается, что если сотрудники вовлекаются в процесс постановки целей, определения направления действий, выработки рациональных технологий, необходимых для их достижения, то в этом случае сотрудники компании имеют наивысшую мотивацию для достижения целей, творцами которых они тоже являлись.

В-пятых, для оценки степени достижения целей определяются ключевые показатели эффективности − KPI (Key Performance Indicators).

Необходимо отметить, что оценка эффективности деятельности отдельных сотрудников, подразделений и компании в целом является важной составляющей управления по целям как технологии и чаще всего осуществляется в сопоставительном выражении:

− во времени (например, оценка эффективности деятельности объекта оценки за прошлый и текущий периоды относительно себя);

− в пространстве (например, при сравнении работы двух сотрудников с одинаковым функционалом);

− относительно принятого норматива (установленного стандарта).

В-шестых, при формировании целей необходимо исходить из того, что каждый сотрудник, каждое подразделение и компания в целом должны быть обеспечены всеми необходимыми ресурсами для их достижения.

В-седьмых, согласно концепции управления по целям, оценка достигнутых результатов должна проводиться на регулярной основе для того, чтобы:

− вовремя среагировать на негативные отклонения процессов их достижения;

− скорректировать (при необходимости) текущие цели;

− поставить цели для реализации в последующих периодах.

Если сопоставить технологию управления по SMART-целям (рис. 2) П. Друкера [5] с технологией управления на основе диаграммы В. Парето [90] (рис. 3), где в качестве составляющих A, B, C, D, E, F рассматриваются направления бизнеса компании, то можно утверждать, что положения концепции управления по целям (МВО), получившие развитие в 2000-е годы, будут активно использоваться в период кризиса 2020-х годов в силу следующих причин.

Во-первых, компании будут всячески стремиться сохранить крупные направления своего бизнеса (направления А, В рис. 3), фокусируя свое внимание на них путем временной локализации масштабов деятельности, сокращения издержек, а возможно и временной «заморозки» (консервации) этих направлений бизнеса.

Во-вторых, компании в большинстве случаев будут избавляться от мелких направлений своего бизнеса (направления E, F рис. 3), поскольку кризис далеко не лучшее время для раскрутки и наращивания масштабов этих направлений бизнеса.

  Собственно, аналогичная картина очевидно будет наблюдаться в блишайшее время и на макроэкономическом уровне – национальной экономики. Если рассматривать в качестве направлений А и В рис. 3 – крупнный российский бизнес, а в качестве направлений E и F рис. 3 – малый бизнес, то следует ожидать, что крупный отечественный бизнес в конечном итоге получит поддержку от государства [1], в то время как малому бизнесу если и будет оказана поддержка, то узко адресная и минимальная [2]. 

  Если рассматривать макроэкономический уровень (уровень национальной экономики) в пространственном разрезе, то следует ожидать, что в условиях кризиса 2020-х годов при замедлении процессов глобализации, субъектам Российской Федерации очевидно придется еще больше сфокусировать на своих региональных точках роста, в меньшей степени рассчитывая на помощь федерального центра, что также отражает связь грядущих процессов управления с положениями концепции управления по целям.

  Таким образом, проведенные исследования показывают, что положения концепции менеджмента 2000-х годов, связанные с фокусировкой на ключевых направлениях деятельности, будут активно использоваться в менеджменте в период кризиса 2020-х годов.

Если рассматривать дальнейшие перспективы развития положений концепции менеджмента 2000-х годов, то с учетом выявленных закономерностей развития концепций менеджмента, обусловленных циклами Н.Д. Кондратьева [76], следует предположить, что черты концепции управления по целям, получившей развитие в 2000-е годы в период начала спада экономической активности хозяйствующих субъектов в рамках V-го технологического уклада, проявлявшиеся также в концепции научного подхода к управлению в 1900-е годы [50] и в концепции системного подхода к управлению в 1950-е годы [74], проявятся также в концепции управления, формирующейся к 2050-м годам (рис. 4) в период начала спада экономической активности после прохождения пика в рамках VI технологического уклада в середине 2040-х годов.

Следует отметить, что концепция управления по целям получила развитие в начале ХХI в. и в прикладных областях менеджмента, включая: антикризисное управление, государственное и муниципальное управление, GR-менеджмент, инновационный менеджмент, логистику, менеджмент организации, производственный менеджмент, управление качеством, управление персоналом, управление проектами, финансовый менеджмент, экологический менеджмент и другие направления.

Основные результаты и выводы

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.

