ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
в статье рассматривается проблема личностно-профессионального моделирования оперативно-служебного функционирования сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел. Предложена модель личностно-профессиональной пригодности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД по Республике Саха (Якутия), учитывая специфические характеристики деятельности и особенности региона. Концептуально-теоретическое моделирование в рамках личностно-профессиональной диагностики и профессионального отбора предполагает выстраивание целостной концепции психологической диагностики и ее теоретическое обоснование, что позволяет повысить качество и эффективность оперативно-служебного функционирования. В статье моделирование понимается как систематизация психологических признаков деятельности сотрудников ОВД в определенных типовых профессиональных ситуациях, что позволяет формировать обобщенную профессиограмму деятельности специалиста, которая используется в профессиональном психологическом отборе, подборе кадров, в процессе профессионально-психологической подготовке. Объект исследования – оперативно-служебное функционирование сотрудников оперативных подразделений. Предмет исследования - модель личностно-профессиональной пригодности сотрудников оперативно-разыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД по Республике Саха (Якутия). Гипотеза исследования: модель личностно-профессиональной пригодности сотрудника подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД по Республике Саха (Якутия), учитывающая специфические характеристики деятельности, позволяет повысить качество их оперативно-служебного функционирования. Профессиографический анализ позволил выделить основные структурные элементы личностно-профессионального профиля. К этим элементам отнесены следующие группы профессионально-важных качеств: речемыслительные, эмоционально-волевые, коммуникативно-организаторские, нравственно-этические, деловые качества, а также такая характеристика, как физиологические резервы организма.

Ключевые слова:
личностно-профессиональное моделирование, профессиональный психологический отбор, профессиограмма, психологическая пригодность, профессиографический анализ, профессионально-важные качества
Текст

Актуальность. В современных условиях в связи с реформированием органов внутренних дел всё чаще потерпевшие, свидетели и другие участники уголовного судопроизводства испытывают на себе давление со стороны преступников или их окружения, заинтересованных в противодействии правосудию. На данном этапе институт защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в России пока еще находится в стадии становления. Лишь в 2008 году в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации было образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ), которое наряду с функциями по координации данной деятельности, также непосредственно обеспечивает безопасность защищаемых лиц, являющихся свидетелями по особо сложным и резонансным преступлениям, связанным в первую очередь с проявлениями организованной преступности.

В связи с положительной тенденцией роста правонарушений в этой области и актуальностью и сложностью решения данного вопроса (хотя и имеется положительная тенденция в обеспечении безопасности лиц, подлежащих государственной защите) оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по направлению государственной защиты свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства рассматривается нами в числе приоритетных направлений деятельности.

Проблема. Деятельность оперативных сотрудников является наиболее эмоционально-напряженной, и предъявляет особые требования к скорости принятия решений, адаптационным возможностям и личностным особенностям, иными словами, требующая максимальной профессиональной пригодности и готовности сотрудника к выполняемой профессиональной деятельности.

Высокий уровень профессионализма данной категории сотрудников, достигается за счет формирования профессиональной, физической и психологической подготовленности [6, с. 4].

Профессиональный психологический отбор сотрудников, решающих задачи оперативно-разыскной деятельности требует использования апробированных психологических критериев и валидного диагностического инструментария для их отбора.

Одним из первых психологов, сформулировавших принципы изучения психологических особенностей деятельности личности, является К.К. Платонов, который выдел ряд основополагающих принципов: принцип целенаправленности - психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования и методы; принцип личностного подхода - следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально личностных свойств другими. В данном случае подчеркивается условность, относительность психограммы успешного профессионала как модели желательного набора профессионально важных качеств; принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только специфический комплекс профессионально важных качеств, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении [2, с. 34].

Важно особо отметить, принцип надежности -  не ограничиваться только благоприятными условиями профессиональной деятельности, необходимо определить, описать и учесть влияние экстремальности юридико-значимых ситуаций. В частности, требования оперативно-служебной деятельности к личности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел. Принцип дифференциации и типизации - следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в профессиональные группы сходные по каким-либо параметрам виды профессиональной деятельности; принцип перспективности и реальности - необходимость учитывать тенденции развития оперативно-разыскной деятельности, рассматривать ее в культурно-исторической перспективе.

