КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены основные изменения, происходящие в культурной активности населения Вологодской области. Проанализирована посещаемость таких культурных учреждений, как библиотеки, музеи, кинотеатры, театры. Сделан вывод об усилении атомизации общества. Информационной базой послужили данные официальной статистики, мониторинговых социологических опросов населения.

Ключевые слова:
культурная активность, посещаемость, культурно-досуговые учреждения, ценности
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

В период современных трансформаций общества сфера культуры в стране подвергается значительным изменениям, соответственно, меняется и ее региональная составляющая.

В формировании сферы культуры страны важную роль играют региональные учреждения и местная инфраструктура, так как культурно-досуговые учреждения являются не только источником информации, позволяющим населению усвоить культурные нормы и ценности, но и помогают в социализации личности, формируют нормы межличностного общения в обществе [1]. Так же анализ региональной сферы культуры позволяет формировать информационную базу выявленных проблем и разрабатывать ресурсы для их решения, нивелировать негативность изменений, развивать успешные направления, транслировать практики успешного регионального опыта. Актуальность изучения изменений, происходящих в сфере культуры, подтверждается и тем, что в 2019 г. она впервые была возведена в ранг национального проекта, в котором поставлены масштабные цели по повышению доступности культурных услуг населению и вовлечению его в их создание, посредством реализации своих творческих способностей [2].

Сфера культуры в данном исследовании рассматривается с точки зрения так называемого инфраструктурного подхода, т.е. через сеть учреждений и предоставляемых ими услуг. Данная позиция выбрана и в связи с доступностью данных для проведения статистического анализа.

 Оценить развитие сферы культуры в регионе можно через индикатор культурной активности населения, который характеризует степень реализации культурного капитала населения региона.

Целью данного исследования является изучение культурной активности населения Вологодской области. Ключевой фигурой анализа стали индивиды, как носители культуры и активные участники социальной жизни, и их активность в использовании сферы культуры.

Период исследования охватывает 2008 – 2019 гг. и обуславливается наличием и доступностью исходных статистических данных, а также границами социологических опросов, положенных в основу исследования.

Объект исследования – Вологодская область, использованы сравнения со средними значениями по России и Северо-Западному федеральному округу (далее СЗФО).

В работе мы будем опираться на данные официальной и ведомственной статистики (Росстат, Вологдастат и электронная база ЕМИСС), а также на результаты социологических опросов, проводимых ФГБУН «Вологодский научный центр РАН» в рамках проекта «Социокультурная эволюция регионов России», реализуемого с 2005 г. по программе Института философии РАН. Опросы проходили в 2008, 2010, 2012, 2015 и 2019 гг. в двух городах региона − Вологде и Череповце, и восьми муниципальных районах, выборка квотная по полу и возрасту (18−82 лет), ошибка не более 5%.

 

Результаты исследования

 

Важную роль в накоплении и использовании культурных ценностей играет образование. По данным 2018 г., образовательный уровень населения Вологодской области, занятого в экономике, в сравнении с показателями по СЗФО и общероссийскими данными, был несколько ниже. Так, доля населения с высшим образованием, занятого в экономике области, составляла 26,7%, что на 7,5% меньше, чем в среднем по России, и на 8,4% ниже, чем в среднем по СЗФО. Остальные уровни профессионального образования существенно не различаются (табл. 1).

Таблица 1

Распределение численности занятых в экономике по уровню образования 2018 г., в %

Террито-рия

Образование

высшее профессиональное

среднее профессиональное

среднее полное

основное общее

не имеют основного общего

Российская Федерация

34,2

45,0

17,2

3,4

0,2

СЗФО

35,1

47,5

14,3

2,9

0,2

Вологодская область

26,7

52,5

14,6

5,8

0,4

 

На территории Вологодской области подготовкой специалистов по программам высшего профессионального образования занимаются 15 вузов. Снижение выпуска высококвалифицированных специалистов за последнее десятилетие – тенденция, присущая как Российской Федерации, так и Северо-Западному федеральному округу и Вологодской области (рис. 1). Возможно, причина кроется в том, что высшее образование становится менее доступным для выпускников школы: урезается число бюджетных мест, а количество коммерческих увеличивается. Это неблагоприятный тренд для возможностей поступления людей из среднестатистических семей.

