сотрудник с 01.01.2012 по 01.01.2019
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 15 Психология
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
BISAC PSY000000 General
В статье представлены результаты изучения факторов, особенностей и уровня развития временной адаптивности, как способности и ресурса к адаптации, у лиц с разным уровнем здоровья. Исследование проводилось методом опроса в очной и электронной формах на выборке лиц из условно здоровой группы и имеющих нарушения в здоровье разных нозологических групп. В ходе анализа результатов исследования были выделены такие факторы временной адаптивности человека, как восприятие и ориентация во времени, адаптация к естественным временным изменениям, приспособление к изменениям в планах, распорядке ежедневных ритуалов и расписаниях. Новизна результатов исследования состоит в выделении временной адаптивности, как вида адаптивности к физическим условиям среды, в отдельный предмет исследования и изучении её факторов, особенностей и уровня развития у лиц с разным уровнем здоровья. Полученные результаты могут применяться при разработке учебных курсов, в том числе в дистанционной форме, для развития навыков восприятия и ориентации во времени, планирования и управления временем. Также результаты исследования имеют значение для разработки методики определения уровня адаптивности личности к физическому устройству среды.
временная адаптивность, циркадианная система, перцепция времени, адаптация, лица с психофизическими нарушениями
Введение
Восприятие времени является одной из способностей человека, необходимой ему для приспособления к окружающей среде и жизнедеятельности в ней. У лиц с нарушениями в здоровье, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, восприятие времени и изменений в нём может быть сопряженно с определенными трудностями, ограничивающими восприятие окружающей действительности. Восприятие времени, как физической величины, ориентация в нём, приспособление распорядка своего дня и жизнедеятельности под временные изменения являются целями процесса адаптации человека к условиям окружающей среды.
Эффективность процесса адаптации к физическим условиям среды зависит от ряда факторов: пола, возраста, уровня здоровья, психологических установок, психофизических ресурсов, особенностей перцепции и развития навыков человека, в том числе адаптационных способностей личности. Процесс адаптации, как отмечают исследователи, взаимосвязан с особенностями переживания времени человеком, которые могут как повышать, так «снижать адаптационный потенциал личности» [6].
Адаптивные способности или ресурсы человека объединяются в понятие «адаптивности» - «врожденного и приобретенного в процессе жизнедеятельности качества человека, определяющего его возможности и уровень приспособления к окружающей среде» [13].
Адаптивность, как психологическое качество личности, изучали многие зарубежные и отечественные ученые: Селье Г., Петровский А.В., Маклаков А.Г., Богомолов А.М., Реан А.А., Симаева И.И., Ростовцева М.В., Тихонова Т.С., Звоников В.М. и др.
Богомолов А.М. понимает под «адаптивностью» «хронологический срез адаптационного потенциала, который проявляется и реализуется в деятельности и системе отношений человека» [3].
Реан А.А. и Симаева И.И. выделяют превентивную адаптивность и определяют её как «когнитивно-аффективно-личностный коррелят генерализованной адаптированности, который представляет собой интегральную характеристику субъекта, сформированную в реальных условиях и проявляющуюся в эффективной адаптации его к происходящим «здесь и сейчас» изменениям в жизнедеятельности и социальной среде» [11].
Временная адаптивность может рассматриваться как комплекс личностных показателей, характеризующих психофизиологическую организацию человека и его возможности приспособления к изменениям во времени, как одной из физических величин окружающей среды. Высокий уровень временной адаптивности человека «является одним из условий его активной жизненной позиции, определяет его успех в деятельности, его психологическое здоровье и благополучие» [1].
Адаптивность, по сути, является единой способностью человека, однако в исследовательских целях выделяют разные её виды в зависимости от направлений и целей адаптации. Так как адаптивность – это психофизический ресурс или потенциал личности, являющийся единым по своему основанию и целостным по структуре, то условное выделение её видов зависит только от выбранных условий окружающей среды, по отношению к которым рассматривается адаптация живого организма на всех уровнях его жизнедеятельности.
