Калуга, Калужская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.07 Общая педагогика
В статье рассматривается проблема профессионального выбора как одна из экзистенциальных проблем, возникающих в подростковом возрасте. Исследование построено на идеях рефлексивно-ценностного подхода как методологического подхода в педагогике, разработанного автором в контексте научной школы М.И. Рожкова. В контексте рефлексивно-ценностного подхода педагогическое сопровождение саморазвития подростков рассматривается как особый вид педагогического взаимодействия, направленный на стимулирование осознания воспитанниками смысла собственной жизни, в том числе через профессиональный выбор, который приведет в будущем к самореализации в профессии. Самостоятельный выбор вершит судьбу человека, поэтому он должен носить осознанный характер и иметь характер предвидения, что невозможно без сформированных нравственных ориентиров как регуляторов поведения и сознания человека. Исходя из этого, важной задачей педагогического сопровождения подростка в ситуации профессионального самоопределения является формирование у подростков нравственных ценностных установок и на их основе проекта собственной жизни. В материалах статьи предложено содержание этапов педагогического сопровождения саморазвития подростка в ситуации профессионального самоопределения. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00616.
выбор, профессиональный выбор, жизненное самоопределение, рефлексивно-ценностный подход
Актуальность. Вопрос о профессиональном самоопределении молодежи становится в наше время особенно актуальным. Уже в подростковом возрасте школьник начинает задумываться о выборе будущей профессии, именно в это время усваиваются социальные нормы, правила поведения, происходит формирование собственной системы ценностных ориентаций.
Основным механизмом профессионального самоопределения является готовность человека к осознанному самостоятельному выбору будущей профессии, которая обеспечивает раскрытие и проявление его индивидуальных особенностей, склонностей и интересов, ориентированная на личностное и профессиональное развитие в ближайшем будущем.
Проблема. Как указывает О.Г. Грачева, для любого человека выбор профессии является не простым, а зачастую и долговременным процессом, от которого во многом зависит благополучие и удовлетворенность своей жизнью. Осознанный выбор профессии человеком основывается на имеющихся у него социальных ценностях. В настоящее время в мире происходит множество изменений в научно-технической сфере, производстве, рынке труда, меняются социально-экономические условия. Все это предъявляет высокие требования к личности и его профессиональной деятельности [2].
Выбор профессии является самым важным и сложным делом для подростков. Проведенные нами опросы калужских школьников показали, что 55,5% из них хорошо понимают, что содержание их будущей жизни напрямую зависит от того, сумеет ли они правильно выбрать профессию, 24,5% опрошенных уверены, что выбор профессии зависит не от них напрямую, а от родителей; 20% испытуемых ответили, что выбор профессии в настоящее время не является гарантом жизненного благополучия и состоятельности, что есть много внешних, не зависящих от человека факторов. Для многих подростков главным критерием выбора своей профессии является ее престижность и высокая оплата труда.
Исследователи Е.Е. Горина и Е.А. Шикина выделяют следующие особенности отношения современной молодежи к профессии:
− для молодых людей приоритетными являются не знания о профессии, трудовых операциях и способы трудоустройства, а внешние свойства профессии, популярность и возможность утвердиться в обществе;
− трудовые и профессиональные интересы молодежи во многом не сформированы и размыты, лишь незначительная ее часть представляет свою будущую профессию и задумывается о трудоустройстве;
− основным мотивом получения высшего образования является достижение в будущем высокого уровня материальной обеспеченности и социального статуса [1].
Наблюдаемые и регистрируемые тенденции приводят к выводу о том, что профессиональное самоопределение предстает для подростков как сложный, неоднозначный процесс, требующий грамотного и своевременного педагогического сопровождения.
Таким образом, проблемой выступает неготовность большинства подростков к осознанному и субъектному выбору своей будущей профессии, что предопределило необходимость предложения новых педагогических подходов в педагогике в части сопровождения подростка в его профессиональном выборе.
Разработанность проблемы и авторские идеи.