Эмпирически исследуя особенности поведения и некоторые личностные характеристики оперативных сотрудников, можно правомерно прогнозировать в дальнейшем скорость и качество формирования необходимых для сотрудника оперативных подразделений профессионально важных свойств и способностей.

Представляется весьма вероятным наличие тесной связи между определённым стилем поведения и наличием определённых личностных свойств сотрудников с успешностью их профессиональной деятельности.

На наш взгляд, обязательным является использование методов эмпирического исследования, в максимальной степени отражающих деятельность сотрудника с учётом влияния профессиональных факторов, характерных для оперативно-разыскной деятельности. В частности, одним из эффективных методов может быть метод профессиографии.

Понимая профессиографию как технологию изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям индивида, необходимо использовать полученные знания для разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций.

Анализ оперативно-служебной, профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений представляет собой целенаправленный процесс, в которой включает три этапа: сбор информации о профессиональной деятельности; обработку и обобщение полученной информации, составление профессиограммы, т.е. выявление системы признаков, описывающих специфику профессиональной деятельности, включавших перечень норм и требований, предъявляемых к личности сотрудника; использование профессиограммы для решения оперативно-служебных задач.

Существуют различные варианты профессиографических схем, их содержание и структура зависят от целей изучения профессии, от ее особенностей и теоретического фундамента исследования.

Результатом профессиографической деятельности является создание профессиограмм и психограмм. В профессиограмме содержатся основные профессиональные требования (функции, обязанности, задачи, ответственность, уровень образования, квалификация и др.), которые являются значимыми для достижения высокого уровня профессионализма и надежности сотрудников в процессе служебной деятельности.

В современной профессиографии процесс подбора сотрудников на соответствующую должность состоит из 2 основных этапов: разработка профиля («портрета») профессии, должности, который состоит из перечня определенных профессионально значимых свойств или профессионально важных качеств; диагностика этих свойств и качеств у претендента на соответствующую должность, с последующим сравнением с результатами предыдущего исследования.

В результате моделирования профессиональной деятельности сотрудника образуется обобщенная профессиограмма специалиста, которая может использоваться в целях профотбора, распределения и расстановки кадров, обучения персонала и др.

Спецификой составления психограммы в целях профотбора сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел является ориентация на изучение более устойчивых, стабильных свойств, дифференцирующих сотрудников по эффективности профессиональной деятельности.

Психограмма, составленная в целях профотбора, включает два вида требований к сотруднику оперативных подразделений органов внутренних дел: во-первых, те, которые определяют необходимые и некомпенсируемые свойства и должны предъявляться к любому среднестатистическому представителю данного подразделений; во-вторых, только желательные, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства.

Профессиографический анализ оперативно-служебного функционирования сотрудников оперативных подразделений - это формальный процесс сбора данных, который позволяет получить информацию о контексте и условиях службы в органах внутренних дел, характерных для сотрудников оперативных подразделений.

Система МВД России испытывает потребность в качественных общецелевых методах профессиографического анализа. Системная профессиография отражает различные стороны и проявления субъект-объектных, субъект-субъектных и объект-объектных отношений в оперативно-служебной деятельности. Системный профессиографический анализ деятельности сотрудников оперативных подразделений является основным инструментом обоснования требований к личности, к ее способностям и профессионально важным качествам. Степень соответствия конкретным требованиям и определяет уровень пригодности к служебной деятельности. Способности сотрудника, его профессионально важные качества и функции формируются в процессе оперативно-служебной деятельности, причем возможности их развития ограничены как особенностями самого процесса развития, так и временными рамками [5, с. 2].

В современной психологии концептуальная модель является одним из компонентов общепсихологической модели деятельности, как психическая сторона организации деятельности, как способ деятельности, направленный на решение поставленной оперативно-служебной задачи. Ее содержание и структура зависят от специфики профессиональной деятельности сотрудника. Основной функцией концептуальной модели является регуляция действий на достижение определенных целей, осуществление прогнозирования, предвосхищения, предвидения юридико-значимых событий.

