Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Кемерово, Россия
Введение. Рассматривается необходимость системных изменений в профессионально-педагогической деятельности, так как сфера высшего образования испытывает острую потребность в педагоге-профессионале, способном осуществлять развитие своих учеников, осваивать новые образовательные технологии и новые педагогические и управленческие средства. Описаны роль и значение педагогической культуры преподавателя в совершенствовании профессионального мастерства и профессиональной педагогической компетентности. Методологическую и научно-теоретическую базу составили концептуальные положения современной науки о диалектическом характере активной познавательной деятельности, на которую опирается контекстное обучение; теоретические основы педагогического образования в образовательной организации высшего образования; фундаментальные положения педагогики и психологии о подготовке педагогических кадров для высшей школы, о структуре деятельности преподавателя вуза и основах его педагогической культуры; основные положения психологической науки о факторах формирования личности педагогического работника в современных условиях. Методы и материалы. Анализ документов и научных публикаций ученых о реформе высшего образования и эмпирического опыта реализации ее основных направлений, в том числе в части совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров высшей школы. Результаты. Узкоспециализированные профессиональные навыки в настоящее время по-прежнему имеют ценность на рынке труда, однако на передовую выходят надпрофессиональные навыки, обеспечивающие высокий уровень адаптивности работника, гарантирующие ему межотраслевую мобильность, свободу выбора условий труда. Научить студента учиться и привить ему вышеназванные навыки – задача современной образовательной организации высшего образования (института, университета). Большую роль в данном случае играет умение преподавателя выработать у обучающихся способность действовать в меняющейся ситуации. Этому можно научить будущего специалиста в условиях высокого уровня культуры самостоятельной работы, в основу которой положено усвоение социального опыта в результате активной деятельности субъекта. При этом в процессе развития у обучающихся способности выходить из возникающих проблемных ситуаций необходимо больше опираться на их собственный социальный опыт. Этому должны способствовать содержание образования и условия для формирования у обучающихся опыта решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, организационных, коммуникативных и других проблем. В этом заключается смысл педагогического мастерства педагогического работника в организации процесса образования, включая его поэтапную оценку. Заключение. Совершенствование профессионального мастерства педагогического работника образовательной организации высшего образования заключается в наращивании интеллектуального багажа, обеспечивающего его профессиональную педагогическую компетентность, основу которой составляют знания, умения, жизненный и профессиональный опыт, четкое следование основам педагогической культуры и системы ценностей современного высшего образования России.
профессионализация, профессиональная педагогическая компетентность, преподаватель, высшее учебное заведение
1. Садым К. Б. Особенности педагогического мастерства в высшей школе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-1. С. 253-254.
2. Шибанова Е. К. Преподаватель высшей школы: герой нашего времени // Преподаватель XXI век. 2015. № 2-1. С. 85-94.
3. Камалова Д. О. Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы // Проблемы и перспективы развития образования: мат-лы VIII Междунар. науч. конф. (Краснодар, 20-23 февраля 2016 г.) Краснодар: Новация, 2016. С. 244-246.
4. Вербицкий А. А. Преподаватель - главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13-20.
5. Розов Н. Х. Преподаватель российского вуза // Естественнонаучное образование: вектор развития / под общ. ред. В. В. Лунина, Н. Е. Кузьменко. М.: Изд-во Московского ун-та, 2015. С. 10-26.
6. Розов Н. Х. Преподаватель - профессия на все времена // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 26-35.
7. Шагеева Ф. Т. Педагогическое мастерство преподавателя инженерного вуза: пути совершенствования // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 88-93.
8. Красношлыкова О. Г. Детерминанты развития профессионализма педагогов в деятельности муниципальной методической службы // Управление профессиональным развитием педагога: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 21 декабря 2010 г.) Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. Ч. 1. С. 343-351.
9. Кох М. Н. К проблеме оценки компетентности преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 78-82.
10. Медведев В. П., Татур Ю. Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46-56.
11. Основы педагогического мастерства / под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 358 с.
12. Гурьев М. Е. Специфика формирования профессиональной культуры преподавателей образовательных организаций МВД России на основе компетентностного подхода // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2016. № 24. С. 60-65.
13. Гурьев М. Е. Формирование и развитие педагогического творчества в деятельности преподавателя вуза // Инновации в науке. 2014. № 31-2. С. 27-42.
14. Гурьев М. Е. Основные пути совершенствования педагогической культуры у преподавателей высшей школы образовательных организаций Российской Федерации // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2016. № 5. С. 191-198.
15. Полонников А. А. Современная образовательная ситуация: подходы к описанию и дискурсивная ответственность // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 26-35.
16. Kwieciński Z. Pedagogie postu. Preteksty - konteksty - podteksty. Krakóv: Wydawnictvo impuls, 2012. 422 s.
17. Красинская Л. Ф. Преподаватель высшей школы: каким ему быть? (Размышления о социальных ожиданиях и профессиональных реалиях) // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 37-46.
18. Шабанов Г. А. Педагогическое творчество преподавателя вуза: факторы и проблемы развития // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2012. № 1. С. 89-97.
19. Александрович П. И. Педагогическое мастерство преподавателя вуза // Труды БГТУ. № 5. История, философия, филология. 2013. № 5. С. 61-63.
20. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Мн.: Изд-во БГУ, 1981. 383 с.
21. Иванова Е. К., Чемерилова И. А. О саморазвитии и формировании профессиональной компетентности преподавателя высшей школы // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 17. С. 225-227.
22. Суковатицын Н. А. Педагогическое мастерство и пути его формирования // Военный научно-практический вестник. 2015. № 2. С. 116-121.
23. Резник С. Д., Вдовина О. А. Профессиональные компетенции преподавателя современного университета: механизмы управления формированием и развитием // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2017. № 1. С. 67-83.
24. Абдуллина Л. Б Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4. С. 8-10.
25. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. М.: Педагогика, 1990. Т. 5. 373 c.
26. Еремишин О. Афоризмы. Золотой фонд мудрости. М.: Просвещение, 2006. 1695 с.
27. Шибанова Е. К. Подготовка юридических кадров: инверсия смыслов // Право и образование. 2015. № 2. С. 36-43.
28. Кожухова В. И., Зонина О. Ф. Педагог высшей школы как преподаватель и исследователь // Инновационные внедрения в области педагогики и психологии: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 января 2017 г.). М., 2017. Вып. II. С. 45-47.
29. Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. М.: Наука, 1974. 288 с.
30. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Париж: ЮНЕСКО, 1996. 46 с.