Актуальность и цели исследования
Проводимое автором исследование, результаты которого будут представлены в статье, было посвящено изучению временной адаптивности, как одного из видов адаптивности к физическим условиям окружающей среды, у лиц из условно здоровой группы и имеющих психофизические нарушения. Раннее проводимое экспериментальное изучение особенностей восприятия времени и их взаимосвязей с психическими чертами лиц с ОВЗ и инвалидностью показало наличие особенностей и трудностей в восприятии этой физической величины у представителей выборки. В частности, лица с психологическими и неврологическими нарушениями, в том числе с эпилепсией и тревожными расстройствами, участвовавшие в исследовании, отмечали у себя «сложности с восприятием и ориентацией во времени. Для них важной проблемой являлось «выпадение» из времени, когда какое-либо действие они могли совершать очень длительно, не замечая прошедшее время» [8]. Лица с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата показали «отклонение индивидуальной минуты от нормативной минуты, которое находится в пределах 18-20 секунд в сторону уменьшения и увеличения, что может объясняться влиянием имеющегося дефекта на восприятие, личными особенностями, усталостью, самочувствием респондентов и т.д.» [10]. «На восприятие времени, кроме имеющихся дефектов и ограничений, влияют межличностные отношения, ответственность за свой успех и достижения, а также отражение времени взаимосвязано с восприятием окружающего пространства» [9]. Полученные выводы об особенностях восприятия времени были положены в основу разработки исследования факторов и особенностей временной адаптивности у лиц с разным уровнем здоровья, в том числе с ОВЗ и инвалидностью.
Целями данной статьи являются изучение уровня развития и особенностей временной адаптивности у лиц с разным уровнем здоровья.
Методика исследования
Для изучения особенностей временной адаптивности у лиц с разным уровнем здоровья было проведено исследование на базе Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС и опрос в электронной форме для части респондентов в марте-апреле 2020 г. В нём приняли участие 149 респондентов в возрасте от 15 до 65 лет (средний возраст – 26 лет), из которых было 33 мужчины и 116 женщин. В экспериментальную группу были включены лица с разными психофизическими нарушениями, в том числе с ОВЗ и инвалидностью (n=88) (далее – ОВЗ), а в контрольную группу вошли условно здоровые лица (n=61) (далее – УЗГ) (табл. 1).
Таблица 1
Распределение респондентов на группы по видам нарушений в здоровье
№ группы |
Название группы |
Количество человек |
1 |
условно здоровые лица |
61 |
2 |
лица с психоэмоциональными расстройствами |
34 |
3 |
лица с физическими нарушениями |
8 |
4 |
лица с сенсорными нарушениями |
17 |
5 |
лица с хроническими заболеваниями |
22 |
6 |
лица с другими видами нарушений в здоровье |
7 |
Итого: |
149 |
В экспериментальную группу исследования вошли: лица с психоэмоциональными нарушениями, имеющие установленные расстройства аутистического спектра, синдромы Аспергера и Каннера, депрессивные расстройства, фобические тревожные расстройства, нарколепсию, шизофренический синдром и др.; лица с физическими нарушениями, имеющие ограничения мобильности и передвигающиеся на инвалидных колясках, с детским церебральным параличом, спинальной мышечной атрофией, травмами конечностей и позвоночника, и др.; лица с сенсорными нарушениями, в том числе нарушениями зрения – слабовидением и слепотой, с нарушениями слуха – слабым слухом и глухотой; лица с хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет, астма, вегето-сосудистая дистония, хронический бронхит и др.; лица с другими нарушениями в здоровье, не вошедшими в эти группы.
В проведенном исследовании изучались такие факторы временной адаптивности человека, как восприятие времени и ориентация в нём, «провалы» во времени и другие нарушения его восприятия, приспособление личности к естественным изменениям во времени (смене дня и ночи, смене сезонов, смене часовых поясов и т.п.), особенности приспособления и психического реагирования на изменение краткосрочных и долгосрочных планов, распорядка дня и различных расписаний (табл. 2). При изучении временной адаптивности, как психологического качества личности, можно выделить иную её структуру и компоненты, что не снижает значимости результатов изучения выбранных компонентов, а только дополняет эмпирическую базу исследований адаптивности человека и особенностей восприятия времени.
Таблица 2
Сопоставление оценок факторов временной адаптивности у респондентов экспериментальной и контрольной групп
Группы
Факторы |
M (SD) |
Значимость различий между группами (U-критерий Манна-Уитни, p=0,05) |
|
Экспериментальная (N=88) |
Контрольная (N=61) |
||
восприятие и ориентация во времени |
-0,188 (1,273) |
0,262 (1,189) |
2604 |
адаптация к естественным изменениям |
0,153 (1,166) |
0,443 (1,028) |
2942 |
адаптация к изменениям в планировании |
-0,199 (1,155) |
-0,033 (1,018) |
2521,5 |
M (Mean) – среднее значение;
SD – среднее квадратическое отклонение.