Проблема подготовки подростков к самостоятельному и ответственному выбору будущей профессии так или иначе связана с педагогическими подходами по профессиональной ориентации, которые довольно широко представлены научными трудами ученых: Н.С. Пряжникова [6], который изучал методологию проведения, проблемы и технологии профессиональной ориентации подростков и молодежи; Е.А. Климова [4], разработавшего серию методических материалов и тестов по профессиональной ориентации обучающихся; И.Л. Соломина [9], рассмотревшего технологию профессиональной диагностики и консультации; А.Д. Сазонова [8], предложившего рассматривать профориентацию клиентов разных возрастов в специфике каждого из них. Однако при достаточном количестве научных трудов в них недостаточно внимания уделяется разработке педагогических подходов, показывающих возможность формирования у подростков готовности к самостоятельному профессиональному выбору в опоре на субъектную позицию.
По мнению В.Н. Кормаковой, профессиональное самоопределение школьников характеризуется противоречием между потребностью личности в приобретении определенного социального статуса, в самореализации, самоутверждении и недостаточным представлением о профессии, отсутствием необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, несформированными профессионально важными качествами [5]. Ученый отмечает, что в подростковом возрасте у школьников начинается этап самоопределения, характеризующийся некоторыми особенностями, которые связаны с физиологической перестройкой организма и развитием социальных и психологических новообразований. В подростковом и раннем юношеском возрасте потребность в самоопределении не только оказывает влияние на характер учебной деятельности, но и определяет ее. Это относится к выбору профильных предметов в школе, классов с различной специализацией и выбору учебного заведения [5]. Все эти психолого-педагогические особенности нужно учитывать в вопросах профессионального самоопределения школьников.
Мы полагаем, что в данном случае речь должна идти об организации педагогического сопровождения, направленного на формирование у подростка готовности к выбору через развитие рефлексии (происходящих событий) и саморефлексии (себя, своих способностей и индивидуальных качеств), формирование ценности профессии, формирование субъектной позиции, предполагающей самостоятельный и ответственный выбор.
В контексте рефлексивно-ценностного подхода в педагогике, разработанного нами в научной школе под руководством профессора М.И. Рожкова [7], педагогическое сопровождение саморазвития подростков рассматривается как особый вид педагогического взаимодействия, направленный на стимулирование осознания воспитанниками смысла собственной жизни, в том числе через самореализацию в профессии. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков ставит перед собой в качестве первоочередной задачу формирования у ребенка ценностных смыслов и, на основе этого, построение проекта своей жизни.
В данном контексте уместно упомянуть высказывание исследователя С.В. Явон, согласно которому жизненное самоопределение молодежи − это процесс целенаправленной самоорганизации жизнедеятельности личности через осознанную систему жизненных смыслов, ценностей, целей и выработку жизненных стратегий и тактик. Согласно ученому, структуры жизненного самоопределения молодежи являются жизненные смыслы, ценностные ориентации, личностные планы, цели (ценностно-смысловые основания) и поведенческие практики [11].
Как отмечает В.Н. Кормакова, в современном обществе необходимо заниматься активной выработкой духовных ценностей молодежи. Исходя из результатов опросов, была выявлена следующая система профессиональных ценностей (порядок соответствует степени значимости): предприимчивость, богатство, деловитость, прибыльность труда, профессионализм, свобода выбора, дисциплина труда. Отдельно были выделены наиболее значимые для себя ценности: справедливость, личное достоинство, трудолюбие, чувство долга, образованность, профессионализм [5].
Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности. Для успешной профессиональной деятельности чрезвычайно важна мотивация успеха, настрой на позитивные результаты своего труда.
Для подростка главной ценностью является система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознанному или бессознательно выбранному «идеалу», нацеленность на будущее. Но в этом возрасте нет полной уверенности в своих нравственных идеалах и ценностях, еще не до конца сформировано мировоззрение, поэтому на личность школьника могут оказывать влияние мнения товарищей, СМИ и различные обстоятельства, происходящие в жизни.