Как уже говорилось выше, развитие сферы культуры региона напрямую зависит от развития инфраструктурной составляющей, качества культурных услуг и их доступности для населения [3, с. 36-43].

По данным официальной статистики, на территории Вологодской области в период 2008–2018 гг. отмечается снижение числа учреждений культурно-досугового типа на 23%, и мест в них – на 20%. Более чем на 34% сократилось число массовых библиотек, что, соответственно, на 23% снизило количество доступных для населения книг и журналов. По результатам опросов выявлено, что с каждым годом возрастает доля населения, отказывающаяся от посещения библиотечных учреждений. В 2019 г. она составила 67,2% от ответивших. А доля тех, кто пользуется услугами библиотек, снижается, хотя для сельских территорий библиотека остаётся важным культурным центром − местом, где проводятся мероприятия для населения.

Вологодская область обладает богатым культурно-историческим наследием, занимая 13-е место по посещаемости музеев в России. С 2012 г. число музеев в регионе не менялось и составило 40 единиц. Стоит также отметить, что официальная статистика не дает возможности определить, посещало ли культурно-массовые мероприятия местное население или туристы.  Вместе с тем, опрос общественного мнения показал снижение интереса к данным культурным услугам. Большинство респондентов (64%) за 2019 г. ни разу их не посещали (рис. 3).

Низкая заинтересованность населения прослеживается и в отношении посещения кинотеатров.  По данным опросов лишь 7% респондентов в 2019 г. посещали киносеансы на регулярной основе, а почти 50% – никогда (рис. 4).

Развитие театров на фоне других учреждений культуры как относительно постоянное. На территории Вологодской области уже длительное время неизменно функционирует 5 профессиональных театров, а по посещаемости театров регион занимает 49 место в России. Тем не менее за исследуемый период наблюдается снижение зрительской аудитории, посещавшей театр на редкой основе на 12,3%, в то время как доля населения, никогда не посещавшая это учреждение, возросла на 6,2% (рис.5).

Важным звеном современной культуры являются городские праздники. В них отражается культура, характер и самобытность проживающего народа. Проведение городских мероприятий поддерживает у населения чувство единения, принадлежности к малой Родине. За последний год всего лишь 29% респондентов ни разу не посещали городских праздников. Можно говорить о том, что население заинтересовано в проведении таких мероприятий, так как они проводятся бесплатно и являются более доступными для населения, следовательно, и процент посещаемости таких мероприятий выше в сравнении с учреждениями культуры (рис.6).

Парковые зоны и скверы также играют значительную роль в создании и обеспечении условий для массового отдыха и развлечения населения. На территории парков располагаются различные памятники архитектуры и искусства, природы, аттракционы, проводятся городские мероприятия. Однако, здесь также наблюдаются негативные тенденции.  За период исследования регулярная посещаемость парков уменьшилась почти в 2 раза. Вместе с тем, доля жителей, никогда не посещавших парковые зоны, увеличилась.  Рост в 2019 г. к 2012 г. составил 17%.

Из анализа следует, что практически все культурные учреждения Вологодчины теряют своих посетителей, а значит и потребителей услуг. Частота посещения культурных учреждений также отражает негативную тенденцию снижения спроса.

Посещение кино, театров, музеев, концертов и т.д. включенность в деятельность различных образовательных, общественных институтов или любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат как материальных средств, так и времени. Однако именно она и придает социальной жизни людей наибольшую полноту [4].

За весь исследуемый период главные причины низкой посещаемости культурных учреждений оставались неизменными – нехватка свободного времени ввиду того, что есть другие более важные дела, банальное отсутствие желания и финансовые трудности (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Назовите причины, по которым вы редко посещаете (не посещаете) учреждения / мероприятия культуры, спорта?», в % от ответивших

Причины

2010

2012

2015

2019

Изменение 2019 г. к 2010.

п.п.