Выделенные различия в оценках факторов временной адаптивности у респондентов из экспериментальной и контрольной групп статически незначимы.
Результаты исследования
Далее рассмотрим полученные результаты изучения особенностей восприятия и ориентации во времени, а также приспособления к естественным изменениям в нём у лиц с разным уровнем здоровья.
При нормальном восприятии астрономического времени человек должен быть способен определять точное время по часам, а также уметь достаточно точно ориентироваться во времени без использования часов и других измерительных приборов.
Лица с нарушениями в здоровье могут иметь сложности с восприятием и ориентацией в астрономическом времени, которые являются фактором снижения их временной адаптивности, как способности к приспособлению к изменениям этой физической величины в окружающей среде.
Таблица 3
Распределение ответов респондентов об их возможностях точного определения времени (в %)
Оценки возможностей Группы респондентов |
не могу |
редко могу |
иногда могу, а иногда - нет |
часто могу |
могу |
условно здоровые лица |
11 |
8 |
21 |
44 |
15 |
лица с психоэмоциональными расстройствами |
29 |
18 |
21 |
24 |
9 |
лица с физическими нарушениями |
13 |
13 |
13 |
38 |
25 |
лица с сенсорными нарушениями |
6 |
12 |
53 |
29 |
0 |
лица с хроническими заболеваниями |
18 |
14 |
36 |
18 |
14 |
лица с другими видами нарушений в здоровье |
57 |
0 |
43 |
0 |
0 |
Определение точного астрономического времени является затруднённым для многих респондентов с нарушениями в здоровье. Лица с психоэмоциональными расстройствами и некоторыми видами заболеваний отметили, что практически всегда не могут быстро определить точное время (57%). Не уверены в своих возможностях определять время по часам лица с сенсорными нарушениями и с хроническими заболеваниями разных нозологических групп (53% и 36% соответственно) (табл. 3).
Определение времени практически не вызывает сложностей у лиц с физическими нарушениями и из условно здоровой группы (38% и 44% соответственно). Имея сохранный интеллект и развитое восприятие, нормальное функционирование психики и возможности для всестороннего обучения и развития представители этих групп могут свободно ориентироваться во времени и воспринимать показания часов.
Помимо определения времени по часам перед человек часто встает задача восприятия и ориентации во времени без специальных инструментов и измерительных приборов, используя внутренние психологические часы или осциллятор. Например, такие способности к ориентации во времени человеку могут быть нужны, когда он просыпается среди ночи и пытается понять сколько в данный момент времени; когда нет рядом часов, но необходимо примерно определить сколько времени и в других случаях.
Респонденты из экспериментальной и контрольной групп отметили, насколько точно они могут определить время, не используя часы или проснувшись среди ночью (табл. 4).
Таблица 4
Распределение ответов респондентов о возможностях ориентации во времени посредством «психологических часов» (в %)
Оценки возможностей
Группы респондентов |
Ориентация во времени без использования часов |
Ориентация во времени посреди ночи |
||||||||
никогда |
редко |
иногда |
часто |
всегда |
нет |
частично |
да |
|
||
ОВЗ |
13,6 |
25,0 |
31,8 |
26,1 |
3,4 |
45,5 |
42,0 |
12,5 |
|
|
УЗГ |
11,5 |
8,0 |
19,0 |
24,0 |
3,0 |
29,5 |
47,5 |
23,0 |
|
Как показал анализ результатов исследования, лица с нарушениями в здоровье в основном могут ориентироваться во времени без использования часов, но иногда это вызывает у них определенные затруднения. При необходимости определить примерную величину времени среди ночи многие респонденты с психофизическими нарушениями не могут с этим справиться вообще или неточно определяют время (45,5%).
Лица из условно здоровой группы часто могут определить точное время без использования часов и других измерительных приборов (24%). Они также отметили, что могу частично правильно определить время, если проснулись среди ночи (47,5% и 23% соответственно).
Далее рассмотрим, как проявляется фактор адаптивности к естественным временным изменениям у респондентов экспериментальной и контрольной групп.
Активизация физиологических систем человека, его психологических ресурсов и сохранение их работоспособности в течение дня подвержены циклическим изменениям, наиболее тесно связанным с суточным ритмом – сменой дня и ночи. Как отмечают учёные, «с позиций хронобиологии проблема адаптации должна рассматриваться на уровне циркадианных ритмов (ЦР), учитывая, что именно они служат целям регуляции функций, координации взаимозависимых процессов и разделения несовместимых функций во времени» [7]. Приспособление к суточным ритмам человека или его циркадианная система «достаточно стабильны» [12]. Рассмотрим, насколько близко режимы сна и бодрствования у лиц с психофизическими нарушениями и из условно здоровой группы совпадают с ритмами смены дня и ночи.