В рамках разработанного нами рефлексивно-ценностного подхода в контексте формирования у подростков ценности профессии, наряду с другими ценностными ориентациями, не противоречащими принятым в обществе ориентирам и нормам, нами предлагается использование в контексте педагогического сопровождения саморазвития подростков следующих методов и средств:
− коуч-техники, проективные психотехники, помогающие подростку научиться проектировать свое будущее, ставить цели, планировать шаги по их достижению, а также проводить саморефлексию и рефлексию происходящего в окружающем мире, что является необходимым при составлении профессиограммы;
− арт-психотехники, позволяющие подростку выразить свое внутреннее состояние, скрытые переживания и намерения, осознать свои интересы, предпочтения, желания и потребности, в том числе в профессиональной области;
− самофутурирование, позволяющее представить предвосхищаемые картины будущего в настоящем при помощи визуального воображения (представь свое будущее, где ты работаешь по определенной специальности);
− дилеммы и дилеммные обсуждения, проблемные беседы, позволяющие проводить нравственную рефлексию своих приоритетных ценностей при выборе профессии, проектировать свое будущее с учетом сложившихся смысложизненных ориентаций;
− авторскую методику «О трудностях на пути к цели» [3, с. 58-62], которую можно использовать с целью обеспечения отношения подростка к проблемной ситуации как к ресурсу для дальнейшего саморазвития, и в качестве самостоятельного методического компонента педагогического сопровождения саморазвития подростка в ситуации преодоления трудностей, которые возникают перед подростком на пути профессионального самоопределения.
Важным этапом педагогического сопровождения саморазвития подростков выступает разработка воспитанниками проектов саморазвития, в частности, проектов «Моя будущая процессия». В данном случае мы предлагаем структуру создания проекта саморазвития, разработанную нами в опоре на теорию преодоления, предложенную Р.Х. Шакуровым [10], основной категорией которой является барьер, преодолеваемый человеком и определяющим его развитие:
- Этап выхода из «зоны комфорта». В данном случае можно говорить о проблемной ситуации, решение которой вызывает к необходимости построение проекта саморазвития. Задача данного этапа: мотивация подростка к саморазвитию, осознание необходимости и ценности самоизменения. Надо определяться с будущей профессией.
- Этап самопознания, предполагающий ответ на вопрос «Готов ли я к переменам?» (характеристика и оценка «Я-реального»). Предвидение того, что предстоит работа по достижению поставленных целей, которые должны привести к ожидаемому результату (в приближении к «Я-идеальному»). Что я хочу и что мне для этого нужно в себе развить?
- Этап анализа собственных мотивов самоизменения («Я-реальное»). Определение движущих механизмов саморазвития, их соответствие смысложизненным ориентациями («Я-реальное»). Почему я выбираю эту профессию? Она соответствует моим ценностным установкам, представлениям?
- Этап принятия личностной ответственности за свободный выбор («Я-реальное»). Мой выбор осознанный? Это то, что я хочу? Какие последствия моего выбора я прогнозирую?
- Этап составления собственно плана саморазвития в опоре на три ключевые точки: «Я-реальное (точка А)», «Я-идеальное (точка Б)», «Переход точки А в точку Б». Если изобразить этот шаг схематически, он будет выглядеть примерно так: Точка А → Саморазвитие / План действий → Точка Б. Что мне нужно сделать (по шагам) для того, чтобы прийти к поставленной цели?
- Этап продвижения по выбранному пути. Рефлексия. Ценностно-смысловое регулирование поведения. Каковы мои конкретные действия? (в лонгитюдном режиме). Что я уже начал делать на пути к достижению цели?
Полагаем, что для жизненного самоопределения подростков и их успешного профессионального самоопределения необходимо проводить работу по следующим направлениям:
− групповое и индивидуальное консультирование подростков в вопросах профессионального самоопределения;
− предоставление необходимой информации о профессиях и об учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
− взаимодействие образовательной системы с внеучебной практикой профессионального самоопределения подростков;
− обеспечение профильного обучения школьников с учетом выбранных ими определенных предметов, а также составление индивидуальных маршрутов обучения в соответствии с их интересами и склонностями;
− оказание психолого-педагогической и методической помощи учителям и классным руководителям, вовлечение их в процесс сопровождения профессионального самоопределения.
