СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ
Рубрики: ФИЛОСОФИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается соотношение двух ключевых категорий экономического поведения человека: потребностей и ценностей. По мере изменения социокультурных установок современного общества ценности становятся основным ориентиром личности, а способы реализации потребностей характеризуют особенности формирования ценностных ориентиров и стереотипов поведения человека. С точки зрения рассмотрения динамики развития различных моделей потребления происходит трансформация ценностного отношения к товарам и услугам. Вектор трансформации зависит от отражения этого процесса сознанием человека. Способ удовлетворения потребностей зависит от доминирования тех или иных ценностных стереотипов в поведении человека, прежде всего, экономического. Формирование потребностей и их оценка обусловлены экономической реальностью и социокультурной средой, в рамках которой они могут быть реализованы. Подчеркивается, что человек имеет право определять траекторию своего экономического поведения в рамках законности и осознанности как в технологическом, так и в экономическом смысле. Человек как субъект деятельности и потребления является отражением социальной идентичности, обусловленной социокультурной средой, ограниченной определенным осознанием и пониманием качества жизни. Акцентируется внимание на том, что при наличии в обществе негативных социокультурных практик, формируемых неэффективной и проблематичной деятельностью государственных институтов, возникает риск доминирования безответственного поведения, правового нигилизма неоправданной толерантности и / или нулевой толерантности, трансформации нравственности (ценностных стереотипов).

Ключевые слова:
ценности, экономическое поведение, деятельность, трансформация, мотив
Список литературы

1. Золотухин В. М. Социально-философский и культурологический аспекты экономического поведения в российской ментальности // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. 2018. № 43. С. 36-42.

2. Grigashkina S. I., Galanina T. V., Mikhailov V. G., Koroleva T. G., Trush E. A. Environmental and economic efficiency of comprehensive technology of sulfur oxides, nitrogen oxides and mercury removal from flue gases // E3S Web of Conferences: Proc. 1 Sci.-Prac. Conf. "International Innovative Mining Symposium (in memory of Prof. Vladimir Pronoza)", Kemerovo, April 24-26, 2017. Kemerovo, 2017. DOI:https://doi.org/10.1051/e3sconf/201715020

3. Kovalevsky S. A., Ravochkin N. N., Shchennikov V. P. Ecological-and-social responsibility of coal mining companies // E3S Web of Conferences: Proc. 3 Intern. Innovative Mining Symposium, Iims 2018, Kemerovo, October 03-05, 2018. Kemerovo, 2018. DOI:https://doi.org/10.1051/e3sconf/20184104035

4. Жукова О. И., Жуков В. Д. Экзистирующий тип человека как выражение историко-социального бытия // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 4. С. 41-48.

5. Уткин И. В., Океанский В. П. Невроз потребителя как культурно-историческая реальность // Философия хозяйства. 2019. № 6. С. 40-46.

6. Наумова Г. Р. Этнический фактор и социально-экономические приоритеты населения России // Этнокультурная обусловленность экономики / под ред. Ю. М. Осипова, И. П. Смирнова. М.-Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2018. С. 33-41.

7. Zaplatina O. A., Bikmetov R. S. Human capital and its demand in the mining industry // E3S Web of Conferences: Proc. 3 Intern. Innovative Mining Symposium, Iims 2018, Kemerovo, October 03-05, 2018. Kemerovo, 2018. DOI:https://doi.org/10.1051/e3sconf/20184104013

8. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Мн.: Попурри, 1998. 720 с.

9. Коноплёва Н. А. Сервисология (человек и его потребности). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2017. 222 с.

10. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / пер. Т. Гутман, Н. Мухина. СПб.: Питер, 2014. 399 с.

11. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. В 14 т. Т. 8. Философия истории / пер. А. М. Водена. М.-Л.: Соцэкгиз, 1935. 468 c.

12. Котлер Ф. Основы маркетинга: краткий курс. М.: Вильямс, 2007. 656 с.

13. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла / общ. ред. Л. Я. Глозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 366 с.

14. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / сост. В. А. Журавель; под ред. А. А. Бодалева. 4-е изд. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. 398 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?