У лиц с нарушениями в здоровье режим сна-бодрствования достаточно ощутимо расходится с реальными суточными ритмами. Большинство респондентов из этой группы отметили, что редко или иногда могут уснуть в темное время суток и активны с наступлением дня (26,1% и 28,4% соответственно); многих из них мучает бессонница и другие проявления психоэмоциональных расстройств с наступлением ночи; днём они наоборот испытывают повышенную сонливость, вялость и другие психофизические проявления циркадианной дезадаптации. Расхождения между режимом сна-бодрствования и суточным ритмом у человека вызывают слабость, нарушения концентрации внимания и снижение памяти, психоэмоциональные расстройства, физические нарушения и ухудшения самочувствия; их можно отнести к факторам снижения временной адаптивности личности (рис. 1, a).
а) частота совпадений режима сна-бодрствования и циркадианного ритма б) частота возникновения психофизических реакций на смену сезонов
Рисунок 1 – Распределение ответов респондентов о приспособлении к естественным изменениям времени (в %)
У большей части лиц из условно здоровой группы режим сна-бодрствования и реальные суточные ритмы часто и всегда совпадают (50,8% и 18,0% соответственно). Это показывает устойчивость их циркадианных систем и хорошую приспособленность к изменениям суточных ритмов.
Помимо суточных ритмов на организм человека воздействуют также годовые циклы смены сезонов (рис. 1, б).
Смена сезонов в течение года оказывает воздействие на физическое и психическое состояние человека. Респонденты, имеющие нарушения в здоровье, отметили, что смена сезонов иногда или часто оказывает влияние на их физическое и психическое состояние (27,3% и 31,8% соответственно). Часть из них всегда остро ощущает изменения в своем психофизическом состоянии и эмоциональном фоне при смене сезонов (20,5%). Наличие физических симптомов и психических реакций, проявляющихся при смене сезонов, является фактором снижения временной адаптивности человека.
Лица с нормальным уровнем здоровья тоже испытывают иногда или часто психофизические симптомы при смене сезонов (32,8% и 24,6% соответственно), но эти реакции в меньшей степени влияют на их работоспособность и жизнедеятельность.
Как было отмечено выше, в проводимом ранее исследовании восприятия времени у лиц ОВЗ и инвалидностью были выявлены «провалы» во времени у респондентов с психоэмоциональными и неврологическими нарушениями. В данном исследовании проблема «провалов» во времени или моментов, в которые человек не знает и не помнит, чем он занимался, была проанализирована для выборки лиц с разным уровнем здоровья, а также были уточнены временные интервалы таких «провалов» (табл. 5).
Таблица 5
Периодичность наступления и средняя продолжительность «провалов» во времени у респондентов с разным уровнем здоровья (в %)
Периодичность наступления Группы респондентов |
никогда |
редко |
иногда |
часто |
постоянно |
средняя продолжительность (мин) |
1. условно здоровые лица |
26 |
30 |
36 |
5 |
3 |
24,1 |
2. лица с психоэмоциональными расстройствами |
18 |
6 |
26 |
35 |
15 |
261,8 |
3. лица с физическими нарушениями |
13 |
38 |
13 |
13 |
25 |
75,1 |
4. лица с сенсорными нарушениями |
18 |
18 |
29 |
29 |
6 |
90,8 |
5. лица с хроническими заболеваниями |
14 |
18 |
27 |
36 |
5 |
146,3 |
6. лица с другими видами нарушений в здоровье |
0 |
14 |
29 |
29 |
29 |
71,4 |
Как показали результаты исследования, большинство респондентов с нарушениями в здоровье периодически испытывают «провалы» во времени, при воспоминаниях о которых они не могут сказать, как проводили время, чем занимались, «теряют ощущаемость времени» [5]. Как отмечают сами респонденты, в такие моменты они не воспринимают время, для них «час проходит как минута» [8].
Достаточно часто временную дезадаптацию испытывают респонденты с психоэмоциональными расстройствами (гр. 2); также у них отмечается самая большая средняя продолжительность таких «провалов» ¬¬¬– 261,8 минут или более 3 часов в сутки. Также часто или всегда утрачивают ощущение течения времени лица с физическими нарушениями (гр. 3) и разными видами расстройств в здоровье (гр. 6) (38% и 58% соответственно). Участники исследования с нарушениями в здоровье из двух групп (с сенсорными нарушениями и хроническими заболеваниями) ощущают «провалы» во времени редко.