  Во-первых, опираясь на выявленные закономерности формирования и реализации концепций менеджмента в рамках десятилетних циклов К. Жугляра, сменяющих друг друга по мере смены фаз экономической активности в рамках пятидесятилетних технологических циклов Н.Д. Кондратьева, установлено, базовую основу развития менеджмента в 2000-е годы составило развитие концепция управления по целям (MBO, Management by Objectives).

  Во-вторых, концепция управления по целям получила развитие в 2000-х годах благодаря тому, что:

− с одной стороны, на фоне падающей экономической активности в рамках V-го технологического уклада компании начали сосредотачиваться (фокусироваться) на локальных улучшениях;

− с другой стороны, в рамках транснациональных корпораций продолжалась работа по совершенствованию процессов управления, в том числе, посредством развертывания глобальных целей ТНК до конкретных подразделений и всех исполнительских уровней.

В-третьих, сопоставление технологии управления по SMART-целям  П. Друкера с технологией управления на основе диаграммы В. Парето показывает, что положения концепции управления по целям (МВО), получившие развитие в 2000-е годы, будут использованы в период кризиса 2020-х годов, поскольку: с одной стороны, компании будут всячески стремиться сохранить крупные направления своего бизнеса, фокусируя свое внимание на них путем временной локализации масштабов деятельности, сокращения издержек, а возможно и временной «заморозки» бизнеса; с другой стороны, компании в большинстве случаев будут избавляться от мелких направлений своего бизнеса, поскольку кризис не лучшее время для раскрутки и наращивания масштабов этих направлений бизнеса.

Аналогичная картина очевидно будет наблюдаться в блишайшее время и на уровне национальной экономики, где крупный отечественный бизнес в конечном итоге получит поддержку от государства, в то время как малому бизнесу если и будет оказана поддержка, то узко адресная и минимальная. 

Если рассматривать уровень национальной экономики в пространственном разрезе, то следует ожидать, что в условиях кризиса 2020-х годов при замедлении процессов глобализации, субъектам Российской Федерации очевидно придется еще больше сфокусировать на своих региональных точках роста, что также отражает связь грядущих процессов управления с положениями концепции управления по целям.

В-четвертых, рассмотрение дальнейших перспектив развития положений концепции менеджмента 2000-х годов, с учетом выявленных закономерностей развития концепций менеджмента, обусловленных циклами Н.Д. Кондратьева, показывает, что черты концепции управления по целям, получившей развитие в 2000-е годы в период начала спада экономической активности хозяйствующих субъектов в рамках V-го технологического уклада, проявлявшиеся также в концепции научного подхода к управлению в 1900-е годы и в концепции системного подхода к управлению в 1950-е годы, проявятся также в концепции управления, формирующейся к 2050-м годам.

Список литературы

1. «Колесо должно крутиться»: крупный бизнес требует от властей поддержки в дни пандемии. Почему это справедливо. https://eanews.ru/news/koleso-dolzhno-krutitsya-krupnyy-biznes-trebuyet-ot-vlastey-podderzhki-v-dni-pandemii-pochemu-eto-spravedlivo_02-04-2020

2. «Нам осталось несколько недель»: как коронавирус убивает малый бизнес в России

3. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.forbes.ru%2Fkarera-i-svoy-biznes%2F395715-nam-ostalos-neskolko-nedel-kak-koronavirus-ubivaet-malyy-biznes-v-rossii

4. Bank of America предсказал худшие со времен последнего кризиса итоги года. https://www.rbc.ru/finances/27/02/2020/5e5800cd9a7947db456ece01

5. Drucker, Peter F., «The Practice of Management», 1954. - 590 p.

6. Juglar C. Des Crises commerciales et leur retour périodique en France, en Angleterre et aux États-Unis, - Paris, 1862. - 258 p.

7. Агарков, А.П. Теория менеджмента: Учебник / А.П. Агарков, Р.С. Голов. − Москва: Альфа-М, 2016. - 636 c.

8. Балашов, А.П. Теория менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. − Москва: Вузовский учебник, 2016. − 510 c.

9. ВОЗ объявила пандемию коронавируса в мире. https://russian.rt.com/world/news/727461-voz-obyavila-pandemiyu

10. Грибов, В.Д. Теория менеджмента: Учебное пособие / В.Д. Грибов, В.Р. Веснин. − Москва: Инфра-М, 2015. − 495 c.

11. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ.: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 272 с.

12. Евсеева С.А., Пшеничная К.С. Менеджмент xxi века: направления и задачи развития для современного менеджера. // современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. №17, 2012, С. 44-47.

13. Жигун, Л.А. Теория менеджмента: теория организации: Учебное пособие / Л.А. Жигун. − Москва: Инфра-М, 2016. − 160 c.