 

Отсутствие свободного времени

33,5

37,3

35

34,4

0,9

Нет замечаний, просто нет желания

12,3

12,7

18,9

27,1

14,8

Мне не до этого, есть другие важные дела

7,1

11,7

21,3

21,7

14,6

Финансовые трудности

24,5

23,8

23,7

21,3

-3,2

Затрудняюсь ответить

19,6

14,3

10,5

13,1

-6,5

Плохое физическое и психическое самочувствие

7

7,8

7,9

10,9

3,9

Не устраивает низкое качество предоставляемых услуг / мероприятий

3,7

11,4

5,7

9,7

6

Не устраивает ассортимент предлагаемых услуг / мероприятий

6,1

14,6

5,4

6,9

0,8

Не получаю своевременной информации о таких услугах / мероприятиях

2,6

7,4

8,9

5,6

3

Другое

2,3

1,7

1

1,3

-1

 

Значимым фактором развития, как индивида, так и общества в целом является досуг человека. Сегодня он объединяет различные виды человеческой деятельности, которые способствуют его духовному, личностному, социальному развитию [5] Сложность происходящих политических, экономических, социальных процессов, ускорение темпов и напряженности жизни негативно влияют на человека, поэтому возникает необходимость в компенсации физических и моральных сил путем эффективной организации свободного времени [6]. На основе полученных данных, можно увидеть, что за последние 10 лет практически не изменились приоритеты использования свободного времени (табл. 3). По-прежнему первое место отводится просмотру телепередач (73%), домашним делам (64%), общению с друзьями (53%). Это самые распространенные формы досуговой активности, не требующие никаких дополнительных затрат.

Активное социальное и культурное участие вне дома – признак полноценности и разносторонности досуга, важное условие высокого качества жизни. Тем не менее учреждениям культуры и отдыха отводится достаточно скромная роль: доля посещающих общественные места (11,4%).  Тем не менее это почти в 2 раза больше, чем в 2010 г.

 

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Как Вы проводите свободное время?»,
в % от ответивших

Вариант ответа

2010

2012

2015

2019

Темп прироста, п.п.

Смотрю телевизор, DVD

63,7

55,2

55

72,9

9,2

Занимаюсь домашним хозяйством

49,6

55,7

54,7

63,9

14,3

Общаюсь с друзьями

38,8

45,1

48,5

53,1

14,3

Сижу в Интернете

19,9

32,2

36,7

43,3

23,4

Читаю книги, прессу

24,2

31,5

34,4

27,7

3,5

Слушаю музыку

15,5

20,4

19,7

23,2

7,7

Посвящаю свободное время хобби

 

 

11,6

20,6

20,6

Занимаюсь спортом

6,8

12,6

12,9

14,6

7,8

Посещаю общественные места

6,5

16

10,7

11,4

4,9

Путешествую по региону, России, за рубеж

7,2

6,9

5,5

8,2

1

Другое

3,3

3,8

0,9

1,6

-1,7

Источник: опросы «Социокультурный портрет региона», ФГБУН ВолНЦ РАН, 2010, 2012, 2015. Массовый опрос населения Вологодской области  2019 гг.

Развитие телекоммуникационных технологий, увеличение доступа к сети Интернет дают возможность населению, не выходя из дома, удовлетворять всевозможные потребности: просмотр фильмов, спортивных мероприятий, виртуальное посещение музеев, виртуальные экскурсии, возможность найти любую литературу, не посещая библиотек и т.д. [7]. С одной стороны, широкий доступ к информационным потокам и культурным объектам становится более полным и удобным, но с другой ведёт к снижению доходной базы учреждений культуры. Таким образом, человек всё более замыкается в своей семье, предпочитает быть дома.  Данные процессы подтверждаются и ценностными установками населения. На одном из первых мест у большинства людей стоит ценность здоровья, семьи и реализации роли родителя, при этом другие ценности отходят на второй план (рис. 8).

Следовательно, среди населения Вологодской области наблюдаются тенденции к индивидуализации личных интересов, стремлению обособленности, ведущих к такому явлению, как атомизация общества. Показательным в этом плане является изменение территориальной идентичности населения, ранее было выявлено, что в период кризисных явлений в социально-экономическом развитии (например, в 2014, 2015 г.) в регионе росла сплочённость среди жителей населенных пунктов, однако коэффициент интенсивности близости к жителям поселения, в котором живут респонденты, начал снижаться, в 2019 г. в сравнении с 2012 г. стал меньше в 2,5 раза [8].