Таким образом, описание профессиограммы специалиста, представляет собой, с одной стороны, упрощение совокупности реальных свойств, с другой стороны – их идеализацию применительно к некоторому абстрактному (или, напротив, конкретизированному) случаю, то есть модель.

В настоящее время моделирование представляет собой систематизацию психологических признаков деятельности личности в определенных типовых профессиональных ситуациях. На основе этого формируется обобщенная профессиограмма деятельности специалиста, которая в полной мере может быть использована в профессиональном отборе, подборе кадров, профессионально-психологической подготовке[1, с. 2].

Внедрение системы психологической диагностики, основанной на моделировании личностно-профессиональной пригодности, может стать основой совершенствования профессионального психологического отбора на службу и повышения надежности сотрудника органа внутренних дел в целом.

Личностно-профессиональное моделирование, как правило, включает шесть этапов: концептуально-теоретическое моделирование оценивается  личностно-профессиональной пригодность к профессиональной деятельности; предметно-содержательное моделирование анализирует профессиональные требования к личности сотрудника, сформированные профессионально важные качества, профессиональные компетенции; инструментально-методическое моделирование, позволяющее определить комплекс методик для оценки личностно-профессиональной пригодности; формально-математическое моделирование, оптимизирующее систему валидизации методов, и позволяющее сформировать технологию личностно-профессиональной диагностики и обеспечивает разработку диагностической тестовой батареи; интерпретационное моделирование позволяет принимать решение об уровне пригодности кандидатов на службу и организационная модель способствует  структуризации процесса личностно-профессиональной диагностики [4, с. 3].

Концептуально-теоретическое моделирование в рамках личностно-профессиональной диагностики и профессионального отбора предполагает выстраивание целостной концепции диагностики и ее теоретическое обоснование.

Методика исследования. Нами было проведено эмпирическое исследование 25 сотрудников оперативного подразделения – оперуполномоченных оперативно-разыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД по Республике Саха (Якутия), а также 80 сотрудников, прошедших профессиональных психологический отбор в рамках перемещения на службу в данное подразделение с целью моделирования личностно-профессиональной пригодности сотрудников данного подразделения к выполняемой профессиональной деятельности. Общая выборка эмпирического исследования составила 105 сотрудников органов внутренних дел.

В качестве методов эмпирического исследования были использованы: анализ литературы, посвященной вопросам изучения особенностей оперативно-служебной деятельности, научного моделирования; метод экспертных оценок; психодиагностического обследования с помощью методик «Прогрессивные матрицы Равена», «Аналогии», «Словарь», Краткий отборочный тест, Модифицированный вариант методики «Мотивационный профиль» (М-профиль), «Оценка уровня развития волевой саморегуляции» (опросник ВСК), методика изучения правосознания, «Оценка субъективной локализации контроля над значимыми событиями» (Локус контроля), Многомерный метод исследования личности (ММИЛ).

Эмпирическое исследование проводилось в период с 2016 г. по 2019 г. Количество обследованных лиц составила 105 сотрудников органов внутренних дел Республики Саха (Якутия), из них 25 сотрудников являлись действующими сотрудниками оперативно-разыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД по Республике Саха (Якутия). В рамках эмпирического изучения уровня личностно-профессиональной пригодности сотрудников оперативно-разыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД по Республике Саха (Якутия) исследование включило два этапа: индивидуально-психологическое обследование и профессиографическую экспертизу. Экспертная группа состояла из 5 руководителей. Опыт работы данных сотрудников составил более 10 лет оперативной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе эмпирического исследования экспертам предлагалось оценить значимость компетенций с позиции их влияния на эффективность профессиональной деятельности сотрудников оперативно-разыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД по Республике Саха (Якутия). Анкета изначально предполагала избыточный список качеств (106), включая психофизиологические характеристики.

По результатам профессиографического анализа были выделены из общего массива характеристик 31 наиболее значимое качество, наличие которых определяет успешное выполнение служебных функций сотрудником госзащиты. В единый профиль профессионально-важных качеств вошли только те, которые в результате ранжирования получили более 4,6 балла.