Лица из условно здоровой группы отметили, что практически никогда или очень редко ощущали у себя утрату связи с реальным временем. Они всегда уверены, что воспринимают реальность и имеют представления о том, как проводили свое время.
Отметим, что «провалы» во времени у лиц с нарушениями в здоровье, могут быть связаны как с особенностями проведения их личного времени и низким уровнем занятости в течение дня, наличием физических и психических дефектов, которые чаще проявляются связано, особенностями протекания когнитивных процессов, нарушениями в перцепции времени и функционировании кратковременной памяти, так с нарушениями нейрорегуляции при восприятии временных промежутков и слабым контролем над психологическим временем личности со стороны её нервной системы. Факторы и их комбинации при изучение «провалов» во времени и утраты связей с реальностью у лиц с нарушениями в здоровье могут быть разными, однако это проблема часто беспокоит респондентов из этой группы, вызывает у них тревогу и другие негативные психоэмоциональные проявления, существенно ограничивает жизнедеятельность. В связи с чем, эта проблема должна изучаться отдельно, в том числе с применением электромедицинских методов обследования головного мозга человека.
Помимо рассмотренных выше особенностей приспособления к естественным временным изменениям в окружающей среде, восприятия времени и примеров дезадаптации человека во времени, к особенностям его временной адаптивности также относится адаптация к изменениям в планах, распорядках и расписаниях, анализ результатов исследования которых будет приведен далее.
Реакции человека на изменения в текущих и долгосрочных планах, а также выбор форм активного приспособления или пассивного принятия этого являются факторами временной адаптивности человека.
Респонденты с нарушениями в здоровье в основном сталкиваются с трудностями психологического характера при изменениях в их краткосрочных планах (при отмене назначенной встречи, изменениях в расписании занятий, отмене запланированных дел на работе и т.д.) (40,9%). Участники исследования из этой группы отметили, что некоторые изменения в текущих планах они могут принять (42,0%), и это не доставляет им ущерба в определенных случаях. Изменения в долгосрочных планах (на 6 месяцев, год, полтора года и т.д.) им легче воспринимать и приспосабливаться к ним (60,2 %).
Большая доля лиц с нормальным уровнем здоровья достаточно быстро адаптируется к изменениям в краткосрочных и долгосрочных планах (68,9% и 67,2% соответственно) (табл. 6).
Таблица 6
Распределение ответов респондентов о приспособлении к изменениям в планах (в %)
Оценки возможностей
Группы респондентов |
трудно |
редко бывает легко |
иногда легко, а иногда - нет |
часто бывает легко |
легко |
Краткосрочные планы |
|||||
ОВЗ |
29,5 |
11,4 |
42,0 |
13,6 |
3,4 |
УЗГ |
13,1 |
14,8 |
45,9 |
23,0 |
3,3 |
Долгосрочные планы |
|||||
ОВЗ |
5,7 |
21,6 |
42,0 |
18,2 |
12,5 |
УЗГ |
4,9 |
24,6 |
34,4 |
32,8 |
3,3 |
Дополнительными временными параметрами в жизнедеятельности человека являются его ежедневные ритуалы и различные расписания, которых он придерживается в течение длительного времени. К ежедневным ритуалам относится порядок ежедневных дел (подъем, омовение, приемы пищи т.д.). Нарушение порядка ежедневных ритуалов может существенно изменить ежедневный график человека, повлиять на его психическое и эмоциональное состояние, вызвать реакции стресса и ухудшения самочувствия (рис. 2, а).
Лица с нарушениями в здоровье, принимавшие участие в исследовании, отметили, что тяжело переживают различные изменения в порядке своих ежедневных ритуалов иногда или часто (34,1% и 26,1% соответственно). Изменения в ежедневных привычках и распорядке дня являются для них нежелательными и даже болезненными.
Респонденты с нормальным уровнем здоровья в основном легко относятся к смене порядка своих ритуалов (37,7%); они редко придерживаются один раз и навсегда заведенного порядка; предпочитают спонтанность в своих действиях; легко подстраиваются под обстоятельства и меняют свои планы при необходимости.