Данную работу с подростками могут проводить как педагоги дополнительного образования, учителя, социальные педагоги, психологи, так и приглашенные специалисты (преподаватели ВУЗов, коучи, специалисты по профориентации). Также к этой работе желательно привлекать и родителей, как полноправных субъектов педагогического сопровождения как элемента образовательного процесса.
Профориентационная работа в условиях дополнительного образования, школы, семейного воспитания должна быть направлена на развитие интересов, корректировку ценностей, мотивов и формирование смысловых целей в жизни. Приоритетным в профориентационной работе должно быть формирование субъектной позиции подростка, основывающееся на самоизучении им своих интересов, склонностей, желаний. Необходимо вовремя выявлять, какими ценностными ориентациями руководствуется подросток, каковы его мотивы выбора профессии, способности, профессиональные интересы, и оказать, при необходимости, дифференцированное персонифицированное педагогическое сопровождение.
Профессиональное самоопределение должно быть нацелено на то, чтобы подросток выбирал будущую профессию, прежде всего, исходя из собственных интересов, возможностей и склонностей, а не ориентируясь на престижность, материальную выгоду, выбор родителя или друга.
Выводы.
- Выбор профессии является важной задачей подростка, в частности, и общества, в целом, поскольку от профессионального выбора зависит как судьба отдельно взятого человека, так и развитие цивилизации.
- Самостоятельный выбор вершит судьбу человека, поэтому он должен носить осознанный характер и иметь характер предвидения, что невозможно без сформированных нравственных ориентиров как регуляторов поведения и сознания человека. Исходя из этого, важной задачей педагогического сопровождения подростка в ситуации профессионального самоопределения является формирование у подростков нравственных ценностных установок, и на их основе проекта собственной жизни. Данная идея выступает ключевой в нашем научном исследовании, предметом которого является рефлексивно-ценностный подход, разработанный нами в рамках научной школы под руководством М.И. Рожкова.
- Методология экзистенциальной педагогики соответствует сущности саморазвития в его современном представлении как реализации подростком собственного проекта совершенствования необходимых ему качеств. Развитие научных идей, основанных на методологии экзистенциальной педагогии, может внести свой вклад в развитие педагогической науки, а их воплощение в практике школьного образования и дополнительного образования детей позволит получить реальные воспитательные эффекты.
1. Горина, Е.Е., Шикина Е.А. Особенности выбора будущей профессии: результаты трендового исследования // Общество: социология, психология, педагогика. − 2013. − №3. − С. 11−15.
2. Грачева О. Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Психология развития. − 2012. − Т. 1. − Вып. 2. − С. 15-18. [Электронный ресурс]: режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-i-motivy-lichnosti-kak-faktory-vybora-professii-vypusknikami-shkol
3. Иванова И.В. Педагогическое обеспечение формирования у подростка восприятия ситуации преодоления трудностей как возможности для саморазвития // Воспитание школьников. − 2019. − №8. − С. 51−62.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Москва: Академия, 2012. − 304 с.
5. Кормакова В.Н. Профессиональное становление школьников как фактор жизненного самоопределении // Научные ведомости Белгородского государственного университета. − 2008. − №11. − С. 91-98. [Электронный ресурс]: режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-stanovlenie-shkolnikov-kak-faktor-zhiznennogo-samoopredeleniya
6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. − Москва: Изд-во: Институт практической психологии. -Воронеж:Изд.НПО "МОДЭК", 1996. − 246 с.
7. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. − 2011. − №4. − С. 43-47.
8. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. − Москва: Просвещение, 3 изд., 2010. − 223 с.
9. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспрессдиагностики и профессионального консультирования. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 280 с.
10. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). − Казань, 2001. - 136 с.
11. Явон С.В. Жизненное самоопределение российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. − 2012. − № 4. − С. 174−178.