14. Шумпетер Й. Теория экономического развития. − Москва - «Эксмо», 2007. - 861 с.

15. Клейнер, Г.Б. Гуманистический менеджмент, социальный менеджмент, системный менеджмент - путь к менеджменту XXI века. Российский журнал менеджмента. - 2018. − № 16(2). − 231-252.

16. Кондратьев Н.Д., Опарин Д.И. Большие циклы конъюнктуры: Доклады и их обсуждение в Институте экономики. - 1-е изд. − Москва, 1928. − 287 с.

17. Ксенофонтова Х.З. Теория менеджмента: теория организации (для бакалавров) / Х.З. Ксенофонтова. − Москва: КноРус, 2018. − 256 c.

18. Лапыгин, Ю.Н. Теория менеджмента (для бакалавров) / Ю.Н. Лапыгин. − Москва: КноРус, 2017. − 416 c.

19. Москвитин, Г.И. История управленческой мысли (теория менеджмента) / Г.И. Москвитин, В.А. Козырев, Е.Д. Платонова. − Москва: Русайнс, 2016. − 400 c.

20. Не просто обвал. Почему нынешний кризис может оказаться серьезнее прежних. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.forbes.ru%2Ffinansy-i-investicii%2F394699-ne-prosto-obval-pochemu-nyneshniy-krizis-mozhet-okazatsya-sereznee

21. Паспорт специальности: 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством.

22. Пиманихина Ю.С. Тенденции развития менеджеров в XXI веке / Ю. С. Пиманихина. - Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. − 2019. − № 42 (280). − С. 199−204.

23. Семенов А.К. Теория менеджмента: Учебник для бакалавров / А.К. Семенов, В.И. Набоков. − Москва: Дашков и К, 2015. − 492 c.

24. Синяева О.Ю. Менеджмент XXI века и новая парадигма проектного подхода // Лидерство и менеджмент. - 2015. - Т. 2. - № 4. - С. 265−278.

25. Стратегическое управление инновационной деятельностью: анализ, планирование, моделирование, принятия решений, организация, оценка. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Гапов М.Р., Родионова Е.С., Сауренко Т.Н., Силкина Г.Ю., Тебекин А.В. - Монография. Под ред. проф. А.В.Тебекина. Санкт-Петербург, 2017. - 312 с.

26. Тебекин А.В. Анализ кризисов с позиций экономической теории. // Журнал экономических исследований. − 2018. − Т. 4. − № 12. − С. 3−9.

27. Тебекин А.В. Анализ особенностей развития школ менеджмента. // Журнал исследований по управлению. − 2019. − Т. 5. − № 4. − С. 13−28.

28. Тебекин А.В. Анализ перспектив реализации энергетической стратегии Российской Федерации в части транспортировки энергоресурсов. Стратегии бизнеса. − 2019. − № 3 (59). − С. 11−21.

29. Тебекин А.В. Вероятное влияние тенденций развития мировой экономики на развитие экономики России в 2020-м году. // Журнал исследований по управлению. − 2019. − Т. 5. − № 5. − С. 91−97.

30. Тебекин А.В. Влияние мотивационных теорий "поля" на развитие современного менеджмента. // Журнал исследований по управлению. − 2018. − Т. 4. − № 6. − С. 1−15.

31. Тебекин А.В. Инновационное развитие экономики. // Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Московская гос. акад. делового администрирования. − Москва, 2008. −347 с.

32. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. Учебник для бакалавров / Москва, 2020. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп.). - 481 с.

33. Тебекин А.В. История развития менеджмента как науки в 1940-е годы и ее значение для решения современных проблем управления. // Журнал исследований по управлению. − 2018. − Т. 4. − № 8. − С. 1−8.

34. Тебекин А.В. К вопросу о выделении научных школ менеджмента. // Журнал исследований по управлению. − 2018. − Т. 4. − № 12. − С. 32−40.

35. Тебекин А.В. К Вопросу о формировании концепции менеджмента 2030-х гг. // Вестник Московского финансово-юридического университета. − 2019. − № 2. − С. 168−176.

36. Тебекин А.В. Концепция системного подхода к управлению как базовая основа для развития современного менеджмента. // Стратегии бизнеса. − 2018. − № 8 (52). − С. 12−16.

37. Тебекин А.В. Менеджмент. Учебник / Москва, 2020. Сер. Бакалавриат. − 384 с.

38. Тебекин А.В. Развитие концепций менеджмента в 1970-е годы. // Журнал исторических исследований. − 2018. − Т. 3. − № 4. − С. 33−43.