Помимо распорядка дня организующим звеном в жизнедеятельности человека являются разнообразные расписания, которых он должен придерживаться. Такими могут быть расписания учебных занятий, порядок рабочих дел и производственных операций, расписания движения транспорта, расписания приёма врачей и др. Изменения в этих и других видах расписаний по независящим и зависимым от индивида причинам могут вызывать различные эмоциональные и психические реакции с его стороны, в том числе состояния фрустрации и стресса, увеличение тревожности, ухудшение самочувствия и т.д. (рис. 2, б).
Часть лиц с нарушениями в здоровье отметили, что иногда с трудом относятся к изменениям в расписаниях (20,5%), по которым они ориентируются и планируют свою занятость на определенный период.
Лица из условно здоровой группы часто могут быстро и эффективно адаптироваться к изменениям в расписаниях (37,7%). Для них не представляет сложности отменить или перенести назначенное дело и внести коррективы в личные планы из-за изменений в расписаниях.
а) оценки адаптации к изменениям в распорядке ежедневных ритуалов б) оценки адаптации к изменениям в расписаниях
Рисунок 2 – Распределение ответов респондентов об адаптации к изменениям в распорядке и расписаниях
Наличие психологических негативных реакций, эмоциональных переживаний, тревоги, стресс-реакций, ухудшений самочувствия в связи с изменениями в планах по вине внешних обстоятельств и личным причинам является результатом снижения временной адаптивности человека. Низкий уровень временной адаптивности и острое реагирование на изменения в планах, различных расписаниях (учебных занятий, рабочих дел, врачей и т.п.) и в распорядке ежедневных дел, отсутствие системы личного планирования могут также приводить к развитию эмоционального выгорания и других негативных личностных деформаций у лиц с разным уровнем здоровья.
Далее были оценены возможности восприятия структуры окружающей среды у респондентов из условно здоровой группы и имеющих нарушения в здоровье. Некоторые компоненты физической среды, например расстояние от одного населенного пункта до другого и т. п., могут восприниматься людьми с разными преобладающими типами восприятия во временных или пространственных величинах, что определяет особенности восприятия и мышления индивида.
Как отмечают ученые, «мир повседневной жизни имеет пространственную и временную структуры», потому любая удаленность друг от друга может быть измерена не только в категориях пространства, но и категориях времени» [2].
Респонденты из обеих групп оценили, в чем они преимущественно измеряют и воспринимают удаленность объектов друг от друга и структуру окружающей среды (табл. 7).
Таблица 7
Распределение ответов респондентов о восприятии структуры окружающей среды (в %)
Структура окружающей среды Группы респондентов |
Временная |
Пространственная |
условно здоровые лица |
59 |
41 |
лица с психоэмоциональными расстройствами |
72 |
28 |
лица с физическими нарушениями |
38 |
63 |
лица с сенсорными нарушениями |
85 |
15 |
лица с хроническими заболеваниями |
82 |
20 |
лица с другими видами нарушений в здоровье |
83 |
17 |
Большая часть лиц из условно здоровой группы имеют временное восприятие структуры окружающей среды, например расстояния от одного объекта до другого (59%). Среди респондентов с нарушениями в здоровье доля лиц с временной ориентацией выше (от 72% до 85% в разных группах). Это может быть связано с тем, что восприятие временной структуры окружающей среды является более современным типом восприятия и более инструментально доступным для человека в настоящее время.
Отметим, что лицам с физическими нарушениями, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, с ограничениями мобильности, с травмами и другими дефектами, более доступно пространственное восприятие, чем временное (63%). Особенности и ограниченность возможностей передвижения, иной «ракурс» восприятия мира в случаях передвижения на инвалидной коляске, необходимость учитывать длину расстояния и возможности для его преодоления являются теми факторами, которые формируют у представителей этой группы преимущественно восприятие пространственной структуры среды.