Можно говорить о том, что успешность развития территории во многом зависит именно от сплоченности населения. Одной из характеристик социального благополучия общества  является социально-территориальная идентификация населения, ее высокий уровень обуславливает сплоченность и успешность развития, низкий – разобщенность, социально-территориальный раскол. Поэтому интенсивность близости между жителями населенного пункта, региона, страны, в котором они проживают, с которым связывают свое будущее, имеет большое значение и служит залогом самопонимания и самоуважения общества, его этического здоровья, уверенности в своём будущем, именно к этому и нужно направлять общество [9]. Регулятором укрепления социально-территориальной идентичности могут стать только культурные ценности, которые должны развиваться внутри общества.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что происходит снижение культурной активности населения.

В Вологодской области наблюдается уменьшение выпуска специалистов с высшим образованием. За десять лет число таких выпускников сократилось больше, чем наполовину (57,8%). Это является неблагоприятной тенденцией, так как система образования формирует гражданина, через культурно-воспитательную функцию оказывает влияние на духовную жизнь общества. За исследуемый период прослеживаются негативные тенденции в снижении частой посещаемости таких культурных учреждений, как библиотеки (8,8%), театры (21,6%), музеи (12,5%), кинотеатры (6,5%). Из этого следует, что практически все культурные учреждения Вологодчины теряют своих посетителей, а значит и потребителей услуг. Частота посещений городских массовых мероприятий, праздников, а также парков и скверов хоть и уменьшилась, но всё-таки остается более высокой в сравнении с другими культурными учреждениями.

Также прослеживается некоторая направленность населения региона на процессы общественной атомизации, увеличения разобщённости внутри территориальных сообществ, это несет в себе потенциальные угрозы и может быть препятствием развитию людей, их гражданского участия.

В связи с этим, в условиях трансформации общества, информатизации многих процессов жизнедеятельности, необходимо исследовать изменения спроса и предложения в сфере культуры, выявлять причинно-следственные связи, более глубоко изучать причины снижения культурной активности населения, напрямую связанной с появлением таких процессов, как индивидуализация и атомизация, разрабатывать мероприятия, которые позволили бы сделать российскую сферу культуры не только доступной, но и востребованной. Полученные эмпирические данные ставят задачи дальнейшего исследования, которое должно базироваться на расширении данных, характеризующих отрасль культуры, ее развитие, проблемы и возможные перспективы, формулировании мероприятий и механизмов повышения культурной активности населения и туристической привлекательности региона.

 

Список литературы

1. Морозов Г. Культурно-досуговые учреждения: проблемы и решения (на примере Ленинградской области) // Власть. − 2013. − № 7. −С. 82−85.

2. Национальные проекты 2019-2024 гг.: анализ и ключевые риски их реализации. Социальная сфера [Текст]: науч.-аналит. Издание/коллектив авторов под науч. рук. чл.-корр. РАН В.А. Ильина. - Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2019. - 68 с.

3. Шабунова А.А. Оценка населением социокультурной среды региона / А.А. Шабунова, Н.А. Окулова // Социологические исследования. − 2011. − №6. − С. 36−43.

4. Арямова Т.В. Динамика досуговых предпочтений молодёжи на рубеже веков // Вестник Таганрогского института управления и экономики. − 2012. − №2. − С. 36-42.

5. Устинова К.А. Человеческий капитал в инновационной экономике: монография / К.А. Устинова, Е.С. Губанова, Г.В. Леонидова. Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2015. − 195 с.

6. Арямов А.В. Тенденции использования свободного времени жителями России // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. − 2008. − № 2. − С. 21−31.

7. Груздева М.А. Социокультурные характеристики населения регионов Северо-Западного федерального округа/ М.А. Груздева, О.Н. Калачикова // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. − 2019. − № 3. − С. 306−316.

8. Шабунова, А.А. Социокультурные факторы общественной атомизации (на материалах Вологодской области) [Электронный ресурс] / А.А. Шабунова, М.А. Груздева // Современные исследования социальных проблем. - 2014. - № 7. - Режим доступа : http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/7201413

9. Смирнов А.В. Самосознание российского общества // Вестник российской академии наук. − 2020. − № 3. − С. 220−223.

Войти или Создать
* Забыли пароль?