39. Тебекин А.В. Развитие прикладных направлений менеджмента в 1930-е годы и его значение для современной экономики. // Журнал исследований по управлению. − 2018. − Т. 4. − № 7. − С. 58−67.

40. Тебекин А.В. Роль школы административного (классического) управления в развитии современного менеджмента. // Вестник Московского финансово-юридического университета. − 2018. − № 2. − С. 169−177.

41. Тебекин А.В. Роль школы научного менеджмента в развитии современного менеджмента. // Журнал исторических исследований. − 2018. − Т. 3. − № 1. − С. 48−56.

42. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Учебник / Москва, 2019. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп.). - 333 с.

43. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - Москва: Кнорус, 2016. - 696 с.

44. Тебекин А.В. Теория управления: учебник / А.В. Тебекин. − Москва: КНОРУС, 2017. − 342 с. − (Бакалавриат).

45. Тебекин А.В. Формирование концепции управления (менеджмента) 2020-х годов. // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. − 2018. − № 1 (30). − С. 64−68.

46. Тебекин А.В. Формирование модели инновационного развития экономики. Москва, 2008. − 347 с.

47. Тебекин А.В. Школа менеджмента человеческих ресурсов как базовая основа для развития стратегий современного бизнеса. // Стратегии бизнеса. − 2018. − № 9 (53). − С. 3−7.

48. Тебекин А.В. Эволюция концепций менеджмента организации. В сборнике: Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. − 2018. − С. 423−429.

49. Тебекин А.В. Эволюция методов управления проектами: мировой опыт и перспективы развития. // Российское предпринимательство. − 2017. − Т. 18. − № 24. − С. 3969−3994.

50. Тебекин А.В., Анастасов М.С. Эволюция теории сбалансированного развития экономических систем и современные ее тенденции. // Стратегии бизнеса. − 2017. − № 2 (34). − С. 7−11.

51. Тебекин А.В., Бушуева Т.Н. Эволюция формирования экономики знаний как новой сферы экономики и современные ее тенденции. // В сборнике: Наука и практика: интеграция знаний материалы международной научно-практической конференции. НОУ ВО "Московский экономический институт". − 2015. − С. 63−68.

52. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. Влияние научной школы человеческих отношений на развитие современного менеджмента. // Журнал исследований по управлению. − 2018. − Т. 4. − № 5. − С. 1−8.

53. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. История развития менеджмента в 1900-е годы. // Журнал исторических исследований. − 2017. − Т. 2. − № 4. − С. 1−8.

54. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. История развития менеджмента в 1910-е годы. // Журнал исторических исследований. − 2018. − Т. 3. − № 3. − С. 15−23.

55. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. Роль школы поведенческих наук в развитии современного менеджмента. // Журнал исторических исследований. − 2018. − Т. 3. − № 2. − С. 20−34.

56. Тебекин А.В., Егорова А.А. Анализ подходов к описанию процессов развития современного менеджмента. // Стратегии бизнеса. − 2019. − № 8 (64). − С. 17−23.

57. Тебекин А.В., Егорова А.А. Диалектические основы общенаучных методов управления в менеджменте. // Журнал философских исследований. − 2019. − Т. 5. − № 1. − С. 10−27.

58. Тебекин А.В., Игнатьева А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. Эволюция концепций финансового менеджмента. // Журнал экономических исследований. − 2020. − Т. 6. − № 1. − С. 34-61.

59. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. Учебник / Москва, 2008. 420 с.

60. Тебекин А.В., Конотопов М.В. Апрельские тезисы 2009 года (о мировом экономическом кризисе). // Инновации и инвестиции. − 2009. − № 1. − С. 2−8.

61. Тебекин А.В., Конотопов М.В. Декабрьские тезисы 2009 года (о мировом экономическом кризисе). // Инновации и инвестиции. − 2009. − № 4. − С. 2−6.

62. Тебекин А.В., Конотопов М.В. Июньские тезисы 2010 года (о мировом экономическом кризисе с позиций бизнес-циклов экономической активности Дж. Китчина). // Инновации и инвестиции. − 2010. − № 3. − С. 2−4.

63. Тебекин А.В., Конотопов М.В. Мартовские тезисы 2010 года (о мировом экономическом кризисе с позиций циклов инновационного развития К. Жугляра). // Инновации и инвестиции. − 2010. − № 1. − С. 2−6.

64. Тебекин А.В., Конотопов М.В. Мировая энергетическая безопасность. кризис или стабильность? Инновации и инвестиции. − 2007. − № 2. − С. 3−11.

65. Тебекин А.В., Конотопов М.В. Сентябрьские тезисы 2009 года (о мировом экономическом кризисе). // Инновации и инвестиции. − 2009. − № 3. − С. 2−9.