Выделенные в ходе исследования факторы временной адаптивности, как способности человека воспринимать и приспосабливаться к изменениям во временных параметрах окружающей среды, позволили выделить её уровни (табл. 8):
Таблица 8
Уровни временной адаптивности индивида
Уровни адаптивности |
Содержание уровней |
Высокий |
Быстрая адаптация к изменениям в часовых поясах, смене циркадианных ритмов активности, сезонным и другим природным изменениям; отсутствие каких-либо реакций на изменения временных параметров среды. Сформированное и эффективное принятие изменений в жизненных планах, в расписании дел (занятий) и в распорядке ежедневных ритуалов; восприятие и ориентация в расписании транспорта, врачей, занятий и т.д.; хорошие восприятие и ориентация в астрономическом времени, развитое чувство «психологического времени», отсутствие опозданий. |
Средний |
Сниженные возможности адаптации к изменениям временных параметров окружающей среды (временных поясов, циркадианных ритмов, смене сезонов и т.п.); наличие слабовыраженных и непродолжительных психоэмоциональных и физических реакций на изменения временных параметров; нормальная ориентация в астрономическом времени; развитое чувство «психологического времени»; низкая склонность к опозданиям; длительная адаптация и осложнённое восприятие изменений в краткосрочных и долгосрочных планах, расписаниях (транспорта, врачей, занятий и т.п.), распорядке ежедневных ритуалов и т.п. |
Низкий |
Проблемы с адаптацией к изменениям временных параметров пространства (смене временных поясов, циркадианных ритмов, сезонов и т.п.); наличие частых и сильных психофизических реакций на изменения временных параметров окружающей среды; нарушения или отсутствие восприятия и ориентации в астрономическом времени; частые опоздания; дезадаптированность и тяжелое, иногда болезненное, переживание изменений в текущих жизненных планах и распорядке ежедневных дел; неполное восприятия расписаний (транспорта, занятий, врачей и т.п.). |
Рассмотрим распределение выборки респондентов с разным уровнем здоровья по уровням временной адаптивности (рис. 3).
Рисунок 3 – Распределение респондентов по уровням временной адаптивности
Большая часть респондентов из экспериментальной и контрольной групп имеет средний уровень временной адаптивности (92% и 85% соответственно). Среди лиц с нормальным уровнем здоровья был выявлен больший процент респондентов с высоким уровнем временной адаптивности, чем среди лиц с нарушениями в здоровье. В целом, анализ результатов изучения уровня временной адаптивности показал, что большинство респондентов из обеих имеют достаточный уровень восприятия и ориентации во времени, устойчивы к естественным временным изменениям и изменениям в планах, распорядках и т.п.
Распределение респондентов из экспериментальной и контрольной групп по уровням временной адаптивности было сопоставлено с их уровнями психической и эмоционально-деятельностной адаптивности, рассчитанными по соответствующим методикам Фетискина Н.П., Козлова В.В. и Мануйлова Г.М. [14].
Корреляционный анализ показателей уровней временной, психической и эмоционально-деятельностной адаптивности показал наличие средней по силе прямой связи (r=0,46, p<0,05) между показателями временной и психической адаптивности у участников исследования и слабой обратной связи (r=-0,24, p<0,05) между уровнями пространственной и эмоционально-деятельностной адаптивности у представителей выборки. Показатели психической и эмоционально-деятельностной адаптивности участников исследования также имеют слабую обратную связь (r=-0,27, p <0,05).
Полученные результаты корреляционного анализа показывают, что временная адаптивность человека развивается на фоне развития и увеличения психической адаптивности личности, как способности приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды, в том числе к переменам в социальной жизни обществе, постоянном круге общения, организации жизнедеятельности и в других параметрах микро- и макросреды.
Эмоционально-деятельностная адаптивность характеризует эмоциональную лабильность человека. Величина её уровня указывает на возможности эмоциональной устойчивости и нервно-психической регуляции индивида [4] в стрессовых, трудных жизненных и в других ситуациях. Эмоционально-деятельностная адаптивность имеет слабые отрицательные связи с временной и психической адаптивностью личности, что может быть связано с размерами и другими характеристиками обследуемой выборки.
Выводы
Проведенное исследование особенностей и уровня развития временной адаптивности у лиц с разным уровнем здоровья показало, что факторы снижения способности к восприятию и ориентации во времени воздействуют на жизнедеятельность человека, его психическое и физическое состояние, возможности адаптации к физическим условиям окружающей среды.
Проведенный анализ теоретических источников показал разработанность понятия «адаптивность», однако в них чаще рассматривается общая, социально-психологическая и эмоциональная адаптивность личности. Адаптивность человека к физических условиям окружающей среды, в том числе к изменениям во времени, освещена в научной литературе узко. Это психологическое качество и связанные с ним виды адаптации довольно часто упоминаются в научных статьях и монографиях, однако выделение этого понятия в отдельный объект исследования и определение его структуры обнаружены не были.
В ходе проведения эмпирического исследования были выделены такие факторы временной адаптивности индивида, как восприятие и ориентации во времени, адаптация к естественным временным изменениям, приспособление к изменениям в планах, распорядках и расписаниях.
