СОЦИАЛЬНЫЙ ПОДАРОК КАК АКТ КОММУНИКАЦИИ: ПРОБЛЕМА ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье на основе изучения современной отечественной и зарубежной литературы раскрыты разнообразные методологические подходы к феномену социального дарения. Проанализированы структура, сущность, этапы и функции акта дарения. Показано, что социальный подарок — это невербальное средство коммуникации, носитель закодированной информации о дарителе, одариваемом и самой ситуации дарения, нацеленный на установление, поддержание и укрепление долговременных социальных связей. Раскрыты информационно-символические эффекты дарения, говорится об изменении коммуникационных свойств подарка в современном обществе. Показано, что в коммуникационном обществе наряду с позитивными аспектами социального дарения (простота передачи, высокий уровень эмоциональности, высокое социальное влияние и др.) неизбежны и негативные моменты: увеличение момента неопределенности, негарантированность позитивности последствий подарка. Особенный интерес представляет анализ новых форм социального подарка: виртуальные подарки, digital-подарки, подарки через социальные сети. Авторы исследуют новые социальные риски таких подарков: недостаточную приватность, чрезмерную видимость, опасность утраты национально-культурной составляющей акта дарения и др.

Ключевые слова:
социальное дарение, цифровой подарок, виртуальный подарок, ритуальный подарок, антиэкономический подарок, символическое значение социального подарка
Список литературы

1. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1975. - 408 с.

2. Барсукова С.Ю. Сетевая взаимопомощь российских домохозяйств: теория и практика экономики дара [Текст] / С.Ю. Барсукова // Мир России. - 2003. - XII, № 2. - С. 81-122.

3. Грызова У.И. Подарок как носитель социальной информации [Текст] / У.И. Грызова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - №11 (147). - С. 190-195

4. Захаров М.Ю., Крыштановская О.В., Комарова А.А. Молчаливое знание как подарок: социология управленческой культуры Старого Китая [Текст] / М.Ю. Захаров, О.В. Крыштановская, А.А. Комарова // Вестник университета (ГУУ). - 2019. - № 2. - С. 141-144.

5. Кастельс М. Информационная эпоха [Текст] / М. Кастельс. - М.: ГУВШЭ, 2000. - 608 с.

6. Леви-Стросс К. Структурная антропология [Текст] / К. Леви-Стросс. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с.

7. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме [Текст] / Ж. Липовецки. - СПб: Владимир Даль, 2001. 331 с.

8. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии [Текст] / Э. Лич. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 142 с.

9. Мосс М. Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии [Текст] / М. Мосс. - М.: КДУ, 2011. - 416 с.

10. Путин на саммите БРИКС подарил Си Цзиньпину картину из янтаря [Электронный ресурс] // Известия. 2017. 3 сен. URL: https://iz.ru/640929/2017-09-03/putin-na-sammite-briks-podaril-si-tczinpinu-kartinu-iz-iantaria (дата обращения: 19.03.2019)

11. Путин подарил Си Цзиньпину баню [Электронный ресурс] // РБК. 2018. 9 июн. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b1b77469a79475da7c2e89f (дата обращения: 19.03.2019)

12. Штейнберг И.Е. Парадигма четырех "К" в исследованиях социальных сетей поддержки. [Текст] / И.Е. Штейнберг // Социологические исследования. - 2010. - № 5. - С. 40-50.

13. Caplow T. Rule Enforcement Without Visible Means: Christmas Gift Giving in Middletown // The American Journal of Sociology. 1984. Vol. 89. № 6. Pp.1306-1323.

14. Christopher J. Coyne, Rachel L. Mathers. Rituals: An economic interpretation // Journal of Economic Behavior & Organization. Volume 78, Issues 1-2, April 2011, Pp. 74-84. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jebo.2010.12.009

15. Hollenbeck C.R., Peters C. & Zinkhan G.M. Gift giving. A community paradigm // Psychology and Marketing. 2006. № 23 (7). Pp. 573-595. DOI:https://doi.org/10.1002/mar.20147.

16. Kizilcec R.F., Bakshy E., Eckles D. & Burke M. Social Influence and Reciprocity in Online Gift Giving. // In R. Mandryk, M. Hancock, M. Perry & A. Cox (Eds.). Proceedings from CHI '18: The 2018 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. New York, New York, USA: ACM Press, 2018. DOI:https://doi.org/10.1145/3173574.3173700.

17. Romele A., Severo M. The Economy of the Digital Gift. From Socialism to Sociality Online // Theory, Culture & Society. 2016. № 33 (5). Pp. 43-63. DOI:https://doi.org/10.1177/0263276415619474

18. Shmargad Y., Watts J.K.M. When Online Visibility Deters Social Interaction. The Case of Digital Gifts // Journal of Interactive Marketing. 2016. № 36. Pp. 1-14. DOI:https://doi.org/10.1016/j.intmar.2016.01.004.

Войти или Создать
* Забыли пароль?