66. Тебекин А.В., Контопов М.В. Сметанин С.И. Экономическая история: учебник. Издание 12-е. - Москва: Дашков и К, 2019. - 640 с.

67. Тебекин А.В., Мантусов В.Б. Управление организацией: теоретико-методологические основы, функциональные задачи, технологии, прикладные аспекты применения. Российская таможенная академия. − Москва, 2016. − 312 с.

68. Тебекин А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. Анализ направлений совершенствования современных технологий управления при развитии прикладного менеджмента. // Вестник Московского финансово-юридического университета. − 2019. − № 4. − С. 147−159.

69. Тебекин А.В., Петров В.С. Анализ процессов трансформации основных положений эффективного менеджмента при движении общества от индустриальной к постиндустриальной экономике. // Стратегии бизнеса. − 2018. − № 12 (56). − С. 3−12.

70. Тебекин А.В., Пилипчук Н.В. Эволюция подходов к управлению человеческими ресурсами организации. //Транспортное дело России. − 2012. − № 6-2. − С. 19-22.

71. Тебекин А.В., Серяков Г.Н. Оценка характера дифференциации и преемственности этапов и фаз технологических укладов. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. − 2018. − № 3. − С. 8-17.

72. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Влияние школ стратегического менеджмента и маркетинга на современное развитие подходов к управлению. // Вестник Московского финансово-юридического университета. − 2019. − № 3. − С. 14-23.

73. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Развитие менеджмента организации как науки, искусства и практики управления в 1990-е годы. // Журнал социологических исследований. − 2019. − Т. 4. − № 3. − С. 16−22.

74. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Развитие прикладных направлений менеджмента в 1950-е годы и их влияние на развитие современного менеджмента. // Транспортное дело России. − 2019. − № 5. − С. 84−86.

75. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Егорова А.А. Динамика развития прикладных направлений менеджмента. // Транспортное дело России. − 2019. − № 4. − С. 11−16.

76. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Егорова А.А. Фазовый подход к описанию процессов развития менеджмента в XX-XXI веках. // Транспортное дело России. − 2020. − № 1. − С. 87−96.

77. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Значение опыта развития менеджмента на основе концепции административного управления для современного этапа развития экономики. // Журнал экономических исследований. − 2018. − Т. 4. − № 7. − С. 12−30.

78. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Концепция поведенческого подхода к управлению как базовая основа для развития менеджмента в 1960-е годы и ее значение для развития современных методов управления. // Журнал исследований по управлению. − 2018. − Т. 4. − № 10. − С. 30-39.

79. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Развитие концепций менеджмента в 1980-е годы. // Журнал исторических исследований. − 2019. − Т. 4. − № 1. − С. 14-22.

80. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Сравнительная характеристика прикладных направлений менеджмента в 1920-е годы и 2020-е годы и ее значение для развития современной экономики. // Транспортное дело России. − 2018. − № 5. − С. 90-92.

81. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Школа количественного подхода к управлению и возможности использования ее положений для развития современного менеджмента. // Журнал исследований по управлению. − 2018. − Т. 4. − № 8. − С. 52−61.

82. Тебекин А.В., Тебекина А.А. Развитие концепций инновационного менеджмента. // Журнал исследований по управлению. − 2018. − Т. 4. − № 2. − С. 9-31.

83. Тебекин А.В., Тебекина А.А. Экономические последствия кризиса 2008-2009 гг. для различных отраслей сферы обрабатывающих производств национальной экономики. // Журнал экономических исследований. − 2018. − Т. 4. − № 10. − С. 10-16.

84. Тебекин А.В., Филатов А.А. Основы менеджмента организации. − Москва, 2005. - 208 с.

85. Тебекин А.В., Тебекина А.А. Эволюция развития моделей инновационного процесса. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. − 2015. − № 3 (14). − С. 15-20.

86. Управление инновациями. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Блау С.Л., Мантусов В.Б., Новиков В.Е., Петров В.С., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Монография. Под ред. проф. А.В. Тебекина / Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия». − Москва, 2017. − 452 с.

87. Фаррахов, А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов. − Москва: Инфра-М, 2019. − 352 c.

88. Хохлова, Т. П. Теория менеджмента: история управленческой мысли: Учебник / Хохлова Т.П. - Москва: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. − 384 с.

89. Ширяев, Д.В. Теория менеджмента / Д.В. Ширяев. − Москва: Русайнс, 2017. − 464 c.

90. Шумпетер Й. Глава 5. Вильфредо Парето (1848-1923) // Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса. - Москва: Институт Гайдара, 2011. - С. 162-205. - 400 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?