Дальнейший профессиографический анализ позволил выделить основные структурные элементы личностно-профессионального профиля. К этим элементам отнесены следующие группы профессионально-важных качеств: речемыслительные (РМК), эмоционально-волевые (ЭВК), коммуникативно-организаторские (КОК), нравственно-этические (НЭК), деловые качества (ДК), а также такая характеристика, как физиологические резервы организма (ФРО). Причем фактор речемыслительных качеств был представлен рядом психических познавательных процессов, таких как: восприятие, внимание, воображение, память, логическое и креативное мышление, речь и функционирование зрительного анализатора [3, с.6-7]. 

Далее были определены весовые вклады элементов предметно-содержательной модели отбора (Wi). Весовые вклады рассчитывались на основе экспертной оценки. В математическом виде это выглядело так: сумма баллов каждой выделенной характеристики в группе делилась на общую сумму баллов категорий (группы). Так были получены весовые значения по каждой группе профессионально-важных качеств.

К группе РМК были отнесены следующие качества: умение выделить в информации главное, существенное; умение принять решение в очень короткий срок; способность находить разнообразные решения, в том числе и неожиданные, оригинальные в стандартных ситуациях; умение оперировать представлениями с целью предвидения возможных изменений обстановки и ожидаемых результатов деятельности; умение действовать нешаблонно, быстро принимать новые решения в изменяющейся обстановке; зрительная память; целостность восприятия образа; длительное сохранение внимания; переключение внимания; способность анализировать складывающиеся в ходе деятельности ситуации путем практического взаимодействия с объектом.

В группу ЭВК вошли: самообладание и выдержка; дисциплинированность; высокий уровень ответственности; высокий уровень ответственности; умение сохранить работоспособность в условиях развивающегося утомления; способность не ослаблять внимание под воздействием испуга или неожиданных внешних воздействий; умение сохранять работоспособность в условиях экстремальной, аварийной ситуации, дефицита времени; высокий самоконтроль поведения; эмоционально-психологическая устойчивость; выполнение обязанностей независимо от личных политических симпатий.

К группе КОК относятся: гибкость во взаимоотношениях с людьми; умение правильно оценить окружающих людей, выявить сильные и слабые стороны; умение и стремление соблюдать общепринятые в коллективе правила и нормы поведения; интерес к деловым контактам и общению с другими людьми; умение убеждать собеседника, привлекать его на свою сторону.

НЭК отражают такие качества, как: чувство собственного достоинства; честность и искренность; порядочность.

В категорию ФРО вошли: хороший глазомер, а также интерес к физическому совершенствованию. Здесь следует заметить, что оценить данные характеристики не представлялось возможным в избранной батарее тестов. В задачи нашего исследования не входит изучение ФРО, к деловым качествам было отнесено трудолюбие.

 

ЛПП огз = 0,33 (РМК)+0,3(ЭВК)+0,16(КОК)+0,1(НЭК)+0,07(ФРО)+0,03(ДК)

 

Данный перечень профессионально-важных качеств, согласно элементаристского теоретического подхода, составил наполнение предметно-содержательной модели личностно-профессиональной пригодности сотрудника госзащиты.

Таким образом, можно говорить о том, что в структуре личностно-профессионального профиля сотрудников профессионального профиля сотрудников оперативно-разыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД по Республике Саха (Якутия) по значимости для эффективности деятельности доминирует речемыслительный компонент (РМК), далее идут эмоционально-волевые качества (ЭВК), за ними следуют – коммуникативно-организаторские качества (КОК), затем – нравственно-этические (НЭК), и далее – физиологические резервы организма (ФРО) и деловые качества (ДК) (рисунок 1).

 

 

Рис.1 Предметно-содержательная модель личностно-профессиональной пригодности сотрудника оперативно-разыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД по Республике Саха (Якутия)

 

Результаты данного профессиографического исследования в последующем могут быть использованы для разработки обобщенной модели деятельности сотрудника оперативно-разыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД по Республике Саха (Якутия). Выявленные черты (профессионально-важные качества) могут определить основу требований к общеобразовательной и профессиональной подготовке, индивидуально-психологическим качествам кандидатов в данное подразделение.