Многие респонденты с нарушениями в здоровье различных нозологических групп имеют трудности в восприятии и ориентации в астрономическом времени, не могут быстро определить его точное значение, не всегда могут определить примерные значение времени без часов и других измерительных приборов. Респонденты, имеющие психоэмоциональные, физические и другие виды нарушений в здоровье, отметили, что сталкивались с «провалами» во временами большой длительности. При определении особенностей адаптации к естественным изменениям во времени были изучены циркадианные ритмы респондентов и наличие у них психофизических реакций на смену сезонов. Участники исследования с нарушениями в здоровье отметили, что достаточно часто их ритмы сна-бодрствования не совпадают с реальными суточными ритмами, также они часто испытывают различные психофизические реакции и нарушения эмоционального состояния при смене сезонов. Изменения в краткосрочных планах большая часть респондентов с нарушениями в здоровье воспринимает негативно, часто это становится проблемой для человека. Изменения в долгосрочных планах участники исследования воспринимают более нейтрально. Нарушения в распорядке ежедневных ритуалов и изменения в расписаниях, которые могут нарушить планы лица с психофизическими нарушениями, воспринимают достаточно негативно и даже болезненно.
Для изучения уровней временной адаптивности понадобилось определить их критерии. После чего стало возможным определить уровни временной адаптивности у респондентов из экспериментальной и контрольной групп. Большая часть респондентов из обеих групп имеют средний уровень временной адаптивности. Это означает, что они имеют сниженные возможности адаптации к изменениям во времени, испытывают определенные психоэмоциональные и физические реакции при естественных временных изменениях в окружающей среде, имеют развитое чувство «психологического времени» и нормально ориентируются в астрономическом времени, адаптация к изменениям в планах, распорядке дня или расписаниях для них является осложнённой.
Проведенный корреляционный анализ показал наличие средней прямой взаимосвязи между уровнями временной и психической адаптивности у лиц с нарушениями в здоровье и из условно здоровой группы.
Полученные результаты исследования факторов временной адаптивности показали наличие особенностей и некоторое снижение этой способности у лиц с нарушениями в здоровье по сравнению с респондентами из условно здоровой группы. Для лиц с нарушениями в здоровье, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, должны быть предусмотрены образовательные программы, в том числе в дистанционной форме, и психологическое сопровождение для развития способностей к адаптации к изменениям во временных условиях окружающей среды, восприятию и ориентации во времени, развитию навыков планирования и управления временем. Также для определения уровня временной адаптивности и других видов адаптивности к физическим условиям окружающей среды необходима разработка соответствующей психологической методики, в чем автор видит продолжение своей работы.
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 152 с.
2. Анохин А.М. Социальная адаптация в контексте феномена границы. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. №3. С. 53-65
3. Богомолов М.А. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. №1. С. 67-73
4. Валиуллина Е.В. Психологические особенности адаптивности и конфликтности студентов первого курса вуза. // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2020. Т1. №1. С. 51-54
5. Василенко Т.Д. Смысловая организация времени человеческого бытия как основание построения жизненного пути личности // Медицинская психология в России. 2013. №5. С. 1-13
6. Деревянко Ю.П., Ковалева О.Л., Пчелкина Е.П. Личностная организация времени жизни и ценностная значимость здоровья студентов-первокурсников в процессе адаптации к учебной деятельности. // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. №2. С. 1-6
7. Корягина Ю.В., Лычак С.А. Изменения временной организации - как критерий адаптивности к различным физическим нагрузкам. // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 6. С. 86-87
8. Михальчи Е.В. К изучению особенностей восприятия времени и пространства у лиц с ОВЗ и инвалидностью. // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. № 3 (14). Режим доступа: [http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=221] (дата обращения: 30.09.2016)
9. Михальчи Е.В. Особенности восприятия времени и пространства в зависимости от психических черт у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. // Ученые записки РГСУ. 2017. Т. 16. №1. С. 32-41.
10. Михальчи. Е.В. Изучение восприятия психологического времени как фактора социальной адаптации лиц с ОВЗ. // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2017. №3. С. 88-93
11. Реан А.А., Симаева И.Н. Превентивная адаптивность как новообразование личности. // Российский психологический журнал. 2006. №2. С. 22-34
12. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. учреждений высш. образования. М.: «Академия», 2014. 158 с.
13. Тихонова Т.С., Звоников В.М. Особенности представлений о женщинах у мужчин с разным уровнем адаптивности // Инновационная наука. 2019. №3. С. 187-192
14. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: изд-во Института Психотерапии, 2002. 362 с.