На следующем этапе, был рассчитан «внешний критерий». Под «внешним критерием» понимается системный показатель успешности и эффективности функционирования и развития персонала в организации. В основном он используется для оценки достижений в профессиональной деятельности сотрудников.

Метод прямой экспертной оценки является одним из способов оценки успешности и результативности служебной деятельности. В данном исследовании оценка осуществлялась при помощи Бланка экспертной оценки профессиональных знаний, умений и навыков сотрудника.

По результатам экспертной оценки был получен «внешний критерий» эффективности и успешности каждого из 105 сотрудников МВД по Республике Саха (Якутия), прошедших диагностику в рамках исследования. В программе Microsoft Excel был произведен расчет данных, среднего значения, среднекадратического отклонения, асимметрии и эксцесса.

При анализе полученных экспертных данных, подсчете баллов распределения были выделены такие диапазоны оценок:

Исходя из обозначенного распределения, были получены следующие данные (рисунок 2):

 

Рис.2 Распределение сотрудников МВД по Республике Саха (Якутия) по «внешнему критерию»

 

Таким образом, по мнению экспертов, к категории «высоко успешных» было отнесено 20 сотрудников (15%); к средне успешным – 70 (75%); к неуспешным – 15 (10%).

Выводы. Оперативно-служебная деятельность оперативного направления является весьма сложной, многогранной и требующей высокого уровня развития личных и деловых качеств сотрудников, ее выполняющих. Моделирование является достаточно новым направлением изучения профессиональной деятельности, целью которого является создание оптимальной системы управления сотрудниками органов внутренних дел и оптимизации его функционирования [8, с.128].

Успешный сотрудник, с точки зрения прогноза эффективности оперативно-служебной деятельности, является социально приспособленным и адаптированным, избегающим конфликтов, осторожным в своих поступках, отличается уверенностью в своих поступках и возможностях, возлагает ответственность за происходящее на себя, направлен на поддержание межличностных взаимоотношений [7, с.158]. Профессиональная деятельность описываемого сотрудника имеет ярко выраженную социальную направленность.

Обобщенный «психологический портрет» успешного сотрудника оперативно-разыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД по Республике Саха (Якутия) учитывает степень соответствия их личных и деловых качеств критериям психологической пригодности, отражающим основные виды оперативно-служебной деятельности подразделения.  

Список литературы

1. Кутырев М.А. Понятие и история развития профессионального психологического отбора. Материалы к VIII международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии», СПб, 2015

2. Луговский В. А. Психология профессиональной деятельности: учеб.-метод. пособие, КубГАУ, 2015

3. Носс И.Н., Бородина Т.И. Личностно-профессиональная спецификация в диагностике персонала // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). - 2015, №3,

4. Проблемы личностно-профессиональной диагностики в профотборе кандидатов на службу в органы внутренних дел и оценки надежности сотрудника. А.Ф. Караваев, В.М. Крук, И.Н. Носс, М.В. Виноградов // Психопедагогика в правоохранительных органах.- 2015. №3 (62)

5. Профессиональный психологический отбор на службу в органы внутренних дел: новый подход к изучению личных и деловых качеств граждан, поступающих на службу в подразделения МВД. М.Н. Дашко, М.В. Виноградов // Психопедагогика в правоохранительных органах, - 2015

6. Рогов Е.И. Психология становления профессионализма (в социономических профессиях), Издательство Южного федерального университета, 2016.

7. Вахнина В. В. Коммуникативные аспекты интуиции в структуре саморегуляции профессиональной деятельности инспекторов ДПС// Психопедагогика в равоохранительных органах / Омская  академия МВД России. - 2019. - Том 24. № 2(77). - С.158- 165.

8. В.Л. Кубышко, В.М.Крук, В.В. Вахнина, А.Ю. Федотов Интеграция психологических и информационных технологий в рамках метода ситуативно-образного моделирования проблемных ситуаций специалистов силовых структур // Психология и право. - 2018. - Том 8. - № 4. - С. 128-141.


Войти или Создать
* Забыли пароль?